Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского

Автор: Хуснутдинова Резеда Сайдашевна, МБОУ ДОД г.Казани «Детская музыкальная школа №8», преподаватель

Данный материал будет интересен для преподавателей музыкальной литературы в детской школе искусств, учителей музыки. Возраст детей – 12-13 лет.

Наряду с традиционными формами преподнесения нового материала и его закрепления на уроках в школе часто используются игровые ситуации. Это способствует оживлению учебного процесса, вызывает неподдельный интерес учащихся. Игровые формы дают возможность учителю осветить материал с необычных позиций, что нередко приводит к лёгкости усвоения и прочности знаний. Кроме того, участие в игре даёт возможность применять знания на практике и затем возможно выносить этот опыт за школьный порог. Наконец, игра раскрепощает детей, раскрывает их творческий потенциал, обогащает  внутренний мир, оставляя глубокий след в памяти ребёнка.

Представленный ниже сценарий заключительного урока не ставит целью выявления знаний каждого учащегося, а как бы подводит итог определённого этапа в учебном процессе в форме коллективной игры.

Цель: закрепление и обобщение знаний о творчестве А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского.

Задачи:

1. определение и исполнение музыкальных фрагментов изученных произведений, закрепление знаний о творчестве русских композиторов

2. закрепление специальных понятий

3. активизация речевой деятельности учащихся

4. развитие внимательности, наблюдательности

5. выявление творческих, артистических способностей учащихся

6. формирование интереса к музыкальным дисциплинам

Методы:

1. игровые методы

2. театрализованное представление

3. интеграция различных видов искусств

4. проектная деятельность

Оборудование:

1. Мультимедийная аппаратура и презентация к уроку

2. Фортепиано

При подготовке к уроку создается творческая группа учащихся, которая помогает преподавателю не только в создании наглядных пособий, но и в реализации театрализованного представления.

Учащиеся делятся на две половины. Каждая группа выбирает знатоков, которые будут защищать честь своей команды. В течение всей игры команды борются за баллы. Баллы в виде разноцветных кружочков складываются в копилки. Условия накопления баллов просты: за каждый правильный ответ – 1 балл.

Игры делятся на два вида:

1. командная игра

2. интеллектуальная игра для знатоков.

План действия.

1.«Угадай мелодию». Игра для знатоков.

2. «Блиц – турнир». Игра между командами.

3.«Конкурс эрудитов». Игра для знатоков.

4.«Найди ошибки». Игра между командами.

«УГАДАЙ МЕЛОДИЮ».  Игра для знатоков.

Техническое оснащение: прибор с двумя кнопками, при нажатии которых зажигается лампочка; экран с названиями произведений и цифрами.

Условия игры:

От каждой команды выходят по три знатока. Их задача набрать максимальное количество баллов в копилку для своей команды. За правильный ответ – 1 балл. Двое знатоков из разных команд занимают места под №1 напротив друг друга, и в дальнейшем будут называться как первая пара соревнующихся знатоков. Следующие двое знатоков из разных команд занимают места под №2 напротив друг друга, и в дальнейшем будут называться как вторая пара знатоков. И наконец, третья пара знатоков занимает места под №3, и в дальнейшем будет называться как третья пара знатоков. Каждый знаток имеет в руках кнопку, при нажатии которой зажигается условный сигнал.

Правила игры:

На экране расположены 4 категории изученных произведений: «Князь Игорь», «Снегурочка», «Шехерезада», «Евгений Онегин». В каждой категории располагается по 5 вопросов, в которых зашифрованы мелодии из данных произведений.

Знатоки имеют право загадать любую категорию и номер вопроса. Когда прозвучит выбранная мелодия, они нажимают на кнопку. Определив по жребию, кому достанется право первого хода, начинается игра. Первая пара знатоков соревнуется только между собой. Когда будет выбрана тема и цифра, прозвучит мелодия. Первая пара знатоков нажимает на кнопки. Тот, кто успел первым нажать, имеет право на ответ. Знаток объявляет название мелодии и исполняет отрывок, если это вокальная музыка. В том случае, когда ответ правильный, знаток передаёт своё право выбора мелодии второму знатоку своей команды.

Далее соревнуются между собой вторая пара знатоков, наконец, и третья пара по вышеописанному принципу. Соревнование продолжается до тех пор, пока не будут угаданы все мелодии, зашифрованные на экране.

Примечание: Если в игре ответ неправильный, то право угадывания мелодии переходит противоположной команде и игра продолжается по той же схеме.

Ниже прилагается расшифрованная таблица экрана.

Опера «Князь Игорь»

1.Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести».

2.Ария Игоря «О дайте, дайте мне свободу».

3.Плач Ярославны «Ах, плачу я».

4.Хор невольниц «Улетай на крыльях ветра».

5.Ария Игоря «Ты одна голубка лада».

Опера «Снегурочка»

1.Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить».

2.Шествие царя Берендея.

3.Хор «Раным-рано куры запели».

4.Ариозо Мизгиря.

5.Третья песня Леля «Туча со громом сговаривались».

«Шехерезада»

1.Тема багдадского праздника.

2.Тема Шахриара.

3.Тема Календера-царевича.

4.Тема Царевны.

5.Тема Царевича.

Опера «Евгений Онегин»

1.Первый лейтмотив Татьяны. Вступление к опере.

2.«Пускай погибну я». Сцена письма Татьяны.

3.Ариозо Ленского «Я люблю вас».

4.«Я к вам пишу». Сцена письма.

5.Ария Ленского «Что день грядущий мне готовит».

БЛИЦ-ТУРНИР. Игра между командами.

В данной игре имеется два блока вопросов, которые задаются командам по очереди. Ответить может любой член команды, первым поднявший руку. За каждый правильный ответ в копилку команд складываются по одному баллу. Если команда не в состоянии дать правильный ответ, то право ответа переходит  противоположной команде.

1 блок вопросов.

1.Как называются выдержанные музыкальные характеристики?

2.Назовите лейттембр Снегурочки (в оркестре).

3.Кто автор симфонических произведений «Антар», «Испанское каприччио», «Садко»?

4.Кто автор романсов «Редеет облаков летучая гряда», «Мой голос для тебя», «На нивы жёлтые»?

5.Какое имя лишнее в следующем ряду: Онегин, Татьяна, Ленский, Ярославна, Ларина?

6.В какой картине звучит ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом»?

7.Где происходит действие пролога оперы «Князь Игорь»?

8.Назовите тембр голоса князя Игоря.

9.Перечислите народно-обрядовые сцены в опере «Снегурочка».

10.Стасов писал: «Талант Бородина равно могуч как в симфонии, так и …

а) в сонате

б) в балете

в) в опере и в романсе

11.Программное название Первой симфонии Чайковского

а) «Манфред»

б) «Зимние грёзы»

в) «Буря».

12.Назовите основоположника русской классической композиторской школы

13.Назовите создателя первого классического балета в России.

2 блок вопросов.

1.Что означает «сквозное развитие»?

2.Назовите лейттембр Весны-красны (в оркестре).

3.Кому принадлежат симфонические произведения «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Буря», «Франческо да Римини»?

4.Кто автор следующих песен и романсов «Спящая княжна», «Морская царевна», «Песня тёмного леса», «Море»?

5.Какое имя лишнее в следующем ряду: Князь Игорь, Ярославна, князь Владимир, Скула, Бобыль, Ерошка?

6.В какой картине оперы «Евгений Онегин» звучит ария Гремина «Любви все возрасты покорны»?

7.В какой картине оперы «Евгений Онегин» показана сцена дуэли Ленского и Онегина?

8.Назовите тембр голоса Леля.

9.«Одухотворение явлений природы, характерное для воззрения многих древних народов». Что это?

10.Какого из композиторов не хватает в следующем ряду фамилий: Сеченов, Юнге, Боткин, Менделеев?

11.С 1856 по 1862 год Римский-Корсаков учился: а) в Морском кадетском корпусе б) в училище правоведения

12.«У камелька», «Масленица», «Белые ночи», «На тройке» – это пьесы из фортепианного цикла П.И.Чайковского а) «Детский альбом» б) «Времена года»

13.Назовите основателя творческого содружества «Могучая кучка».

«КОНКУРС ЭРУДИТОВ». Игра для знатоков.

Техническое оснащение: экран с обозначенными темами и цифрами разных цветов (всего 4 цвета). Название тем-категорий: «А.П.Бородин», «Н.А.Римский-Корсаков», «П.И.Чайковский», «Живопись». В каждой теме-категории по четыре вопроса.

Условия: От каждой команды выходят по 4 знатока. Знатоки противоположных команд располагаются попарно напротив друг друга аналогично игре №1. Но ходы переходят в строгой очерёдности от команды к команде, от знатока к знатоку независимо от полноты и верности ответа. Участники игры должны выбрать по одному вопросу из обозначенных тем, назвав одну из цифр на экране. Таким образом, каждый должен набрать по 4 разноцветных балла.

Примечание: Команды имеют возможность помочь своему игроку, дополнив его ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Ниже расшифрованы вопросы.

А.П.Бородин

1.Какое литературное произведение лежит в основе оперы «Князь Игорь»? Какова его идея?

2.Определите жанр оперы «Князь Игорь». В чём особенность драматургии?

3.Расскажите историю создания оперы «Князь Игорь».

4.Назовите основные произведения А.П.Бородина.

Н.А.Римский-Корсаков

1.Перечислите оперы, созданные Н.А.Римским-Корсаковым.

2.Расскажите об образах природы в опере «Снегурочка».

3.В чём особенность царства берендеев? Какова идея оперы?

4.Назовите реалистические и сказочные персонажи в опере «Снегурочка»?

П.И.Чайковский

1.Перечислите оперы и балеты, созданные П.И.Чайковским.

2.Расскажите историю создания оперы «Евгений Онегин».

3.В каком жанре написана опера «Евгений Онегин»? В чём особенности этого жанра?

4.Расскажите о главной героине Татьяне.

Живопись

1.Б.М.Кустодиев «Масленица», Н.Д.Кузнецов «П.И.Чайковский».

2.О.Кипренский «А.С.Пушкин», И.Е.Репин «М.П.Мусоргский».

3.М.А.Врубель «Царевна Лебедь», В.А Серов «Н.А.Римский-Корсаков».

4.И.Е.Репин «М.Глинка за сочинением оперы «Руслан и Людмила», А.Головин «Ф.И.Шаляпин в роли Бориса Годунова».

По теме «Живопись» игра проходит следующим образом: демонстрируются репродукции картин. Игроки должны определить название картины и автора.

«НАЙДИ ОШИБКИ». Игра между командами.

Перед каждой командой разыгрываются сценки силами учащихся. Команда, для которой предназначена сценка, должна найти и назвать четыре теоретические и четыре музыкальные ошибки.

Сценка №1.

Действующие лица:

Первая дама, в курсе всех событий        в мире музыки

Вторая дама, недавно приехала из провинции

Хормейстер

Студенты.

-Первый план-

Большая гостиная. В центре рояль, два кресла, столик. Широко распахнуты окна. Слышна музыка. Входят две дамы.

Первая дама: Студенты консерватории изучают оперу «Евгений Онегин». Сегодня репетиции хора, работают над хоровыми фрагментами. Из этой комнаты их довольно хорошо слышно. Давайте послушаем.

(Дамы подходят к окну. Они вслушиваются в звуки, которые доносятся из распахнутых окон консерватории, находящейся напротив дома)

-Второй план-

Хормейстер: Домашним заданием было изучить хоровые отрывки из новой оперы Чайковского «Евгений Онегин». Попрошу вас быть внимательными. По музыкальному вступлению необходимо узнать фрагмент и исполнить его со словами. Таким образом, я проверю вашу подготовку к репетиции.

(Перед каждым фрагментом концертмейстер исполняет вступление. Студенты поют: «Сбирались птицы», «Орёл-воевода», «Девицы-красавицы», «Мы к тебе, княгиня», «Солнцу красному слава», «Болят мои скоры ноженьки», «Уж как по мосту, мосточку».

Дамы отходят от окна. Садятся за стол, пьют чай и ведут светскую беседу)

Вторая дама: А вы знаете историю создания оперы?

Первая дама: Говорят, что идею подала Лавровская. Затем Чайковский совместно с Шиловским работал над либретто.

Вторая дама: Хорошо бы сам Пушкин написал либретто, как когда-то для Глинки написал либретто оперы «Руслан и Людмила».

Первая дама: Творчество Пушкина многих вдохновляет. Вспомните: Глинка «Руслан и Людмила», Даргомыжский «Русалка», Мусоргский «Борис Годунов», Чайковский «Евгений Онегин», Римский-Корсаков «Ночь перед рождеством».

Вторая дама: Вы должно быть что-то знаете о новом произведении. Расскажите.

Первая дама: Конечно, смело было взяться за Пушкина. Думаю, что не все одобрят оперу. Произведение мало подвижно сценически, но зато в нём раскрывается внутренний мир героев. Несомненно, на первом плане Татьяна.

Вторая дама: А другие герои? Дальше рассказывайте.

Первая дама: Вы знаете, я заметила много сходства в вокальных партиях Татьяны и Онегина. Мелодии Татьяны проникают в партию Онегина, кроме того, восходящая секста придаёт им обоим восторженный характер.

Вторая дама: А какова роль оркестра?

Первая дама: О, как всегда, роль сопровождения не более.

Вторая дама: Погодите, прислушайтесь.

(Отдалённо слышна музыка. Звучит фрагмент вальса из оперы  «Евгений Онегин» в исполнении учащегося)

Первая дама: Вы знаете, это, кажется вальс из оперы. Чудесный, лёгкий, беззаботный – как характеристика светского общества. Вальс выполняет роль отстранения. Во время танцев в опере действие останавливается.

Вторая дама: А декорации?

Первая дама: Декорации пишут. Врубель набросал эскизы, а Васнецов работает над декорациями.

Вторая дама: Я с нетерпеньем буду ждать премьеры.

Сценка №2.

Действующие лица:

Бабушка.

Внучка.

Вечер. Бабушка сидит в кресле и вяжет. Внучка за столом записывает рассказ бабушки. Время от времени звучат музыкальные фрагменты в исполнении учащихся.

Внучка: Бабуля, задали нам «Шехерезаду» Римского-Корсакова. А я выучить не могу: страницы из учебника кто-то вырвал. Варварство какое-то. Расскажи.

Бабушка: Есть у меня в библиотеке книга Римского-Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни».   (Бабушка берёт с полки книгу и читает)

Бабушка: Что здесь написано: «Программою, которою я руководствовался при сочинении «Шехерезады», были отдельные, не связанные друг с другом эпизоды и картины из «Тысячи и одной ночи»… Да, помню начинается симфония с темы Шахриара. Грозная, могучая.

(Бабушка наклоняет голову, как бы вспоминая музыку. В это время звучит фрагмент главной темы из «Богатырской симфонии» А.Бородина)

Бабушка: А потом тема Шехерезады – мягкая, женственная.

(Звучит фрагмент темы Шехерезады у скрипки)

Бабушка: Из темы Шехерезады вырастает тема моря.

(Звучит на фортепиано фрагмент каватины Берендея из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова)

Внучка: А какая же тема корабля? Плавная?

(Звучит на фортепиано фрагмент персидского хора из оперы «Руслан и Людмила» Глинки)

Бабушка: вторая часть называется «Фантастический рассказ Календера-царевича». Помню, мой одноклассник Виль замечательно исполнял эту тему.

(Звучит на фортепиано фрагмент темы Царевича из третьей части)

Внучка: А четвёртая часть?

Бабушка: Четвёртая часть называется «Багдадский праздник». На празднике появляются темы из предыдущих частей. Нет, ошибаюсь. Только одна тема – тема Царевича из третьей части.

Внучка: Бабуля, вот ещё вопрос: какова роль оркестра?

Бабушка: Изобразительная роль. Изображает.

Внучка: Последний вопрос. Назвать произведения на восточные темы.

Бабушка: У Глинки в опере «Иван Сусанин», у Мусоргского в опере «Борис Годунов». Ох, устала я от твоих вопросов. Пойдём спать.

ОШИБКИ.

Сценка №1. Ошибки устные.

1.А.Пушкин не писал либретто к опере «Руслан и Людмила».

2.Опера Н.Римского-Корсакова «Ночь перед рождеством» написана не на сюжет А.Пушкина.

3.В образах и в музыкальных темах Татьяны и Онегина нет сходства.

4.Танцы в опере не останавливают действие.

Ошибки музыкальные.

Не все хоровые фрагменты из оперы «Евгений Онегин». Это:

1.«Солнцу красному славу».

2.«Мы к тебе княжна».

3.«Сбирались птицы».

4.«Орёл-воевода».

Сценка №2. Ошибки устные.

1.«Шехерезада» – не симфония, а сюита.

2.Тема моря имеет общие интонации с темой Шахриара.

3.В четвёртой части повторяется не одна тема, а несколько.

4.Оперы «Иван Сусанин», «Борис Годунов» нельзя назвать произведениями на восточную тему.

Ошибки музыкальные.

1.Вместо темы Шахриара – главная тема из «Богатырской» симфонии А.Бородина.

2.Вместо темы Календера-царевича – тема Царевича из третьей части.

3.Вместо темы моря  - каватина Берендея из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова.

4.Вместо темы корабля – персидский хор из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки.

Ответы здесь даны схематично. Желательно, чтобы учащиеся, где это нужно, аргументировали свои ответы. Кроме того, могут возникнуть ряд дополнительных вопросов. Например: а какие вы знаете произведения на восточные темы?

Заключение. Подводя итоги, подсчитывая баллы и определяя команду-победителя, очень важно выделить наиболее активных и эрудированных учащихся. 

Рекомендуем посмотреть:

Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет

Конспект урока музыки в 3 классе

Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

План – конспект урока музыки во 2 классе по теме «Семейство духовых инструментов»

Наталья Шелихова # 18 декабря 2013 в 08:47 0
Да, урок на самом деле очень хорош. В начальной школе интегрированные уроки очень важны, т.к. дети очень хорошо воспринимают и запоминают полученный материал и смогут его использовать в дальнейшем на разных урока. Частая смена деятельности на уроке также очень важна для малышей. Тщательно подобранные разнообразные методики делают урок интересным и необычным.  По-моему достойный урок, составленный профессионалом.
Лилия Сергеевна Карбышева # 20 января 2014 в 12:25 +1
Очень понравилась идея заключительного занятия по творчеству русских композиторов! Урок получился не "сухим и скучным", а наполненный атмосферой творчества и здорового азарта! Взяла для себя на заметку конкурс с театральными сценками - оригинально, познавательно, заставляет детей задуматься, быть внимательными.
Почему не включили произведения М.П. Мусоргского? По моему мнению, этот урок можно было посвятить обобщению  творчества композиторов "Могучей кучки". Чайковский - другая планета.
Спасибо за Ваш труд.
юлия фаритовна зейдак # 19 сентября 2014 в 18:53 0
На своих уроках я использую музыкальные викторины уже в 1-м классе и дети не боятся их писать. Когда урок построен в форме увлекательной игры, как у автора, дети любят предмет и представленный материал не кажется им сложным.
Лариса Александровна Глушенкова # 30 октября 2014 в 23:43 0
Хороший урок! Спасибо за наработку!
Ольга Борисовна Лобанова # 17 ноября 2014 в 17:34 0
12-13-летние дети не очень охотно работают на уроках эстетического цикла. У них другие интересы, ценности. Очень радует, что урок построен в игровой форме, позволяет затронуть разные стороны искусства. Каждый ребёнок найдёт для себя наиболее интересный этап.
Валерий Григорьевич Вершинин # 14 февраля 2015 в 20:31 0
Уважаемая Резеда Сайдашевна! Урок получился очень объёмным: много интересного материала. Хотелось бы высказать свои мысли по поводу уроков музыки. Игровые методы безусловно хороши, но чтобы "формировать интерес к музыкальным дисциплинам",надо дать детям возможность послушать какой-то музыкальный отрывок и поделиться своими впечатлениями, сравнить произведения разных композиторов. Это могут быть и споры между командами, и запись в тетради.То есть, надо вовлекать в работу весь класс, а не только знатоков. Кстати, самые интересные и искренние ответы дают"хулиганы" и "троечники" А какие проблемные вопросы можно поставить во главе урока, которые не оставят никого равнодушным! Вот где была бы "активизация речевой деятельности"
Юлия Николаевна Андриенко # 5 октября 2015 в 21:49 0
Резеда Сайдашевна! Ваши викторины - просто "бомба", как говорят дети! Масса интересных идей и заданий, себе лично возьму на заметку моменты театрализации!Спасибо за прекрасный материал!
Ольга Сергеевна Волгушева # 14 октября 2015 в 21:43 0
Замечательно.Если дети знают все то они просто вундеркинды-умницы, видно что любят этот предмет.Сложное занятие Какое динамичное,частая смена деятельности увлекающая ребят. Спасибо .
Рива Ильинична Романова # 11 мая 2016 в 16:29 0
С удовольствием познакомилась с Вашей методической разработкой. Считаю, что Вы очень грамотно использовали в своем уроке игровые ситуации, которые способствует оживлению учебного процесса, вызывает неподдельный интерес учащихся. Игровые формы дают возможность учителю осветить материал с необычных позиций, что нередко приводит к лёгкости усвоения и прочности знаний. Кроме того, участие в игре даёт возможность применять знания на практике и затем возможно выносить этот опыт за школьный порог. Наконец, игра раскрепощает детей, раскрывает их творческий потенциал, обогащает внутренний мир, оставляя глубокий след в памяти ребёнка. Благодарю Вас за ваш труд!
Оксана Николаевна Однобурцева # 16 июля 2016 в 19:49 0
Креативно, профессионально, здорово. Мне понравилось!