Математическая игра для учащихся 5-6 классов «Умники и умницы»

Внеклассное мероприятие по математике в 5-6 классах

Автор: Адамович Елена Ивановна, учитель математики, ГБОУ СОШ №1034, г. Москва

Описание работы: мероприятие предназначено для проведения учителями математики дней предметной недели в 5-6 классах. Внеклассная работа представлена в игровой форме с целью совершенствования математических знаний, повышения интереса учащихся к изучению математики.

Цели: углубление знаний учащихся по математики, развитие внимания, развитие логического мышления, памяти; воспитание взаимоуважения, инициативы, дисциплинированности и ответственности.

Оборудование: компьютер, экран, карточки.

Ход игры:

В игре участвуют три команды. Капитаны команд вытягивают жребий, по которому команды занимают свои места (на карточках названия команд, например: треугольник, квадрат, прямоугольник). Игра состоит из трех раундов.

На столе, у ведущего, лежат карточки с вопросами. В каждом раунде карточки разных цветов, т.к. вопросы на карточках разные по сложности. За правильный ответ на вопрос синей карточки команды получают 2 очка, за ответ на вопрос зеленой карточки – 3 очка, за ответ на красную карточку – 4 очка.

От каждой команды в каждом раунде поочередно выходит один игрок и берет одну любую карточку с вопросом. Игрок читает (задает) вопрос двум другим командам. Дополнительно этот вопрос высвечивается на экране. Отвечает та команда, игрок которой быстрее поднят руку (жюри следит, кто первым поднял руку). Если игрок одной команды отвечает не верно, то право ответа передается другой команде. Если эта команда отвечает не верно, то в бой вступает команда, игрок которой читал вопрос. После ответа игроков правильный ответ высвечивается на экране. Всего 21 вопрос, поэтому семь раз каждая команда сможет взять карточку и задать вопрос двум другим командам. Победит та команда, которая наберет больше очков. За подсчетом очком и правильностью ответов следит жюри из трех человек. В жюри могут быть старшеклассники. Игрок, какой команды выходит первым и задает вопрос, определяется по жребию.

Раунд 1. Задачи – шутки

№1. Упряжка из трех оленей пробежала 60 км. Сколько километров пробежал каждый олень?

№2. Что легче: килограмм пуха или килограмм железа?

№3. Коля поспорил, что определит, какой будет счет в игре футбольных команд «Зенит» и «Динамо», перед началом матча, и выиграл спор. Какой был счет?

Ответ: Каким может быть счет перед началом игры?  – 0:0.

№4. Два отца и два сына, дед и внук разделили три яблока так, что каждому досталось по целому яблоку. Может ли так быть?

Ответ: Да, если эти три человека: сын, его отец и дед.

№5. В вазе лежат три апельсина. Можно ли эти апельсины поделить поровну между тремя братьями так, чтобы в вазе остался один апельсин? Резать апельсины не разрешается.

Ответ: Да, одному из братьев надо дать апельсин в вазе.

№6. Представьте себе корабль со спущенной на воду веревочной лестницей. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 сантиметров. Самая нижняя ступенька касается воды. Начинается прилив, который поднимает воду каждый час на 20 сантиметров. Через какое время покроется водой третья снизу ступенька лестницы?

Ответ: Лестница поднимается вместе с кораблем.

№7. Летели журавли – один впереди и два позади, один позади и два спереди, один между двумя и три в ряд. Сколько всего журавлей летело?

Ответ: три журавля.

№8. На столе лежат 3 спички, добавьте к ним еще 2 так, чтобы получилось восемь. Разумеется, ломать спички нельзя.

Ответ: из данных пяти спичек надо составить римскую цифру восемь (VIII).

№9. Два рыбака подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Все же оба рыбака без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали?

Ответ: Двое подошли к разным берегам реки. Поэтому сначала переправился один, а затем в той же лодке другой.

Раунд 2. Смекалка и счет

№1. У щенят и утят вместе 44 ноги и 17 голов. Сколько щенят и сколько утят?

Ответ: 5 щенят и 12 утят.

№2. У овец и кур, вместе 36 голов и 100 ног. Сколько овец?

Решение: если бы у всех было по 2 ноги, то было бы 72 ноги. Остается 28 ног. Так как у овец по 4 ноги, то овец будет 14. Тогда кур останется – 22.

Ответ: 14 овец.

№3. Масса кувшина с соком 5 кг, без сока – 1 кг. Какова масса кувшина, наполненного соком наполовину?

Ответ 3 кг.

№4. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович вступили в бой с великанами. Получив по 3 удара богатырскими палицами, великаны убежали. Больше всего ударов нанес Илья Муромец – 7, меньше всего Алеша Попович – 3. Сколько всего было великанов?

Решение: Так как больше всего ударов нанес Илья Муромец – 7, а меньше всех Алеша Попович – 3, то Добрыня Никитич нанес от 4 до 6 ударов. Всего ударов великаны получили от 14 до 16. Из этого промежутка только число 15 делится на 3. Следовательно, великанов было 5.

Ответ: было 5 великанов.

№5. Задача 18 века. Крестьянину надо перевезти через речку волка, козу и капусту. Лодка вмещают одного человека, а с ним либо волка, либо козу, либо капусту. Если без присмотра оставить капусту и козу, коза съест капусту. Если без присмотра оставить козу и волка, волк съест козу. Как крестьянину перевезти свой груз через речку?

Решение: Покажем на схеме, как крестьянин должен действовать:

1. Крестьянин и коза →            5. Крестьянин и капуста →

2. ← Крестьянин                  6. ← Крестьянин

3. крестьянин и волк →            7. Крестьянин и коза →

4. ←крестьянин и коза

Таким образом, крестьянин со всем своим имуществом сможет переправиться на другой берег.

№6. Для нумерации книги для детей понадобилось 204 цифры. Сколько страниц в книге, если нумерация книги начинается с первой страницы?

Решение: Для нумерации страниц с первой по девятую понадобится 9 цифр, для нумерации страниц с 10 по 99 понадобится 90 · 2= 180 цифр. Осталось

204 ­- 189=15 цифр. Так как с сотой страницы на нумерацию одной страницы потребуется 3 цифры, то всего страниц в книге будет 99+15:3=104.

Ответ: в книге 104 страницы.       

Раунд 3. Логические задачи

№1. Заяц, енот и барсук были в гостях у ежа. Кто-то из зверей ел торт, кто-то пирог, а кто-то ватрушки. Заяц не ел торт, а енот ел ватрушки. Что ел барсук?

Ответ: барсук ел торт.

№2. У Гали, Вали, Тани и Оли есть собаки. У трех девочек собаки маленькие, а у одной – большая собака. У Гали и Вали собаки разного размера. Какого размера собака у Оли?

Ответ: У Оли маленькая собака.

№3. В подъездах №1,№2,№3 жили три щенка: белый, серый и рыжий. В подъездах №1 и №2 жил не серый щенок. Белый щенок жил не в подъезде №1. В каком подъезде жил каждый щенок?

Ответ: Так как в подъездах №1 и №2 жил не серый щенок, то серый щенок жил в подъезде №3. Так как белый щенок жил не в подъезде №1, а подъезд №3 занят серым щенком, то белый щенок живет в подъезде №2. Тогда рыжий щенок живет в подъезде №1.

№4. На опушке стоят три дерева – береза, тополь, клен. Одно высокое, другое низкое, третье – среднее. Под одним растет лопух, под другим крапива, под третьим малина. Береза не низкая, под ней не малина. Клен не высокий, под ним не крапива. Тополь - средний. Под ним растет лопух. Остальные деревья – высокие или низкие?

Ответ: Береза – высокая, под ней – крапива, клен – низкий, под ним малина.

№5. У Пети, Гриши и Вани есть музыкальные инструменты. У кого-то из мальчиков – гитара, у кого-то – саксофон, у кого-то – барабан. Какой-то из инструментов висит на стене, какой-то хранится в чулане, какой-то – на тумбочке. У Пети не саксофон и не в чулане. У Вани не барабан и не на тумбочке. У Гриши – гитара на стене. Какие инструменты у остальных мальчиков и где они хранятся?

Ответ: У Пети – барабан на тумбочке, у Вани саксофон в чулане.

№6. Антон, Андрей, Володя и Паша сидят в одной комнате: кто-то – на стуле, кто-то в кресле, два мальчика – на диване. Паша не сидит на диване. Андрей и Володя сидят на разных предметах. На чем сидит Антон?

Ответ: Антон сидит на диване.

В конце игры жюри подсчитывает баллы. Оглашаются результаты команд, занявших 1,2,3 места.

Литература:

Козлова Е.Г. Сказки и подсказки.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-8 класса. Игра «Слабое звено»

Конспект урока математики в 5 классе по теме: Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа

Конспект урока математики 9 класс по теме: Арифметическая и геометрическая прогрессии

Конспект урока математики в 6 классе по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей

Игра как средство интерактивного обучения по предмету Математика

Рейтинг: +2 Голосов: 2 14633 просмотра
Ольга Ивановна Левкина # 8 марта 2014 в 20:40 +1
Хорошая разработка. Важно, что она направлена на углубление знаний учащихся по математики, развитие внимания, развитие логического мышления, памяти,  воспитание взаимоуважения. Много интересных заданий, подобранных с учетом возрастных особенностей. Спасибо.
Галина Павловна Пивоварова # 26 марта 2014 в 18:01 0
Мне очень понравилось. Направлена на изучение математики. Будет интересно детям. Спасибо большое
Данияр Маулетович Байжуманов # 10 мая 2014 в 23:51 0
Здравствуйте, уважаемая Елена Ивановна! Хочу вам сказать спасибо за вашу хорошо продуманную разработку! Я думаю, что данный урок будет хорошим мероприятием в рамках школьной предметной декады. Наличие и многообразие логических задач, позволит провести урок в интересной форме. Думаю, с учетом возрастных особенностей, такие задачи помогут учителю вовлечь учащихся не только в плодотворный процесс урока, но и в процесс обучения в целом. Хочу пожелать вам дальнейших творческих успехов и достижений!
Светлана Валерьевна Кошелева # 16 октября 2014 в 19:00 0
Елена Ивановна, спасибо за интересную разработку! Игра увлекает и формой, и содержанием, развивает у детей навыки работы в команде, учит мыслить логически. Творческих Вам успехов в дальнейшей работе!
Ольга Адольфовна Опалева # 15 января 2015 в 20:38 +1
Внеклассноеное мероприятие направлено на укрепление интереса учащихся к математике, развитие сообразительности, любознательности, логического и творческого мышления, развития культуры коллективного труда. хорошая подборка.
Людмила Валентиновна Чупракова # 20 марта 2015 в 16:39 +1
Здравствуйте, Елена Ивановна! Большое спасибо за разработку! Участие ребят в таких играх укрепляет интерес к математике. Спасибо за хорошую подборку логических задач.Желаю вам дальнейших творческих успехов!
Антипова Лариса # 24 марта 2015 в 13:50 0
Спасибо за разработку! Немного простовато, но задачки понравились!
Светлана Викторовна Лукьянченко # 12 октября 2015 в 20:18 0
Разработка мне понравилась. Очень много разнообразных вопросов на развитие логического мышления. Думаю детям понравится. Возьму себе на заметку
Ольга Александровна Камнева # 12 июня 2016 в 14:02 0
Спасибо большое. Очень много задач. Некоторые конечно простые, но все же интересные. Думаю можно провести игру в рамках предметной недели. Возьму на заметку
Вероника Фархадовна Арстамбаева # 5 ноября 2016 в 11:56 0
разработка углубляет знания учащихся по математики, развитие внимания, развитие логического мышления, памяти; воспитание взаимоуважения, инициативы, дисциплинированности и ответственности.