Программа факультативного курса для учащихся 9, 10, 11 классов по истории Казахстана

Факультативный курс «Главные партнеры моей страны»

Автор: Аллахвердиева Индира Казимовна учитель истории и географии в средней школе № 5 города Костанай, Республики Казахстан

Описание работы. Программа факультативного курса для учащихся  9 ,10,11 классов по истории Казахстана. Рекомендуется учащимся для  углубленного, осознанного изучения   взаимоотношений Казахстана с соседними странами, что способствует формированию  основ политологии и экономики, чувства патриотизма. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям политики, экономики, культуры, получить практические навыки работы с первоисточниками,   обобщать собранный в процессе поиска материал, учиться доступно и логично излагать свои мысли.

В преподавании курса используются научный материал,  материалы источников СМИ, личные изыскания участников учебного процесса. По окончанию курса учащиеся на итоговом занятии  защищают творческие проекты.

По типу программа является развивающей. Назначение данной программы   состоит  в том, чтобы  через интеллектуально - творческую деятельность обеспечить изучение учащимися политических, экономических и этнокультурных отношений Казахстана с соседними странами, воспитанию  осознанного уважения к культурному и историческому наследию Родины. Практическое значение программы – активизация познавательной деятельности учащихся, формирование у них наблюдательности к окружающим явлениям, осознанное усвоение учащимися сложных вопросов истории.

Цели курса:

Формирование основ политологии, экономики;

умение правильно разбираться в исторических событиях происходящих в  стране и давать осмысленную аргументированную оценку этим событиям;

представление объективной оценки экономического, политического и культурного развития  своей страны;

воспитание патриотизма и чувства гордости за  родную страну;

формирование интереса к прошлому  и настоящему.

Задачи курса:

активизировать познавательную деятельность учащихся, пополнить знания учащихся по истории конкретными примерами  из событий своей страны;

способствовать практическому участию учащихся в жизни своей Родины;

воспитать чувство патриотизма, любви к Родине.

Для реализации поставленных целей используются различные формы и методы работы. Наряду с лекционной формой занятий предусматривается проведение семинаров, обобщающих и закрепляющих знания, также практикумы, закрепляющие практические навыки. Применяются различные методы ведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

систематизировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого;

определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам.

Организуемые виды занятий: вводный, урок-лекция, урок освоения новых знаний, урок закрепления знаний, урок-консультация, урок-презентация.

Учебно-тематическое планирование

Тематическое планирование

К.ч.

1

Введение

1

Глава 1. Казахстан (2ч)

2

Кратко  о  Казахстане.

1

3

Границы Казахстана.

1

Глава 2. Казахстан – Россия (16 ч)

4

Как все начиналось: Россия и Казахстан.

1

5

Казахстан и Россия, продолжение следует….

1

6

Казахстан и Россия сегодня.

1

7

Дипломатические отношения между Казахстаном и Россией.

1

8

Интеграционные процессы.

1

9

Россия - главный экономический партнер Казахстана.

1

10

Казахстанско-российское сотрудничество в Северном Каспии.

1

11

Космодром Байконур.

1

12

Двустороннее сотрудничество РК и РФ по вопросам региональной безопасности.

1

13

Сотрудничество РК и РФ в рамках ОДКБ и ШОС.

1

14

Отношения между нашими государствами идут по нарастающей…

1

15

Казахстанско–Российские отношения в сфере культуры.

1

16

Повторение по разделу.

1

Глава 3. Казахстан – Китай (11ч)

17

Казахстанско-китайские отношения

1

18

Политические отношения

1

19

Экономическое присутствие Китая в Казахстане.

1

20

Китайские переселенцы

 

21

Казахская диаспора в Китайской Народной Республике: причины переселения

1

22

Казахская диаспора в Китайской Народной Республике:  Адаптация и сфера занятости.

1

23

Китай – главный  партнер  Казахстана

1

24

Сотрудничество РК и КНР в области экономики

 

25

Сотрудничество РК и КНР в области образования и науки

1

26

Казахстан и Китай сегодня

1

27

Повторение по разделу.

1

 

Глава 4. Кыргызстан (2ч)

 

28

Кыргызстан и  Казахстан.

1

29

Казахстан и Кыргызстан: наши  общие проблемы.

1

 

Глава 5. Узбекистан (2ч)

 

30

Путешествие в Узбекистан.

1

31

Сотрудничество  Казахстана с Узбекистаном

1

 

Глава 6. Туркменистан (2ч)

 

32

Путешествие в Туркменистан.

1

33

Туркменистан и Казахстан - партнеры

1

34

 Казахстан:  сегодня – завтра. Защита рефератов, творческих проектов

1

 

Итог

34 ч

Содержание программы.

Введение (1 час)

Ознакомление с целями, задачами и формой ведения курса.

Глава 1. Казахстан (2 ч)  Географическом положение Казахстана, России. Границы Казахстана, России. 

Глава 2. Казахстан – Россия (16 ч) История отношений Казахстана и России.  Какие отношения сегодня между двумя странами. Дипломатические отношения Интеграционные процессы. Россия - главный экономический партнер Казахстана. Казахстанско-российское сотрудничество в Северном Каспии. Космодром Байконур. Двустороннее сотрудничество РК и РФ по вопросам региональной безопасности Сотрудничество РК и РФ в рамках ОДКБ и ШОС. Казахстанско–Российские отношения в сфере культуры.  Повторение по разделу.

Глава 3. Казахстан – Китай (11 ч) Казахстанско-китайские отношения Политические отношения Экономическое присутствие Китая в Казахстане. Китайские переселенцы Казахская диаспора в Китайской Народной Республике: причины переселения Казахская диаспора в Китайской Народной Республике:  Адаптация и сфера занятости. Китай – главный  партнер  Казахстана Сотрудничество РК и КНР в области экономики Сотрудничество РК и КНР в области образования и науки Казахстан и Китай сегодня. Повторение по разделу.

Глава 4. Кыргызстан (2 ч) Путеводитель по Кыргызстану Отношения Кыргызстана  и  Казахстана. Казахстан и Кыргызстан  наши общие проблемы.

Глава 5. Узбекистан (2 ч) Путешествие в Узбекистан. Сотрудничество Казахстана с Узбекистаном

Глава 6. Туркменистан (2 ч) Путешествие в Туркменистан. Туркменистан и Казахстан - партнеры Защита рефератов

Сравнительный анализ  наиболее ярких  сторон и особенностей  города Костаная  на основе материалов местной печати. Интегрированный урок "Даты и числа из истории Костаная".

Повторение, обобщение и контроль знаний  (1ч) «Казахстан: сегодня – завтра» Защита рефератов, творческих проектов »  -

На усмотрение учителя создаются творческие проекты учащихся.

Список  использованной  литературы

1. Декларация  о  государственном  суверенитете  Казахской  ССР.   25   окт.1990  г.  // Казахстанская правда. - 28 октября 1990 г.

2. Дипломатический курьер.-1996.-2006

3. Закон о дипломатической службе от 7 марта 2002 г. N 299-Н

4. Закон о дипломатической службе// Казахстанская правда.- 17.11.1997.

5. Закон Республики Казахстан от 26 июня 1998г. N 233-1 О национальной безопасности Республики Казахстан (внесены изменения Законом РК от 28.04.00 г. N 45-II)

6. Казахстан и Европейский Союз. Сб. документов и материалов. - Алматы, 1997.

7. Казахстанско-Российские отношения 1991-2000 годы: Сб. документов и материалов / Посольство Республики Казахстан в РФ. М., Астана, 2001.

8. Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1995.

9. Концепция экологической безопасности РК.  Одобрена распоряжением Президента РК N 2967 от 30 апреля 1996 г. // Казахстанская правда.- 1.06.1996.

10.  Меморандум о гарантиях безопасности // Казахстан и мировое сообщество.-1995.-N 1-2.-С.107-108.

11. Назарбаев   Н.А.    Казахстан   2030   -   Процветание,   безопасность   и   улучшение благосостояния всех казахстанцев. - Алматы, 1997.

12. Токаев К.К.  Под стягом независимости.  Очерки о  внешней политике Казахстана. - Алматы,  1997.

13. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей. - М., 1998.

14.  Арынов Е., Жуламанов Р., Елеусизов А. Внешнее экономическое проникновение в экономику Казахстана // Саясат, 1995. №1, с. 53-57.

15. Арыстанбекова А. X. Объединенные Нации и Казахстан. - Алматы, 2002. - 432 с.

16. Ашимбаев М., Лаумулин М. Трудный путь к региональной безопасности // Континент. - Алматы, 2002. - №10. - С. 19-23.

17.  Внешняя политика Казахстана: Сборник статей. - Алматы - М., 1995. - 208 с.

18.  Волков А.Ю. Казахстан в ООН // Казахстан и мировое сообщество, 1995. № 1-2, с. 49- 56.

19.  Исиналиев М.И. Дипломатия Казахстана // Международная жизнь, - 1999, №3

20.  Исинилиев М.И. Он был единственный чрезвычайный и полномочный (к 70-летию М.С.Фазылова) // Дипломатический курьер, 1997, - №3

21.  Казахстан - международные договоры с государствам - участниками СНГ (с декабря 1991 по декабрь 1996)/Мухамеджанов Э.Б., Межибовская И.В.-Алматы, 1997.

22. Казахстан и страны СНГ. Алматы, 1999.

23. Националистическая традиция и современность. Китай. – М., 1993.

24.  ПокульскийЯ., Хэ Боган Национальное самосознание, элиты и демократизация: сравнение России и Китая // Проблемы Дальнего Востока. – М., 1998. - №1

25. Приоритеты казахстанской дипломатии. Астана, 2000.

26. Первые шаги казахстанской дипломатии // Мысль, 1994, №1, с. 17- 20.

27. Султанов Б. Внешняя политика Республики Казахстан: основные этапы развития. (1991-2001 гг.) // Казахстан и современный мир. - Алматы, 2001. - №1. - С. 7.

28.  Лаумулин М. Международная жизнь Казахстана – новые акценты внешней политики//http://www.investkz.com

29.  Лаумулин М.Т. Азиатская безопасность и СВМДА // Казахстан и мировое сообщество. - 1995. - №1. - С. 40-48.

30.  Сыроежкин К. Казахи в КНР. - Алматы, 1994.

31.  Шайхутдинов М.Е. Геополитика: история, теория, практика. – (В 4 т.) – Павлодар, 2005. – Т.1. – 607с.

32.  http://www.analitika.org

33.  http://www.investkz.com

34.  http://www.khabar.kz

35.  http://www.mfa.kz/rus

36.  Правовой справочник «Законодательство». – Издательство ЮРИСТ (база данных Юрист)

37.  Ресурсы Интернет

38.   Казахстан 2030. www.akorda.kz

39.   Айгазиев А.Т. Эколого-экономическая устойчивость Республики Казахстан.- М.: Наука, 2000.

40.   Атышов К. Водные ресурсы Кыргызстана и особенности их использования // Окружающая среда и здоровье: Сб. науч. тр. науч.-практ. конф. 3 июня 1999 г. Бишкек, 1999. - С. 47-51

41.   Водные ресурсы ЦА, старые проблемы — новое звучание. Юнус Айбек. // Caucasus Times .com.

42.    Доолоталиев С. Экономика природопользования Кыргызстана. Б., 1998. - 227 с.

43.   Информационное агентство «Фергана ньюс» www.fergananews.com.

44.   Информационный портал «Ресурс» www.resurs.kz.

45.  Национальное информационное агентство КазИнформ.

46.  Представительство Юнеско в Казахстане www.unesco.kz.

Рекомендуем посмотреть:

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

КВН по истории Казахстана

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Юрий Романюк # 2 февраля 2014 в 12:57 0
С работой ознакомился, спасибо за Ваш труд! Выделю особенно тот факт, что приведён список использованных литературных источников - это сейчас требуют на каждом шагу. Надеюсь, что и ученики старших классов по достоинству оценят Вашу работу о Республике Казахстан.
Елена Викторовна Белицкая # 31 октября 2014 в 13:25 0
хорошая работа, а что главное,есть источники литературы, которые позволят найти материал быстро и по теме
Косова Елена # 6 января 2015 в 11:09 0
Здравствуйте! Интересная программа, обширный список источников. Как и вы предлагаю детям курсы по краеведению, которые расширяют знания о родном крае и способствуют воспитанию чувства патриотизма. Спасибо, успехов в работе.
Елена Владимировна Никонорова # 13 мая 2016 в 19:01 0
Здравствуйте! Очень интересный факультативный курс. Я думаю, что это очень полезная информация для наших учеников. Спасибо за список использованной литературы.