Внеклассное мероприятие по литературе «Её величество женщина» для 5-6 классов

Автор: Макарова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Мангутская средняя общеобразовательная школа Называевского МР Омской области»

Литературно-художественная композиция «Её величество женщина» (женские образы в поэзии, живописи, музыке)

Разработка литературно – художественной композиции «Её величество женщина» может быть использована учителями русского языка и литературы как внеклассное мероприятие по предмету для пятого, шестого классов.

Цель:

1. Показать обаяние женской красоты

2. Познакомить (экскурсионно) с женскими портретами, выполненными знаменитыми мастерами кисти

3. Проследить связь литературы и искусства

4.  Продолжить работу по развитию чувства прекрасного, развитию кругозора учащихся

Оформление:

1. Эпиграфы:

Красота спасёт мир

Ф.М. Достоевский

Разобьётся сердце на осколки, если мы разучимся любить.

А. Грин

Где любят нас – лишь там очаг родимый, лишь там душе тепло.

Дж. Байрон

Любите живопись, поэты,

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно

2. Выставка женских портретов разных художников

3. Музыкальное оформление

1 ведущий: (на фоне «Сентиментального вальса»)

Женщина ….  Произносишь это слово, и возникают в памяти образы прекрасных дам. Во все века им поклонялись поэты, художники, музыканты.

Женщина была мечтой, улыбкой, надеждой, грустью, светлой, поднимающей душу радостью и безграничной печалью.

1 чтец: (на фоне музыки из романса Свиридова «Метель»

О, русских женщин имена – бушующая сила.

Какая светлая страна их к жизни породила.

Здесь и Людмила и Любовь, Светлана, Вера, Ольга.

Какая ширь, какая новь, какой простор раздольный!

Далёкой веет стариной, Воинственною славой.

От тех, кто назван Волховой, надеждой и Любавой.

Им ясность наших рек дана, безмерность нашей силы.

О, русских женщин имена, вы – вещий свет России.

Автор: А. Осенев

2 чтец:

Как цветы на заре,

Так и люди в любви хорошеют.

Неразгаданный взгляд

Мое вольное сердце потряс.

Руки пьяно, как хмель,

Оплели мою гордую шею,

И глаза почему-то

Нельзя оторвать мне от глаз.

 

Все гляжу и гляжу -

И никак не могу наглядеться.

Так в причудливом мире

Робеет душа новичка.

Вижу робость и зов,

Вижу юность и детство,

Опрокинутый мир,

Отраженный

В огромных зрачках.

 

Все гляжу и гляжу,

Оторваться не в силах

От веселых-веселых,

Бесовских во плясе кудрей,

От бесстыдно зовущих,

От страстно и сладостно милых:

Милых губ, Милых глаз

И летящих бровей.

(Василий Фёдоров  «Как цветы на заре...»)

2 ведущий: (на фоне музыки из «Садко» Николая Римского-Корсакова «Песнь индийского гостя»)

Литература, музыка, живопись – временные искусства, отражающие действительность в постоянном изменении и в движении. Поэтому предлагаю начать экскурсию по галерее женских образов, судеб с прошлого, а именно, с фрески храма в Аджанте.

Мавзолей Тадж-Махал. Этот великолепный памятник является не только чудом архитектуры, это памятник любви. Поставлен мавзолей в память прекрасной жены Тадж Махал Мумтаз Махал (в переводе – прекрасная избранница).

3 ведущий:

Мумтаз Махал умерла неожиданно, в походной палатке. Перед смертью она попросила Тадж Махал исполнить две просьбы:

- не брать второй жены;

- построить мавзолей в её честь.

И вот, скучая, Тадж Махал строит мавзолей в память жены из блестящего, сверкающего мрамора. Внутри мавзолея находится гробница, в ней самый большой алмаз, с голубиное яйцо, алмаз чистой воды. Шах Тадж Махал мечтал построить ещё один мавзолей из чёрного мрамора, но мечта его не сбылась. Судьба распорядилась так, что его сверг с престола собственный сын. И любовался до конца жизни Тадж Махал лишь этим мавзолеем.

3 чтец:

Ты - женщина, ты - книга между книг,

Ты - свернутый, запечатленный свиток;

В его строках и дум и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг.

 

Ты - женщина, и этим ты права.

От века убрана короной звездной,

Ты - в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,

Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся - от века - на тебя!

Автор: Валерий Брюсов

4 ведущий:

15 - 16 в.в. до нашей эры.

Перед вами египетская царица Нефертити. Жена фараона Ниаферта IV.

Имя Нефертити знает весь мир. «Прекрасная пришла»… Так звучит это имя. Её скульптурный образ, созданный придворным скульптором Тутмесом и найденный в нашем веке во время раскопок в маленьком селении Эль Амарне под слоем песка, является одной из вершин мирового искусства…

Нефертити…

Вся плавность линий волн Нила, вся упругость крыльев благородного сокола.

Величественная простота храмов и сфинксов в твоей вечной красоте. Юной и чарующей. Колдовская жизнь розоватого песчаника длится уже тридцать три с лишним века, но думается, что и через пять тысячелетий люди будут все также попадать в плен обаяния царицы, мудрой, женственной, прекрасной.

Она была очень любима мужем, но что стало с царицей после его смерти, неизвестно. Судьба Нефертити загадочна.

Всмотритесь ещё раз в её профиль. Лебединая стройная шея, красивое лицо, от которого веет гордостью. Прошло более трёх тысяч лет, но, кажется, нет женщины моложе.

5 ведущий: (на фоне музыки «Вальс Мюзетты» из оперы «Богема» Пуччини)

В 1651 году в античном театре в Арле (Франция) была найдена прелестная статуя греческой богини любви Афродиты. Как выяснилось позднее, это была копия римского времени с работы знаменитого греческого скульптора IV в. до н.э. Праксителя. Он прославляет физическую красоту человека, юношескую нежность, женскую грацию. Его любимым образом была богиня красоты Афродита. Это одна из ранних работ скульптора, в которой он предстаёт перед зрителем как мастер, преклоняющийся перед красотой. Предполагают, что прообразом многих женских статуй скульптора была его возлюбленная Фрина.

Пракситель изобразил юную красавицу, занятую своим туалетом. Слегка склонив голову, она смотрит в зеркало, которое держит в левой руке. Её одежды, окутывающие бёдра, ниспадают вниз, закрывая ноги; чистота линий лица и контура фигуры, плавные ритмы складок подчёркивают физическое совершенство образа, к передаче которого всегда стремился скульптор.

4 чтец:

Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка полуплач,

Её глаза как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

 

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

(Заболоцкий «Портрет»)

6 ведущий: (на фоне «Лунной сонаты» Бетховена)

Перед вами работа Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», датируемая 1485- 1490 годами. Эрмитаж.

Мадонна перед нами в прекрасную минуту покоя. Нежные тона умиротворяюще действуют на зрителя. Немного склонив голову к младенцу, мадонна любуется им.

Она полна благородства и достоинства; мягкий взгляд и нежные руки. Бережно держащие младенца, подчёркивают великую материнскую любовь.

5 чтец:

Женщина – с нами, когда мы рождаемся,

Женщина – с нами в последний наш час,

Женщина – знамя, когда мы сражаемся,

Женщина – радость раскрывшихся глаз.

 

Первая наша влюблённость и счастье,

В лучшем стремлении – первый привет.

В битве за право – огонь соучастья.

Женщина – музыка, женщина – свет.

Автор: К. Бальмонт

6 ведущий:

Сколько нежности и благодарности хранят эти строки. Просто физически ощущаешь исходящее от них тепло.

ученик:  Вы пробовали описать свою маму?

ученица:  Описать? Маму?!

ученик:  Оказывается, это очень трудно. Легче Наташу Ростову или Татьяну Ларину. Не все мы знаем, какой цвет глаз у мамы, какой голос. Портрет чаще всего получается очень приблизительным: смотрим всю жизнь, но не видим… самого близкого человека!

Звучит песня «Мама»

ученик: Любовь…. Сколько связано с этим словом!

ученица: Да!  Но ведь сейчас мы говорим о маме. Причём же здесь любовь?

ученик: Вот именно, когда в нашу жизнь приходит любовь, всё остальное кажется незначительным, отступает на второй план. И мама тоже.

6 чтец:

Люблю!

И всё на свете смею.

Люблю!

И больше нет меня.

Ты есть!

Скажи, в огонь сумею,

Живым я выйду из огня.

Мир отступает суетливо.

Под каблуком земля горит.

А мама смотрит суетливо

И ничего не говорит.

7 чтец:

Дивчину пытает казак у плетня:

- Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей.

Дивчина в ответ, заплетая косу:

- Про то мне ворожка сказала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесёт.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой своей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь – и тебя полюблю!

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак,

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

7 ведущий:

«Сказка – ложь, да в ней намёк!»

А вот перед вами работа Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» (около 1515 г. Дрезденская галерея).

Самая знаменитая картина в мире – жемчужина мировой культуры… . Это не кистью – это дыханием писано.

Всмотритесь! Развернулся занавес и, словно открыл тайну неба. Святой Сикст и мученица Варвара открывают занавес.

Мадонна знает, что ребёнок обречён на муки. Женщина несёт сына в наш мир. Она знает судьбу сына и поэтому в её глазах ужас, страх. Босая, она несёт его по облакам.  Весь облик её говорит: « Примите сына, люди!»

Эта картина пережила два спасения:

первое – когда Рафаэль отлучился из города, враги его решили уничтожить картину. Они выставили бочку с вином; напившись пьяны, люди бросились в мастерскую и опешили….  Перед ними была Мадонна.

Покорённые силой искусства, они не смогли уничтожить это великолепие.

Второе спасение – вывоз музея из Дрездена во время войны. Картину помесили в шахте, где добывали известь. Было очень сыро. Большое количество картин затрудняло уход за ними. Гитлеровцы, узнав о том, что находится в шахте, решили взорвать её. Они заминировали входы в шахту. К счастью, об этом узнал немецкий учёный Варц. Он помог спасти картину. Она и теперь продолжает внушать людям чувство преклонения перед материнством, утверждает незыблемую прочность всего прекрасного на земле.

8-й ведущий:

Любовь существует с незапамятных времён.

Аргунов.  Портрет Прасковьи Ивановны Ковалёвой-Жемчуговой (1802-1803г.г. Музей «Кусково»).

Это портрет крепостной актрисы графа Шереметева. Прасковья была отобрана в детстве для крепостного театра, который соперничал с царским. Она стала любовницей графа, который добился разрешения жениться на ней.

Прасковья увидела Шереметева впервые, когда ей было лет восемь. Лицо тридцатилетнего красавца вошло в неё опасной мягкостью. На медальоне портрет графа тяжёл, как замок.

9-й ведущий: (Шостакович «Овод»)

19 век. Боровиковский. Портрет Лопухиной.

Большую галерею женских образов создал художник Боровиковский.

Женщины на его полотнах непосредственны и ведут себя просто, но своенравно, выказывая и характеры, и настроения, нежную незащищённость.

Лучшим женским портретам Боровиковского прежде всего свойственна доброта. В замечательном портрете Лопухиной это доброта печали неизбежного расставания.

Мягкий свет, проникающий в густую тень дерева, словно встречается со светом, который излучает эта доверчивая и всё же будто с сожалением сторонящаяся нас девушка.

8-й чтец:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас..

10-й ведущий:

Константин Дмитриевич Флавицкий создал немало работ. Славу принесла ему картина «Княжна Тараканова». (Третьяковская галерея).

Около этого полотна подолгу стоят люди, охваченные чувством сострадания к женщине, обречённой на мучительную смерть.

Впервые картина была показана на выставке в 1864году в Академии художеств и вызвала бурю восторженных откликов в печати, многочисленные восхищённые толки зрителей. Но она вызвала и неудовольствие царя, ибо в столь страстной форме явила всему русскому обществу секрет царской династии, о котором было запрещено говорить, историю молодой самозванки, назвавшей себя дочерью Елизаветы Петровны от тайного брака с А.Г. Разумовским. Тараканова предъявила права на русский престол, была по приказу Екатерины II захвачена в Италии и насильно привезена в Петербург. Она умерла в Петропавловской крепости.

Художника привлекла легенда о гибели княжны во время наводнения.

9-й чтец:

Я слово скажу, повторю его вновь, -  

И небо с землёю сольётся…

Какая упрямая штука – любовь!

Она надо мною смеётся.

Автор: Расул Гамзатов

Заканчивается экскурсия по галерее женских образов чтением стихов о женской красоте, любви, о том, что дорого каждому – нежности, доброте, о любви к матери и материнской любви.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 10 классе

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Ольга Александровна Рафейчик # 5 января 2014 в 01:00 0
Уважаемая Татьяна Михайловна, спасибо за Ваш материал. Очень бы хотелось посмотреть на ваших учеников в процессе занятия!
Наталья Сергеевна Федотова # 15 февраля 2014 в 19:24 0
Интересно подобранный материал.Красивые истории,чудесные стихи, изумительные картины, великолепная музыка, а всё вместе - прекрасное мероприятие, которое, как я надеюсь, подарило Вашим ученикам море положительных эмоций. Спасибо. Возьму себе на заметку.
Людмила Юрьевна Цей # 3 марта 2014 в 07:51 0
Интересный материал, можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе. Спасибо за разработку.
Ирина Александровна Пономарева # 19 мая 2014 в 19:49 0
Сложный материал учитель обрамляет в красивую форму, учит детей любить и чувствовать, показывает красоту литературы, музыки и живописи. Занятие понравилось.
Елена Алексеевна Малышева # 4 июня 2014 в 00:27 0
Сложная. глубокая тема. Может быть, с детьми постарше она по-иному будет звучать. Очень важно сохранить трепетное отношение к женщине в подростковом возрасте, но готовы ли они слышать...
Людмила Ивановна Васильева # 20 сентября 2014 в 18:09 0
Конечно, спасибо за работу. Но я думаю, этот материал великолепно подошел бы 7-8 классам, там как раз изучаются программные произведения по этой теме.
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 31 октября 2014 в 19:48 0
Интересное мероприятие. Образ женщины во все времена волновал людей. И данное мероприятие помогает учащимся почувствовать и сохранить нежное, трепетное отношение к женщине. Показывает ребятам связь литературы и искусства, развивает чувство прекрасного. Прекрасная музыка помогает восприятию красивых стихов. Думаю, материал мне пригодится. Спасибо.
Оксана Дмитриевна Гонтарук # 13 января 2015 в 23:38 0
Я вважаю, що позакласні заходи на таку тематику є досить потрібними для виховання почуття прекрасного та любові до найближчої істоти в житті кожної людини. І не важливо, з якого віку потрібно починати формувати це почуття, адже відношення до жінки в любому віці повинно бути ніжним та люблячим.
Ольга Владимировна Храпкова # 5 февраля 2015 в 15:21 0
Безусловно, данное мероприятие связывает и историю, и искусство, и литературу, потому что образ женщины всегда волновал и простых людей, и известных поэтов, писателей, художников, композиторов и др. Спасибо
Евгения Вячеславовна Лелекова # 10 февраля 2015 в 17:45 0
Очень интересный материал. После такого мероприятия ни одно детское сердечко не останется равнодушным. Думаю, каждый ребёнок унесёт с собой частичку света и тепла.
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 16:49 0
Спасибо за конспект урока. Урок интегративный и направлен на нравственное воспитание школьников. Материал обязательно использую в своей практике.
Ирина Геннадьевна Фефелова # 30 августа 2015 в 19:39 0
Материал для внеклассного мероприятия подобран замечательный, особенно применение различных видов искусства. Согласна с Л.И. Васильевой и другими коллегами: чуть постарше бы участников. Странно, что пятиклассники уверенно могут представить портреты Т. Лариной и Н. Ростовой, лучше, чем собственной мамы... Не каждый десятиклассник, к сожалению, может описать этих героинь. А в общем разработка отличная. Спасибо.
Ирина Егоровна Тарасенко # 12 ноября 2015 в 03:15 0
Согласна с некоторыми комментариями о возрастной группе школьников. О женщинах, об уважении к женщинам, на примере литературных произведений, можно говорить с детьми в любом возрасте, но для детей постарше, такое мероприятие будет намного актуальнее.Сам же материал очень достойный.
Ирина Михайловна Куликова # 26 января 2016 в 16:19 0
Замечательно удалось проследить связь литературы и искусства! Спасибо за интересный материал. обязательно использую в своей работе.
Мария Васильевна Скопина # 30 января 2016 в 23:15 0
Уважаемая Татьяна Михайловна! Спасибо за материал!
Читала конспект мероприятия, а у самой сердце замирало... Такие формы работы необходимы в работе со школьниками. Исторический фон, связь словесного искусства с музыкой и живописью - все это не только расширяет кругозор, но и приобщает к прекрасному, побуждает к самосовершенствованию.
Наталия Николаевна Салата # 13 июня 2016 в 14:02 0
Замечательный материал.Только я бы такое мероприятие провела для 7-8классов.