Проектная деятельность на уроках английского языка

Автор: Гагарина Александра Борисовна, учитель английского языка  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №39» г. Озёрск, Челябинская область

Описание работы: Данная работа будет интересна учителям английского языка, преподающим в средней и старшей школе, желающим открыть для себя и для своих учеников новые перспективы.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Цель моего проекта – создание условий для успешного изучения языка и освоения основ исследовательской деятельности в рамках единой системы урочной и внеурочной работы по предмету.

Задачи проекта:

➣ формировать представления о проектной работе;

➣ формировать навыки планирования, сбора и обработки информации;

➣ уметь анализировать, составлять отчет, оформлять сноски;

➣ формировать позитивное отношение к работе: проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с планом работы.

Современное общество в течение всей жизни будет проверять уровень сформированности общеучебных компетенций выпускника, а на рынке труда эти компетенции в сочетании со свободным владением иностранным языком откроют новые возможности. Для «свободного владения» традиционной программы, ограниченной страницами учебника, недостаточно. Действительно, подавляющая часть населения России не владеет даже базовой лексикой на бытовые темы! Современная школа должна вовлечь учащихся в языковую деятельность, сформировать желание самовыражения, помочь преломить языковой барьер, реализовать их интеллектуальный потенциал. Проектная деятельность помогает решать эту проблему.

Мой проект реализует компетентностно-ориентированное образование. Отличительная черта моего проекта – массовое вовлечение учащихся 5-11 классов в проектную деятельность на протяжении всего периода обучения. Он имеет социально-педагогическую и научно-познавательную направленность, предназначен для учащихся 5-11 классов. Программа проекта в соответствии с ФГОС НОО развивает способности ребёнка и формирует такие универсальные учебные действия, как планирование, прогнозирование, целеполагание, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция, формируя коммуникативные и социальные навыки для успешного интеллектуального развития личности. Проблемное обучение в рамках проекта проходит индивидуально и в группах, краткосрочно и долгосрочно. Аргументированная защита своей концепции, оценка работы по обозначенным критериям дают бесценный опыт публичных презентаций.

За десять лет работы с проектной деятельностью мы с лицеистами перешли от простых презентаций в Power Point на уроках «Технического перевода» к проектной деятельности с исследовательскими работами, с интерактивными мультимедийными презентациями веб-сервиса prezi.com.

Для урочных монопроектов я планирую проектную деятельность на базе разговорных тем уроков. Подготовительный этап – стандартная проработка темы с обозначением всех гипотетически важных аспектов. Одновременно происходит планирование и распределение ролей. Дополнительно рассматриваются пункты плана, которые ученики собираются изучить углубленно в индивидуальном порядке. Обязательно проведение контроля с целью профилактики возможных проблем. Обучающиеся совместно с учителем разрабатывают критерии оценивания, которое проводится в трехстороннем порядке: учитель – класс – ученик.

На подготовительном этапе внеурочных проектов межпредметной и надпредметной направленности через анкетирование или личную беседу выявляются интересы и предпочтения обучающихся. Правила участия и инструкции по вопросу оформления конечного продукта оговариваются заранее. Группы формируются по личностным характеристикам, по интересам, по уровню владения английским языком.

Следующие этапы внеурочного проекта – выбор темы, определение цели и задач проекта, формирование групп, распределение обязанностей. На этапе  поискового исследования мы решаем, откуда черпать информацию, в каком виде можно представить публике продукт проектной деятельности. Это «внешний продукт», определяемый участниками проекта. Я анализирую ещё и  «внутренний продукт» проектной деятельности – развитие межличностных, вербально-лингвистических, визуально-пространственных  и внутриличностных способностей учащихся.

Промежуточный контроль работы – трансляционно-оформительский этап, предзащита и доработка проекта. Заключительный этап – публичная защита, подведение итогов, анализ выполненной работы, выявление причин успехов и неудач. Конечный продукт подлежит обязательному оцениванию. Долгосрочные международные проекты оцениваются группой экспертов.

Метод проектов – «метод решения проблем» эффективен, так как позволяет реализовать потенциал как учеников, так и учителя.

В теоретическом плане проектная деятельность позволяет:

1.     Вовлечь максимальное количество учеников, проявить исследовательские навыки, повысить мотивацию к обучению.

2.     Изменить способ коммуникации учителя и ученика: учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.

В практическом плане имеется ряд инновационных моментов:

1. Овладение навыками работы с новейшими сетевыми ресурсами.

2. Активное внедрение в учебный процесс идеи самоконтроля и самооценки, способствующих достижению устойчивых положительных результатов.

3. В рамках проектной деятельности на уроках с первого года учебы в лицее (с 5 класса) монологические высказывания (разговорные темы) переводятся в разряд монопроектов. Личное участие в составлении рассказов, экскурсий, или научных лекций с подборкой фото, видео материала повышают мотивацию учащихся и способствует снятию языкового барьера. От раза к разу ребёнок чувствует себя все более уверенным в себе. Так достигается ситуация успеха!

Проектная деятельность базируется на принципах теоретической педагогики:

➣ принцип доступности (соответствия возрастным особенностям);

➣ субъектности (содействия развитию способности осознавать свое "Я");

➣ принцип добровольности и партнерства (полноправного сотрудничества);

➣ принцип преемственности (опоры на пройденное);

➣ результативности, объясняя важность процесса работы и результата;

➣ принцип научности и созидания.

Добавлю только, что принцип творчества и успеха является логичным завершением списка методологической базы.

«Три кита» - полезные жизненные принципы  проектного выпускника:

· Индивидуальность и  социальное самоопределение;

· Сформированность навыка индивидуальной и командной работы;

· Способность давать адекватную оценку действиям своим и чужим.

Принципиальные условия, соблюдаемые при работе над темой:

➣ Компьютерная грамотность;

➣ Умение аргументировать и делать логичные выводы;

➣ Распределение материала от простого к сложному, от  частного к общему.

Подходы, позволяющие мне реализовать ключевые компетентности:

· Личностный подход: формирует социально-значимые качества выпускников – самосознание и самореализацию, социальную активность, мобильность, креативность, стремление реализовывать конкретную осознанную цель.

·  Компетентностный подход: ученик из пассивного объекта педагогического воздействия превращается в активного субъекта проектной деятельности.

·  Дифференцированный подход: гарантирует адекватную языковую нагрузку, отработку практических навыков самостоятельной деятельности.

·  Деятельностный подход: открывает перед ребенком весь спектр возможностей и создает установку на свободный выбор.

Программа моего проекта не оставляет без внимания вопросы физического и психического, социального и нравственного здоровья. Мне важно поддерживать духовное здоровье, систему ценностей и убеждений. Здоровьесберегающий режим работы способствует становлению и духовному развитию личности ребенка. Я учу детей распределять усилия для самостоятельной работы и систематизации новых знаний.

При этом происходит не менее важный процесс профессиональной самореализации учителя. Осознание того, что потенциал ребенка реализован, а педагогический опыт и идеи педагога востребованы в полной мере также ведет к счастливому, спокойному и здоровому существованию, а не к нервным срывам на фоне профессионального выгорания.

Мой проект эффективен при отсутствии особых материальных затрат. Администрация может предоставить призы и награды победителям за счет учебного учреждения. Затраты времени учителя соотносятся с полученным конечным результатом. Максимальное усилие прилагается руководителем проекта на первых двух этапах работы, далее необходимо только контролировать сроки и помогать в решении текущих проблем.

Материально-техническая база моего проекта – персональный компьютер с выходом в Internet, мультмедиапроектор, в 5-9 классе программа для создания презентаций Power Point, и веб-сервис prezi.com (10-11 класс). Проектная деятельность на всех уровнях осуществляется при руководстве учителя-предметника, при участии старшеклассников для внедрения элементов самоуправления, а также при поддержке коллег для работы в жюри, участия в бинарных проектах.

Проектная деятельность дает возможность совершенствовать коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, развивать языковые средства и навыки пользования ими, формировать социокультурную осведомленность, применяя общеучебные и специальные учебные умения. Коммуникативная и языковая компетенции проектных учащихся отражаются на результатах предметных олимпиад и НОУ.

Мои учащиеся показывают высокие результаты. Я считаю, что проект способствует формированию предметных результатов. По результатам тестирования TOEFL, в котором лицеисты принимают участие: в 2012 году 2 работы уровня “A2”, 8 работ – “B1” и одна работа – “B2”.

Динамику развития личностных умений я фиксирую по нарастающему участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах: 2013 г. – 27 учащихся прошли Интернет-тестирование и Интернет-олимпиаду издательства Macmillan. Мой проект способствует саморазвитию и формированию ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции. Ученица 8 класса в 2012 году стала лауреатом конкурса «Знаток английского языка» Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество».

Таким образом, я уверена, что внедрение проектной деятельности в систему образования обеспечит существенное повышение качества.

Я рассматриваю свой проект в первую очередь, как программу индивидуального самосовершенствования и возможности реализации компетентного потенциала своих учащихся. За прошлый 2011-2012 учебный год проектной деятельностью были охвачены 42 лицеиста. В этом году количество проектных детей увеличилось до 68.

Подводя итог, я хочу отметить, что современному обществу мои учащиеся уже доказали и ежегодно подтверждают высокий уровень общеучебных компетенций на фоне свободного владения английским языком. Важно то, что это творческие люди  в полной мере реализующие свой интеллектуальный потенциал.

Список литературы

1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. [Текст] / В. В. Копылова – М. Дрофа, 2004. – 96 с.

3.  Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. [Текст] / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006. – 104 с.

Рекомендуем посмотреть:

Информационные технологии на уроках английского языка

Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе

Конспект урока по английскому языку для 5 класса по теме «Времена года»

Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему: Хэллоуин, 5 класс

Конспект урока английского языка в 5 классе по теме: Праздники

Айгуль Маратовна Архиреева # 20 января 2014 в 11:53 0
Полезная статья для тех кто применяет проектную методику на уроках.
Алина Аликовна Тищенко # 14 октября 2014 в 14:18 0
Считаю проектную методику одной из самых доступных и полезных, во-первых, данный вид деятельности очень интересен самим детям, они могут в полной мере проявить свои способности, а, во-вторых, позволяет педагогу оценить степень усвоения материала и одновременно закрепить пройденный блок. Буду стараться использовать данный вид работы по возможности.
Анастасия Евгеньевна Спиридович # 16 ноября 2014 в 13:17 +1
Это очень интересно, но сейчас учителей загрузили бумажной работой, и буквально не хватает времени заниматься проектной деятельностью. И физических сил не хватает тоже((( Про детей я вообще молчу. Они буквально живут в школе. Сейчас школа, благодаря местным РОО стала не обучающим центром, а развлекательным. Но, все же, статья очень интересная, и полезная. Возьму к себе в копилочку. Спасибо вам)
Ольга Ивановна Шматова # 25 марта 2015 в 17:09 0
Активно пользуюсь методикой проектной деятельности на своих уроках, поэтому эта тема мне очень близка. Очень полезная статья, есть что взять для себя на будущее. Хотелось бы увидеть хотя бы один продукт данной деятельности для наглядности.
Ирина Сергеевна Кобзарь # 8 апреля 2015 в 15:35 0
Прочла - и очень заинтересовалась. Как говорится, и хочется, и колется: и так в школе живу, можно сказать. А ведь это нагрузка не только на меня, но и на деток. К тому же, дети у меня только начальной школы. Посоветуйте, можно ли пробовать проекты с малышами и с чего лучше начинать. Есть у меня, всё-таки, парочка таких, кто готов заниматься английским помимо урока. Буду благодарна за совет.
Арасланова Эльвира Зуфаровна # 8 июля 2015 в 23:09 0
Уважаемая Александра Борисовна!С большим интересом ознакомилась с Вашей статьёй.Спасибо.Сама часто применяю на своих уроках проектную методику.Такой вид деятельности предполагает тесное сотрудничество в режиме учитель-ученик и конечно,большую и серьёзную подготовку.Но это того стоит!Удачи Вам в работе!
Яна Олеговна Балак # 11 июля 2015 в 13:15 0
Спасибо за материал, который изложен в статье. Проектная методика по-своему интересна и достаточно эффективна. ЕЕ можно использовать в различных темах. Проекты стимулируют учащихся.Они могут проявить знания,творчество, свои способности и умения. Данная статья поможет учителям в работе с учащимися, а также окажется ценным пополнением в папке по самообразованию, портфолио педагога.Спасибо
Богданова Оксана Николаевна # 1 августа 2015 в 01:58 0
занимаюсь сейчас оформлением своего портфолио, где одним из критериев является использование проектной технологии. Ваша статья-это большое подспорье. Занимаюсь этим постоянно, но теорию почитать кратко и еще раз переосмыслить, не всегда есть время. Ваша статья-емко, содержательно, по делу и без лишней воды!
Римма Ахнафовна Вагина # 7 августа 2015 в 18:36 0
Александра Борисовна, согласна с Вами, что проектная деятельность прекрасно реализует компетентный потенциал учащихся, позволяет вовлечь в проект максимальное количество участников, и сделать учащихся активными участниками учебного процесса.В своей работе я тоже использую данную технологию. Спасибо Вам за обстоятельную статью, где подробно изложены основные цели, принципы, этапы проектной деятельности, а так же из Вашей статьи я узнала о веб-сервисе prezi.com, спасибо и удачи в новом году с новыми интересными проектами!
Екатерина Андреевна Рыжова # 26 августа 2015 в 21:23 +1
Александра Борисовна!
не могу с вами не согласится, проектная деятельность мотивирует учащихся. мои ученики с большим интересом и желанием выполняют такие работы! ребята показывают свои творческие способности и языковые знания.
Елена Михайловна Кочеткова # 18 ноября 2015 в 13:02 0
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Мадина Каральбиевна Текужева # 24 марта 2016 в 15:27 0
Александра, спасибо за материал. Согласна с вами - проектная деятельность позволяет реализовать потенциал не только учеников, но и учителя. Изложенный материал представляет собой практическую значимость для учителей, собирающихся заняться проектной деятельностью.
Рива Ильинична Романова # 11 мая 2016 в 16:26 0
Александра Борисовна! Вы подготовили очень полезный материал, который может быть интересен, не только учителям английского языка, но и другим предметикам. Ваш проект реализует компетентностно-ориентированное образование. Отличительная черта проекта – массовое вовлечение учащихся,а главное то, что он имеет социально-педагогическую и научно-познавательную направленность. Подготовленная Вами разработка полностью соответствует ФГОС НОО. Ваш проект развивает способности учщихся и формирует такие универсальные учебные действия, как планирование, прогнозирование, целеполагание, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция, формируя коммуникативные и социальные навыки для успешного интеллектуального развития личности. Желаю Вам успехов!
Светлана Александровна Исанина # 11 июня 2016 в 00:35 0
Александра Борисовна, спасибо за информацию. Я думала, что тема проектов уже давно "избитая" в методической литературе. Но в Вашей статье я нашла новую для себя информацию. Например, этот веб-сервис prezi.com, в котором Вы делаете презентации. Я сразу же открыла страничку с таким адресом, но ... ничего пока не поняла. Хотя, я не считаю себя безграмотной как пользователь компьютера. Было бы интересно прочитать ещё статью о том как работать с этой программой. По поводу проектной методики я полностью согласна со всеми комментариями о том, что она полезна, интересна, подходит для любого этапа обучения, возраста, для любой темы. Но её эффективность зависит только от мастерства учителя. Вам это удаётся.
Ксения Николаевна Валаева # 14 июня 2016 в 11:13 0
Несмотря на "избитость" темы, проектная деятельность на сегодняшний день становится чуть ли не единственной, которая способна вовлечь максимальное количество учащихся в языковую деятельность (классы по 24 человека не делятся) и повысить мотивацию к обучению. Полезный материал. Спасибо.
Блинова Анна # 30 июня 2016 в 21:56 0
Вчера зарегистрировалась на этом сайте. Узнала об условиях участия в конкурсе. У меня есть методическая разработка о проектной деятельности. Решила оставить первый комментарий именно о похожей работе. Полностью согласна, что метод проектов эффективен прежде всего тем, что помогает массово вовлечь учащихся в интересную деятельность, где они могут в полной мере проявить свои способности А также, позволяет педагогу оценить степень усвоения материала и одновременно закрепить пройденный материал. Спасибо за новую информацию о веб-сервис prezi.com, в котором Вы делаете презентации.
Марина Владимировна Шипунова # 11 августа 2016 в 11:48 0
Спасибо за вашу работу! Проектная деятельность учащихся очень актуальна! Ваша работа полностью соответствует ФГОС,мне очень понравилась! Беру себе в копилку!
Ольга Викторовна Дмитриченко # 4 сентября 2016 в 14:35 0
Весьма полезный актуальный материал! Сейчас проектная деятельность - неотъемлемая часть работы современного учителя,а этот материал поможет ее продумать и организовать. Спасибо!
Елена Александровна Ершова # 2 ноября 2016 в 13:46 0
Очень важно, что данная методика соответствует ФГОС. Также важно, что в ходе работы учитываются интересы учащихся, что, на мой взгляд, помогает избежать формального подхода к работе. Вовлечение в работу в той или иной мере всех учащихся также крайне важно, более того, позволяет осуществить дифференцированный подход к обучению. Ещё хотелось бы отметить, что за основу берутся разговорные темы, а общение - это приоритет при изучении любого иностранного языка.
Олеся Николаевна Юдина # 3 ноября 2016 в 10:41 0
Значимость проектной деятельности на уроках особенно актуальна.Этот метод работы безусловно повышает эффективность изучения и восприятия иностранного языка.Спасибо,очень интересный материал