Логическая игра по математике для 5-6 классов

Логическая игра по математике для 5-6 классов «Незнайка в Царстве Математики»

Автор: Крюкова Валерия Михайловна, учитель математики и информатики МОУ «СОШ № 3», г. Ухты, Республики Коми

Описание работы: игра предназначена для учителей математики в 5-6 классах. Логическую игру «Незнайка в Царстве Математики» можно использовать на внеклассных занятиях по математике в 5-6 классах или на декаде математики для 5-6 классов с целью совершенствования знаний по математике, а также для повышения интереса учащихся к изучению данного предмета.

Цели:  

- развитие логического мышления, умения работать в команде;

- воспитание инициативы, ответственности;

- углубление знаний по математике.

Оборудование: компьютер, проектор, экран или интерактивная доска.

Необходимый материал для проведения игры: необходимо распечатать тексты логических задач и рисунок головоломки, на каждую команду. Для решения задач понадобятся чистые листы бумаги, ручки и карандаши. Данную игру лучше всего представить в виде презентации для большей наглядности и красочности.

Правила игры: участники игры (ученики 5 или 6-го класса) разбиваются на две команды. В игре пять испытаний и финал. В каждом испытании одна логическая задача, за правильное решение которой команда получает 5 фантиков («фантики» - так называются очки в игре), если задача решена на половину, то команда получает 2 фантика, если задача не решена, то команда получает 0 фантиков. В финале игры командам необходимо будет решить головоломку, за правильное решение которой команда получает 10 фантиков, за неправильное решение или ее отсутствие команда получает 0 фантиков. После финала учитель подсчитывает набранные командами фантики, команда, которая набрала большее количество фантиков, считается победителем логической игры «Незнайка в Царстве Математики».

Ход игры:

Начало игры: учитель читает «историю игры» о том, как Незнайка попал в Царство Математики.

«Однажды Незнайка решил узнать, что же такое МАТЕМАТИКА. Он долго сидел и изучал различные книги по математики, но так ничего и не понял.

Засидевшись однажды допоздна, он уснул прямо на книгах по математике.

И ему приснился удивительный сон, будто он попал в Царство Математики.

Вокруг цвели сады, пели песни птицы, ярко светило солнышко.

Незнайка шел по зеленной траве и удивлялся, как же здесь было все красиво. Кругом царил строгий порядок.

Его встретила сама Царица Математика. Незнайке было стыдно, что он ничего не знает. Тогда Царица Математика сказала:

- Я помогу тебе, не печалься. Мои верные помощники: Число, Дробь, Уравнение и Задача всему тебя научат.

И действительно очень скоро Незнайка научился складывать, вычитать, умножать и делить, решать задачи и уравнения. Оказалось, что не все так сложно, как выглядело на первый взгляд.

Однажды прогуливаясь по саду, Незнайка вновь встретил Царицу Математику, и та сказала ему:

- Теперь ты знаешь достаточно, чтобы отправиться домой. Вот эта дорожка из зеленного кирпича приведет тебя домой. Но будь осторожен, на твоем пути могут встретиться испытания: простые и сложные. Но помни: «Не все так сложно, как кажется на первый взгляд!»

Незнайка поблагодарил Царицу Математику и вприпрыжку поскакал по дорожке из зеленого кирпича…

Помогите Незнайке вернуться домой…»

I испытание: «Задача старика Хоттабыча»

Учитель:

Шел-шел Незнайка как вдруг дорожка закончилась и перед ним оказался огромный овраг, который никак не обойти и не перепрыгнуть. Огляделся  Незнайка по сторонам и увидел неподалеку яблоню, в тени которой сидел старик Хоттабыч и жевал сочные красные яблоки.

- Здравствуйте, - сказал Незнайка.

- Здравствуй, - ответил старик Хоттабыч.

- Вы не подскажите, как мне перебраться на другую сторону оврага? – Спросил Незнайка.

- Я помогу тебе, но для начала реши следующую задачу:

 «У кого живет сорока?

На одной из улиц дачного поселка только пять домов. Они окрашены в разные цвета, и занимают их семьи поэта, писателя, критика, журналиста и редактора. В доме каждой семьи живет любимая птичка. Глава семьи получает на завтрак любимый им напиток, после чего отправляется в город, пользуясь любимым способом передвижения.

Поэт пользуется велосипедом. Редактор живет в красном доме. Критик живет в крайнем доме слева, рядом расположен голубой дом.

Тот, кто ездит на мотоцикле, живет в среднем доме.

Тот, кто живет в зеленом доме, расположенном рядом с  белым, справа от него, всегда отправляется в город пешком.

В доме, где живет снегирь, на завтрак всегда бывает молоко.

Тот, кто на завтрак получает какао, живет в доме, соседнем с тем домом, где живет синица.

В желтом доме на завтрак подают чай.

Живущий рядом с любителем канареек утром пьет чай.

Писатель пьет только кофе.

Тот, кто ездит на своем автомобиле, любит пить томатный сок.

В доме журналиста живет попугайчик.

А у кого живет сорока?»

За правильное решение задачи команда получает 5 фантиков, если задача решена на половину, то команда получает 2 фантика, если задача не решена, то команда получает 0 фантиков.

Решение задачи (ответ):

Сорока живет у писателя в крайнем справа зеленом доме.

Логический анализ условия задачи:

Цвет дома

Желтый

Голубой

Красный

Белый

Зеленый

В доме живет

Критик

Поэт

Редактор

Журналист

Писатель

На завтрак пьет

Чай

Какао

Молоко

Сок

Кофе

Способы передвижения

 

Велосипед

Мотоцикл

Автомобиль

Пешком

Птица

Синица

Канарейка

Снегирь

Попугай

Сорока

Учитель:

- Молодец. – Отщипнул старик Хоттабыч от свой бороды волос, что-то пробормотал себе под нос, и появился широкий мост через овраг.

Засмеялся Незнайка и побежал скорее к мосту.

II испытание: «Задача Золотой Рыбки»

Учитель:

Идет Незнайка дальше и вот опять дорожка закончилась и перед ним речка полноводная и другого берега не видно. Смотрит Незнайка, как вдруг из воды вынырнула Золотая Рыбка и к нему плывет:

- Здравствуйте, - сказал Незнайка.

- Здравствуй, - ответила Золотая Рыбка.

- Не подскажите, как перебраться через реку? – Спросил Незнайка.

- Я помогу тебе, но для начала реши следующую задачу:

«Три лягушки.

Три лягушки находятся на дне колодца глубиной 60 м. За день они поднимаются на 18 м. каждая, а потом спускаются первая на 12 м, вторая на 16 м, третья на 17 м. и остаются на своих местах до следующего дня. На следующий день каждая лягушка проделывает снова такой же маршрут и т.д.

Через сколько дней лягушки выйдут из колодца?»

За правильное решение задачи команда получает 5 фантиков, если задача решена на половину, то команда получает 2 фантика, если задача не решена, то команда получает 0 фантиков.

Решение задачи (ответ):

Каждая лягушка в последний день поднимается на 18 м и выходит из колодца. А в предшествующие дни первая лягушка поднималась ежедневно на 18 – 12 = 6 (м) ((60 - 18)/6 = 7 (дней)), вторая – на 18 – 16 = 2 (м) ((60 - 18)/2 = 21 (день)), а третья – на 18 – 17 = 1 (м) ((60-18)/1 = 42 (дня)). Учитывая еще последний день, получаем, что первая лягушка выйдет из колодца через 8 дней, вторая – через 22 дня, а третья – через 43 дня.

Учитель:

- Молодец. – Хлопнула Золотая Рыбка хвостом по воде и появилась лодка.

Залез Незнайка в лодку и поплыл через речку на другой берег.

III испытание: «Задача Серого Волка»

Учитель:

Вышел Незнайка на берег и побежал по дорожке из зеленного кирпича дальше. А дорожка эта свернула в густой лес. Бежал-бежал Незнайка по лесу, как вдруг из-за кустов выпрыгнул Серый Волк.

- Ага, - говорит Серый Волк. – Не пущу тебя я. Если решишь мою задачку, то пойдешь своей дорогой, а нет, то я тебя съем.

«Винни-Пух купил себе на день рождение 12 банок варенья и пригласил в гости Пяточка. Известно, что Пяточек ест варенье в 2 раза медленнее, чем Винни-Пух. Через 2 часа все варенье было съедено. Сколько банок варенья съел Пяточек за это время?»

За правильное решение задачи команда получает 5 фантиков, если задача решена на половину, то команда получает 2 фантика, если задача не решена, то команда получает 0 фантиков.

Решение задачи (ответ):

Пусть х скорость Пяточка, тогда скорость Винни-Пуха  - 2х.

Получаем уравнение: 2х + 4х = 12. Отсюда, х = 2 – скорость Пяточка и получается за это время он съел 4 банки варенья.

Учитель:

- Молодец. – Недовольно буркнул Серый Волк и снова скрылся в лесу.

IV испытание: «Задача Бабы-Яги»

Учитель:

Шел-шел Незнайка, и привела его дорожка из зеленого кирпича к топкому болоту, на котором стояла избушка Бабы-Яги.

- Здравствуй, добрый молодец. Заходи гостем будешь. – Пригласила Баба-Яга Незнайку к себе в избушку.

- Спасибо, но мне идти надо. Не подскажите дорогу? – Ответил Незнайка.

- Подскажу. – Ехидно улыбнулась Баба-Яга. – Но сначала реши-ка мне задачку, милок.

«Иванушка и коварная Принцесса.

- Задаю тебе последнюю задачу, - сказала принцесса Иванушке, - найди единственно верный путь из этой комнаты в наш зимний сад и сорви для меня самую красивую розу. Из этой комнаты ты пройдешь через левую, или правую, или среднюю дверь во вторую комнату; такие же три вида дверей будут перед тобой при переходе из второй комнаты в третью и из третьей – в сад.

- Учти мои советы, - продолжала принцесса, - первый: из этого зала пройди через правую дверь; второй: из второй комнаты – не через правую дверь, и третий совет: из третьей – не через левую дверь.

Иванушка знал, что обычно из трех советов принцессы ровно два указывают ложное направление, кроме того, служанка принцессы успела шепнуть ему, что надо обязательно пройти через дверь каждого вида по одному разу.

Как и полагается в сказке, принес Иванушка розу и был вознагражден. Какой же маршрут оказался единственно верным?»

За правильное решение задачи команда получает 5 фантиков, если задача решена на половину, то команда получает 2 фантика, если задача не решена, то команда получает 0 фантиков.

Решение задачи (ответ):

Сначала Иванушка прошел через левую дверь, из второй комнаты – через правую, а из третьей – через среднюю дверь.

Учитель:

- Молодец. Вот тебе клубочек, он выведет тебя из болота. – Сказала Баба-Яга и дала Незнайке волшебный клубочек ниток.

V испытание: «Задача Змея Горыныча»

Учитель:

Вывел его клубочек из болота и из леса и очутился Незнайка на поле, где ромашек было видимо-невидимо. А лежал на этом поле, вдыхая аромат цветов, Змей Горыныч.

Посмотрел Незнайка, а дорожка из зеленого кирпича закончилась. Подошел он к Змею Горынычу и спросил:

- Здравствуйте, вы не знаете, как мне домой попасть? Куда дорожка из зеленого кирпича подевалась?

- Здесь проходит граница Царства Математики, и ее охраняю я. – Ответил Змей Горыныч. – Если решишь мою задачку, то расскажу тебе, как попасть домой.

«В моей пещере четыре сундука – деревянный, кожаный, стеклянный и кованый – и четыре шкатулки – красная, синяя, зеленая и желтая. В зеленой шкатулке лежит 4 изумруда, в красной – 3 рубина, в синей – 2 сапфира, а в желтой – только один бриллиант. В деревянном сундуке столько же драгоценных камней, сколько и в красной шкатулке, в кожаном сундуке столько же драгоценных камней, сколько в синей и зеленой шкатулке вместе. Стеклянный сундук пуст. А в кованом сундуке драгоценных камней в два раза больше, чем в желтой и красной шкатулке вместе. Сколько всего драгоценных камней у меня в пещере?»

За правильное решение задачи команда получает 5 фантиков, если задача решена на половину, то команда получает 2 фантика, если задача не решена, то команда получает 0 фантиков.

Решение задачи (ответ):

3+2+4+1+3+6+0+8=27 драгоценных камней.

Учитель:

- Молодец. – Змей Горыныч щелкнул пальцами, и появились Золотые ворота Царства Математики. – Если ты выйдешь через эти ворота, то окажешься дома.

Финал: «Золотые ворота Царства Математики»

Учитель:

Незнайка подошел к воротам, на которых висел огромный замок. Чтобы его открыть Незнайке необходимо решить следующую головоломку:

«Цифры от 1 до 9 разместите в кольце так, чтобы одна цифра была в центре кольца, прочие – у концов каждого диаметра и чтобы сумма трех чисел каждого ряда составляла 15.»

Рисунок головоломки:

Решение головоломки (ответ):

 

За правильное решение головоломки команда получает 10 фантиков, за неправильное решение или ее отсутствие команда получает 0 фантиков.

Подсчет фантиков (очков).

Учитель подсчитывает набранные командами фантики, команда, которая набрала большее количество фантиков, считается победителем логической игры «Незнайка в Царстве Математики».

Литература:

1. Братусь Т.А., Жарковская Н.А., Плоткин А.И., Рисс Е.А., Савелова Т.Е. «Все задачи кенгуру» - Санкт-Петербург, 2003г.

2. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. «Удивительный мир чисел». – М.: Просвещение, 1986 г.

3. Владимирова Н.А. «Увлекательная информатика. 5-11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры». – Волгоград: Учитель, 2013 г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Рейтинг: +6 Голосов: 6 36223 просмотра
Наталья Шелихова # 18 декабря 2013 в 09:56 0
огромное спасибо Вам за Ваш труд ! очень интересный УРОК! спасибо !
Тамара Сергеевна Немолотова # 5 апреля 2014 в 18:52 +1
Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по математике и способствует более глубокому усвоению материала. В тоже время внеклассная работа может значительно повысить интерес учащихся к предмету, ведь, как известно, основной из причин плохой успеваемости является слабый интерес (а иногда и отсутствие всякого интереса) к математике. Спасибо.
Данияр Маулетович Байжуманов # 10 мая 2014 в 15:48 0
Здравствуйте, Валерия Михайловна! Большое спасибо за вашу разработку внеклассного мероприятия. Очень хорошая насыщенная заданиями разработка. Также я соглашусь с мнением Тамары Сергеевны, что внеклассная работа действительно повышает познавательный интерес к предмету. Ваше мероприятие я обязательно проведу уже в следующем учебном году, когда возьму пятый класс. Желаю Вам дальнейших творческих успехов и достижений!
Ольга Владимировна Смирнова # 24 июля 2014 в 21:59 0
Интересное развивающее занятие. Много разнообразных заданий, направленных на развитие логики, мышления, памяти . Детям, которые по настоящему увлечены математикой, будет интересно принять участие в такой игре и проверить свои возможности в области этого школьного предмета. Спасибо за разработку!
Светлана Валерьевна Кошелева # 16 октября 2014 в 18:38 0
Валерия Михайловна, спасибо за интересную разработку! Игру можно провести как внеклассное мероприятие или же на уроке (на мой взгляд, очень подходит игра для последнего урока в четверти, когда дети ждут чего-то необычного). Занятие увлекает и формой, и содержанием. Творческих Вам успехов в дальнейшей работе!
Ольга Ивановна Новикова # 9 ноября 2014 в 07:49 0
Спасибо за хороший материал и примите мой голос! Мне очень понравилось, обязательно воспользуюсь вашей разработкой во внеурочной деятельности!
Людмила Валентиновна Чупракова # 20 марта 2015 в 19:55 0
Валерия Михайловна, спасибо за интересную и сказочную работу!Задачи прекрасно подобраны.Ребята на таком занятии скучать не будут.Воспользуюсь вашей разработкой. Творческих успехов!!!
Антипова Лариса # 24 марта 2015 в 13:46 0
Интересная работа! Спасибо! Но для учащихся 5-6 классов, мне кажется, Незнайка не тот герой.
Ирина Юрьевна Фёдорова # 25 марта 2015 в 14:54 0
Валерия Михайловна, здравствуйте! Мне очень понравилась Ваша разработка. Сказочная оболочка очень удачно использована. Одно но... Было бы не плохо скачать Вашу разработку, а не копировать её.
Лилия Данировна Зиннурова # 12 июня 2015 в 18:10 0
С удовольствием читала предоставленный материал. Увлекательно, интересно, разнообразно. Учащиеся с удовольствием участвуют в подобных мероприятиях. Удачный подбор материала. Желаю дальнейших творческий работ! Спасибо за интересную разработку.
юю # 20 июля 2015 в 21:22 0
Организация игровых форм в 5-6 классах положительно воспринимается учениками. Организованная таким образом работа приносит больший результат.
Светлана Александровна Тимофеева # 15 сентября 2015 в 21:14 0
Спасибо за такую интересную математическую игру! Занимательный и познавательный материал. Интересные задания для развития логического мышления и внимания у учащихся.
Светлана Викторовна Лукьянченко # 12 октября 2015 в 18:25 0
Очень понравилась игра. Задания подобраны интересные, которые будут способствовать развитию у детей логического мышления. Такие занятия развивают познавательный интерес у детей. Спасибо за разработку.
Екатерина Георгиевна Дрозд # 18 ноября 2015 в 11:24 0
Отличный урок! Данная тема очень важна в курсе математики. Необходимо, чтобы дети усвоили данную тему. Урок построен в очень интересной игровой форме. Думаю, что ребята лучше запоминают тогда, когда это им действительно интересно. Возьму ваш урок на заметку. еще раз спасибо!
Зульфия Даутовна Остертаг # 12 февраля 2016 в 09:36 0
Отличная игра!Хорошо организовано занятие, подобраны интересные задания, развивающие познавательный интерес и логическое мышление.Желаю вам творческих успехов!
Вероника Фархадовна Арстамбаева # 5 ноября 2016 в 12:01 0
разработка позволяет развитие логического мышления, умения работать в команде; воспитание инициативы, ответственности; углубление знаний по математике.