Программа уроков свободного выбора. Как писать стихи

Автор: Казаринова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Нижнемуллинская СОШ», Пермский край, Пермский район, с. Нижние Муллы

Описание материала: Предлагаю вам программу уроков свободного выбора (в некоторых школах это могут быть либо факультативы, либо курсы по выбору) «Как писать стихи». Данная программа предназначена для детей 5-8 классов для развития их творческих способностей в процессе создания поэтического текста, может быть использована педагогами-словесниками.

Программа уроков свободного выбора  «Как писать стихи»

Пояснительная записка

Опыт греческих полисов, русских дворян, европейских рыцарей и японских самураев доказывает – научить писать приличные стихи можно практически любого грамотного человека. Вряд ли по завершению обучения он станет великим поэтом, но сочинить частушку, сонет, эпиграмму или хокку – вполне может. То, что предлагается на курсе – не искусство, а ремесло, базовая техника. Освоив её, ученик сможет полнее использовать свой талант, если он есть. При отсутствии таланта содержание курса может быть полезно для учащихся с точки зрения развития их творческих способностей, а также образовательной перспективы (способствует решению проблем самоопределения в отношении гуманитарного профиля, творческих способностей).

Определяющими в поэзии являются ритмичность, звучность и образность текста. Рифма как таковая свойственна отнюдь не всем мировым традициям и ее можно рассматривать частным случаем звукописи, характерным скорее для русской поэзии. А вот неповторимая красота образа, символа, обрисованного словами – являются неотъемлемой частью любого стихотворения. Однако именно эта сторона поэзии оказывается самой сложной для освоения учащимися. Поскольку объем курса довольно невелик, то содержание его ограничивается более «легким» «техническим» материалом: рифма, стихотворный метр, поэтические формы (жанры).

Ритмический рисунок стихотворения, по нашему мнению, - самый важный инструмент в руках поэта. Неоправданное нарушение ритмического рисунка – самая распространённая ошибка пытающихся писать стихи школьников. А разобраться с этой проблемой – элементарно. Работа с рифмой - самая простая, для нее достаточно хорошей памяти и обширного словарного запаса.

Самое сложное и самое спорное, ибо в отличие от рифмы, ритма и звукописи не считается и не меняется формальными признаками – образный ряд и поэтический язык автора. Здесь, в основном, и рождается собственно ТВОРЧЕСТВО.

Таким образом, целью курса определяется создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе создания поэтического текста. Кроме того, предполагается, что школьники разовьют предметные (литературоведческие) умения: определение стихотворного метра (размера), типа рифмы, некоторых жанров лирики (частушка, стихотворение, эпиграмма, сонет, хокку).

В связи с этим курс предлагается учащимся разного возраста – с 5 по 8 класс, различного уровня подготовленности. Дифференциация содержания возможна в уровне углубления материала (количество жанров, типологии рифм и пр.) и степени самостоятельности школьников.

Продолжительность курса – 8 часов при условии выполнения дополнительной самостоятельной работы – домашних заданий. В качестве заданий для учащихся предлагаются: составление схем, запись конспектов, выполнение практических работ, поэтические игры (например, «Буриме»), задания ТРИЗа.

Обязательными для получения зачёта являются следующие задания:

1. Проверочная работа «Определение стихотворного размера».

2. Конспект или схема «Типы рифм», «Стихотворные метры», «Жанры лирики».

3. Собственное поэтическое произведение любого жанра или чтение наизусть и анализ любимого поэтического произведения «нешкольного автора». Степень развития творческих способностей определяется с помощью диагностического теста Торренса.

Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

Формы и виды учебной деятельности

Виды контроля

1

Введение. Цели и задачи курса.

1

ТРИЗ (восстановление стихотворения)

Мониторинг (тест Торренса)

2

Рифма. Типы рифм.

2

Поэтические игры («Буриме» и др.)

Схема

3

Стихотворные метры.

2

Практические занятия.

Проверочная работа. Конспект.

4

Лирические жанры.

1

Практическое занятие. Хокку.

Творческая работа

5

Образные средства.

1

Практическое занятие «Рождение метафоры».

Творческая работа

6

Подведение итогов

1

Поэтическая гостиная

Мониторинг (тест Торренса)

Содержание программы

1. Что такое поэзия? Отличия стихотворной и прозаической речи. Что такое «хорошие» и «плохие» стихи? Наши любимые стихи – почему они нам нравятся? Как они «сделаны»? Чтение и обсуждение любимых стихотворений.

2. Понятие рифмы. Классификация рифм. Рифмы мужские, женские, дактилические, гипердактилические. Рифмы бедные и богатые. Рифмы точные и неточные. Постановка рифм в стихи. Понятие об игре в буриме. «Словарь рифм», его особенности, структура словарной статьи. Как пользоваться «Словарем рифм».

3. Ритм стиха. Двусложные размеры: ямб, хорей. Стопа. Трёхсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.

4. Традиционные жанры лирики: ода, элегия, дружеское послание. основные законы названных жанров. Наблюдения над стихами классиков. Понятие лирического героя.

5. Понятие о художественных средствах. Эпитет как важнейшее из таких средств: «стрела в суть». Наблюдение над ролью эпитета в стихотворении. Другие художественные средства поэзии: сравнение, метафора, олицетворение. Анализ художественных средств в стихах настоящих поэтов. Разнообразие метафор. Конструирование собственных метафор на предложенную тему.

6. Круглый стол. Подведение итогов конкурса.

Литература для учителя:

1. Виноградов В.Н. Словотворчество. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Образные средства поэтического языка и их трансформация. М., 1995.

2. Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., «Наука», 1974.

3. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М., «Наука», 1973.

4. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., «Просвещение», 1972.

5. Миронова Н.А. Литература в таблицах. Справочные материалы. АСТ.Астрель. М.,2005.

6. Холщевников В.Е. Основы стихосложения. Русское стихосложение. Л., изд.ЛГУ, 1972.

7. Сборники стихотворений русских поэтов.

8. Словари – справочники литературоведческих терминов.

Литература для учащихся:

1. Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., «Наука», 1974.

2. Миронова Н.А. Литература в таблицах. Справочные материалы. АСТ.Астрель. М.,2005.

3. Холщевников В.Е. Основы стихосложения. Русское стихосложение. Л., изд.ЛГУ, 1972.

4. Сборники стихотворений русских поэтов.

5. Словари – справочники литературоведческих терминов.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Конспект урока по литературе в 10 классе

Непрокина София # 10 января 2014 в 15:43 +1
Понравилась сама идея "уроков свободного письма". Вот где простор для творчества и самовыражения. А еще привлекает тот факт, что вы продумали вариативные формы зачёта.
Марина Александровна Белова # 4 февраля 2014 в 21:54 +1
Очень интересная программа. По количеству часов, наверное, рассчитана на 1 четверть. При возможности можно увеличить количество часов на темы "Лирические жанры", "Образные средства". Интересно. На мой взгляд, помогает подготовить учащихся и к ГИА.
Гессель Татьяна # 14 мая 2014 в 07:59 0
Нужная программа для развития творческих способностей детей. Все продуманно до мелочей. Тоже занимаюсь творчеством с учащимися. Думаю ваша программа мне очень пригодится.
Ирина Александровна Пономарева # 19 мая 2014 в 19:44 0
Творчество - это интересный и сложный процесс, который и мотивацию повышает, и готовит к экзаменам. Курс очень интересный. Учитель все продумал, плодотворная работа учителя и учащихся. Очень все понравилось.
Елена Алексеевна Малышева # 4 июня 2014 в 00:23 -1
Здравствуйте, простите, а нет ли у вас нескольких готовых сценариев или хотя бы материалов к данной программе. Очень уж она привлекательная.
Надежда Михайловна Светлова # 27 июля 2014 в 13:12 +1
С интересом знакомилась с Вашей программой. Думаю, использую в 5 классе. Ведь многие дети пытаются писать стихи, хотя и не признаются. А этот курс предлагает те знания, которые им понадобятся для того, чтобы проба пера не стала блужданием в потёмках. Обучали же лицеистов в Царском Селе стихотворчеству! Есть презентации на эту тему: что такое рифма, как строить ритмическую строку. Спасибо за полезный материал!
Ольга Олеговна Кудина # 16 августа 2014 в 23:20 +1
С большой заинтересованностью почитала Вашу программу, т.к. тоже в течение долгого времени занимаюсь развитием творческих способностей детей. Стихотворчество детей такая тонкая вещь (если это действительно творчество, а не задания урока), что разве можно говорить о зачете, проверочной работе, тем более, что речь идет о факультативе? Создание своего произведения - вот что должно быть формой "зачета", на мой взгляд, и только. А зачем проводить тест Торренса? Не прошел тест - не получил зачет? У меня эта программа вызывает множество вопросов...
Елена Александровна Бурлуцкая # 3 ноября 2014 в 13:42 0
Спасибо, думаю, что Ваша программа будет очень полезная для моей дальнейшей работы.
Татьяна Викторовна Фадеева # 17 ноября 2014 в 15:27 0
Ирина Николаевна, спасибо! Мне кажется, можно использовать данный материал на уроках русской словесности по программе Р. Альбетковой. Хорошо было бы дополнить список литературы для учащихся.
Ольга Владимировна Храпкова # 5 февраля 2015 в 15:14 0
Данная программа будет полезна в работе над поэтическим словом и позволит развивать задатки таланта у наших детей (практически в каждом классе есть ребята, которые пишут стихи). Спасибо.
Усманова Римма # 1 марта 2015 в 21:36 0
Программа уроков свободного выбора «Как писать стихи» меня заинтересовала. В год литературы - прекрасная форма работы с детьми. Занятия строятся в разных формах. Активно использется игры, практические занятия,творческие задания. На каждом зханятии - интерес к творчеству. Реализация программы не требует больших вложений - это тоже хорошо! Огромное спасибо за идеи!
Ольга Валентиновна Полежаева # 7 июля 2015 в 20:04 0
Уважаемая Ирина Николаевна,меня заинтересовала Ваша программа. Она действительно очень полезна для развития творческих способностей учащихся, а также помогает углубить знания по теории литературы, учит анализировать поэтические произведения. Это хорошее дополнение к урокам литературы, обязательно возьму себе в копилку! Спасибо большое!
Мусаэлян Ирина # 9 июля 2015 в 17:05 0
Я работаю над методической темой "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы", поэтому Ваша программа представляет для меня большой интерес. Включить в эту программу можно не только "продвинутых" учащихся, но и всех желающих. Пусть попробуют свои силы. Даже если больших результатов ребёнок не достигнет, сам процесс, уверена, доставит ему много радости. Спасибо, коллега.
Евгения Михайловна Дубинина # 20 августа 2015 в 12:17 0
Программа понравилась: и идея отличная, и содержательное наполнение. Я думаю, что детям такая задумка понравится. Единственное, наверно, при реализации программы надо определенным образом адаптировать теоретическую часть, чтобы детям было интересно.
Ирина Егоровна Тарасенко # 12 ноября 2015 в 03:23 0
Очень полезная программа для развития творческих способностей детей. Использование практических, игровых занятий должно понравиться школьникам. Идея очень привлекательная.
Елена Константиновна Сапрыкина # 3 февраля 2016 в 19:24 0
Очень интересно и смело. Учить писать стихи нужно, как бы ни невероятно это звучало. Пусть у ребёнка нет особых способностей, но а кто их увидит без практики. Не у всякого подростка есть желание излить душу в стихах. Часто дети стесняются. Такой курс поможет раскрепоститься. И польза этой программы даже не в том, что мы можем помочь детям развить способности. Здесь речь о более глубоком - пробудить душу.
Спасибо.
Ирина Александровна Моисеева # 15 марта 2016 в 19:35 0
Не знаю, поможет ли схема в создании стиха, но знание точно не помешает.Идею запомню, ведь очень многие дети пытаются творить.
Наталия Николаевна Салата # 13 июня 2016 в 14:00 0
Спасибо.Нужная программа для кружка или факультатива
Марина Николаевна Прикуле # 21 июля 2016 в 05:53 0
Программа хорошая, попробую в новом году вести этот курс в 5 классе, тем более, что в каждом классе есть явные "поэты", а есть и скрытые, стесняющиеся, не уверенные в своих способностях. Таким когда-то был и Пушкин. Нужно придать им уверенности. Спасибо.
Нина Сергеевна Тарасова # 14 ноября 2016 в 22:02 0
Ирина Николаевна, я приветствую творческих людей! Не сомневаюсь, что вы тоже владеете этим мастерством. Программа полезна в работе над поэтическим словом. Развивать задатки таланта у наших детей- одна из задач учителя. Спасибо.