Конспект урока истории в 7 классе. Смутное время в России в XVII веке

Конспект урока в средней общеобразовательной школе в седьмом классе по теме: «Смутное время в России в XVII  веке»

Автор: Мутлу Наталья Валерьевна, учитель истории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Салехард

Описание материала: Предлагаемый конспект урока позволит в интересной и необычной игровой форме повторить и проверить знания у учащихся 7 классов по теме «Смутное время в России в XVII  веке». Предназначен для учителей истории преподающих свой предмет в основной средней общеобразовательной школе.

Цель: Повторить и обобщить пройденный материал по теме «Смута»

Задачи:

Образовательные: Повторить и обобщить пройденный материал, проверить уровень знаний главных проблем темы, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к истории, память, речь и внимание учащихся.

Воспитательные: Ответственность за сделанный выбор, оценивать исторические явления, отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: Урок повторения и обобщения с элементами интеграции изученного материала. Урок - игра.

Оборудование: Физическая карта полушарий, карточки с заданиями, вещь - тотем, портреты царей смутного времени, свечи, чистые бланки, музыкальное сопровождение: Песня «Последний герой»

Методические приемы: создание игровой ситуации и атмосферы соответствующей игре «Последний  герой», беседа, диалог, проблемная ситуация (выбрать игрока, который должен покинуть остров)

Ход урока

Под музыку "Последний герой" участники игры (8 человек) выходят на середину класса. Каждый участник зажигает свою свечу, которая будет оберегать его в пути.

Учитель: прежде всего мы должны выбрать остров, на который  полетим, поэтому каждый участник вытягивает листок с названием острова. Подумайте и скажите, где находится этот остров, и покажите его на карте. Предлагаются следующие острова: Мадагаскар, Новая Зеландия, Кюсю, Марианские острова, Кипр, Гавайские острова, Мальдивские острова, Тасмания.

(Если участники не могут показать дать верный ответ, им помогают зрители, то им помогает учитель или зрители).

Учитель: Сейчас мы отправляемся на остров Тасмания, но в самолете только 7 мест. Каждый должен подумать и оставить дома только одного игрока, который, по его мнению, не сможет выдержать испытания.

(Каждый участник пишет на листочке имя "лишнего игрока"). "Лишний игрок остается вне игры и тушит свою свечу.

Учитель: Во время путешествия по земному шару необходимо знать хотя бы один из международных языков. Каждому из вас пришло задание. Вам необходимо перевести его на русский язык.

(Участники игры получают листочки и карандаши, и послание на английском языке). DEAR FRIENDS! WE WISH YOU GOOD LUCK AND SUCCESS IN OUR GAME "THE LAST HERO" IF YOU LOSE, DONT WORRY. IT IS ONLY A GAME. ( Дорогие друзья, мы желаем вам удачи и успехов в вашей игре "Последний герой", если проиграете, не переживайте. Это только игра).

Игрок, текст, которого переведен правильно и точно получает защитный тотем.

Учитель: Следующее испытание такое, вам предстоит ответить на  вопросы и дать как можно больше правильных ответов

1. Как называется эпоха самозванцев? (Смутное время).

2. Как погиб цесаревич Дмитрий, сын Ивана Грозного?

3. Чем знаменателен день 26 июня, в народе прозванный Юрьев день?

4. Как звали жену Лжедмитрия (Марина Мнишек).

5. Назовите руководителей второго ополчения? Минин, Пожарский.

6. Как называется правление бояр во время смуты?  Семибоярщина.

7. Настоящее имя Лжедмитрия первого. (Григорий Отрепьев).

8. Назовите самое мощное восстание во времена голодных бунтов. (Восстание Хлопка).

9. Как звали польского королевича которого пригласили править бояре в Россию? (Владислав).

10. Фамилия Ивана Грозного. (Рюрик).

11.  Какая новая династия установилась после окончания Смуты (Романов).

12.  Как называли Лжедмитрия второго в народе? (тушинский вор)

13.  Какие иностранные державы вели войну на территории России во времена Смуты? (Польша, Швеция).

14. Последний царь династии Рюриковичей. (Федор Иванович).

15. Имя царя, которого первым выбрали на Земским соборе. (Борис Годунов).

16.  Главные зачинщики Смуты. (Бояре).

17. Цель Земского собора в 1613 году.  (выбор нового царя).

18.  Как называется насильственное вмешательство одной или нескольких сторон во внутренние дела другого государства? (интервенция)

19.  Как называется абсолютная монархия в России? (самодержавие)

20.  В правление какого царя была введена опричнина (Иван Грозный).

21. Почему прекратилась династия Рюриков? (не было законных  наследников на русский престол).

Игрок, получивший тотем, и тот, кто ответил на большее количество вопросов, остаются в игре, остальные выбирают "лишнего игрока".

Остается 6 игроков.

Учитель: Вы на острове 4 дня, очень хочется есть. Висят фрукты нужно их достать, на них содержится вопрос,  и если вы отвечаете на вопросы, то можете  его съесть. Герой, который даст наиболее полный ответ получает тотем.

Вопросы:

1. Причины Смуты.

2. Отрицательные итоги смуты.

3. Положительные итоги смуты.

4. Назовите самозванцев XVII века. Расскажите о втором самозванце, почему его называют "Тушинским вором"?

5. Кто воцарился на престоле после смерти Федора Рюрика в 1598 году. Расскажите о правлении этого царя. Почему в России возникло недовольство правлением этого царя?

6. Почему Смутное время получило такое название? Какие государства в интервенции и чему это способствовало?.

Учитель: Победитель получает тотем, игроки пишут "лишнего героя". Вас уже пятеро. За одну минуту вы должны собрать фамилию и имя царя из предложенных букв. Кто быстрее и правильно справится с заданием, получит тотем. А затем выбираем "лишнего героя".

(Василий Шуйский, Борис Годунов, Лжедмитрий, Михаил Романов, Иван Болотников).

Вас уже четверо. Продолжаем игру.

Учитель: вы получаете отрывок из исторических произведений, где описывается личность, и правление царя Смутного времени. Вы должны определить, что это был за царь. Кто правильно и быстро определит личность царя, получает тотем, а затем выберем и "лишнего" игрока.

"Был он не славянского рода, не из знатного, но из последних людей служивых, из числа детей боярских. Был же  он человеком злоумным, в беседах многословным, но быстро схватывал все, что прочел в книгах, но нравом он был коварен и к дурному склонен, а с виду невзрачен и малорослый, а сердцем лют и свиреп душой и полон всякой хитрости. Он скверный законопреступник, ибо был он за католическую веру, да при себе держал поляков"…

(Лжедмитрий первый)

"Этот царь правил страной всего 14 лет. Был он росту приземистого и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке: нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах, но всегда улыбается, так что почти смеется… Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих и милостив,, мало склонен к делам политическим. Его жена Ирина не имела детей, на нем закончилась династия Рюриковичей"…

(Федор Иванович Рюрик)

"Государь царь и великий князь в свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей. Разбои в своем царстве пытался искоренить. Был он светлодушен и нравом милостив и нищелюбив. И многие люди от дарований руки его досыта напитались. Был родитель нежный, особенно к милому ненаглядному сыну, которого он любил до слабости. Но случился в его правление великий голод"…

(Борис Годунов)

"Этот царь был заговорщиком и боярином до венчания на царство, выбрали его на Земском соборе. Люди презрительно говорили, что цароь был "выкликнут". Мелочный, лживый и подозрительный, скорее хитрый, нежели умный, он не внушал любви к своим подданным. Сама его наружность отталкивала: худой, низкорослый, сгорбленный с морщинистым лицом, длинным носом и редкими волосами. Царю было уже 50 лет - возраст, по меркам средневековья, почтенный. Именно этот царь боролся с Лжедмитрием 2.

Победитель получает тотем, остается 3 игрока.

Учитель: Вам называют термины, а вы даете им определение.  "Гражданская война", "Ополчение", "Интервенция", "Самодержавие", "Ясак", "Засечная черта".

Выбираем "лишнего героя".

Учитель: Вас осталось двое. До отъезда домой осталось несколько минут. Один станет победителем - Последним героем, а другой – «Лишним»

Проверим вам на знания хронологии по Смутному времени в истории нашего государства

1.     Начало смуты. 1598год.

2.     Годы правления В. Шуйского. 1606-1610 годы.

3.     Годы голодных бунтов. 1600-1603 годы.

4.     Год появления на политической арене Лжедмитрия первого - 1605 год.

5.     Окончание смуты. - 1613 годы.

6.     Восстание Хлопка - 1603 год.

7.     Правление Бориса Годунова - 1598-1605 год.

8.     Правление семибоярщины 1610-1612 годы.

9.     Годы второго ополчения  1611 - 1612 годы.

Игра закончена - у нас победитель … "Наш последний герой!"

Рекомендуем посмотреть:

КВН по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Юрий Романюк # 2 февраля 2014 в 12:26 0
Отличный подход к преподнесению материала - настоящее путешествие в форме игры "Последний герой"! Да еще и с оригинальным реквизитом в форме послания и тотема! Великолепная работа!
Люция Рифовна Закаляпина # 13 июля 2014 в 23:54 +1
На мой взгляд урок-игра - это всегда самый эффективный способ обобщить пройденный материал. Данная разработка - лучшее тому подтверждение. Спасибо, Наталья Валерьевна! Всякие варианты урока-игры приходилось видеть, но "Последний герой" - это что-то новенькое...
Наталия Николаевна Москалец # 29 августа 2014 в 18:08 0
Интересная форма проведения урока. Действительно, ребятам должна была понравиться такая игра. Все необходимые компоненты содержания есть, все логично, исторически грамотно. Фантазия автора бесподобна... Этот урок подал идею провести подобную игру по теме "Великие географические открытия. Колонизация." или "Африка в Средние века". Появилась идея сделать уроки - обобщения по русской истории в форме "детективного расследования", "следственного дела".Спасибо!
Ирина Александровна Илларионова # 7 октября 2014 в 10:34 0
Смутное время - сама по себе интересная тема. Работа очень полная - присутствует и знания хронологии, и работа с текстом, и ответы на вопросы. Единственное поскольку игра построена на выбывание участников, будут ли выбывшие так же заинтересованы в ее продолжении или мотивация от расстройства сразу пропадет...
Мария Юрьевна Воркуева # 31 октября 2014 в 18:00 +1
Честно говоря, даже представить не могла, что такую тему как "Смута" можно "проиграть" в "Последнем герое". Спасибо за идею, можно, действительно, и другие темы повторить или обобщить в такой необычной форме. Успехов Вам и новых находок!
Елена Валерьевна Посаженникова # 8 ноября 2014 в 08:34 0
Оригинальный подход! Связать историю XVII века и интерес детей к современным шоу! Это заслуживает внимания! Спасибо! Возьму на реализацию!
Амина Ягфаровна Каримова # 1 декабря 2014 в 21:16 0
Очень интересно! Урок захватывает с самого начала! Интегрирование с английским языком.Думаю после такого урока "Смутное время" запомнится надолго
Виктория Владимировна Зотова # 4 декабря 2014 в 23:21 +1
Здравствуйте.Наталья Валерьевна! С интересом познакомилась с Вашей разработкой по теме "Смута". Хочется сказать, что это одна из трудным тем в курсе истории Отечества. Предложенная Вами разработка поможет в интересной, игровой форме закрепить изученный материал. Используются разнообразные виды работ, что должно заинтересовать ребят. Спасибо!
Косова Елена # 5 января 2015 в 20:08 0
Здравствуйте! Очень интересная и полезная разработка. Вы на уроке используете различные приемы и методы, что позволяет поддерживать работоспособность детей на высоком уровне на протяжении всего урока. Особенно важна работа с хронологией, историческими терминами.Спасибо.
Татьяна Викторовна Никкина # 8 января 2015 в 17:30 0
Наталья Валерьевна,здравствуйте! познакомилась с вашей методической разработкой. Спасибо! Взяла на заметку несколько интересных идей! Очень содержательный и полезный материал!
С уважением, Никкина Т.В.
Людмила Александровна Черкашина # 3 февраля 2015 в 11:08 +1
Спасибо,Наталья Валерьевна, за оригинальную разработку! Период "смуты" в истории России, довольно мрачное время, но всё зависит от мастерства педагога - будет ли интересно на уроке. Ваша работа - яркое тому подтверждение! Желаю дальнейших творческих находок!
Ekaterina # 17 февраля 2015 в 10:00 0
Здравствуйте!!!!!!!Да действительно, нельзя не согласиться с комментариями представленными выше!!!!!!!Ehjr очень интересный, жаль что данная тема уже пройдена, обязательно использую ее в следующем году. Спасибо
Ольга Анатольевна Печёнкина # 6 марта 2015 в 21:15 +1
Наталья Валерьевна, Ваша работа заслуживает высокой оценки. Тема "Смута", одна из трудных тем в курсе истории Отечества. Предложенная Вами разработка поможет в интересной, игровой форме закрепить изученный материал. Связать историю XVII века и интерес детей к современным шоу...!Действительно, как такую тему как "Смута" можно "проиграть" в "Последнем герое". Это заслуживает внимания! Спасибо!
Ирина Ивановна Шевченко # 18 марта 2015 в 02:02 0
Уважаемая Наталья Валерьевна, спасибо за подсказку и помощь. Вот уж не думала, что такую трудную и несколько скучноватую тему можно интерпретировать таким интересным образом. У меня следующий урок как раз по этой теме. Обязательно воспользуюсь. На мой взгляд очень ценными являются описание исторических личностей, вопросы викторины, а также задания по хронологии. Ребята увлекутся этим. Да и другие уроки можно будет готовить также. Спасибо.
Светлана Сергеевна Кейль # 7 апреля 2015 в 19:54 0
Добрый вечер Наталья Валерьевна. По опыту знаю: тема "Смутное время России как-то идет как -то "со скрипом" у моих студентов техникума. Несмотря на то что разработка для 7 класса, некоторые задания вполне подходят и для них. Взяла на вооружение. Спасибо.
Евгения Михайловна Захарова # 1 июля 2015 в 22:00 0
Интересный вариант преобразования обычной викторины для повторения в увлекательную, современную игру. И действительно, сегодня голубой экран предлагает нам большое разнообразие различных популярных шоу, так почему бы не использовать их, для проигрывания на уроках. Вы подали хорошую идею, вот уже сижу и думаю, что еще можно позаимствовать и на какой теме проиграть. А вообще считаю, что урок-игра один из самых эффективных уроков по гуманитарным дисциплинам. Он позволяет уйти от унылого запоминания материала и мотивирует на обучение.
Кириллова Людмила Анатольевна # 26 сентября 2015 в 23:01 0
Интересный подход к разработке данного урока! Смутное время-мрачный и захватывающий период в русской истории, который дал ход остальным событиям. Урок соответствует основным требованиям ФГОС, поэтому возьму его на заметку.
Ольга Игоревна Святова # 26 сентября 2015 в 23:23 0
Добрый вечер! Мне тоже понравился данный подход к уроку. Урок соответствует требованиям ФГОС. Урок-игра самый эффективный способ обобщить пройденный материал. Вашу работу я возьму на заметку. Моим ученикам очень понравиться, они у меня активные детки. Спасибо большое!!!
Екатерина Андреевна Шумаева # 4 декабря 2015 в 22:43 +1
Здравствуйте! Очень понравилась Ваша идея! Еще ни разу не встречала таковой. Реалити-шоу "Последний герой", адаптированное под изучение истории - и заинтересованность ребят в изучении или повторении той или иной темы обеспечена. Думаю, каждому ученику захочется стать Последним героем. Нужно только продумать, чем будут заняты остальные ребята.
Людмила Николаевна Лыткина # 10 января 2016 в 14:31 0
Интересный обобщающий урок, особенно его начало в игровой форме которое плавно переходит в повторение, обобщение темы урока "Смута". Вообще эта тема сложно воспринимается учащимися, и вот такая форма проведения урока заинтересовывает школьников и помогает лучше усвоить тему.
Андрей Геннадьевич Утемов # 15 января 2017 в 03:37 0
"Смутное время" - одна из самых интересных, но сложных тем в нашей истории. Воспринимается и учащимися, и взрослыми тяжело, поэтому такой подход был бы весьма кстати. Пусть даже если остальные ребята, не участвующие в игре, будут зрителями и болельщиками, участвуя таким образом в игре. Но тем более в таких мероприятиях не должно быть вопросов, которые могут вызвать дискуссии. Например, это касается вопроса о фамилии Ивана Грозного ("10. Фамилия Ивана Грозного. (Рюрик)"). Не совсем корректный вопрос. Во времена Ивана Грозного фамилии были далеко не у всех, а сам он был из династии Рюриковичей. Поэтому ответ "Рюрик" неверен с точки зрения фактического материала. Да и "династии Рюриков" (21 вопрос) в нашей стране не существовало, была династия Рюриковичей. А задумка хорошая. Удачи в работе!
Олег Камильевич Аминов # 12 августа 2018 в 16:34 0
Сама идея "Последнего героя" для обобщающего урока очень интересна. А данный материал по "Смуте" удачно построен. Не во всем я согласен с автором в плане практического применения в кассе с 30 и более учащихся, но все равно попробую применить его, изменив только кое что незначительно.