Игры на уроках ОБЖ, 5-6 класс

Дидактические игры по ОБЖ для школьников 5-6 класса

Тема «Город как источник опасности»

Игра «В гости»

Цель: познакомить детей с зонами опасностей в современном городе и сельской местности.

Оборудование: на доске два рисунка, на одном из них изображен город, на другом - сельская местность.

Условия: Класс делится на две команды. Учитель сообщает детям, что к ним в гости приехал дорогой друг. Он очень доверчивый и ни о каких опасностях не подозревает. Вы должны ему об этом рассказать. Одна команда будет встречать друга в городе, а другая в деревне. В тетради заполняется таблица.

После работы в командах идет поочередное обсуждение (оглашение) опасностей и фиксирование сказанного опорными словами на доске, под рисунками. Учитель делает выводы, сообщает то, что не прозвучало.

Домашнее задание по теме

- Нарисуй план двора и красными крестиками пометь опасности.

- Нарисуй план города или деревни и красными крестиками пометь опасности.

- Напиши стихотворение, в котором предупреди друга об опасностях.

Тема «Системы обеспечения безопасности города»

Игра «Телефонный разговор»

Цель: научить детей правильно сообщать по телефону о создавшейся опасности для их жизни; познакомить с номерами телефонов служб спасения.

Оборудование: два телефонных аппарата, карточки

01, 02, 03, 04; листы бумаги, где записаны фразы:

- Пожар! Помогите! Горим!

- А у нас в квартире какой-то странный запах.

- Здравствуйте, доктор, а у моего друга живот болит.

- Дяденька, а ко мне в дверь кто-то ломится.

Условия: Учитель говорит детям о том, как важно уметь правильно пользоваться телефоном в трудной ситуации. Этому и посвящается урок. У одного телефона остается учитель. Он будет принимать сообщения. К другому телефону вызывается игрок, который должен сообщить об опасности фразой, записанной на карточке, выданной ему учителем, а перед этим показать детям номер телефона, по которому он будет звонить. Весь класс выступает в роли арбитров, которые по окончании диалога высказывают свое мнение об услышанном разговоре, корректируют его.

В начале этого урока учитель может прочитать стихотворение К.И. Чуковского «У меня зазвонил телефон», спросив у детей после чтения:

- Почему автор не понимал звонящих?

Домашнее задание по теме:

- Выпиши и повесь на видном месте нужные тебе телефоны.

- Придумай и разыграй в парах свои диалоги-разговоры по телефону.

Тема «Затопление квартиры»

Загадки к уроку:

Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

Посмотрю в окошко: идет длинный Антошка. (Дождь)

Течет, течет, не вытечет - бежит, бежит, не выбежит. (Река)

Молчит холодною зимой, но разговорчива весной. (Река)

В новой стене, в круглом окне, днем стекло разбито, за ночь восстановлено. (Прорубь)

Пословицы

Когда пьешь воду, помни об источнике.

Погляди, прежде чем прыгнуть.

В тихом омуте черти водятся.

Пришла беда, разлилась вода: переехать нельзя, а стоять не велят.

На воду без весел не спускайся.

Не зная броду, не лезь в воду.

Что в воду упало, то пропало.

Скороговорка

Ехал грека через реку.

Видит грека - в реке рак,

Сунул грека руку в реку, -

Рак за руку грека - цап!

Ребусы

Домашнее задание по теме

1. Нарисуй комикс.

2. Придумай и нарисуй знак, разрешающий пользоваться водой.

Тема «Гололед»

Для определения новой темы урока учитель предлагает детям прослушать стихотворение И. Лешкевича.

Февраль был теплый, как апрель,

Внезапно подморозило,

А тут еще снежку метель

На тротуар набросила.

Скользит автобус голубой.

Не зря шофер волнуется –

Ребята-школьники гурьбой

Перебегают улицу.

Один упал, упал другой,

Поспешность - не помощница:

Один затылок трет рукой,

Другой от боли морщится.

Шофер отвел от них беду

(Так не всегда случается)...

На мостовой шалить на льду,

Конечно, воспрещается.

Домашнее задание по теме:

– По итогам изучения этой темы нарисуй комиксы.

– Во дворе своего дома проверь, нет ли лунок, которые могут мешать проходить людям, и постарайся их засыпать.

Тема «Собака бывает кусачей»

Игра «Диспут»

Цель: научить правильному поведению детей при встрече с собакой; разобрать ситуации возможной опасности; научить правильному поведению во время диспутов.

Оборудование: карточки-задания для двух групп. Условия: На предыдущем уроке учитель разделил класс на две группы. (Можно по четным и нечетным номерам в школьном журнале, можно на мальчиков и девочек, можно по желанию - все зависит от взаимоотношений ребят в классе.) Выдал карточки-задания для каждой группы, пояснив: «На следующем уроке мы будем с вами спорить, а чтобы в споре родилась истина, мы должны спорить аргументировано, то есть приводить примеры, уметь правильно изъясняться и слушать друг друга».

Карточка-задание № 1

– Подготовь небольшое сообщение о породах собак, которые встречаются в нашем городе (название, происхождение, что умеют, в чем их особенность).

– Найди в газетах или в жизни подтверждения и докажи фактами, что собака - друг человека.

Карточка-задание № 2

– Подготовь небольшое сообщение о породах собак, которые встречаются в нашем городе (название, происхождение, что умеют, в чем их особенность).

– Найди в газетах или в жизни подтверждения и докажи фактами, что собака - это опасность.

На следующем уроке учитель ведет диспут, выстраивая диалог двух команд с противоречивым мнением, так чтобы ребята сами пришли к мысли о том, что поведение собаки зависит от многих факторов: ее породы, рефлексов, дрессировки, а также от нашего поведения при встрече с чужой собакой. Многое зависит не от нас, а вот свое поведение мы можем контролировать. Как итог диспута группы составляют памятку правильного поведения при встрече с чужой собакой.

Памятка

– Если тобой заинтересовалась чужая собака, остановись и постарайся понять, чем она недовольна.

– Встань к собаке боком.

– Твердым голосом отдай несколько команд: Фу! Нельзя! Сидеть! Лежать!

– Не делая резких движений, позови хозяина.

– Если помочь некому, уходи от собаки медленно.

– Своими активными действиями ты можешь спровоцировать агрессию собаки.

– Не бойся, собаки чувствуют страх.

– Если собака присела — она готовится к прыжку. Защити руками свое лицо и горло.

– Если собака тебя все-таки укусила, немедленно обратись в травмопункт.

Пословицы

Не замахивайся палкой, и собака не залает.

Не дразни собаку, так не укусит.

Не дразни собаку — и лаять не будет.

Не дразни кота — придешь домой без уса.

Интересные вопросы по данной теме

1. Ваша собака «поет»? Нет? Почему некоторые питомцы поют?

(Потому что собаки - ближайшие родственники волков, шакалов, койотов. А у всех у них в душе заложены с детства дружеские чувства к членам своей семьи. Существует особый ритуал: собравшись вместе, животные воют, всем своим видом демонстрируя расположение друг к другу. Они дружелюбно размахивают хвостами, соприкасаются иногда мордами, а на самом верху блаженства запевают в унисон. Так и собаки. Чем более она привязана к хозяину, тем чаще воет, показывая свои чувства.)

2. С каких лет дрессируют собаку?

(Не с лет, а с месяцев: охотничьих собак - с 8 месяцев, а служебных - с 10-12 месяцев. Позднее заниматься этим практически бесполезно.)

3. Как слышит собака?

(Разве могут плохо слышать собаки, если они могут издавать 39 звуков? В человеческом алфавите 33 буквы, но звуков больше. В том, что собаки понимают команды, сомневаться не приходится.)

4. Есть ли страны, где не разрешено содержать собак в городе?

(Да. В столице Исландии - Рейкьявике не разрешают содержать собак. Всего лишь один год продержалось разрешение на содержание собак в городе. Собрали референдум и опять запретили.)

Загадки

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи. (Собака)

 

Гладишь - ласкает.

Дразнишь - кусает. (Собака)

 

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

Хвостик колечком. (Собака)

На уроках, посвященных собакам, следует поговорить и о том, что многие ребята мечтают завести себе четвероногого друга. Но собака в доме - это большая ответственность и большие хлопоты. Начать этот серьезный разговор можно со стихотворения С. Михалкова «Мой щенок».

Я сегодня сбилась с ног –

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.

В это утро

Очень рано

Соскочил щенок с дивана,

Стал по комнатам ходить,

Прыгать, лаять, всех будить.

Он увидел одеяло –

Покрываться нечем стало.

Он в кладовку заглянул –

С медом жбан перевернул.

Он порвал стихи у папы,

На пол с лестницы упал.

В клей залез передней лапой,

Еле вылез и пропал...

Может быть, его украли,

На веревке увели,

Новым именем назвали,

Дом стеречь заставили?

Может, он в лесу дремучем

Под кустом сидит колючим,

Заблудился, ищет дом,

Мокнет, бедный, под дождем?

Я не знала, что мне делать.

Мать сказала: «Подождем».

Два часа я горевала,

Книжек в руки не брала,

Ничего не рисовала,

Все сидела и ждала.

Вдруг какой-то страшный зверь

Открывает лапой дверь,

Прыгает через порог...

Кто же это? Мой щенок.

Что случилось,

Если сразу не узнала я щенка?

Нос распух, не видно глаза,

Перекошена щека,

И впиваясь, как игла,

На хвосте жужжит пчела.

Мать сказала: «Дверь закрой!

К нам летит пчелиный рой».

Весь укутанный, в постели

Мой щенок лежит пластом

И виляет еле-еле

Забинтованным хвостом.

Я не бегаю к врачу –

Я сама его лечу.

Рекомендуем посмотреть:

Итоговое игровое занятие по ОБЖ, 6 класс. Автономное существование человека

Игры по ОБЖ для учащихся 6 класса на тему «Опасные вещества»

Внеклассное мероприятие по ОБЖ, 6 класс

Игры по ОБЖ для учащихся 5-6 класса на тему «Факторы выживания при автономном существовании человека»

Игры на уроках ОБЖ, 7-8 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!