Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Из опыта работы учителя математики

Автор:  Сорокина Елена Николаевна, заместитель директора по УВР  МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа»

Описание работы: Материал этой статьи будет полезен для учителей математики, для учащихся 5-9 классов.

Этот материал применяется на уроках для  разнообразия видов самостоятельных работ, для составления карточек-памяток работы с книгой, для проведения математических диктантов.

В своей работе я применяю приемы и методы, которые способствуют организации активной деятельности школьников при изучении предмета. Много работаю над вопросами систематизации: обобщение знаний и активизация деятельности школьников на уроке.

В свете требований реформы школы я внедряю в учебный процесс новые формы уроков: лекции, семинары, практические занятия, зачеты, консультации. Для работы учителя характерно стремление добиваться максимально возможного усвоения учащимся нового материала непосредственно на уроке, творческое применение наглядности.

Формирование мыслительной деятельности учеников при устном изложении побуждает их делать сравнение, сопоставлять факты, примеры и положения с тем материалом, который изучался раньше, учит делать краткие записи наиболее важных вопросов, фиксировать сообщения учителя в виде тезисов, планов.

Я пользую разнообразные виды самостоятельных работ, включая их в различные этапы урока. При изучении темы «Вписанные углы» можно проводить следующую самостоятельную, дифференцированную работу.

Учащимся предлагаются вопросы и задания: «Сформулируйте определение хорды, диаметра, центрального угла. По учебнику найдите определение центрального угла, вписанного угла. Измерьте этот угол и величину дуги, на которую он опирается. Сравните измерения. Докажите теорему. Рассмотрите случай, когда одна из сторон вписанного угла проходит через центр окружности.» Второй и третий случай в доказательстве теоремы они рассматривают дифференцированно, по группам. При закреплении изученного материала первая группа решает задачи самостоятельно, а вторая-под руководством учителя. Непременным условием для всех вариантных заданий является неуклонное повышение степени трудности, усиление самостоятельности и познавательной активности учащихся.

Большое внимание я уделяю самостоятельной работе  с текстам учебника используя закладки, на которых ученики делают необходимые записи. Например, они перечисляют данные в тексте определения новых понятий, указывают, на что делались ссылки при доказательстве. Иногда я записываю вопросы на доске, а ученики самостоятельно ищут ответы в учебнике, проставляя на закладках номера вопросов и абзацев.

С 5-го класса составляем карточку-памятку работы с книгой:

1. Открой учебник и по оглавлению найдите нужный пункт.

2. При первом чтении выделяй главные мысли.

3. Не пропускай ни одного незнакомого слова.

4. Составь план прочитанного.

5. По данному плану попробуй составить рассказ.

6. Запиши в тетрадь тему, главные идеи и примеры их иллюстрирующие.

В 6-9 классах рекомендую учащимся составлять контрольные вопросы к тексту.

Широкое примение в моей работе получил такой вид работы, как математический диктант. Сложные вопросы повторяются дважды, некоторые математические выражения , трудные для запоминания, пишу на доске. Например: при изучении темы «Подобие треугольников» провожу следующий диктант:

I. Могут ли стороны двух подобных треугольников иметь длину:

а / I, 2 м: I,6 м: 2,4 м                                             3 м, 4 м, 6 м.

Б/ 4 см, 40 м, 40 м                                                4 см, 40 см, 40 см.

2. Какие из приведенных ниже предложения истинны, какие ложны:

а / два равнобедренных треугольника подобны, если они имеют по равному углу при основании.

Б /  два равнобедренных треугольника подобны, если они имеют по одному равному углу.

В / два подобных треугольника имеют по равной высоте.

Г / Сходственные стороны двух подобных треугольника равны  0,3 см и 0,6 см. Чему равен коэффициент подобия?

Одной из разновидностей математического диктанта является работа с перфокартами, «карточками-форточками».

Много времени уделяю работе с одаренными детьми.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Зоя Ивановна Затульная # 23 февраля 2014 в 16:29 +2
Эта проблема встает и в начальных классах. Немало важно подобрать разные методы и приемы, которые будут способствовать активной деятельности учащихся на уроках математики.
Валентина Николаевна Слепнева # 3 марта 2014 в 15:19 +1
Очень хороший материал, в тему по самообразованию добавила, спасибо.
Татьяна Никитична Курдюкова # 13 марта 2014 в 14:41 +1
Перечисленные приемы и методы работы на уроках давно известны. На мой взгляд хороший учитель всегда ими пользуется и даже не замечает этого. Дети уже с начальной школы учатся пользоваться учебником и дополнительным материалом. Также хочется отметить, что большинство современных учителей уделяют больше внимания одаренным детям. А как же те, кто не обладает такими способностями? Одаренным детям наша помощь не нужна, они сами могут себя развивать. А вот дети менее успешные нуждаются в ней. Им гораздо сложнее учиться и для них нужно разрабатывать новые методы и приемы. Если вспомнить известных наших педагогов таких как Макаренко, Сухомлинский и другие, они все уделяли свое внимание сложным детям.
Наталья Александровна Шумова # 24 марта 2014 в 17:50 +1
Материал хороший. Самое главное оформленный. Мне как писать статьи так лучше 5 уроков провести. А вот с Татьяной Никитичной Курдюковой я не совсем согласна. В прошлом году выпуская 9 класс я тоже думала так, но когда увидела результаты ГИА, то поняла, что одаренным детям уделала мало внимания! Они, конечно же получили "5", но их баллы были пограничные. А вот слабые дети получили свои "3" с хорошими баллами.
Тамара Сергеевна Немолотова # 5 апреля 2014 в 20:32 +1
Спасибо за материал. Хотелось бы что б наконец, дети отошли от репродуктивнеого способа мышления.
Гулшевер Абляевна шадыева # 24 октября 2014 в 11:54 +1
Статья мне понравилась. На уроках мы чаще уделяем внимание слабым ученикам , а на сильных порой не хватает времени. Учитель должен держать в поле зрения всех, работу надо индивидуализировать. В работе есть много интересных мыслей , которые я для себя отметила. Спасибо автору.
Татьяна Евгеньевна Зайцева # 11 ноября 2014 в 15:11 0
Материал хороший! Спасибо! Согласна с комментариями,что сейчас уделяется больше времени слабым ученикам, т.к. ГИА и ЕГЭ диктуют свои условия... Необходимо,чтобы все переходили через минимальный порог... Спасибо, приму на заметку!
Головина Татьяна Сергеевна # 15 ноября 2014 в 19:07 0
Да, ЕГЭ, ГИА (ОГЭ, как не назови)-это натаскивание детей на решение стандартных заданий и времени на работу с интересными задачами не хватает. А привитие у учащихся вкуса к самостоятельной работе, работа с книгой это очень важно.
Айгуль Аубекеровна Сарсенгалиева # 16 ноября 2014 в 00:13 0
Необходимость прохождения ЕГЭ заставляет нас, учителей начальных классов,формировать в ученике умение работать самостоятельно. Стараюсь на уроках математики и русского языка учить ребенка (самому) внимательно читать задание, выполнять его без помощи взрослых, если не хватает знаний для успешной деятельности, искать помощь в учебнике или другом справочнике.
Черевиченко Лариса Александровна # 30 декабря 2014 в 13:34 0
Действительно, работе с учебником всегда следует уделять особое внимание. Не секрет для учителей, что ученики частенько не хотят заглядывать в учебники для ознакомления с теоретическим материалом. И задача учителя создать условия для учащихся, при которых неизбежно знакомство с теоретическим материалом из первоисточников.
Наталия Николаевна Александрова # 29 марта 2015 в 22:26 0
Спасибо. Очень хороший материал.
Оксана Николаевна Белоус # 21 апреля 2015 в 23:48 0
Спасибо за предоставленный материал! Действительно, учащимся очень сложно работать с учебником. Многие просто зазубривают, ничего не понимая и не умея применять на практике полученную информацию.
юю # 20 июля 2015 в 22:06 0
Активизация познавательной деятельности является неотъемлемой частью успешного усвоения любого предмета. Спасибо за Ваш опыт!
Ольга Александровна Новикова # 5 октября 2015 в 13:17 0
Тема актуальна во все времена. В настоящее время активизировать познавательную деятельность всё сложнее: карточками не удивишь, от презентаций дети устали; многое видели. Дети, как рыба в воде с компьютером, а вот книга для них всё загадочнее. Составить план, выбрать главное, выписать формула - казалось бы элементарные вещи, а вызывают огромные проблемы у современного школьника. Спасибо за статью.
Юлия Петровна Кудлай # 18 октября 2015 в 17:10 0
Добрый день.Заинтересовали методы активизации познавательной деятельности. Хотелось бы поподробнее узнать как проходят на ваших уроках за 40 минут зачеты и семинары у школьников, о которых сказано в вашей статье. Так как не всегда удается это сделать у студентов за 1,5 часа. Спасибо.
Екатерина Георгиевна Дрозд # 18 ноября 2015 в 13:21 0
Здрувствуйте, хорошая разработка. Работа в целом проделана грамотно и должна приносить свои результаты. Не смотря на то что карточки сегодня - не самое продуктивное средство пояснения материала, можно извлечь много полезного. Спасибо.
Вероника Фархадовна Арстамбаева # 5 ноября 2016 в 11:45 0
Этот материал можно применять на уроках для разнообразия видов самостоятельных работ, для составления карточек-памяток работы с книгой, для проведения математических диктантов, указанные методы способствуют организации активной деятельности школьников при изучении предмета.