Техника японской живописи суми-ё

Мастер-класс «Техника японской живописи суми-ё»

Автор: Грекова Ольга Александровна учитель изобразительного искусства, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №4».

Далекая, загадочная Япония - это одна из тем по изобразительному искусству в 7 классе.

Цель: познакомить с особенностью техники японской живописи суми-ё и научить рисовать дикую орхидею.

«Наша жизнь росинка,

Пусть лишь капелька наша жизнь.

И всё же».

Басё.

Я предлагаю погрузиться в мир далёкой загадочной Японии.

Япония - таинственное, почти неизвестное государство. Священная Фудзияма, призматические синтоистские храмы, чайная церемония, гейши, кабуки…Здесь уникально всё- язык, культура, искусство, традиции.

Главная причина, наверное, в том, что японцы смогли найти гармонию во всём.

Искусство Японии самобытно и своеобычно, его философские принципы, эстетическое предпочтение и вкусы отличаются от западных.

На формирование эстетических принципов японского искусства повлияло особое отношение японцев к природе, её красоте с древнейших времён, воспринимавших её, как божественное творение. Японцы ценят только те вещи, которые были изготовлены человеком вручную из «живого материала» (глины, дерева…).

В японском искусстве традиции далёкой древности дошли до наших дней.

Это традиционная национальная одежда (кимоно), веер по сей день остаётся неотъемлемой частью костюма. Оригами стало хобби для всех японских семей.  Открываются школы по изучению искусства икебаны, ни один праздник, чайная церемония не проходят без икебаны.

Особое место занимает каллиграфия и суми-ё.  Суми-ё - это рисование тушью. Особый жанр изобразительного искусства пришел в Японию из Китая, японцы наполнили его своим шармом и внедрили в свою культуру.  Они оценили отсутствие цветовой гаммы и считали, что чёрно- белое изображение требует большего напряжения, сил, вдохновения, чем цветное и приучает к дисциплине.

Суми-ё основана на вдохновении и индивидуальности, сознание должно оставаться чистым, незамутненным. Картина уже существует в вашем сознании, любуйтесь прекрасной картиной и передавайте своё настроение, эмоциональное состояние.

Эта техника базируется на четырёх  мазках: бамбук, хризантема, ветка вишни, орхидея.

Необходимыми материалами является кисточка (фуде), бумага, тушь. Чтобы научиться этой технике надо соблюдать несколько правил: держать кисть строго вертикально и тренировать изменение размера мазка.

Давайте  попробуем нарисовать дикую орхидею.

1. Готовим для работы материалы (разводим тушь и готовим кисть)

2.  Начинаем с основания бутона (кисть строго вертикаль, кончиком кисточки ведём  вверх).

3.  Прорисовка нижних лепестков (начинаем  кончиком кисти, нажим, потянуть, оторвать).

4.  Прорисовка верхних лепестков ( начинаем кончиком кисти, нажим, притянуть, оторвать).

5.  Рисуем пятый лепесток вниз ( начинаем кончиком кисти, нажим, притянуть, оторвать) .

6. Рисуем тычинки( точки кончиком кисти).

7. Прорисовка стебля (кончиком кисточки, кисточку держим вертикально).

8. Листья орхидеи длинные тонкие, колышаться на ветру ( кисть вертикально, кончиком кисточки протягиваем, нажим и плавно отрываем слева на право и наоборот).

Техника суми-ё является естественным спутником японской поэзии. «Горные сумерки. Похитили алые краски. Орхидея». Бусон.

Рефлексия.

(составляем синквейн на тему мастер-класса  «Техника японской живописи суми-ё»).

1. Изящная, таинственная

2. Хочется размышлять, творить, рисовать

3. Приходят мысли о сущности бытия

Спасибо за внимание и творчество!

Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»

Рекомендуем посмотреть:

Аппликация. Портрет человека

Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Рейтинг: +3 Голосов: 5 16389 просмотров
Ольга Шахова # 28 мая 2013 в 19:59 +3
Интересный мастер - класс, интересная техника, загадочная как все японское искусство (для меня, во всяком случае). Не знаю буду ли изучать и использовать  технику суми -е, но за знакомство с ней - большое спасибо.
Татьяна Шмидт # 1 июня 2013 в 11:17 +2
Данный мастер-класс, как-то не вписывается в общую массу, так как отличается своей оригинальностью. Работы, в основном,по выполнению таких техник как квилинг, пластинография, бисер и аппликация, а ваша работа, Ольга Александровна, действительно какая-то оригинальная, индивидуальная. Спасибо!
Татьяна Павловна Герасимова # 6 июня 2013 в 10:57 +2
Впервые слышу о такой технике,но очень понравилось! Хочется тоже попробовать.
Наталья Козлова # 11 июня 2013 в 11:25 +1
Ольга Александровна, Я согласна со всеми комментариями, но Ваша работа смотрелась бы наиболее выигрышно, если бы Вы еще бы и рисуночки к ней приложили с использованием данного бутона. Удачи Вам, ждем еще от Вас интересных работ!
Ольга Важова # 11 июня 2013 в 16:25 0
Да, не хватает рисунка, но всё равно интересно!Хочется попробовать нарисовать что-нибудь. Спасибо!
Наталья Козлова # 11 июня 2013 в 18:56 +1
Вот и нарисуйте, а мы посмотрим, как это в жизни выглядит scratch
Мария Михайловна Донюш # 29 января 2014 в 15:28 0
Техника суми-э - это и живопись и философия. Напоминает акварель, но построена на 4 мазках. Самое главное в этой технике: лаконичность, поэтому составлять композиции не обязательно. Главное достичь во время рисования расслабленного состояния души,и воспроизвести не объект в точности, но как его запомнили мы.
Творческих вам успехов. Спасибо.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 29 января 2014 в 16:25 0
Никогда не слышала о такой технике рисования. Красиво, изящно и , как все японское, немного загадочно.
Елена # 6 марта 2014 в 09:10 0
Очень впечатлило! Обязательно попробую...
Глотова Надежда Николаевна # 19 сентября 2014 в 11:22 0
Спасибо за ресурс! Материал в работе изложен достаточно подробно! Процесс такой работы,я думаю, доставляет огромное удовольствие, чувство расслабленности. Для вдохновения, и погруженности в тему,во время работы, можно использовать музыкальное сопровождение (японскую музыку). А то, что нет итоговых рисунков, так это я думаю замысел оригинального автора, этой таинственной работы для творческих людей. Творческих успехов!
Фатима Митхатовна Алтынбекова # 26 октября 2014 в 12:20 0
Как все японское немного загадочно и незавершенно... А держать кисть вертикально и регулировать нажим мазка мы научились, изучая Хохлому. Здесь все также, только вместо ярких красок - лаконичность монохромного изображения. Думаю, что детям будет интересно. Будем пробовать.
Мария Анатольевна Гановичева # 9 ноября 2014 в 06:45 0
Извиняюся за ложку дегтя в комментариях, но думаю, критика учителям в пользу. Рисунок слабый, на "3". Лепестки у цветка -не выразительны, и не характерны. Можно было под рисунком подписать название любого степного невзрачного цветка. Стебель почему-то ломается, а у орхидеи, даже дикой, он толстый и прочный. Стоило взять кисти разной толщины, цветок , возможно нарисовать разведенной водой тушью. Компоновка на листе не просматривается, делайте фото всего альбомного листа. И еще возникает вопрос: если это занятие для 7 класса, то на практическую часть уйдет 5 минут , а может и того меньше, на вводную часть - минут 10, не пробездельничают ли дети урок?
За вступительную часть - спасибо, излагаете кратко, чтобы дети не утомились, чтобы внимание не рассеялось. Но практическую часть советую усложнить.