Конспект занятия по истории для студентов 1 курса колледжа

Конспект учебного занятия по истории: «Павел I - рыцарь на престоле»

Автор: Тихонова Ольга Николаевна, преподаватель ГОУ СПО «Саратовский областной колледж искусств»

Описание материала. Предлагаю вам конспект учебного занятия по истории для обучающихся 1 курса колледжа, составленный по новым ФГОС и рассчитанный на один час занятий. Данный материал будет полезен учителям истории, работающим в профильных старших классах, а также преподавателям колледжа. Некоторые его части могут быть использованы на уроках истории в 7 классе общеобразовательных школ. Это занятие является составным в теме, посвящённой внутренней политике императоров России в XVIII веке. Тема рассчитана на 3 академических часа.

Тема занятия: Павел I, характеристика личности и основные направления политики.

Цель занятия. Выявить противоречивость и непоследовательный характер внутренней политики Павла I, выявляя это через образ императора, сформировавшийся у современников и историков.

Задачи:

- личностные: формирование патриотизма и уважения к истории нашей родины, через личностное осознание влияния конкретной личности на историю;

- метапредметные: выработка самостоятельности суждений при работе с информацией;

- предметные: освоение, преобразование и применение знаний в их взаимосвязи, для характеристики исторических лиц.

Тип занятия. Урок рефлексии.

Ресурсы: основные, дополнительные.

1.  Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.

2.  Елисеева О. Бедный деспот.// Родина. 2011. № 7.С.5-8.

3.  Капустина Л.Г. Урок по теме « Павел I: тиран или неудавшийся реформатор». //Преподавание истории и обществознания в школе.2011.№ 9. С.51-54.

4.  http://hermitagemuseum.org/- цифровая коллекция Эрмитажа.

Формы работы обучающихся: самостоятельная работа с текстом и документами, (анализ изображения) картины.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор.

Структура и ход занятия.

Этап занятия

Деятельность преподавателя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность обучающегося

1

2

3

4

1.

Объявление темы занятия. Самоопределение.

Работа с понятием рыцарства. Слайд №1(на экран проецируются характерные черты рыцарства, по мере формулирования обучающимися этих понятий.

Характерные черты рыцарства: честь, этикет, благородство, храбрость, справедливость.

2.

Цели и задачи.

Вопросы. На основе прошедшего материала и обсуждаемого вопроса, как вы думаете, о ком пойдёт сегодня речь?

Можно назвать Павла I рыцарем?

Слайд № 2 (на экран проецируется портрет Павла I в коронационном облачении. Художник В. Л. Боровиковский. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Демонстрация слайда с двумя точками зрения на личность Павла I . Слайд № 3 (на экран проецируются 2 точки зрения на личность императора:

Деятельность Павла называют капризами сумасшедшего, которые привели все отрасли государственного управления в неописуемый беспорядок.

В.Ключевский, Н. Шильдер.

Павел I оценивается как царь – реформатор, который имел четкую программу действий для борьбы с революцией.

Н. Эйдельман, М. Клочков).

Цель формулируют обучающиеся. На основе прохождения исторического материала  эпохи Екатерины II, обучающиеся предполагают, что речь пойдёт о Павле I.

Определение цели обучающимися.

 

 

 

Положительное или отрицательное имело значение для истории «рыцарство» Павла?

3.

Планирование и практическая деятельность. Осуществление контроля и коррекции.

1. Как сформировалось отношение к рыцарству у Павла I.

Демонстрация слайда с высказыванием воспитателя Павла – С. Порошина. Слайд № 4 («Читал, я его высочеству Вертову историю об Ордене мальтийских кавалеров. Изволил потом забавляться и, привязав к кавалерии свой флаг адмиралтейский, представлять себя кавалером Мальтийским»).

2. Его конкретные действия для соответствия рыцарскому образу.

 Демонстрация слайдов №5,6 по п. 2.2. (на экран проецируется картина П. Бенуа « Парад при Павле I», а также тронное кресло императора).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Соответствовали ли его стремления и идеи рыцарства реалиям времени? Слайд № 7 (на экран проецируется данный вопрос). Анализ внутренней политики Павла I и её итоги (отрицательное и положительное).

 4. Каковы были последствия  навязанных им стандартов?

1.Работа с воспоминаниями современников (текст документа).

2.1. Работа с документами и таблицей.

Приложение 1.

2.2. Работа с картиной П. Бенуа “Парад при Павле I” (вопросы к картине)  и образ рыцаря через изображения его и его трона.

1.Опишите изображение. Что изображено на картине?

2.Какое ощущение от этой картины у Вас сложилось?

3.Что можно сказать про атмосферу правления Павла, глядя на эту картину?

4.Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи Павла I?

5.Чем может помочь эта картина для характеристики императора Павла?

 

 

3.Работа с таблицей: «Внутренняя политика Павла I». Приложение 2.

4.

Итог урока.

Сиквейн. Слайд № 8 и 9 (на экран проецируются схема написания сиквейна и образец сиквейна на данную тему). Сообщение домашнего задания по аналогии КИМов ЕГЭ – С5 (аргументация одной из предложенных точек зрения на правление Павла I).

Обучающиеся по образцу составляют сиквейн.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица. Характерные черты рыцарства и Павел I.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РЫЦАРСТВА

№ ДОКУМЕНТА, ТЕКСТА

ЧЕСТЬ

 

ЭТИКЕТ

 

БЛАГОРОДСТВО

 

ХРАБРОСТЬ

 

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

 

Прочитайте отрывки из документов и определите, к каким характерным чертам рыцарства можно отнести стремления и действия Павла I? В таблице соотнесите номер текста и характерную черту рыцарства.

ДОКУМЕНТЫ

1. «Общим нашим и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом поставили сей Акт наш общий, которым по любви к отечеству избираем наследником, по праву единственному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нём все его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы у меня сыновей было; что и есть первородство…

По пресечении сего рода наследство переходит в род старшего моего сына в женское поколение, в котором наследует ближняя родственница последнее - царствовавшего рода выше упомянутого сына моего, и так далее, а в недостатке оной, то лицо мужское или женское, которое заступает ее место, наблюдая, что мужское лице предпочитается женскому, как уже выше сказано; что и есть заступление…»

Отрывок из закона о порядке престолонаследия от 5 апреля 1797 года.

2. О подпоручике – Сумарокове, спорившем со старшим командиром и притом «обнажавшем саблю» (т. е. едва ли вызывая на поединок), генерал-аудиториат постановил: « лишить чинов, выключить из службы», Павел I: то же самое, но ещё « послать в Сибирь на житье»).

Вдовствующая грузинская царица жалуется в 1798 году на полковника Спешнева, командира русского отряда в Грузии, который « дал всей команде волю» и чинил «разные наглости и обиды»…Павел I 23 ноября 1798 г. Выносит окончательное решение: « Во уважение к царскому дому, в сатисфакцию оному, полковник Спешнев исключается из службы».

Дело о поручиках Баранцеве, Дзыбиюе, капитане Степанове: они увезли «вольную женщину Иванову» у своего полковника и устроили: венчайте Баранцева и Ивановой (священнику пригрозили). Павел I: «всех трёх, лиша чинов и дворянства, сослать в Сибирь».

Н.Я. Эйдельман. Грань веков. Политическая борьба в России. 1992. С. 74-75.

3. В течение четырех лет круг дозволенного всё более сжимался. Нельзя было танцевать вальс, носить фраки и жилеты, башмаки с бантами, низкие сапоги, высокие галстуки, дамам одевать через плечо пёстрые ленты, щеголять в белых блузках с открытым воротом и синих юбках. Словом, гонениям подвергалось всё, что диктовала французская « революционная» мода. « Первым геройским деянием нового царствования была жестокая и беспощадная борьба против злейших врагов русского государства, против круглых шляп, фраков и жилетов, - писал Тургенев. – Уже на следующий день 200 политических драгунов бегали по улицам и по особому указу срывали у всех прохожих шляпы, которые тут же уничтожались; у фраков отрезали воротники, а жилеты, по усмотрению капралов и унтер-офицеров, разрывались на части. В 12 часов на улицах не видно было уже ни одной круглой шляпы; фраки и жилеты были совершенно обезврежены; тысячи обывателей Петрополиса разбегались по домам с непокрытыми головами, в изодранном платье, полунагие».

Русская старина. 1889 . Т. 62. С. 204.

При встрече с императором следовало выходить из экипажа. « За исполнением этого повеления наблюдали с высочайшей строгостью, - писал Август - Фридрих фон Коцебу, немецкий драматург, служивший в это время в России.- И, несмотря на глубокую грязь, разряженные дамы должны были вылезать из своих карет». В мемуарах описана пара случаев, когда Павел галантно воспрепятствовал той или иной встречной даме покинуть возок, чтобы приветствовать его. « Зато сотни других дам, когда они или их кучера не были достаточно проворны, подвергались сильным неприятностям. Так, г-жа Демут, жена содержателя гостиницы, должна была из-за этого отправиться на несколько дней в смирительный дом».

Хрестоматия по русской истории. Т. 3. 1923. С. 288.

4. Император в минуту своего гнева был ужасен, но был не злопамятен. Чувствуя уважение к герою, графу Суворову, бывшему в опале, и зная, какую славу российское оружие им может приобресть, начальствуя австро-российскою армиею против всюду торжествующих французов, [он] вызвал славолюбивого старца из ссылки и столь убедительным рескриптом, что тот забыл все огорчения и через час по получении того рескрипта выехал из своего заточения. Когда он явился к императору, государь в ту же минуту надел на него орден Св. Иоанна Иерусалимского; он [Суворов] пал к ногам его, сказав: « Господи, спаси царя». А Павел, обняв его, сказал: «А ты поезжай спасать царей».

Л. Н. Энгельгард. Записки. 1997. С. 160.

5. Одной из разумных мер нового правительства был, например, призыв на смотр всех числящихся « заочно»; это был сокрушительный удар по многолетней практике записи дворянских детей в полки буквально с момента рождения (так, что к совершеннолетию поспевал уж «приличный чин»); вследствие павловского указа в одной только конной гвардии из списков был исключён 1541 фиктивный офицер.

Д. В. Блудов: « Самодержец может по своему произволу изменять законы, но до изменения или отмены их должен им сам повиноваться». « Невольно удивляешься, - отзывается мемуарист,- огромному числу указов, узаконений, распоряжений в короткое царствование [Павла]; но это была ломка всего екатерининского, порывистые проявления безумия и своеволия – работа страшная и непрестанная!

Н. Я. Эндельман. Грань веков. Политическая борьба в России. 1992. С. 62.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица. Внутренняя политика Павла I.

Реформы

Положительное

Отрицательное

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

КВН по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Арбузова Светлана # 15 января 2014 в 16:55 +1
Светлана Рудольфовна Арбузова
Уважаемая Ольга Николаевна,прекрасный урок.Цели, тип урока,задания,технологическая карта урока!Единственное, что я бы добавила для усиления образа - ЭОР. Обязательно воспользуюсь Вашим уроком на практике. Спасибо.
Юрий Романюк # 2 февраля 2014 в 13:46 0
Крайне увлекательная разработка и аккуратно оформленная работа, ознакомился с большим интересом! Добавлю, что содержание всех слайдов расписано "от и до", что еще больше красит работу.
Люция Рифовна Закаляпина # 14 июля 2014 в 01:51 +2
Замечательная разработка! Во-первых: отличный пример, как надо оформлять конспект учебного занятия. Хорошая помощь и начинающему педагогу, и педагогу с опытом. Во-вторых это можно применить и адаптировать на своих уроках. Спасибо, Ольга Николаевна! )
Амина Ягфаровна Каримова # 1 декабря 2014 в 21:45 0
Есть чему поучиться у автора - грамотное оформление целей и задач, технологическая карта урока,последовательность этапов урока и методы. Спасибо!
Виктория Владимировна Зотова # 5 декабря 2014 в 02:07 0
Очень содержательный урок. Материалом обязательно воспользуюсь. Спасибо!
Косова Елена # 6 января 2015 в 11:41 0
Очень полезная разработка урока. Грамотно сформулированы цели урока, выделены этапы, подобран материал и задания.Спасибо, успехов в работе.
Татьяна Викторовна Никкина # 8 января 2015 в 18:07 0
Ольга Николаевна, здравствуйте! Очень содержательный урок, с хорошо подобранным дополнительным материалом, необычный подход к характеристике личности. спасибо
Татьяна Викторовна Антропкина # 15 февраля 2015 в 18:25 0
Хорошая разработка урока. Много полезной информации.Спасибо.
Светлана Сергеевна Кейль # 7 апреля 2015 в 16:04 +2
Здравствуйте Ольга Николаевна! Очень подробный урок. Как - то даже непривычно, что личности Павла I уделяется целых 3 часа. У меня при расчасовке для 1 курса техникума в 60 часов, на разбор персоны Павла I всего 25-30 мин. Хорошо что используете разные виды текстовой информации. Некоторые виды источников "подсмотрела" у вас. Спасибо.
Ольга Валерьевна Прохорова # 7 апреля 2015 в 16:26 +1
Ольга Николаевна! С большим интересом познакомилась с конспектом урока по истории: характеристика личности и правления императора Павла 1. Действительно, это та часть истории России, которая не до конца раскрыта и исследована. Хорошо, что вы на уроке приводите документы того времени, из которых можно самостоятельно делать определённые выводы. Технологическая карта урока показывает ход работы на уроке, действия ребят и тип проверки. У меня нет окошечка с голосами, но я считаю, что ваша разработка достойна всяких похвал. Беру себе в заметки, чтобы не потерять и ещё подумать над этой темой.
Евгения Михайловна Захарова # 1 июля 2015 в 22:32 0
Спасибо! Просто образцовый конспект: грамотно определена методология урока, подробная технологическая карта, наглядно определяется работа учителя и учащихся. Отдельно спасибо за представленные документы, сама стараюсь часто использовать на уроках работу с источниками, многие встретились мне впервые.
Ольга Игоревна Святова # 27 сентября 2015 в 00:04 0
Добрый вечер! Урок очень интересный и плодотворный!!! В виду перехода на новые стандарты, позволяет достигать в том числе и метапредметных результатов!!!!! Полезный опыт. Спасибо за готовый урок!
Людмила Николаевна Лыткина # 10 января 2016 в 14:51 0
Очень хорошая разработка урока. Цели и задачи поставлены, так как требуется по стандарту, да и сам материал лекции очень содержательный.