Урок внеклассного чтения в 5 классе

Внеклассное чтение в 5 классе

Тема: М. Пришвин «Времена года. Весна»

Автор: Кривошеева Галина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№3 г. Моздока РСО-Алания.

Краткий анонс работы:

Идея  цикла уроков "Мир природы глазами писателей и художников. Природа в восприятии твоём и моём"  возникла в связи с необходимостью заинтересовать учащихся скучными, как они считают, описаниями природы, которые они нередко пропускают при чтении. Один из этих уроков посвящен Пришвину. Хотелось привлечь учащихся к соавторству, дать ключ к самостоятельному чтению лучших произведений о природе, помочь идти тропою автора. Этот урок внеклассного чтения с успехом может быть применен также и в 6 классе, возможно использование материалов урока и при проведении внеклассных мероприятий, например библиотечного урока.

Оборудование: П. И. Чайковский "Времена года", картина художника Бакшеева "Голубая весна", рисунки детей на тему "Мне нравится весна", выставка книг Пришвина, портрет писателя.

Эпиграфы урока:

1. Природа – это любовь, а человек – это что из любви можно сделать. 

М. Пришвин

2. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.

А. Пушкин

Работа над понятиями: микрогеография, сочувствие, гармония

Звучит мелодия П. И. Чайковского из цикла "Времена года. Март"

Вступительное слово учителя:

– Сегодня к нам на урок придут разные виды искусства. Все они будут связаны со временами года. Мы проводим очередной урок из цикла "Мир природы глазами писателей и художников. Природа в восприятии твоём и моём". Вы прослушаете сейчас мелодию Чайковского из цикла "Времена года". Звуки каждого месяца композитор передал в музыке. Попробуйте, благодаря ассоциативному мышлению, определить, мелодия какого месяца звучала. Конечно, это март. Начало весны, начало расцвета природы. Чуткое ухо композитора уловило и звон капели, и журчание ручья, и треск сучьев под ногами, и песню жаворонка. Эта мелодия очень жизнерадостна, как и сама весна. Итак, разговор сегодня пойдет о весне (запись темы). Мы не раз убеждались в том, что писатели и поэты, композиторы и музыканты обладают очень чутким и отзывчивым сердцем, умением видеть прекрасное в жизни природы, в каждом распускающемся листочке, в клейкой почке. Мы можем пройти и не заметить, как изменились деревья с приходом весны. А юный поэт скажет:

– Здравствуйте, листочки.

Откуда вы?

– Из почки.

– А я из дома в детский сад,

И я вам очень, очень рад!

А другой поэт, хорошо вам известный, посвятил весне прекрасные строки (обращаемся к эпиграфу). Я просила вас понаблюдать, какие изменения вы заметили в природе с приходом весны. Посмотрите, чуткие ли у вас сердца, умеете ли вы всматриваться и вслушиваться в природу, чтоб "ясной любовью наполнилось сердце".

Итак, ассоциативные цепочки.

Весна…

весна – радость

А теперь лингвистический эксперимент.

В ваших цепочках прозвучали упоминания о первой зелёной травке. Попробуйте в тетрадях описать её (сочинение-миниатюра).

А вот теперь послушаем, как описывает первую зелень удивительный писатель, человек с чуткой и мудрой душой, который учит нас радоваться всему живому на земле, – М. М. Пришвин.

Возле опушки южной слегка зеленеет дорожка, и кто бы ни прошёл, тоже сразу заметит и скажет: "Зелёнеет дорожка". Сколько рождается в этом, и как мала душа моя, чтобы вместить в себя всю радость.… Вот почему я… записываю для всех: "Зеленеет дорожка, друзья мои!".

– Что вам понравилось в этом описании?

– Что необычное заметили?

Вот мы и убедились в том, что настоящий писатель может многому нас научить. М. М. Пришвин был редкой души человек. Он мир воспринимал как поэт. Всю жизнь писатель строго проверял себя по природе: не нарушил ли он её гармонии, её мудрого равновесия. Он считал, что именно в обращении ко всему живому и встречает человек радость. Достаточно увидеть природы и тут же слетаются к нему, как птицы, наши лучшие слова, издавна полюбившиеся народу. Это – справедливость, самоотверженность, сочувствие и, наконец, любовь (обращение к эпиграфу). В своих произведениях Пришвин создал особую  микрогеографию. Вот как он пишет об этом (чтение учащимся вступительной части).

Где лекарство от всех бед? Где мудрость жизни? Писатель искал ответы и нашёл их. Природа даёт ответы. Вот посмотрите на дерево: "…ёлка как живое существо: каждый сук вырос по-своему и отдаёт свою жизнь на образование ствола. И великое солнце любит все ветви, все лапки, все иголочки…. Все счастливы. И этим поднимается всё дерево".

Этот мудрый человек хотел, чтобы и в жизни людей всё было так прекрасно, так гармонично, как и в природе (по словарю узнаём значение слова гармония).

Обратимся к его миниатюрам, посвящённым весне.

1. Чтение подготовленным учеником миниатюры "Голубые тени".

– Что удивляет, поражает?

– Найдите неповторимые слова (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), помогающие Пришвину передать краски весны.

2. Композиторы очень чутки. Но и писатели бывают очень зоркими и чуткими. Послушайте миниатюру "Звуки весны" (читает учитель)

– Как же рождаются первые звуки весны? Из чего?

– А это звуки какого месяца? (звучит мелодия Чайковского "Апрель")

3. Какие наблюдения Пришвина поразили вас в миниатюре "Берёзовый сок"?

У писателя есть свой рабочий инструментарий. В его творческой лаборатории огромное разнообразие слов. А у художников? Палитра цвета.

Беседа по картине художника Бакшеева "Голубая весна".

– Почему так названа картина?

– Какое создаёт настроение?

– Чем вас удивил этот взгляд на весну?

– Как одно и то же состояние природы удалось так точно передать в литературном и живописном произведении?

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Он писал: «Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса – какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни».

Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства – восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева «Голубая весна» (1930).

Эта картина – глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Мне хотелось сегодня вместе с вами проникнуть в душу писателя, в его слово, помочь понять Пришвина. Это наш общий с автором разговор, это наше сотворчество. Ведь это и бывает постоянно в большом искусстве; потому оно и большое, что, мысли около него, творчество около него не кончается.

Звучат сочинения ребят на темы:

"О чём поёт мартовская капель"

"О чём волнуются и шепчут деревья весной"

"Звуки весны"

"Краски весны"

"О чём бы могла рассказать весенняя сосулька"

"Разговор берёзки с ландышем"

"Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?"

Наш разговор о М. М. Пришвине продолжится на следующем уроке. Дома прочитайте миниатюры Пришвина, посвящённые осени и лету, нарисуйте то время года, которое больше нравится, попытайтесь создать свои миниатюры по темам:

Лето:

– Разговор поспевающих колосьев.

– Приключения солнечного луча.

Осень:

– Разговор падающих листьев.

– Краски художника осени.

А теперь определим победителя нашего конкурса художников. Идёт защита рисунков ребят. В заключение урока звучит миниатюра Пришвина "Неведомому другу". Это напутствие мудрого писателя всем, кто любит природу. Я хочу порекомендовать вам  и другие книги писателя с замечательными иллюстрациями: «Кладовая солнца», «Зверь бурундук», «Ребята и утята», «Лисичкин хлеб и другие рассказы».

Рекомендуем посмотреть:

Баллады для 5 класса по литературе

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе «Весна, весна! И все ей рады…»

Рассказы о природе, 5 класс

Пришвин «Муравьи»

Куприн «Белый пудель»

Елена Викторовна Горбачева # 28 марта 2014 в 18:28 0
Лирические миниатюры М.М.Пришвина очень проникновенны. Мне кажется, что на таком уроке ребята в полной мере смогли это почувствовать. Замечательно, что творческое домашнее задание тоже дает возможность интеграции. Наверняка кто-то из ребят сможет не только создать миниатюру и нарисовать своё время года, но и подобрать музыку, созвучную настроению. Спасибо за интересный урок!
Ирина Александровна Подольская # 23 августа 2014 в 21:09 0
Галина Алексеевна, очень интересный, по-весеннему приятный получился урок. Задачи поставленные выполнены. Звуки музыки, звучащее слово, репродукции - все созвучно и хорошо сочетается на данном уроке. Очень жаль, что Вы не вписали цепочки и более подробно не осветили лингвистический эксперимент, отсутствуют подразумеваемые ответы. Ответы, конечно, не так важно, а вот цепочки хотелось бы посмотреть. Мне понравилось начало урока, поэтому и хотелось вникнуть глубже в идею и структуру урока. Спасибо за конспект. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Людмила Ивановна Васильева # 20 сентября 2014 в 18:16 0
Я согласна, Галина Алексеевна, детей надо учить видеть и слышать прекрасное, которое рядом. Хотелось бы узнать результат - написанные детские миниатюры. Успехов Вам!
Татьяна Алексеевна Страупе # 19 октября 2014 в 23:01 0
Урок приятный. С запахом, вкусом, цветом, со звуком, конечно. Как важно показать деткам, что литература - это именно искусство, а не псалтырь, не правила поведения, не погружение в историю. Очень надеюсь, что ваши детки услышали музыку души учителя, будут ей созвучны! Спасибо.
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 31 октября 2014 в 20:29 0
Интересный урок. Согласна, что чаще всего учащиеся не любят произведения об описании природы. Но ваш урок с различными методами работы помогает ребятам почувствовать красоту окружающего нас мира. А приведенная музыка помогает развитию воображения и творческих способностей детей. Чувствуется, что учитель направляет на самостоятельное чтение произведений в будущем. А это очень важно. Думаю, материал мне пригодится. Спасибо
Тамара Викторовна Сергеева # 30 ноября 2014 в 17:30 0
Очень хороший красивый, музыкальный урок, воспитывающий в детях чувство прекрасного, любовь к природе.Такие уроки учат детей творить и познавать, что такое гармония.Обязательно проведу в своем классе. Спасибо за разработку.
Наталья Владимировна Безъязыкова # 7 декабря 2014 в 18:06 0
Спасибо за интересный материал! После такого урока дети будут с интересом читать произведения о природе, будут прислушиваться к звукам природы и замечать то, на что раньше не обращали внимания.
Ольга Владимировна Храпкова # 5 февраля 2015 в 16:12 0
Не секрет, что при чтении произведений дети частенько пропускают описание природы...Данный урок, я думаю, изменит мнение ребят, и они будут более внимательны к слову лучших произведений о природе. Спасибо.
Мария Васильевна Скопина # 30 января 2016 в 23:21 0
Урок получился зрительно осязаемым! Я считаю, так и должно быть, когда мы говорим с учащимися об описаниях окружающего мира, роли пейзажа в литературном произведении. Умение видеть и чувствовать - очень важный элемент для воспитания юного читателя.
Галина Алексеевна, спасибо за разработку урока!
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 15:06 0
Понравилось то, что урок насыщен разнообразными видами деятельности, имеет ярко выраженную коммуникативную направленность. Думаю, что после проведения подобных уроков не только ученики, но и учитель получают удовлетворенность. Успехов Вам в Вашей работе!