Конспект занятия для 2 класса на тему «Основные и дополнительные цвета»

Мастер-класс. «Основные и дополнительные цвета» для учащихся 2 класса общей образовательной школы

Автор: Дариуш Генриетта Владимировна, учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №60»

Данный мастер-класс  рассчитан для учащихся 2 класса по программе Б. М. Неменского, при изучении основных и дополнительных цветов.

Цели и задачи:

- познакомить детей с основными цветами (красный, желтый, синий);

- научить смешивать краски для получения дополнительных цветов (оранжевый, зеленый, фиолетовый).

Для работы детям понадобятся альбомные листы, гуашевые краски, 2 кисти разных размеров, палитра.

Основные и дополнительные цвета. Конспект занятия

Для учителя: формат А3, гуашевые краски, 2 кисти разных размеров, палитра.

Поспорили краски.

Автор: Людмила Шкилёва

Поспорили краски, какая важнее,

Какая, художнику, краска нужнее?

Кричала зеленая - Я! Это я!

Я - травка, я листья! Ну как без меня!?

 

Воскликнула синяя - Чем же я хуже?

Я - море и речка! Я - небо и лужи!

- А звезды и солнце раскрасите чем?

Я, желтая, тоже, полезная всем!

 

Обиделась красная: - Знаете сестры,

Конечно, нужны нам и небо и звезды,

Но красную, если ребята забудут,

Рисунки их, очень уж скучными будут...

 

Добавьте вы к желтому чуточку красной -

Оранжевый будет, весёлый и ясный.

А красного каплю добавите в синий,

То цвет фиолетовым станет, красивым…

 

Задумались краски: Какая важнее?

Вот с белым, конечно, рисунки нежнее,

И черная краска всегда пригодится:

Машины, деревья, дороги и птицы…

 

И кто же, скажите, спор наш рассудит:

Какая из красок здесь главная будет?

Сказала им кисточка - знаю ответ:

Из вас, ни одной, самой главной тут нет!

 

Любые цвета: зеленый, лиловый,

Сиреневый, белый и даже бордовый,

Оранжевый, розовый и голубой

Всегда пригодятся в палитре любой!

Спросить у ребят, какие  все-таки краски они считают самыми главными. После небольших экспериментов на палитре, выясняем, что самые главные, основные цвета - это красный, синий и желтый цвет. Оставить их на столе, а другие краски можно убрать.

Для начала работы ученикам предлагается согнуть лист таким образом, чтобы получился квадрат.

Основные и дополнительные цвета. Конспект занятия

Следующий этап работы – выбрать  самую «теплую и ласковую» краску, которой можно нарисовать солнышко.  Дети выбирают желтую. Мы ее берем толстой кисточкой и проводим ровную аккуратную полоску желтого цвета по центру нашего квадрата.

Основные и дополнительные цвета. Конспект занятия

Затем выбираем самую яркую и самую «вкусную» ягодную красную краску. Проводим толстой кисточкой еще одну линию, красного цвета.

Основные и дополнительные цвета. Конспект занятия

Затем детям предлагаю выбрать  краску, без которой невозможно изобразить небо. Дети выбирают синюю. И мы проводим последнюю, синюю линию на квадрате.

Основные и дополнительные цвета. Конспект занятия

Затем детям предлагаю попробовать еще раз смешать краски.  Для начала смешиваем желтую и красную. Получаем оранжевый цвет и заполняем орнаментом поле между желтой и красной полоской.

Основные и дополнительные цвета. Конспект занятия

На школьной доске нарисованы мелом образцы орнаментов, которые помогут детям в работе.

Основные и дополнительные цвета. Конспект занятия

Ученикам  можно нарисовать любой из предложенных. А еще лучше, если они придумают свой орнамент.

Следующий этап – смешать  желтый и синий цвет.  Получившимся зеленым цветом нарисовать орнамент между желтой и синей полоской.

Основные и дополнительные цвета. Конспект занятия

Последний этап – смешивание красной и синей краски и заполнение  крайних пустот орнаментом.

Основные и дополнительные цвета. Конспект занятия

После того, как детские работы высохнут, их можно склеить в один большой коврик и украсить дверь кабинета. Детям очень нравится, они гордо хвастают всем, что это их работа и пытаются отыскать свой квадратик.

Основные и дополнительные цвета. Конспект занятия

Основные и дополнительные цвета. Конспект занятия

Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционные техники рисования для школьников

Рисование осеннего листа. Мастер-класс с пошаговыми фото

Конспект урока рисования во 2 класса. Тема: День Победы

Эстамп по аппликации. Натюрморт «Фрукты»

Мила Кузьмина # 22 сентября 2013 в 00:55 +1
Очень грамотно все изложено! Спасибо за мастер-класс. Эх, если бы немного раньше!!!! Я бы  урок провела по вашему совету.Будем ждать 2 класс и начало сентября. Коврики чудесные получились! Удачи ВАМ!
Юлия Полушина # 28 сентября 2013 в 19:22 +1
Здорово. И про коврик замечательно придумано. Обязательно попробую(только сделаю на ткани.  dance
Ольга Александровна Кузнецова # 27 января 2014 в 20:47 0
Здравствуйте Генриетта Владимировна! Замечательный мастер-класс. Коврик просто загляденье. Интересная находка. Спасибо!
С уважением, Ольга Александровна.
Татьяна Николаевна Рыбалко # 9 июня 2014 в 14:52 0
Здорово! правда...я гораздо суше даю эту тему, а ведь детям через игру и надо давать новый материал - лучше воспринимают и запоминают. Спасибо
Ирина Николаевна Тамбовцева # 26 июня 2014 в 16:51 0
Спасибо за идею. Вроде обычная тема по цветоведению, но при этом знакомство или закрепление материалов по разнообразию орнаментов, умению владеть кистью. А главное из отдельных детских работ получается коллективное панно. Здорово придумано!
Александра Юрьевна Баскатова # 4 июля 2014 в 00:26 0
Интересно придумано с орнаментами, и что в этого все работы обучающихся были сложены в один замечательный орнамент ковра. Вот только цель на уроке должна ставится конкретно, а что вы способствуете развить у детей - это задачи. Можно было сказать ребятам о цветовом круге "спектре". Увлекательный получился урок. Творческих вам успехов!!!
Елена Александровна Трофимова # 11 сентября 2014 в 09:42 0
Просто ЗДОРОВО!!! Спасибо вам огромное за доступность и наглядность!!!Композиция-это замечательно, тем более такая яркая!5+
Анастасия Сергеевна Сильванович # 12 сентября 2014 в 14:58 0
Очень интересный урок, буду обязательно использовать в своей практике в художественной школе (как раз для подготовительного класса), все вроде так просто, но интересно! Детям должно понравиться.а конец урока с изготовлением общего коврика просто СУПЕР!!! Спасибо!
юлия фаритовна зейдак # 19 сентября 2014 в 19:52 0
Дети одновременно и орнаменты придумывают, развивают творческое мышление и учатся правильно и красиво писать отдельные элементы.
Лариса Клавдиевна Некрасова # 29 ноября 2014 в 10:04 0
Благодарю за очень интересную работу! Материал подается действительно необычно, интересно...Очень понравилось завершение урока, создание единого коврика из детских работ. Буду использовать при росписи костюмов, головных уборов различных национальностей.
Надежда Юрьевна Горбова # 3 октября 2015 в 09:36 0
Очень интересное упражнение для закрепления знаний, умений, навыков об основных и смешанных цветах, а также рисования орнамента. Добавляю в свою копилку ваш мастер-класс).
Надежда Юрьевна Горбова # 6 октября 2015 в 19:28 0
Я читаю своим ученикам вот такую сказку про краски.
Сказка про краски.

Жила она в чудесном замке, а вокруг замка был разбит замечательный сад. Круглый год в том саду цвели цветы: розы, тюльпаны, гладиолусы, георгины, ромашки, колокольчики, незабудки, ландыши. Цветов было очень много, и такие они были красивые, что, казалось, замок утопает в разноцветном благоухающем море цветов. А королева очень любила цветы, и сама была хороша, как самый прекрасный цветок на свете.
И жили в ее стране три барона: Красный барон. Желтый барон и Синий барон. У каждого барона был свой замок.
У Красного барона был замок из красного кирпича, и ворота в замке были из красного дерева, флаги на башнях замка были из красного шелка, и цветы вокруг замка были только красные, и листочки на деревьях были только красные. А сам барон и слуги его носили только красную одежду. Все-все во владениях Красного барона было красного цвета: и земля, и трава, и цветы, и деревья. А в замке - мебель, ковры, стены, потолки, даже стекло в окнах -было красного цвета.
У Желтого барона был замок из желтого камня, а вокруг замка были лужайки с желтой травой и дорожки, посыпанные желтым песком, а кругом росли цветы, но только желтого цвета, а деревья были только с желтыми листочками. И конечно, барон и его придворные носили только желтые одежды. Самый любимый цвет в этом замке был, конечно, желтый. Можно даже сказать, что это был единственный цвет, который признавали в этом замке.
И конечно, вы уже догадались, что у Синего барона был синий замок, а построили его из синего льда, а рядом с замком разлилось синее-пресинее озеро, и плавали по озеру красивые синие лодки с синими парусами. А вокруг озера возвышались синие горы, и росли на синих горах синие цветы.
Все три барона были очень важные. Все гордились своими владениями. Каждый барон считал, что его цвет самый важный, самый главный, самый красивый и самый нужный.
Когда наши важные бароны приезжали во дворец к королеве, каждый рассказывал ей про свой любимый цвет.
Есть на свете замечательная страна. Страна эта называется Рисовалия. А живут в этой стране... кто бы вы думали? А живут в этой стране разные-разные краски. И вот сегодня я хочу рассказать вам про эту страну и про три краски. Слушайте меня внимательно, я начинаю свой расказ.
Жила-была в стране Рисовалии королева, и звали ту королеву - Гармония, а имя ее на языке Страны Рисовалии означало "Красота".
- Мой красный цвет, - говорил Красный барон, - самый чудесный цвет на свете. Это цвет Утренней зари, это цвет заходящего Солнца, это цвет лучистых рубинов, это цвет спелых ягод. Этот цвет веселит глаз и согревает души - что может быть прекрасней красного цвета?
- Мой желтый цвет, - говорил Желтый барон, - это цвет жаркого полуденного Солнца, это цвет горячих бархатистых песков, это цвет спелых колосьев. Желтые, ласковые лучи Солнца обнимают землю и согревают все живое на земле. Что может быть лучше желтого цвета?
- Что вы говорите, и слушать не хочу! -отвечал Синий барон. - Только мой любимый синий цвет - самый-самый-самый синий цвет - это цвет чистого весеннего неба. Синий цвет - это цвет ласковой волны, это цвет безбрежного океана. Синий цвет дарит прохладу и покой. Что может быть чудеснее синего цвета?
Так спорить они могли бесконечно. Слушала их речи королева Гармония, и нерадостно было на душе у нее от этих споров. Знала прекрасная королева, что не будет мира и добра в ее королевстве, пока существуют споры и раздоры между тремя баронами.
Разорил дракон прекрасную страну Рисовалию. Закрыл небо черными тучами, и не видно стало ласкового Солнышка. Померкли краски королевского дворца, завяли цветы вокруг и погибли деревья. А бароны все ссорились между собой, и некому было защитить страну от беды. Королева умоляла баронов помириться, всем вместе дружно бороться с Черным драконом. Но не слушали ее бароны и продолжали спорить, чей цвет самый прекрасный на свете.
Вот так и случилось страшное горе.
Однажды ночью спустился на землю Черный дракон и разрушил королевский дворец, а прекрасную королеву Гармонию унес в свой Черный замок, высоко в небо, за грозовые тучи.
Только тогда опомнились наши бароны. Загоревали они, запечалились о своей прекрасной королеве, но не знали бароны, что им делать, как помочь великому горю. Так стояли они у развалин королевского дворца и горько плакали. А на рассвете побежали по небу разноцветные лучики, озарилось небо чудесным сиянием. На легком белом облачке опустилась на землю чудесная фея, и была она вся как бы соткана из разноцветных сияющих лучиков.
Изумились бароны.
- Кто ты, чудесное создание? - спросили они хором.
- Я - Светлая фея, я фея добра и любви. Я всю жизнь была рядом с королевой Гармонией. Я с самого ее рождения оберегала ее от темных и злых сил. Но вы так много лет ссорились и так сильно любили только себя, что злые силы Черного дракона победили.
- О, что мы наделали! - заплакали опять бароны. - Как мы будем жить без нашей прекрасной королевы? Скажи, добрая Светлая фея, как нам исправить то, что мы натворили, как вернуть нам свою королеву? Что нужно, чтобы снова процветала наша страна Рисовалия?
- Я очень рада, что вы поняли, что нельзя только любоваться собой, а надо позаботиться о королеве и нашей волшебной стране.
Ох, нелегко это будет сделать, долгий путь вам предстоит. Вы должны найти высоко в горах волшебное озеро, построить над озером чудесный семицветный мост. И только тогда исчезнет Черный злой дракон, а наша прекрасная королева сможет по этому мосту вернуться к нам на землю, - сказала так Светлая фея и тут же исчезла.
Собрались бароны в долгую дорогу и отправились в дальнее странствие.
Много дней и ночей путешествовали бароны, в дороге они ни разу не спорили, все тяготы пути пережили вместе, и каждый чем только мог помогал другим.
Долго ли, коротко ли они шли и вышли наконец к чудесному озеру. Вокруг озера росли прекрасные разноцветные цветы, а вода в озере была так чиста и прозрачна, что видно было каждый камушек на дне. Вокруг озера возвышались высокие горы, покрытые могучим вечнозеленым лесом, а верхушки гор уходили высоко в небо и кутались в мягкие пушистые облака.
Долго стояли бароны и как завороженные смотрели на окружающую их красоту и не могли оторвать глаз, не могли налюбоваться чудесным озером.
Первым очнулся Красный барон.
- Друзья мои, вспомните, зачем мы пришли к этому волшебному озеру. Нам нужно построить семицветный мост через это озеро, высокий-превысокий, до самых небес, а как нам это сделать - мы ведь не знаем.
- Да, ты прав, друг наш, - отвечал ему Желтый барон.
- Утро вечера мудренее, друзья мои. Давайте-ка переночуем у озера, а завтра утром будем решать, что нам дальше делать, - предложил им Синий барон.
Красный и Желтый бароны без споров согласились с ним и легли спать.
А рано утром с первыми лучами ласкового Солнышка заискрилось небо, стало переливаться разноцветными лучами и на пушистом белом облаке опустилась на землю, усыпанную цветами Светлая фея.
- Теперь, Красный барон, возьми Желтого барона за руку и вместе войдите в волшебное озеро, - проговорила Светлая фея.
Вошли оба барона. Красный и Желтый, взявшись за руки, в прозрачную воду, и вода в озере стала оранжевая - это два цвета, красный и желтый, перемешались в волшебном озере и превратились в новый чудесный цвет -оранжевый. А над озером, под красной дугой, встала вторая дуга - оранжевая.
Вышли из озера Красный и Желтый бароны - и озеро вновь стало прозрачным.
- Желтый барон, сейчас ты один войди в волшебное озеро, - молвила Светлая фея.
Так он и сделал. И вновь переменилось озеро. На этот раз оно стало желтым-желтым, а над озером появилась третья дуга, и была она желтая.
- Желтый барон, возьми за руку твоего друга Синего барона, сейчас вы вместе войдите в озеро.
И когда они с улыбками на лицах вошли вдвоем в чудес- / ное озеро, забурлила вода в озере, а когда успокоилась - то увидели они, что все озеро зеленого цвета. Зашумели вечнозеленые деревья в лесу, закачали веточками, и над озером образовалась дуга - зеленая.
Вышли они из озера, а фея говорила им, как быть дальше:
- Синий барон, зайди в озеро да посильнее поплескайся в его чудесных водах. Посмотрим, что из этого получится.
Послушал ее Синий барон и стал весело плескаться в волшебном озере. Его синий цвет смешался с чистыми водами озера и получился новый цвет -голубой, а над озером появилась новая, пятая дуга - голубая.
И снова заговорила Светлая фея, обращаясь к Синему барону:
- Теперь постой спокойно, милый мой барон, в чудесном озере.
Перестал плескаться Синий барон, встал спокойно в волшебном озере, и озеро стало синим-синим. Зазвенели на полянке синие колокольчики, и выросла над озером шестая дуга - синяя.
Вышел из озера Синий барон, а озеро вновь стало прозрачным.
- Ну вот, нам осталось еще немного потрудиться, - сказала Светлая фея, - у нас уже есть шестицветный мост, остался еще один цвет, одна дуга - и мост наш будет совсем готов.
Потрудитесь еще немного. Синий барон и ты. Красный барон, возьмитесь за руки и войдите в последний раз в волшебное озеро.
ГлавнаяСказки живописиСказка про краски
Гармония медленно стала спускаться по чудесному семицветному мосту. Спустилась на землю и обняла трех баронов.
А семицветный мост, который построили три барона, решили назвать мостом Радуги. И мы, когда видим в небе разноцветную дугу, невольно улыбаемся и говорим друг другу: "Смотрите, смотрите - Радуга на небе!" Радуга - это дуга радости.

Так вернулась в свою страну королева Гармония, и стала ее страна еще прекраснее, а злой Черный дракон растаял вместе со своими грозовыми тучами, и больше никто его никогда не видел.
Но, я думаю, что мы еще вернемся в страну Рисовалию. Как вы считаете, а?..
Автор П.Корчмарош
Марина Николаевна Ракутина # 7 ноября 2015 в 17:23 0
Добрый вечер! Очень понравился ваш урок! И стихотворение замечательное и сама подача материала, на неделе обязательно попробую провести его. Просто уверена в том, что детям все понравится. Спасибо за идею и удачи вам в конкурсе!Вы молодец, придумали такое на первый взгляд простое, но очень увлекательное занятие!
Татьяна Андреевна Шилова # 27 января 2016 в 11:28 0
Материал интересный. Для учеников легкий, доступный и запоминающийся.Что обязательно отразится на резуте. Для такого возраста правильно подобрана техника и задание. Спасибо!
Александра Юрьевна Лугина # 10 апреля 2016 в 05:17 0
Замечательно, очень доступно,!!!!!!!!!!Возьму себе на заметку,ибуду пользоваться!!!!!!!!!!
Ирина Григорьевна Козлова # 27 марта 2017 в 21:00 0
Благодарю за очень интересный урок! Материал подается доступно для детей 1 класса.Урок получился действительно необычный, интересный.
Екатерина Витальевна Кривенец # 11 октября 2017 в 15:24 0
Спасибо большое, обязательно воспользуюсь вашим конспектом. Замечательные орнаменты получились ,хорошая работа учителя.
Надежда Николаевна Тихонова # 11 октября 2017 в 16:33 0
Здравствуйте, материал изложен грамотно, доступно для детей. Можно подредактировать и использовать в детском саду в подготовительной группе.
Черногаева Марина # 12 ноября 2018 в 12:14 0
Очень грамотно построено занятие! Все что нужно изложено и не сложно, я думаю все дети справятся! Спасибо за разработку!