Конспект урока по теме: «Правильные многогранники»

Конспект урока геометрии 11 класс. Правильные многогранники

Автор: Сухорукова Наталья Владимировна, преподаватель математики ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж» г. Волгоград

Описание материала: предлагаю вам конспект урока - деловая игра для старшеклассников по теме: «Правильные многогранники». Данные материал будет полезен педагогам, при обобщении и систематизировании знаний, поученных при изучении раздела «Многогранники» и поможет расширить представления учащихся о практическом значении изучаемой темы.

Тема: «Правильные многогранники».

Тип: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма: деловая игра.

Цели:

дидактические:

·        обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении раздела «Многогранники»;

·        расширить представления учащихся о практическом значении изучаемой темы.

воспитательные:

·        продолжить формирование положительной мотивации обучения студентов в процессе включения их в деловую игру;

·        способствовать развитию самостоятельности, творческих и моральных качеств личности;

·        продолжить эстетическое воспитание студентов.

развивающие:

·        развивать абстрактное и эвристическое мышление.

Средства обучения:

·        технические: персональный компьютер, мультимедийный проектор;

·        наглядные: модели геометрических фигур, листы с заданиями: кроссворд, иллюстрации к «легенде об октаэдре».

Методическая карта игры

№ п/п

Название этапа игры

Цель

Продолжительность

Методические приемы

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студента

 

1.      

Организационный этап

акцентуация внимания и актуализация знаний (на примере практического использования изученного материала)

5 мин.

инструктирование

ознакомление студентов со структурой занятия и вводный рассказ

прослушивание рассказа, просмотр слайдов и подготовка к первому этапу игры

2.      

Представление команд

структурирование знаний, развитие творческого мышления

20 мин.

разбиение учебного коллектива на группы

организация последовательности проведения презентации

участие в групповой работе по защите эмблемы и названия команды

3.      

Тестирование на ПК

активизация знаний, диагностирование

12 мин.

программированный контроль

контроль за соблюдением правил тестирования и регистрация результатов

индивидуальная диагностирование и самооценка

4.      

Конкурс «Кроссворд»

стимулирование

познавательной активности

13 мин.

групповой тренинг по освоению форм общения

организация и коррекция групповой работы, хронометрирование, регистрация результатов

участие в групповой работе с определениями понятий стереометрии и взаимопроверке

5.      

Конкурс «Композиция»

формирование комбинаторных умений, эстетическое воспитание студентов

10 мин.

вовлечение в групповую деятельность продуктивного характера

организация и коррекция групповой работы, хронометрирование

участие в групповой творческой деятельности по созданию пространственной модели

6.      

Конкурс «Легенда об октаэдре»

развитие нестандартного мышления и пространственного воображения

10 мин.

организация и коррекция групповой работы, хронометрирование

участие в групповой творческой деятельности по созданию текстовых фрагментов, содержащих математические термины

7.      

Подведение итогов. Распределение отметок.

формирование адекватной рефлексии и взаимооценки

7 мин.

совместное принятие решений

организация оценочной деятельности студентов

участие в коллективном распределении суммы «банковского счета»

8.      

Домашнее задание.

развитие самостоятельности

3 мин.

предоставление выбора вида деятельности

разработка шаблона-таблицы, содержащего незаполненные ячейки

индивидуальная или групповая (по выбору) работа по обобщению и систематизации знаний

Подготовительный этап

(проводится за неделю до занятия)

·        группа делится на четыре команды с соответствующими названиями: «Тетраэдр», «Куб», «Икосаэдр» и «Октаэдр»;

·        избирается капитан каждой команды (выбор производится самими участниками команд);

·        команды получают домашнее задание: подготовить эмблему и защиту названия команды; изготовить модели геометрических тел.

Ход игры

1.  Организационный этап.

- Здравствуйте уважаемые студенты и гости!

Сегодня мы проводим урок – игру «Финансист», в ходе которой в качестве источника для составления капитала будут выступать ваши знания по теме «Правильные многогранники».

Целью нашего занятия является обобщение и систематизация знаний по теме: «Правильные многогранники». Мы вспомним основные понятия раздела «Многогранники», виды правильных многогранников и их свойства.

Прежде, чем начать игру, хочу обратить ваше внимание на следующие слова Льюиса Кэролла: «Правильных многогранников вызывающе мало, но этот весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных областей человеческого знания».

Правильные многогранники иногда называют Платоновыми телами, поскольку они занимают видное место в философской картине мира, разработанной мыслителем Древней Греции Платоном. Он считал, что мир включает четыре «стихии» - огонь, землю, воздух и воду, а атомы этих «стихий» имеют форму четырех правильных многогранников.

Тетраэдр олицетворял огонь, поскольку его вершина устремлена вверх, как у разогревшегося пламени;

Икосаэдр – как самый обтекаемый – воду;

Куб – самая устойчивая из фигур – землю;

Октаэдр – как самый изысканный – воздух.

Пятый многогранник – додекаэдр символизировал весь мир и почитался главнейшим.

К формам многогранников проявляли так же интерес скульпторы, архитекторы, художники. Их всех поражало совершенство, гармония многогранников. Сальвадоре Дали на картине «Тайная вечеря» изобразил Иисуса Христа со своими учениками на фоне огромного прозрачного додекаэдра.

В наше время интерес к правильным многогранникам приобрел новый прикладной характер. Особую значимость они имеют в искусстве дизайна. Формы правильных многогранников используются в пространственных композициях наружной рекламы, в объемно-планировочном решении жилищных зданий и предметов. К вопросу применения правильных многогранников в процессе создания конструкций мы еще вернемся при проведении нашей игры. Для того, чтобы начать игру, мы познакомимся с правилами игры и создадим жюри.

Напомню, что наша игра называется «Финансист» и имитирует изменения, происходящие с гражданскими вкладами. Группа предварительно распределилась на 4 команды, получившие названия Платоновых тел и домашнее задание. И открыли счет в банке Додекаэдр на имена: «Тетраэдр», «Куб», «Икосаэдр» и «Октаэдр». На счету каждой команды имеется первоначальный капитал по 20 рублей. В течение занятия командам предоставляется право пополнять счет в банке, следующим образом: за каждое правильно выполненное задание и тактичное поведение во время игры вы получаете определенную сумму, присуждаемую жюри. В конце игры вся накопленная сумма в банке делится между членами команды путем открытого обсуждения. Критерии распределения баллов между членами команды представлены в таблице.

Кроме того, на сегодняшнем занятии каждый из вас получит несколько отметок. Первая будет получена в результате тестирования, а остальные зависят от степени вашей активности.

2.  Представление команд.

Давайте познакомимся с командами. Для представления вам дается по 5 минут. Очередность представления будет определяться числом вершин у многогранника, давшего название команде. Первой защищать свое название и эмблему будет команда «Тетраэдр»…

Для представления приглашается команда «Куб»…

Теперь слово для защиты предоставляется команде «Октаэдр»…

Завершают представление команд члены команды «Икосаэдр»…

Команды закончили представление. Уважаемые члены жюри, выставите, пожалуйста, баллы за домашнее задание, а чтобы облегчить вашу работу, вам предложены критерии оценивания к соответствующим заданиям…

3. Тестирование команд на ПК.

4. Конкурс «Кроссворд».

оборудование: ПК, бланки с кроссвордами.

Сейчас командам «Тетраэдр» и «Куб» предлагается пройти тестирование по теме: «Правильные многогранники». Капитаны этих команд следят за дисциплиной во время тестирования. Каждый член команды может воспользоваться подсказкой капитана, но за каждую подсказку со счета в банке снимается 1 рубль. Закончив тестирование, вы должны сообщить полученную отметку капитану для регистрации в бланке индивидуального учета. На выполнение задания дается 5 минут.

В это время команды «Икосаэдр» и «Октаэдр» разгадывают тематический кроссворд. На выполнение задания командам отводиться 5 минут. Я выдам вам несколько экземпляров кроссвордов, но для проверки вы сдаете только цветной вариант.

Прошу команды «Тетраэдр» и «Куб» занять места за компьютерами.

Прошу капитанов команд «Икосаэдр» и «Октаэдр» получить бланки с кроссвордами.

Прошу команды «Икосаэдр» и «Октаэдр» сдать заполненные кроссворды. А команды «Тетраэдр» и «Куб» завершить тестирование и пройти на свои места.

(Жюри выставили баллы за домашнее задание, лаборант заносит их на счет в банк и выводит на экран)

Теперь команды меняются местами. Прошу капитанов протестировавшихся команд получить бланки с кроссвордами, а членов команд «Икосаэдр» и «Октаэдр» пройти к компьютерам… Напоминаю, что время на выполнение заданий ограниченно 7 минут.

Прошу команды «Тетраэдр» и «Куб» сдать заполненные кроссворды. А команды «Икосаэдр» и «Октаэдр» завершить тестирование и пройти на свои места.

Сейчас мы проверим разгаданные кроссворды. Поменяйтесь кроссвордами и определите число правильно вписанных терминов, сверяя разгаданные кроссворды с оригиналом на экране. Выставите баллы: за каждое правильно разгаданное слово, команда получает – 1 балл, если в слове имеется орфографическая ошибка, то 0,5 балла…

Конкурс «Композиция».

оборудование: модели геометрических фигур, клей, маркеры.

Помните, в начале игры я предупреждала вас, что вернусь к вопросу использования правильных многогранников в процессе создания конструкций? Сейчас вам предстоит заняться именно этим, поскольку объемная реклама – один из самых ярких и привлекательных видов современной рекламы. Вы должны в течение 10 минут при помощи клея создать композицию из тех многогранников, которые находятся в вашем распоряжении. Конструкция должна быть оригинальной, компактной и аккуратной. Кроме того, вы должны провести ее презентацию.

(Лаборант выводит на экран оценки за кроссворд).

Прошу команду «Икосаэдр» представить свою композицию…

Слово предоставляется команде «Октаэдр»…

Теперь свою работу покажет команда «Куб»…

Завершает представление композиций команда «Тетраэдр»…Капитаны передайте свои композиции жюри для оценивания.Члены жюри оценивают композиции.

5. Конкурс «Легенда об октаэдре».

оборудование: иллюстрации подсказки.

Итак, мы уже проверили, насколько вы владеете основными понятиями темы «Правильные многогранники», насколько осведомлены в вопросах, связанных с основными характеристиками этих геометрических тел. Мы выяснили, насколько развито ваше пространственное воображение. А теперь нам предстоит разобраться, как вы владеете терминологией и умеете ли фантазировать.

Сейчас вы будете сочинять «Легенду об октаэдре». Для подсказки вам будут выданы карточки с рисунками. Сложность в том, что из восьми рисунков-подсказок каждой команде достанется только два. Затем мы соберем ваши фрагменты и прочтем получившуюся легенду. Жюри оценит оригинальность и образность вашего сочинения, а также частоту использования математических терминов. На сочинение вам дается 5 минут.

(Лаборант выводит на экран оценки за конкурс создание композиции)

Обратите внимание, на экране представлены в хронологическом порядке все восемь рисунков-подсказок. Прошу капитанов команд в соответствии с нумерацией рисунков зачитать получившейся рассказ. Капитаны-передайте листы с рассказом и рисунки-подсказки жюри для оценивания.

6. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ребята, сейчас жюри выставит оценки за последний конкурс. А мы подведем итоги и запишем домашнее задание. На сегодняшнем занятии мы поставили цель обобщить и систематизировать знания по теме «Правильные многогранники». Вы сформулировали определения Платоновых тел, перечислили их характеристические свойства, ознакомились с областями применения правильных многогранников. Вы проверили свои знания путем тестирования, соревновались в умении фантазировать и комбинировать. Логическим итогом вашей работы будет составление сравнительно-обобщающей таблицы свойств правильных многогранников. Для облегчения вашей работы каждая команда получит шаблон таблицы. Шаблон отксерокопируйте и заполните дома, а затем вклеите в ваши тетради.

7.  Распределение отметок.

Я выдаю вам бланки, где вы распределите сумму банковского счета между членами команды…

Сдайте оценочные бланки.

Благодарю за работу. До свидания.

Приложения 

Название команды

«Куб»

Список участников

Сумма вклада команды

 

1.            

 

 

 

 

 

2.            

 

 

 

 

 

3.            

 

 

 

 

 

4.            

 

 

 

 

 

5.            

 

 

 

 

 

6.            

 

 

 

 

 

7.            

 

 

 

 

 

             

 

Название команды

«Тетраэдр»

Список участников

Сумма вклада команды

 

1.      

 

 

 

 

 

2.      

 

 

 

 

 

3.      

 

 

 

 

 

4.      

 

 

 

 

 

5.      

 

 

 

 

 

6.      

 

 

 

 

 

7.      

 

 

 

 

 

8.      

 

 

 

 

 

             

 

Название команды

«Икосаэдр»

Список участников

Сумма вклада команды

 

1.      

 

 

 

 

 

2.      

 

 

 

 

 

3.      

 

 

 

 

 

4.      

 

 

 

 

 

5.      

 

 

 

 

 

6.      

 

 

 

 

 

7.      

 

 

 

 

 

8.      

 

 

 

 

 

             

 

Название команды

«Октаэдр»

Список участников

Сумма вклада команды

 

1.      

 

 

 

 

 

2.      

 

 

 

 

 

3.      

 

 

 

 

 

4.      

 

 

 

 

 

5.      

 

 

 

 

 

6.      

 

 

 

 

 

7.      

 

 

 

 

 

8.      

 

 

 

 

 

             

Представление команд

(домашнее задание)

Критерии оценки в руб.

1.     Эмблема (соответствие названию и стандарту – размер не превышает лист А4) – до 2 руб.

2.     Отличительный знак команды (оригинальность, соответствие названию, аккуратность) – до 3 руб.

3.     Модель геометрической фигуры. (соответствие названию, аккуратность, оригинальность) – до 5 руб.

4.     Презентация геометрической фигуры (полнота определения и оригинальность в описании, свойств) – до 5 руб.

5.     Временные рамки (2-3 мин.) – 1 руб.

Конкурс «Создайте композицию из правильных многогранников».

Критерии оценки в руб.

1.     Оригинальность – до 2 руб.

2.     Компактность – до 2 руб.

3.     Аккуратность – до 2 руб.

4.     Презентация композиции – до 5 руб.

5.     Временные рамки (7-10 мин.) – 1 руб.

Конкурс «Легенда об октаэдре …».

Критерии оценки в руб.

1.     Оригинальность – до 2 руб.

2.     Использование математических терминов – до 5 руб.

3.     Образность и развернутость речи – до 3 руб.

4.     Временные рамки (5-7 мин.) – 1 руб.

Оценочный бланк 

Название команд

Тетраэдр

Куб

Октаэдр

Икосаэдр

 

оценки в руб.

Домашнее задание «Представление команд»

 

 

 

 

Конкурс «Создайте композицию…»

 

 

 

 

Конкурс «Легенда об октаэдре…»

 

 

 

 

Рекомендуем посмотреть:

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Марина Миннуровна Галеева # 30 июня 2014 в 13:24 +1
Отличная разработка, качественно проработан материал и удачно выбрана форма занятия в виде игры "Финансист". Одновременно происходит и мотивация на получение и применение знаний. Спасибо за разработку!
Маргарита Георгиевна Мингазова # 27 июля 2014 в 18:59 0
Уважаемая Наталья Владимировна! Замечательная разработка! Оформление, суть заданий - все супер! Беру Ваш труд к себе в копилку! Спасибо! Успехов! Маргарита Георгиевна Мингазова, Пермь.
Наталья Александровна Швырева # 22 августа 2014 в 06:22 0
Разработка урока очень хорошая. Каждый этап урока тщательно продуман. Спасибо.
Светлана Николаевна Сеит-Нафе # 24 сентября 2014 в 19:11 0
Современный подход к разработке плана урока. Огромная подготовительная работа учителя!Хорошая разработка.Спасибо!
Оксана Александровна Кужелева # 30 октября 2014 в 22:42 0
Стаж работы у меня не очень большой, наработок немного, поэтому я с удовольствием воспользуюсь этой разработкой, Подобран качественный материал, ненавязчивая форма, в виде игры. Я думаю, что дети с удовольствием будут изучать эту тему.
Надежда Ивановна Панфилова # 2 ноября 2014 в 22:42 0
Здравствуйте, Наталья Владимировна! Читала Вашу разработку с большим удовольствием! Во-первых, тема всегда с интересом воспринимается учащимися. Во-вторых, форма игры нацелевает на хороший, качественный урок. Спасибо за разработку! Обязательно проведу!
Татьяна Евгеньевна Зайцева # 11 ноября 2014 в 14:58 0
Очень интересная разработка! Спасибо! Дети всегда с интересом работают на подобных игровых уроках! Замечательно! Спасибо!
Татьяна Александровна Искакова # 17 ноября 2014 в 09:13 0
Большое спасибо за качественную разработку, всё прописано чётко и подробно. Думаю, что детям урок в игровой форме всегда интересен.
Алсу Ринатовна Киямова # 9 декабря 2014 в 20:56 0
Математика тяжелая наука, не самая трудная конечно, но дается не каждому. В школе у многих это не любимый предмет из за многообразия терминов, формул, сложности расчетов... Я думаю, ваш урок вызывает интерес к предмету.Спасибо за такую работу!Успехов Вам в дальнейшем!
Трусов Александр Анатольевич # 31 декабря 2014 в 21:43 0
Очень интересная разработка. Можно использовать для подготовки к экзамену. Спасибо автору за разработку!
Ольга Адольфовна Опалева # 13 января 2015 в 20:06 0
Есть в школьной геометрии особые темы, которые ждешь с нетерпением, предвкушая встречу с невероятно красивым материалом. К таким темам можно отнести тему "Правильные многогранники". Здесь не только открывается удивительный мир геометрических тел, обладающих неповторимыми свойствами, но и интересные научные гипотезы. Ни одни геометрические тела не обладают таким совершенством и красотой, как правильные многогранники. Ваш материал интересен и познавателен.
Елена Александровна Мухина # 18 января 2015 в 18:06 0
Добрый вечер,Наталья Владимировна. Хорошая разработка, качественно проработан материал и удачно выбрана форма занятия в виде игры. Одновременно происходит и мотивация на получение и применение знаний.Красочно и современно все оформлено. Спасибо за разработку!
Любовь Павловна Овчарук # 19 февраля 2015 в 20:29 0
Уважаемая Наталья Владимировна! С огромным удовольствием и большим интересом прочитала Вашу разработку. Лаконично и компактно продуман сценарий игры.
Правильные многогранники интересовали многих великих учёных. И этот интерес выходил далеко за пределы математики.
Платон (427 до н.э. — 347 до н.э.) рассматривал их как основу строения Вселенной,
Кеплер (1571—1630) пытался связать правильные многогранники с движением планет Солнечной системы (которых в его время было известно пять).
Возможно, именно красота и гармония правильных многогранников заставляла великих учёных прошлого предполагать какое-то более глубокое их назначение, чем просто геометрических объектов.
Эта тема интересна и учащимся. Возьму на заметку! Желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Оксана Николаевна Белоус # 21 апреля 2015 в 23:02 0
Мне понравился Ваш урок. Хорошая разработка, удачно подобраны задания. Старшеклассникам будет интересен урок в форме игры. Конечно же, чтобы у детей появился интерес к предмету, нужно приложить много усилий.Вами выбрана очень благодатная тема. Правильные многогранники – самые выгодные фигуры, они широко распространены в природе,науке.Спасибо за разработку! творческих успехов!
Екатерина Александровна Туголукова # 25 апреля 2015 в 12:11 0
Достойная разработка! Каждый этап хорошо продуман, подобраны различные интересные задания!
Лилия Данировна Зиннурова # 11 июня 2015 в 19:42 0
Интересный конспект урока - деловая игра для старшеклассников по теме: «Правильные многогранники». Данные материал будет полезен педагогам, при обобщении и систематизировании знаний, полученных при изучении раздела «Многогранники» и поможет расширить представления учащихся о практическом значении изучаемой темы. Спасибо за работу. Успехов Вам.
юю # 20 июля 2015 в 21:12 0
Очень интересная разработка. Все продумано до мелочей.
Ольга Александровна Новикова # 5 октября 2015 в 13:13 0
Интересный урок. Урок в нетрадиционной форме всегда увлекает учеников. Я взяла кроссворд из урока для своих 8-классников (сейчас у нас та же тема). Практическая значимость урока прозрачна - это важна, так ребята постоянно спрашивают "зачем нам это надо?". Спасибо, воспользовалась вашим материалом.
Светлана Викторовна Лукьянченко # 12 октября 2015 в 17:42 0
Урок мне понравился. Удачно выбрана форма занятия в виде игры. Каждый этап хорошо продуман, задания подобраны интересные. Спасибо за конспект урока.
Светлана Валерьевна Селюнина # 2 ноября 2015 в 15:29 0
Спасибо за предоставленный материал, что то можно взять себе на заметку!
Светлана Николаевна Соломатина # 7 ноября 2015 в 18:19 0
Интересный урок. Привлекает и подбор материала, и форма - деловая игра. Задания подобраны интересные.Практически очень значимый урок. Спасибо. Обязательно возьму для себя.
Екатерина Георгиевна Дрозд # 15 ноября 2015 в 16:52 0
Интересное развивающее занятие. Много разнообразных заданий, направленных на развитие логики, пространственного мышления, памяти, воображения. Материал хорошо проработан и структурирован и будет полезен педагогам, при обобщении и систематизировании знаний, полученных при изучении тем о многогранниках и поможет расширить представления учащихся о практическом значении изучаемой темы. Благодарю за проделанную работу. Продолжайте в том же духе!
Ольга Николаевна Лакеева # 19 декабря 2015 в 17:06 0
И снова игра в 11 классе, да еще с "деньгами".Иногда можно на уроках математики поиграть, согласна. Материал подобран интересный. Но надо помнить о буднях.
Елена Павловна Курлович # 22 декабря 2015 в 22:21 0
Здравствуйте Наталья Владимировна.Это вторая Ваша разработка, с которой я познакомилась.Очень интересная форма проведения.Школьники не любят геометрию, а вот в техникуме ,наоборот 2 семестр у студентов 1 курса , любимый, потому что изучаем стереометрию.А если еще и такой творческий учитель , то это понятно, доступно и увлекательно.А сколько времени потрачено для составления такого урока, большой труд.Спасибо большое.Вы молодец!!!
Юлия Александровна # 28 марта 2016 в 21:12 0
Интересная разработка урока. Каждый этап урока тщательно продуман. Много разнообразных и увлекательных заданий, направленных на развитие логики, мышления учащихся. Данная разработка урока будет полезна преподавателям при обобщении и систематизации знаний.
Вероника Фархадовна Арстамбаева # 5 ноября 2016 в 11:41 0
данная разработка позволяет обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении раздела «Многогранники», расширить представления учащихся о практическом значении изучаемой темы, развивает воображение.