Конспект урока истории для 10 класса по теме: «Политическая и духовная жизнь общества в конце 60-х начале 80-х годов»

Автор: Юрчик Людмила Михайловна, учитель истории ГУ «Средняя школа № 26», г. Актобе, Казахстан

Описание материала: конспект урока будет полезен учителям истории средней школы в качестве дополнительного материала при подготовке к уроку, а также к внеклассному мероприятию. Так как составлен урок с использованием проблемной технологии и с элементами театрализованного представления.

Цели:

1) способствовать формированию представления учащихся о социально политических процессах и событиях в период конца 60-х, начало 80-х годов ХХ в.

Выявить проблемы стоявшие в советском обществе в период «застоя», каково отношение к этим событиям у современного поколения, т.е. учащихся.

2) способствовать развитию аналитического мышления, умение работать с историческими источниками, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее. Развитие творческих способностей учащихся.

3) способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела и поступки.

Оборудование:

- интерактивная доска,

- раздаточный и дидактический материал

- сборник песен В. Высоцкого

- магнитная доска

План

1)  Ввод в тему, постановка проблемы

2)  Разбор темы, применяя элементы театрализованного представления

3)  Работа в группах (этап проверки понимания изученного)

4)  Рефлексия, подведение итогов.

Ход урока

I. Ввод в тему, постановка проблемы.

Вступительное слово учителя. Конец 60-х, начало 80-х годов – очень сложный период жизни, названный «застоем». Оценки этого времени противоречивы, особенно сейчас. Многие испытывают ностальгию по тем временам. Сегодня, как бы окунувшись в то время, вы сами должны решить, была ли эта система гуманной и демократической. Что было наиболее характерным для политической и духовной жизни этого периода?

Задание «Ассоциации»

Данный период времени непосредственно связан с именем Л.И. Брежнева. На интерактивной доске появляется изображение Л.И. Брежнева. Учащиеся должны перечислить, какие ассоциации у них связаны с этим историческим деятелем.

Мозговой штурм. Период правления Л.И. Брежнева называют «застоем». Дайте определение этому слову. Учащиеся предлагают свои варианты. Затем на интерактивной доске учитель дает определение из толкового словаря В.Даля. Т.1, СПб, М, 1912.

Застой – всякая продолжительная или вредная остановка в движении чего либо.

II. Разбор темы, применяя элементы театрализованного представления.

III.  Работа в группах. (Этап проверки понимания изученного)

Класс делится на 4 группы.

1 задание. «Ранжирование». Перечислите какие проблемы советского периода конца 60-х, начала 80-х годов мы сегодня рассмотрели, записать их в форме кластера на интерактивной доске. Проранжируйте их по значимости на ваш взгляд, обоснуйте ответ.

2 задание «Дай оценку»

Как учащиеся оценивают деятельность Л.И. Брежнева

а) консерватор

б) либерал-интеллигент

в) реформатор

г) оппозиционер.

3 задание «Дискуссионная карта»

Учащиеся должны заполнить таблицу:

Период застоя

+

-

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

4 задание. «Закончи предложение»

Учащиеся должны закончить следующее предложение, сначала определив свою позицию:

- Я хотел(а) бы (не хотел(а)бы) жить в период правления Л.И. Брежнева, потому что…

Ход урока

Ввод в тему

II. Итак для начала давайте послушаем, о чем говорили в ежедневной а то время информационной передаче «Время».

Имитация телепередачи «Время»

1 диктор: Здравствуйте, товарищи!

2 диктор: В эфире информационная телепередача «Время»

1 диктор: Послушайте международные новости. 27 октября в Кремле состоялись советско-северойеменские переговоры. На переговорах, проходивших в дружеской обстановке были всесторонне рассмотрены вопросы отношений между СССР и ЙАР. Особое внимание было уделено положению на Ближнем Востоке. Л.И. Брежнев подчеркнул, что у Советского Союза не было и нет недобрых замыслов в отношении государств района Ближнего Востока.

СССР – искренний, последовательный и бескорыстный друг всех арабских народов.

2 диктор: В самый канун праздника 64-й годовщины Великого Октября страна узнает о большом трудовом достижении тюменских нефтяников; они добыли 2-х миллиардную тонну менее, чем за 18 лет с начала освоения богатейшей подземной кладовой. Примечательно, что 2-ой миллиард был получен немногим более, чем за 3 года, тогда как на добычу первого ушло 14 лет.

1 диктор: Хабаровск. Свыше 5000 семей отметят новоселье в комфортабельных квартирах накануне годовщины Великого Октября. Строители сделали все возможное, чтобы сдать квартиры раньше срока. Среди новоселов ветераны войны и труда, победители соцсоревнования, ударники коммунистического труда.

2 диктор: Свыше 50 000 тонн сверх плана выдали на-гора шахтеры шахты «Красногвардейская» Донецкого угольного бассейна. Свой подарок стране шахтеры приурочили к очередной годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции.

Слово учителя: (3 мин)

Практически во всех СМИ в то время можно было встретить подобные сообщения, где в основном пропагандировались преимущества социалистического строя, достижениях в советском обществе, славословили в честь известного борца и продолжателя ленинских идей Л.И. Брежнева. В СМИ практически нельзя было встретить критики, не высвечивались проблемы, стоявшие перед обществом, мало говорилось о трудностях, проблемах, какие испытывала страна. То есть, если послушать радио, посмотреть телевизор, почитать газеты, то складывалось впечатление что «в Багдаде все спокойно».

Судя по сообщениям, которые вы сейчас слышали, страна добивалась все новых и новых достижений, ставились рекорды, росло благосостояние советского народа. Но дело было в том, что все эти достижения сравнивались с прошлыми годами, пятилетками, а не с положением в ведущих странах мира, да это было и невозможно, т.к. страна была изолирована от мира, особенно от развитых капиталистических стран «железным занавесом», шла холодная война. Тем не менее, планы 9-ой, 10-ой, 11-ой пятилетки были недовыполнены. Экономика к середине 80-х годов оказалась в состоянии кризиса.

Чтобы узнать, как жили люди тогда, чем дышали, о чем говорили, давайте приоткроем дверь в одну из кухонь того времени. Почему в кухню? А потому, что говорить свободно люди могли только у себя дома, на кухне, среди близких друзей. Свое отношение к существующим порядкам люди честно выражали через политические анекдоты, которые рассказывали только в кругу проверенных лиц. (2 мин)

Сценка на кухне.

Действующие лица: муж, жена, сын, семейная пара (гости).

Входит муж, остальные действующие лица сидят за столом (кроме сына) и пьют чай.

Жена: Ты почему так поздно?

Муж: Был на партсобрании.

Жена: Опять? И что на этом партсобрании обсуждали?

Муж: Подводили итоги соцсоревнования. Можете поздравить, наша бригада заняла первое место, нам медаль вручили «Победитель соцсоревнования» (достает из кармана, показывает, его поздравляют).

Гость: А что еще вы там постановили? Небось, опять суббота черная будет?

Муж: Угадал, в эту субботу опять субботник.

Гостья: Сегодня купила в киоске «Целину» Брежнева.

Жена: Чего это ты?

Гостья: Давали в нагрузку к книге Дюма «Три мушкетера».

Гость: А у меня анекдот свежий на эту тему есть: Брежнев встречает Устинова и спрашивает:

- Слушай, ты мою «Целину» читал?

- Конечно Леонид Ильич!

- Ну и как?

- Здорово!

Брежнев задумчиво:

- Все хвалят, может и мне почитать?»

Входит сын, здороваются.

Сын: Ма, тебя завтра в школу вызывают.

Мать: А что случилось?

Сын: Надел свои новые штаны-клеши. А у входа в школу военрук с физруком, с линейкой в руках измеряют ширину брюк. Мне удалось проскочить. Но во время урока вошла комиссия с ножницами и Тамара Петровна стала срезать пряди волос у битлаков, чтобы заставить их подстричься.

Гостья: А кто такие битлаки?

Сын: Это поклонники группы «Битлз». Так вот, я сказал Тамаре Петровне, что она не имеет права так делать. Ну меня и выгнали.

Мать: Господи, сколько раз тебе говорила, не лезь на рожон. Завтра в школу идти придется. Иди, сын, в свою комнату.

Отец: Чтобы больше не надевал эти штаны!

Жена: Ладно, давайте чай пить.

Гостья: кстати, откуда у вас «птичье молоко»?

Жена: Соседка на кондитерской фабрике работает. Она и носит, по три рубля за коробку.

Гостья: И не боятся же люди…

Гость: А чего боятся? Вынесет 10 коробок, две на проходной отдаст и все.

Муж: до чего дошли. В магазинах пусто, зато у каждого в холодильнике и колбаса, и масло, и конфеты. Кругом несуны. А мы их поощряем, покупаем ворованное.

Гостья: А что делать прикажешь? Сегодня в магазине колбасу давали. Очередь огромная. 1,5 часа стояла и без толку, все равно не хватило.

Жена: Эти продавцы хорошо живут. Спрятали, наверно, 20 кг колбасы для своих блатных. У моей соседки, что в магазине работает, чего только дома нет, что ей только не приносят; «ты - мне, я – тебе!» называется.

Гость: Да, сейчас без блата никуда не сунешься. Много слов, но мало дела; вот уж точно:

Брови черные, густые,

Речи длинные, пустые,

Нет ни мяса, ни конфет –

На черта нам этот дед? (3 мин)

Слово учителя:

Итак, мы видим какое расхождение между тем, о чем рапортовали газетах, по телевизору и тем, что обсуждали простые люди. Не так все благополучно было в то время, как может это показаться на первый взгляд. Было расхождение между словом и делом, принимаемыми решениями и их исполнением, что вызывало у людей социальную апатию, неверие в провозглашенные идеи. Развиваются такие негативные явления в обществе как взяточничество, коррупция, нарушение социальной справедливости, стали пустеть прилавки магазинов, появилось такое слово как «дефицит».

Таким образом, продолжало действовать командно-административная система, отсутствие демократии, гласности, нарастание «застойных явлений».

Но с высоких трибун партийная номенклатура продолжала говорить о том, что все для народа, все на благо народа. Но в это же время наши парни умирали  в Афганистане, исполняя свой «интернациональный долг», не понятный для многих мифический долг. И приходили цинковые гробы, где лежали наши ребята, но об этом опять таки говорили тайком. О том, что происходило в Афганистане, никто толком не знал.

Стих.

Виноватую улыбку ты не прячь, военкомат!

Виноватую улыбку ты не прячь, военкомат!

Говорят, была ошибка десять лет тому назад.

Там, где звезды над крестами золотом обведены,

Кто-то черными бровями двинул в сторону войны.

И рванулись батальоны от речей навеселе.

Золотая чья то рыбка, чей то звездный календарь,

Уж какая тут ошибка, коль обещана медаль.

Парня под Джелалабадом, отыскало письмецо,

А над парнем, как лампада друга белое лицо.

Станет зыбко, станет липко в отчем доме у ракит.

Мама это не ошибка, я действительно убит.  

Слово учителя: Люди замыкались в быту, сознание их было заморожено. Но были в нашем обществе и такие люди (их было очень мало), которые видел и понимали, что мы живем не так. Люди, которые мужественно противостояли бюрократической системе. За свои взгляды и убеждения они подвергались гонениям. Это, в основном, представители интеллигенции, такие как академик А.Д. Сахаров, который открыто выступил против введения советских войск в Афганистан, за сокращение гонки вооружения, о чем написал в открытом письме Л.И. Брежневу, что было расценено правительством как открытый вызов, измена Родине, провокация. Сахаров был сослан в административную ссылку в
г. Горький.

Послушайте выступление работника прокуратуры Петрова А.М.

Выступление работника прокуратуры Петрова А.М.

- В последнее время в буржуазной прессе часто упоминается имя академика Сахарова. В августе этого года Сахарова приглашали в Прокуратуру СССР и предупредили, что его используют не только силы, враждебные нашей стране, но и иностранные разведки.

Побывав у прокурора, он стал осмотрительнее на поворотах, но несколько убавил пыл по сколачиванию антисоветского движения. Для этого нужны деньги, их он выпрашивает у иностранцев. Сам то Сахаров не мог жаловаться на скудность средств – он получал от государства все, что положено человеку, числящемуся в АН СССР. Но ему нужна валюта. Она вручается Сахарову «приличным» предлогом – Нобелевской Премии. Но просьбы о подаяниях продолжаются. В интервью французской газете «Франс сезар» он пожаловался на свое тяжелое материальное положение, «необходимость постоянно помогать нашим друзьям, знакомым и незнакомым людям».

Круг знакомых, кормящихся у раздаточной Сахарова весьма значителен, и среди них немало лиц с темным прошлым и настоящим. Он как магнит притягивает к себе уголовные, антиобщественные элементы. Он буквально избрал своей новой профессией роль «благодетеля». Больше того, он назойливо приглашает руководителей западных держав объединить с ним усилия на этом поприще.

Духовный отщепенец, провокатор Сахаров всеми своими подрывными деяниями давно поставил себя в положение предателя своего народа и государства.

То, что проделывал Сахаров против своей родины, злоупотреблял терпением советского народа, по законам любой современной страны является тяжким преступлением.

Западная пропаганда пытается сконструировать некую «проблему Сахарова». Но такой проблемы просто нет. Во всяком случае, ее нет для советского народа. А заботы тех, кто руководил Сахаровым из-за рубежа – это заботы нечистоплотного свойства. (2мин)

Слово учителя:

Одна из специфических черт культуры 60-70-х годов – «магнитофонная революция». Одним из кумиров тех лет был В. Высоцкий. Не признаваемые официально, его песни вошли в быт, сознание миллионов людей. Воспроизводимые в домашних условиях, они не подлежали контролю и получили массовое распространение. В. Высоцкий был одним из признанных лидеров. Песни Высоцкого таят в себе глубочайший смысл. Выступая под маской пьяницы, психически больного и т.д. он показывает нам, как мы живем.

Звучит песня В. Высоцкого «Охота на волков».  (4мин)

Подведение итогов.

Учитель. У каждого времени есть свои плюсы и минусы – так было и в годы правления Л.И. Брежнева. И единого мнения в оценке этого периода истории скорее всего нет. И в те времена люди испытывали счастье и радость, горе и разочарование. И не надо все рассматривать либо в белых, либо в черных тонах. Нужно уметь адекватно оценивать происходящие исторические события.

Рефлексия «Мишень»

Учащиеся должны оценить (сделать 4 метки в разных углах мишени) эффективность работы на уроке по 5-ти бальной системе.

Домашнее задание:

Составить синквейн на одну из тем по выбору:

1.  Застой

2.  Брежнев Л.И.

3.  Диссидент

Рекомендуем посмотреть:

КВН по истории Казахстана

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Юрий Романюк # 2 февраля 2014 в 13:34 0
Отличная форма ведения урока - учитель в прямом смысле погружает класс в историческую картину тех лет. Особенного внимания конечно заслуживает семейный диалог, замечательная находка!
Оксана Викторовна Антипина # 5 октября 2014 в 20:17 0
Интересная находка с домашней сценкой. Необходимая эмоциональная обстановка. Только мне кажется идет перемешивание временных периодов более ранних когда речь идет о клешах и более поздних 80 и пустых полках.
Ирина Александровна Илларионова # 7 октября 2014 в 00:47 0
Да-да-да, как же это важно рассказывать детям не только о политической и военной истории и бесконечных датах и событиях, но еще и о быте, о жизни простых людей, похожих на них самих, а уж потом, после того, как дети заинтересуются темой, переходить к более сложному. Потрясающая работа!
Елена Викторовна Белицкая # 31 октября 2014 в 13:30 0
очень хорошая работа, особенно хочется выделить то, что учитель смог достойно поднести не только политическую сторону но и отразить быт!
Мария Юрьевна Воркуева # 31 октября 2014 в 17:51 0
Уважаемая Людмила Михайловна! На Вашем уроке происходит глубокое и удивительное "погружение в эпоху". Спасибо за готовую идею,как сделать урок про "застой" необычным. Успехов ВАМ!
Амина Ягфаровна Каримова # 1 декабря 2014 в 21:36 0
Никогда не думала, что так можно преподнести такую сложную тему. Необычный подход. У нас есть театральный кружок, можно скооперироваться. Спасибо за идею!
Косова Елена # 6 января 2015 в 11:35 0
Очень интересный подход и идея. Сложный материал даже для взрослых, оказалось можно преподнести детям в такой необычной форме. Спасибо, успехов в работе.
Людмила Александровна Черкашина # 3 февраля 2015 в 11:28 0
Людмила Михайловна, огромное спасибо!!! Обожаю на уроке применять театрализованные, костюмированные моменты! Всё очень продумано, грамотно, необычно. Ждём от Вас новых идей!
Виктория Владимировна Зотова # 18 марта 2015 в 20:58 0
Спасибо за интересную разработку урока! Идея очень понравилась! Обязательно использую некоторые моменты на своём уроке!
Светлана Сергеевна Кейль # 7 апреля 2015 в 15:31 0
Конспект урока "Политическая и духовная жизнь общества в к. 60-х - нач. 80 -х." заинтересовал. В разработке используется технология межпредметной деятельности на примере связи истории и литературы через творчество Высоцкого. Такой элемент урока как "имитация телепередачи "Время" обязательно использую при изучении данной темы. Спасибо за разработку.
Ярослав Витальевич Кузнецов # 13 июня 2015 в 12:48 0
Редкая тема для публикации в сети Интернет. спасибо Тема является сложной для учеников. необходимо больше разработок по данной тематике.
Ирина Ивановна Шевченко # 15 июня 2015 в 23:28 0
Уважаемая Людмила Михайловна, спасибо за оригинальную идею подачи материала через театрализацию и сравнение официальной пропаганды эпохи застоя и жизнью простых людей. В сценарии Вашего урока умело сочетаются различные приёмы и способы формирования знаний через ощущение,восприятие, впечатление, т.е. через психическую составляющую. Вы "очеловечиваете" урок истории. Это очень важно при современных учебниках истории, бедных на иллюстрации, живые эмоции... Ваша разработка урока по "эпохе застоя" - очень удачная находка. Мне она помогла при подготовке учеников 11 класса к ЕГЭ по истории. Так ребятам было гораздо легче разобраться в особенностях жизни в СССР в тот период. А включение "дела А.Д.Сахарова" и песни Высоцкого сделали материал исторически выверенным и правдивым на "все сто". Спасибо!
Евгения Михайловна Захарова # 1 июля 2015 в 22:24 0
Интересный урок! Очень бы хотелось увидеть его в "живую"! Действительно сложная тема для теоретического восприятия, а в рамках групповой работы, да еще и с элементами театрализации, думаю, запомниться учащимся на долго. Да и через эмоциональное восприятие история изучается всегда лучше. Хочу еще заметить - урок такого плана предполагает большую предварительную внеклассную работу с учащимися. Вы молодцы!
Кириллова Людмила Анатольевна # 26 сентября 2015 в 21:11 0
Практически для меня готовый вариант урока. События того периода очень далеки для сегодняшнего поколения. Понравилась образность, эмоциональность урока, бытовые зарисовки с целью проникнуться духом того времени. Единственное, все же непонятно, как должны отнестись дети к этому периоду, судя по вашей направленности-скорее отрицательно, хотя лично я, с этим не согласна.
Олег Владимирович Мамаев # 7 октября 2015 в 22:27 0
"События того периода очень далеки для сегодняшнего поколения": так ли уж далеки? Из текста урока: "В СМИ практически нельзя было встретить критики, не высвечивались проблемы, стоявшие перед обществом, мало говорилось о трудностях, проблемах, какие испытывала страна". По-моему, просто напрашивается аналогия с нашим временем.
Ольга Игоревна Святова # 26 сентября 2015 в 23:42 0
Добрый вечер! Урок очень интересный и плодотворный!!! В виду перехода на новые стандарты, позволяет достигать в том числе и метапредметных результатов!!!!! Полезный опыт. Спасибо за готовый урок!
Олег Владимирович Мамаев # 7 октября 2015 в 22:25 0
Хороший урок, обстоятельный. Только синквейн я бы не стал использовать: каждому возрасту - свои задания. Что хорошо для 5-6 класса, выглядит нелепым в старших классах. Да и тема серьезная, не располагает к шутливому тону.
Людмила Николаевна Лыткина # 10 января 2016 в 14:42 0
Интересная идея инсценировки,сценок из жизни того времени, очень важно на уроке окунуть детей в прошлое в обстановку того времени. В данном уроке очень не плохо это представлено, чем интересней урок тем лучше он усваивается.