Конспект урока по Новейшей истории в 9 классе

Конспект урока по Новейшей истории в 9 классе по теме: «Культура и искусство первой половины XX века»

Автор: Антоненкова Анжелика Викторовна, учитель истории 1 категории МОУ Будинской ООШ Тверской области

Предлагаю конспект урока который поможет познакомить учащихся с развитием культуры искусства в первой половине X  века. Это урок изучения нового материала.

Цели: познакомить учащихся с основными направлениями культуры и искусства в первой половине XX века;

- познакомиться с основными достижениями культуры первой половины XX века;

- развивать умение анализировать информацию, уметь излагать свои мысли, высказываться

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийная доска

Методы: беседа, рассказ

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания

3. Сообщение темы и целей урока.

- На прошлых уроках мы изучали с вами особенности развития многих европейских и восточных стран. Сегодня мы с вами будем говорить о развитии культуры, познакомимся с основными направлениями развития культуры и искусства первой половины XX века.

(сл.3)  План урока:

1. Революция в естествознании.

2. Особенности художественной культуры.

3. Символизм

4. Литература

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

( сл.4 – 5 )

- На рубеже XIX – XX века появились новые открытия в разгадке тайн микромира. Открытие элементарных частиц и проникновение в тайны материи уже тогда назвали революцией в естествознании, т.к. они привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом о мироздании.

- За первую треть XX века учёные проникли в тайну строения атома ( были открыты электрон, протон, позитрон и нейтрон)  и уже к концу 1930-х годов подошли к практическому освоению атомной энергии

- Теория относительности Эйнштейна изменила понимание пространства, времени и движения.

( сл. 6)

- в I половине XX века были заложены основы науки генетики. Больших успехов достигли микробиология и фармацевтическая промышленность.

- На смену классической (ньютоновской) научной картины мира пришла новая – неклассическая картина мира. В ней особое место отводится случайности (индетерминизм): человек – песчинка в мире случайных атомов, в то же время от позиции человека зависит описание картины мира.

- Популярными стали произведения сторонников философии жизни А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Которые призывали к признанию иррациональных (недоступных разуму)  сторон поведения психики и поведения человека.

(сл. 7)  Популярность приобретают работы Зигмунда Фрейда о психоанализе по своему значению вышло далеко за пределы психотерапевтического лечения.

Учение о бессознательных мотивах, влечениях стало не только методом восстановления душевного равновесия  пациентов, но и инструментов художественного творчества. Его учение легло в основу многих трудов по философии, истории, искусству и литературе.

(сл. 8)  Большое значение для понимания особенностей художественного творчества и познания имело учение французского философа А. Бергсона.

(сл. 9)  В конце XIX – начале XX ВЕКА В Европе и США получает популярность социология – наука о развитии общества и общественного поведения людей. Популярными становятся труды

М. Вебера

(сл.10)  В начале 20 века по- иному были поставлены проблемы изучения человеческого сознания. В конце 19 – начале 20 века в странах Европы и США получила развитие социология – наука о различных сторонах развития обществ и общественного поведения людей

2. Особенности художественной культуры.

( сл. 11) Культуру  первой половины XX века условно можно разделить на 3 периода.

1 период  ( 1900-1914 гг.):

- Получил название  « декаданс» - упадок

- Кризис – это элемент роста, развития, сочетающий в себе отмирание старого и рождение нового

-  Время взлётов, талантов, новых идей

2 период 20-30- е годы:

- Влияние оказали совершенно новые явления и события;

- Фашизм и нарастающая угроза войны способствовала оттоку творческой интеллигенции

-  Худ. мир переселился в Нью - Йорк

- Искусствоведы датируют начало нового периода в развитии культуры с конца 1880-х годов, который получил название « модернизм» ( современный) , а его окончанием считается условно 1960-е годы. Но культура не стоит на месте, а постоянно развивается и появляется очень много направлений, с которыми мы сейчас  и познакомимся.

(сл.12) Умозаключения новой эпохи и идейные искания легли в основу нового направления – неоромантизма, который стремился к синтезу и осмыслению прошлого европейской  и мировой культуры.

Символизм

(сл. 13 )  одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.

(сл. 14)  Первооткрывателями в этом направлении в музыке стал Р. Вангер, в литературе – Ш. Бодлер, П. Верлен, С. МАларме.

(сл. 15)  Символизм имеет свои особенности:

1) Предполагает сочетание реального и таинственного, социального и индивидуального, обращение к мифам, поиск мистического откровения

2) В основе – символ

3) Центром был культ Вечной Женственности – как символ и земной образ высшего совершенства

(сл. 16) В изобразительном искусстве символизм представлен следующими художниками: Одри Бердслей ( Англия)

(сл. 17)  Пюви де Шаванн ( Франция)

(сл. 18) Густав Климт

(сл. 19) Арнольд Бёклин

(сл. 20-21)

- В начале 20 века  большую популярность начинает приобретать новый вид синтетического искусства – кинематограф. Звёзды кино – Андре Дид. Макс Линдер ЧАрлз Чаплин, Мэри Пикфорд – приобрели мировую популярность. Кино стало массовым искусством и частью рождающейся массовой культуры.

(сл. 22)  Первым направлением живописи новейшего времени стал импрессионизм - направление, появившееся в последней трети XIX века, стремящееся передать неуловимые изменения в природе, движение света в воздухе, писали дробными мазками

Яркими представителями данного направления являются

(сл. 23) Эдуард Мане

(сл. 24)  Эдгар Дега

(сл. 25 – 26) Огюст Ренуар

(сл. 27 – 28 )  Камиль Писсарро

(сл. 29 -30) Клод Моне

- (сл. 31) Дальнейшие поиски в изобразительном искусстве привели к появлению постимпрессионизма.

(сл. 32)  Крупнейшим представителем  этого направления были В. Ван Гог, ( сл. 33- 34) Поль Сезанн, ( сл. 35) Поль Гоген

(сл. 36) Кубизм -  авангардное направление в живописи начала XX века, представители которого изображали мир в виде геометрических знаков и композиционных конструкций, деформируя облик реальных предметов

(сл. 37)  - представителями направления кубизма были французских художник П. Пикассо и Ж. Брак.  Представители кубизма изображали мир в виде геометрических знаков и композиционных конструкций, деформируя облик реальных предметов.

(сл. 38) Течение во французской живописи начала XX века, в основе которого используются яркие контрастные цвета.

(сл. 39)  - представители

(сл. 40) экспрессионизм - Художественное направление XX века, для которого характерно субъективное восприятие действительности, деформированное изображение реального мира, гипертрофия переживаний и упоение отчаянием

(сл. 41)  - представители

(сл. 42) Неопримитивизм – характеризуется интересом к Востоку, детскому творчеству, искусству самоучек, древней наскальной живописи.

Мастерами этого направления – профессиональные художники, сознательно обратившиеся к  примитивным формам искусства. Среди них особое место занимают А. Руссо, Н. Пиросманашвили, М.Ф. Ларионов, Н.С. гончаров и др.

(сл.43) Абстрактный экспрессионизм – своеобразный вклад русского искусства в мировой авангардизм. Основоположник – В.В. Кандинский. Для этого направления характерно отказ от изображения реальных предметов и создание образа на основе самодостаточной выразительности цвета. Линий, форм.

(сл. 44)  Супрематизм – одно из течений абстрактного искусства, относится к типу геометрической абстракции

(сл. 45)  Дадаизм – крайнее авангардное течение. Ему свойственно  отрицание  существующих форм искусства, использование техники коллажа, создание абсурдных произведений.

(сл. 46) Сюрреализм  Авангардное течение в искусстве XX века, представители которого обращались к сновидениям, автоматическому сознанию, подсознательному.

4. Литература. Стр. 131 – 132

5. Подведение итога урока.

Рекомендуем посмотреть:

КВН по истории Казахстана

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Юрий Романюк # 2 февраля 2014 в 12:45 +1
Урок в форме презентации, как мне кажется, один из лучших способов подачи информации школьникам. А у Вас презентация получилась очень интересной, да и сама тема - Культура первой половины XX века - невероятно занимательна! Спасибо за проделанный труд!
Люция Рифовна Закаляпина # 14 июля 2014 в 00:03 0
Анжелика Викторовна, спасибо за эту разработку! Обычно на проработку этой темы резервов времени внутри курса не хватает, поэтому нечасто встретишь такой конспект урока. Думаю, что данная работа актуальна и для 11 класса. Можно было бы сделать бинарный урок по истории и МХК.
Ирина Александровна Илларионова # 7 октября 2014 в 00:58 0
Думаю темы искусства, культуры на уроках истории просто невозможно проводить без визуального ряда. Обычно подробно останавливаюсь только на искусстве нашего серебряного века, теперь задумаюсь и о подобном уроке. Очень полезная работа. Спасибо.
Мария Юрьевна Воркуева # 31 октября 2014 в 17:46 0
Уважаемая Анжелика Викторовна! Спасибо за очень профессиональную разработку! Действительно, часто не хватает время на пристальное рассмотрение вопросов культуры. А у Вас все разложено по полочкам. Успехов!
Юлия # 17 ноября 2014 в 18:43 0
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как скачать презентацию?
Амина Ягфаровна Каримова # 1 декабря 2014 в 21:21 0
Для меня всегда не просто провести уроки по культуре. Думаю можно будет воспользоваться этой разработкой. Подскажите, пожалуйста, как скачать презентацию?
Косова Елена # 5 января 2015 в 20:20 0
Здравствуйте! Очень интересная и полезная разработка. Обычно для детального рассмотрения темы по культуре (биография деятеля культуры, его творения и т.д.) не хватает времени. И обязательно применение наглядности. Успехов в работе, спасибо.
Татьяна Викторовна Никкина # 8 января 2015 в 17:21 0
Анжелику Викторовна,здравствуйте! познакомилась с вашей методической разработкой. Спасибо! Взяла на заметку несколько интересных идей! Очень содержательный и полезный материал!
С уважением Никкина Т.В.
Светлана Олеговна Бралина # 8 января 2015 в 22:07 0
Здравствуйте Анжелика Викторовна! Материал выстроен качественно, логично, интересно. Беру на заметку. Спасибо.
Людмила Александровна Черкашина # 3 февраля 2015 в 11:21 0
Спасибо огромное, Анжелика Викторовна, за разработку! Действительно, всё разложено по полочкам, но мне не хватило проблемного вопроса на уроке, хотя бы одного. С вопросами было бы интереснее.
Екатерина # 25 марта 2015 в 06:33 0
Добрый день!!! Действительно материал очень интересный и важный, однако соглашусь с коллегой Черкашиной Л.А. не хватает проблемности, "изюминки", которая помогла бы учащемуся понять - "А зачем это мне?"
Ольга Игоревна Святова # 27 сентября 2015 в 00:02 0
Добрый вечер! Урок очень интересный и плодотворный!!! В виду перехода на новые стандарты, позволяет достигать в том числе и метапредметных результатов!!!!! Полезный опыт. Спасибо за готовый урок!
Светлана Сергеевна Чумакова # 1 декабря 2015 в 15:24 0
Урок хороший,но считаю, что уроки по ознакомлению с культурой должны сопровождаться наглядностью. Успехов и удачи в работе!
Екатерина Андреевна Шумаева # 4 декабря 2015 в 22:47 0
Часто так бывает, что учителя истории изучению культуры того или иного исторического периода уделяют меньше внимания. А зря. Ведь культура - это то наследие, которая оставляет та или иная эпоха, и это наследие неразрывно с ней связано. Кроме того, работа над данными темами позволяет развивать нравственные качества ребят. Замечательно, что данная разработка предполагает использование мультимедийной презентации!
Наталья Владиславовна Шарова # 1 августа 2016 в 16:49 0
Полностью согласна с тем, что учителя истории зачастую сокращают время на изучение вопросов культуры. Однако, культура составляет значительный блок в КИМах ГИА. Кроме того, эти темы развивают общий кругозор учащихся, делают их культурными людьми. В моей школе существует неформальная творческая группа учителей истории, литературы, искусства. Объединение данных дисциплин позволяет более качественно проходить с детьми материал, посвященный вопросам культуры. Спасибо Анжелике Викторовне за материал!