Конспект урока-викторины по истории средних веков для учащихся 6 класса.

Автор: Туктен Геннадий Борисович, учитель истории и обществознания МОУ Высоковская средняя общеобразовательная школа № 4, г. Высоковск

Описание материала: предлагаю вам конспект урока-викторины по истории средних веков. Данный материал будет полезен для учителей работающих в 6 классах, кроме того этот материал можно  провести как самостоятельное внеклассное мероприятие, например в рамках предметной недели истории.

Цель викторины: закрепить знания учащихся по истории средних веков.

Тип урока: урок повторения и систематизирования знаний.

Форма проведения:  урок - викторина

Задачи урока:

повторить в игровой форме, ранее изученный материал;

развить у учащихся интерес к истории, к средневековой  культуре;

создать условия для проявления творческих возможностей учащихся умения работать в группе;

развить у учащихся умение кратко и четко отвечать на вопросы.

Оформление:

столы для команд – участников, стулья для зрителей, стол для жюри;

плакат на доске кабинета:

«История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни» ( Цицерон);

Оборудование:

карточки с заданиями;

жетоны для зрителей;

грамоты для награждения по итогам игры – викторины.

Проведение данного урока – викторины рекомендовано для учащихся  6 классов, изучающих историю средних веков по учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений  Е.В. Агибалова, Г.М. Донской Л. М.; Просвещение, 2011 г., кроме того викторину можно проводить как отдельное внеклассное мероприятие.

Структура урока:

1. Оргмомент

2. Приветствие команд

3. Разминка

4. Конкурс «Крылатые выражения».

5. Конкурс эрудитов.

6. Конкурс «История в датах».

7. Конкурс « Историческая путаница».

8. Конкурс « Что здесь лишнее».

9. Конкурс капитанов.

10. Конкурс болельщиков.

11. Подведение итогов урока и награждение команд

Ход урока:

В игре – викторине принимают участие учащиеся 6 класса. До начала викторины учащиеся выбирают участников, делятся на 2 команды по 6-8 человек, знакомятся с правилами игры, ее структурой. Каждая команда выбирает название для своей команды, девиз, капитанов. На игре - викторине могут присутствовать и принимать участие зрители: учащихся других классов. Ведущий (учитель) назначает жюри викторины (3-4 человека) из числа зрителей, старшеклассников или приглашенных учителей.

1. Оргмомент

Ребята! Сегодня мы с вами проводим увлекательную интеллектуальную игру (викторину) по истории средних веков. Прошу команды занять свои места.     

2. Приветствие команд

Команды поочередно встают, называют название, озвучивают девиз.

3. Разминка

Каждая команда получает карточки, на которых написаны, пять исторических терминов. В течение 3 минут командам необходимо написать определения к этим терминам. За каждый правильный ответ -1 балл. Жюри отслеживает время, подсчитывает количество правильных ответов. На вопросы,  оставшиеся без ответа могут отвечать болельщики команд, получая за каждый правильный ответ жетон.

1 команда

2 команда

1. Аббат – (руководитель монастыря).

2. Пергамен-( бумага из кожи молодых телят).

3.  Замок –(жилище феодала).

4.  «Щитовые деньги»-(особый взнос королю).

5. Рыцарь - ( конный воин).

1. Дружина – (постоянный отряд).

2. Хроники – (летописи).

3.  Донжон – (главная  башня).

4.  Десятина - (особый налог на содержание церкви).

5. Ратуша – (здание городского совета).

4. Конкурс «Крылатые выражения».

Капитаны команд вытаскивают карточки, на которых написаны крылатые выражения. Команды должны в течение 2 минут должны объяснить суть крылатого выражения. За правильный ответ присуждается 1 балл. На вопросы,  оставшиеся, без ответа могут отвечать болельщики команд, получая за каждый правильный ответ жетон. Начинает команда, набравшая в разминке меньшее количество баллов.

Выражение №1. « Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе».

Выражение №2. « Париж стоит мессы».

Выражение №3. « Ходить в Каноссу».

Выражение №4. « Бросить перчатку».

5. Конкурс эрудитов.

От каждой команды приглашаются по 2 ученика ( по желанию).

Учащиеся  получают на карточках задание, на которых написаны выражения и ребятам необходимо определить кому они принадлежат и по какому случаю?

«Когда Адам пахал, а Ева пряла кто тогда был дворянином?» (Д.Болл).

«Дворяне – главный нерв государства» (Ришелье).

«Государство это - я» (Людовик ХIV).

«Лучше потопить землю, чем потерять её» (морские гёзы при осаде Лейдена).

«На этом стою и не могу иначе» (Мартин Лютер).

6. Конкурс «История в датах».

Ну, какая история без дат (хронологии). Поэтому знание хронологии очень важно. Вот и проверим, как вы знаете даты. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задания для первой команды:

500 г,  1054 г., 1381 г., 1492 г.

Задания для второй команды:

843 г.,1204 г., 1453 г., 1498 г.

7. Конкурс «Историческая путаница».

Команды получают следующее задание, в котором «историк» что-то напутал. Вам необходимо в текстах найти допущенные ошибки.

За правильно выполненное задание команды получают по 3 балла.

Текст для первой команды.

«К концу своего правления Карл Великий покорил многие народы и племена. В 801 году он прибыл в Константинополь, где был провозглашен великим князем. Но Франкская империя была непрочной и просуществовала недолго. В 810 году два внука Карла Великого разделили империю на две части. Наступило время феодальной раздробленности»  (необходимо найти  6 ошибок).

Текст для второй команды.

«В мае 1385 года крестьяне нескольких деревень близ города Йорк подняли восстание. Их возглавил Гильом Каль. Они двинулись к столице и учинили там погром. Английский король Карл Смелый со своими приближенными укрылся в замке Бастилия. Крестьяне осадили замок, и король был вынужден пойти на переговоры. Восставшие вручили королю свои требования. И король,  боясь гнева крестьян их выполнил».

(Необходимо найти 6 ошибок).

8. Конкурс «Что здесь лишнее»?

Необходимо в ряду терминов найти один выпадающий (не подходящий по смыслу).

Задание для первой команды:

Шелк, раджа, фарфор, пейзаж, порох.

Задания для второй команды:

Медресе, каллиграфия, инквизиция, арабески, мечеть.

9. Конкурс капитанов.

В средневековой истории было много войн. И сейчас в этом конкурсе мы проверим  ваши знания в этой области. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Когда состоялся первый крестовый поход?  (1096г)

2. Какой город крестоносцы взяли после осады в 1099 году? (Иерусалим)

3.Что завоевал герцог Нормандии в 1066 году? ( Англию).

4. Между кем шла Столетняя война? (Англия и Франция).

10. Конкурс болельщиков

В течение всей игры болельщики команд переживали за свои команды. И сейчас в этом конкурсе у них есть возможность помочь своей команде получить дополнительные баллы для своей команды.

Итак, блиц - опрос для болельщиков. Вопросы задаются поочередно. В случае неправильного ответа или отсутствия ответа вопрос переходит к болельщикам другой команды.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

1. Когда и где мирные домашние животные вдруг «пожрали людей» (Англия, огораживание);

2. Каково расстояние между Константинополем и Царьградом? ( Это разные названия одного города).

3. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной).

4. Когда в истории воевали цветы? (Война Алой и Белой розы).

5. Назовите любимые развлечения рыцарей (пиры и турниры).

6. На каком языке преподавали в средневековых университетах ( на латыни).

7. Кому подчинялись вассалы? (Сеньорам).

8. Как называлась металлическая рубаха у рыцарей? (Кольчуга).

9. Кто такие шерифы? (Королевские чиновники).

10. Что такое диспуты? (Словесные поединки)

Подведение итогов урока-викторины.

Награждение победителей.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

КВН по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Надежда Селукова # 11 октября 2013 в 00:01 +2
очень интересная подача, затронуты многие моменты, причем в самой разнообразной форме
Наталья Шелихова # 18 декабря 2013 в 08:28 0
Мне понравился ваш материал. Я хочу его использовать в своей работе, т.к. тема мне эта знакома. Вы молодец! Удачи вам!
Юрий Романюк # 2 февраля 2014 в 13:06 +1
Понравилась задумка "Конкурса эрудитов" - очень удачно подобраны цитаты наиболее заметных исторических личностей того времени. Да и остальные конкурсы заслуживают похвалы - вопросы разнообразны, а задания заставляют учеников включать смекалку.
Наталия Николаевна Москалец # 29 августа 2014 в 17:33 0
Мне понравился урок. Важно, что материал не перенасыщен, все прекрасно укладывается в 45 минут, если не тратить много времени на организацию. Выбрать капитанов, команды, название и др. можно и до урока. Задания разнообразные, позволяют повторить большой объем материала, интересно подобрано, несложно, учитывается разный уровень детей, хорошо продумано участие зрителей. Хотелось бы более точных определений (пергамен - не бумага)и расшифровку дат. Спасибо!
Оксана Викторовна Антипина # 5 октября 2014 в 00:42 0
Разработка интересная, насыщенная, но без излишеств. Грамотные вопросы, разнообразные задания, которые хорошо укладываются в урок. В игровой форме закрепляются все знания и умения полученные на предыдущих уроках. Но цитаты исторических личностей в большинстве можно было подобрать более яркие.
Амина Ягфаровна Каримова # 1 декабря 2014 в 21:26 0
С некоторыми изменениями и дополнениями буду использовать в работе. Для моего класса материал большой, буду уменьшать. Но при готовом материале-это не сложно! Спасибо!!!
Виктория Владимировна Зотова # 5 декабря 2014 в 00:26 0
Тема, по которой автором предложены задания очень интересна, т. к богатый для изучения материал. Понравились задания. Я давно работаю в 6 классах. Использую в работе различные формы, приёмы. чтобы сделать урок интересным для ребят. Ваш материал буду использовать обязательно! Спасибо!
Инна Михайловна Соловьева # 29 декабря 2014 в 19:18 0
Здравствуйте.Большое спасибо за интересный урок. Понравились методические приемы используемые вами.Спасибо.
Косова Елена # 6 января 2015 в 11:29 0
Очень интересная и полезная разработка. Есть все: крылатые выражения, даты, термины и т.д. Ученики всегда с удовольствием принимают участие в конкурсах. Спасибо, успехов в работе.
Екатерина # 25 марта 2015 в 06:54 0
Яркая, актуальная разработка урока.Представлена самая интересная и полезная, на мой взгляд, технология для учащихся 6-х классов - социо-игровая технология
Ольга Игоревна Святова # 26 сентября 2015 в 23:41 0
Добрый день! Викторина очень интересная и плодотворная!!! В виду перехода на новые стандарты, позволяет достигать в том числе и метапредметных результатов!!!!! Полезный опыт. Спасибо.
Кириллова Людмила Анатольевна # 28 сентября 2015 в 23:49 0
Замечательная разработка урока, средние века-один из самых ярких этапов мировой истории,а в игровой форме средние века запомнятся еще лучше.Урок полностью соответствует ФГОС, обязательно использую некоторые элементы на своем занятии.
Олег Владимирович Мамаев # 7 октября 2015 в 22:10 0
Хорошо продуманный сценарий у викторины. Думаю, что можно взять его за основу, а конкретное содержание заданий менять в соответствии с пройденным на уроках материалом и общим интеллектуальным уровнем учащихся.
Екатерина Андреевна Шумаева # 11 октября 2015 в 10:47 0
Понравилась Ваша разработка! Занятие проходит в интересной и занимательной форме, задания подобраны самые разнообразные. Уверена, что Ваше занятие прошло в оживленной дружелюбной атмосфере! Средние века - очень интересный курс, а викторины делают усвоение и обобщение материала еще более увлекательным. Конечно, для проведения викторины учитель должен предварительно тщательно продумать организационные моменты, в том числе связанные с объективным подсчетом баллов и объяснении детям, за что именно они эти баллы получают.
Ольга Валентиновна Черняк # 23 февраля 2016 в 16:52 0
Спасибо за интересную разработку урока. Хорошо продуман материал урока. Мой голос вам. Успехов вам.
Галина Валентиновна Неплюева # 4 апреля 2016 в 20:28 0
Спасибо за интересную разработку урока.Всегда полезно почитать коллег,что-то интересное можно позаимствовать из уже готового материала. Викторина помогает в увлекательной форме закрепить материал,можно использовать задания для викторины для ребят с различным интеллектуальным уровнем.
Елена Владимировна Никонорова # 13 мая 2016 в 19:05 0
Спасибо, очень полезная разработка. Детям всегда интересны игровые занятия.Хорошо продуманы все этапы игры.С помощью таких уроков учащиеся лучше усваивают пройденный материал.
Женихова Екатерина Сергеевна # 14 мая 2016 в 15:12 0
Конкурсные мероприятия всегда на "ура" проходят в любых классах, особенно в младших. Отличный сценарий, все продумано до мелочей, что позволяет охватить максимум материала по данному периоду. Спасибо.
Закерничная Ирина # 9 июня 2016 в 13:11 0
Качественная разработка мероприятия. Ничего лишнего, урок не перенасыщен. Интересные идеи, есть, что взять для своей практики.
Лада Геннадьевна Попова # 8 августа 2016 в 23:00 0
Коллега подошел к разработке мероприятия творчески. В игровой форме, так любимой учениками, охвачен объемный материал по всеобщей истории 6 класса. Такие неординарные задания. Спасибо!