Конспект урока русского языка в 5 классе «Да здравствует орфограмма!»

Автор: Яндыбаева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №31 г.Волгограда

Описание материала: предлагаю вам конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Понятие орфограммы». Данный урок будет полезен молодым  педагогам, работающим в 5 классе  по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой при введении понятия орфограммы. Урок содержит элементы занимательности, что позволяет активизировать познавательную активность учащихся.

Урок русского языка в 5 классе «Да здравствует орфограмма!»

Цели: 

1. Углубить знания учащихся об орфограмме, дать понятие о слабой и сильной     позиции звука;

2. Формировать основные  компетенции: коммуникативные, языковые, лингвистические;

3. Воспитывать орфографическую зоркость, культуру речи;

Ход урока

1. Орг. момент.

Тема сегодняшнего урока «Да здравствует орфограмма!»

Сегодня мы узнаем, при каких условиях в слове встречается орфограмма, научимся решать орфографические задачи: находить орфограммы в слове и обозначать их. Наш урок пройдет под девизом:

«Чтобы зоркими  нам стать, орфограммы будем знать!» (девиз проецируется  на экран)

2. Актуализация знаний.

Итак, сегодня мы будем учиться зоркости. А что обозначает это слово? (Учащиеся  с помощью синонимов дают толкование слова)

А теперь проверим ваши толкования  со словарем.

Зоркий – 1.Хорошо видящий дальние и мелкие предметы.

2. Перен. Пристальный, проницательный.

Вспомните, кому нужна зоркость?

- Моряку, чтобы избежать столкновения с другими судами, со скалами.

- Охотнику, чтобы издали увидеть добычу.

- Снайперу, чтобы точно попасть в цель.

(на экран выплывают значения слова зоркий)

Правильно. Чтобы зорко видеть, люди изобрели  много «инструментов»: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы. А вам нужна зоркость? ( на экране различные приборы, помогающие  человеку в жизни)

- Да, чтобы хорошо видеть написанное, суметь разглядеть что-то вдали.

Конечно, ребята, хорошее зрение необходимо. Но сегодня мы поговорим не просто о зрении, а об орфографической зоркости.

Что это такое? Запишем это словосочетание. (Учащиеся записывают  словосочетание, затем дают его толкование) Что оно означает?

Правильно,  это умение видеть в слове трудное для написания место, умение замечать свои ошибки и исправлять их. Наша задача – узнать, в каких условиях это место может встретиться в слове, т.е. мы будем развивать орфографическую зоркость.

3. Основная часть. 

Мы вступаем во владения известной уже вам повелительницы правильного написания – Орфографии и вечной ее спутницы – орфограммы.

Запишем их имена в тетради.

Орфография – это целая наука, исследующая правильность написания слов. (Ученик, работавший дома со словарем, выходит к доске, записывает слова и обозначает корни, из которых  они образованы, и разъясняет значение слов);

Начало свое русская орфография ведет со времен  М.В.Ломоносова, который считал, что писать нужно с помощью определенных правил.( на экране портрет М.В.Ломоносова)

Эти умные слова придумали взрослые, а учить приходится детям. А это, ох,  как трудно. Многие утверждают, что писать можно так, как слышим.

Однажды в трудную ситуацию попали друзья Кристофера Робина. Вы хорошо помните Кролика, Винни-Пуха, Пятачка, Сову? В какой сказке они живут? (Инсценировка; на экране герои мультфильма о Винни Пухе)

- Однажды Кролик пришел к Кристоферу Робину, но не застал его, а нашел только записку:

Ушол        Щас вирнус       Занит

С щасвирнус      К.Р

Кролик (читает записку): Ну и ну! (идет к Сове)

Кристофер Робин оставил записку, но я     ничего не могу в ней разобрать! Помоги, пожалуйста.

Сова (озабоченно): Кажется, у Кристофера Робина что-то случилось с носом (показывает на «нус»).

Ослик Иа: Погодите, он, наверное, ушел с каким-то Щасвернусом.

Кролик: А кто это такой, этот Щасвернус? Интересно, он травоядный или пятнистый?

- Спасибо, ребята, за разыгранную сценку. Скажите, почему сказочные герои попали в трудную ситуацию?

Почему так трудно было прочитать записку?

- Потому что слова написаны неправильно, т.е. не по правилам.

- Кристофер Робин писал так, как слышал.

Учитель. Вся эта история произошла в сказочном лесу. А у вас есть истории, похожие на нашу? В домашнем задании вы пофантазировали, что бы было, если бы не было орфографии?

- Можно ли нам обходиться без орфографии, писать так, как слышим?

- Без орфографии люди бы не поняли друг друга, трудно было бы общаться, читать и писать.

Запишем наш вывод: «Грамотное письмо – одно из величайших достижений человеческой мысли»

С наукой орфографией мы разобрались. Теперь обратимся к орфограмме. Этот термин вам, конечно, знаком. Вспомните определение.

Сверим с  правильным определением.(работа с учебником)

- При каких условиях может появляться орфограмма в слове?

запишите слова и обозначьте гласный звук, который слышится в корне. В какой колонке звук слышится ясно? Почему? ( в первой, так как он под ударением)

- Если звук стоит в ударной позиции, то он слышится четко, ясно. Это сильная позиция для гласного.

- В каком столбике гласный слышится неотчетливо? Почему? (во втором, так как  он без ударения)

- Так в какой же позиции возникает орфограмма-гласная? (в слабой)

Сделаем вывод: безударное положение – слабая позиция для гласного, под ударением – сильная позиция. Орфограмма возникает только в слабой позиции.

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать орфограмму-гласную в корне?

- Нужно поставить звук в сильную позицию, т.е. под ударение.

- Вторая слабая позиция для гласного – это положение после шипящих и ц. Какое правило вам известно еще с начальной школы?

Теперь проверим, как вы усвоили знания об орфограмме.

Нам понадобятся сигнальные карточки. Я читаю слово, если в нем есть орфограмма, поднимайте красный сигнал.

Мы учились орфографической зоркости, на слух определяли орфограмму в слове.

- Как вы думаете, а у согласных может быть слабая позиция или согласные пишутся так, как слышатся?

Делаем вывод и сверяем его со слайдами.

Слабая позиция для согласного – в конце слова и перед другим согласным.

- Запишите по одному своему примеру  на каждый пункт.

- Итак, если мы видим, что звук находится в слабой позиции, о чем это нам говорит? (это сигнал орфограммы)

- Что такое орфограмма? (Орфограммой называется  буква, написание которой нужно проверить с помощью определенного правила)

- Всегда ли можно проверить, какую букву нужно писать?

(Нет, существуют слова, в которых написание проверить нельзя,  их нужно запомнить, обратиться к словарю

 Например, фантастика, космос, футбол и другие)

4. Закрепление.

Ребята, предлагаю вам проверить свои силы в небольшой самостоятельной работе. Выполним ее по вариантам.

1 вариант в своем тексте должен найти    и записать слова с орфограммами-гласными в корне слова:

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

2 вариант ищет слова с орфограммами-согласными:

Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

- Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена?

Проверим написанное.

Молодцы, вы правильно выписали слова, проверили ошибкоопасные места.

Я уверена, вы вспомнили авторов этих прекрасных стихотворений. Прочитаем выразительно эти отрывки, может, кто-то вспомнит стихотворения полностью.

С помощью каких средств поэт создают картину прихода весны (1 вариант)?

Расскажите, кому посвящено стихотворение 2 варианта?

Выводы.

Что нового мы узнали об орфограмме?

Чему научились?

Домашнее задание.

На выбор:

1)  Сочинить сказку «Да здравствует орфограмма!»

2) Из понравившегося стихотворения выписать слова с орфограммами-гласными и согласными, проверить их.

Итоги:

Данный урок проводится с применением презентации, что делает его нагляднее, дидактический материал педагог может использовать разнообразный, на свое усмотрение. На данном уроке  у учащихся формируются различные универсальные учебные  действия: поиск информации в словаре, опознавание и анализ лингвистического материала, а также развиваются коммуникативные  навыки.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конспект урока русского языка 8 класс

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка в 5 классе

Татьяна Анатольевна Шепеленко # 7 января 2014 в 20:25 +1
Автор предлагает подробный конспект урока со всеми вопросами, с ответами учеников. Тема очень непростая. В интересной форме, с привлечением героев мультфильмов создан понятный, доступный конспект урока. Спасибо.
Людмила Юрьевна Цей # 2 марта 2014 в 20:16 +1
Образовательные цели урока сформулированы грамотно. Изучение нового материала строится на знаниях учащихся (проверяются и корректируются на I этапе урока) и их умениях находить орфограммы в словахю Делаются соответствующие выводы. Н  Изученные вопросы закрепляются при выполнении разнообразных заданий,  как по сложности, так и по технике выполнения (устно, письменно
Елена Викторовна Горбачева # 26 марта 2014 в 15:57 +1
Очень грамотно, на мой взгляд, подобран дидактический материал. Несомненно, важна работа по формированию универсальных учебных действий. И очень понравилось дифференцированное домашнее задание: оба задания предполагают связь с предметом литература, творческое задание продолжает работу по развитию речи,ну а выбор позволяет ученику реально оценить свои возможности.Спасибо за материал!
Любовь Сергеевна Резанова # 1 мая 2014 в 20:33 0
Урок очень интересный, не только познавательный, но и занимательный, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Надежда Ивановна Лукьяненко # 3 июня 2014 в 23:14 0
Урок методически продуман. Понравилась работа по вариантам и сами задания .
Елена Алексеевна Малышева # 26 июня 2014 в 00:32 0
В вашем уроке очень важным и сильным этапом стала мотивация понимания "орфографической зоркости", возможно, именно в таком виде она пройдет с учеником всю его жизнь.
Александра Александровна Лебедева # 29 августа 2014 в 02:20 0
Урок очень интересный. Соответствует ФГОС и возрастным особенностям детей. Очень подробный и обстоятельный конспект, видна большая работа учителя. Используются разные актуальные формы и методы работы, подобран интересный материал, видна межпредметная связь. Элемент интеграции - инсценировка - связал урок и с литературой, и театром, для пятиклассником игровая форма всегда предпочтительнее, а учителю на руку :)) Спасибо за разработку.
С уважением,
Лебедева А.А.
Ольга # 5 сентября 2014 в 20:26 0
Да урок интересен. Но вот за домашнее задание Вам родители будут точно "благодарны". Может ли ребенок сам сочинить такую сказку? Нет.(может только единицы детей). И кто им будет помогать, а возможно и сочинять за своего ребенка?
Эвелина Владимировна Горбанёва # 5 октября 2014 в 22:53 0
Урок интересен, важен. Урок с элементами театрализации всегда продуктивнее, тем более при погружении учеников в такой непростой материал раздела "Орфографии". А домашнее задание учащиеся выполнят с удовольствием, если их сориентировать
на конкретную орфограмму. Спасибо за урок.
Анна Александровна Карева # 16 октября 2014 в 18:09 0
Урок превосходный. Очень понравилось обращение к известному и любимому детьми мультику(ну или сказке). Детям на таком уроке будет очень интересно!
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 30 октября 2014 в 21:21 0
Интересный урок. Использование различных форм и методы способствует лучшему усвоению материала об орфограммах. Интересный элемент-инсценировка. А домашнее задание -необъятное поле для развития творческой мысли. Спасибо.
Тамара Викторовна Сергеева # 30 ноября 2014 в 16:42 0
Спасибо за разработку.Урок очень интересный, познавательный, занимательный, в соответствии с возрастными особенностями детей.Обязательно проведу в своем классе.
Анна Бякова # 7 января 2015 в 00:36 0
Уважаемая Елена Владимировна!
Ваш материал очень интересный. Увлекательно. доступно, но в то же время содержательно - именно такие требования к современному уроку. Такое занятие обязательно запомнится детям, особенно если оно дополнено музыкальным или презентативным сопровождением. Также отмечу важность работы со словарями, к сожалению, сейчас дети мало к ним обращаются. Воспользуюсь вашей разработкой в своей работе.
Ольга Владимировна Храпкова # 5 февраля 2015 в 17:23 0
Урок интересный, углубляет знания учащихся об орфограмме, дает понятие о слабой и сильной позиции звука, воспитывает орфографическую зоркость (это важно!!!), культуру речи. Использование ИКТ делает урок нагляднее. Хорошо, что на уроке ведётся работа со словарями. Спасибо.
Ольга Николаевна Трищенкова # 9 ноября 2015 в 21:43 0
Очень сложно объяснить ученикам 5 класса понятие "орфограмма". Здесь это делается просто и на материале, близком детям. Конспект очень подробный, соответствует современным требованиям и помогает нам, учителям, в нашей нелегкой подготовке к урокам!
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:37 0
Урока актуальный и современный.Спасибо за интересный и продуманный материал. Ребята будут заинтересованы на протяжении всего урока. Урок можно использовать в работе.
Забира Кумшукбаевна Нысанбаева # 29 апреля 2016 в 21:11 0
Понятный, доступный конспект урока. Спасибо.
Марина Николаевна Прикуле # 23 июля 2016 в 14:45 0
Конспект урока написан очень подробно, обстоятельно. Продуманы все этапы, логические цепочки от понимания зоркости к вообще к орфографии. Уместно для пятиклассников использованы сказочные герои и путешествие в сказку, у учащихся с богатой фантазией активизируется мыслительная деятельность. Замечательно, что после актуализации знаний учитель дает детям поле для творчества - самостоятельную работу. И особый плюс за разноуровневое домашнее задание. Молодец. Спасибо!
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 15:00 0
Думаю, такой урок очень понравится детям. На нем они смогут показать свои знания, все будут задействованы в работе и не будут скучать. Очень хорошо раскрыли данную тему на примерах.