Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: Новые слова (неологизмы)

Автор: Чачкова Анна Валентиновна, учитель русского языка и литературы МОУ Будинской ООШ Тверской области

Предлагаю конспект урока по русскому языку в 6 классе, который разработан для учебника М.Т. Баранова. На уроке происходит знакомство с неологизмами.

Учащиеся выполняют различные задания под руководством учителя, тем самым происходит закрепление темы лексики

Цели: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;

- развивать умение пользоваться толковым словарём для определения  значения новых слов;

- развивать орфографическую зоркость

Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания

Методические приёмы: работа в парах, беседа

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Терминологический диктант

1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…

2) Все слова в языке называются …

3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..

4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..

5) словарный запас человека  - это…

6) то, что обозначает слово называется….

7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются  …..

8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…

9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

Ключ к ответам:

1

диалектными

2

Лексикой

3

Общеупотребительными

4

профессионализмами

5

лексикон

6

Лексическим значением

7

антонимами

8

омонимами

9

синонимами

- взаимопроверка учащимися выполненной работы

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. НА прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных.  Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться решив следующее задание:

Четвёртое лишнее:

1. бумага

2. халат

3. лошадь

4. интернет

- Какое слово выбрали? Почему?

- Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.

- Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.

- Запишите тему урока в свои тетради.

4. Изучение нового материала

1) знакомство с теоретическим материалом.

Стр. 72

5. Первичное закрепление изученного материала.

1) работа по учебнику:

Упр. 129 – выполним это упражнение устно

Упр. 130 – записать слова по образцу:

Акванавт – это … ( воспользоваться толковым словарём)

2) Это интересно:

С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп: 

1) слова — экономические термины: оффшор ( свободный), роуминг — «распространение;  политические термины: спикер — председатель парламента,

инаугурация — «церемония вступления в должность президента страны»,

рейтинг — «оценка»,

2) слова — термины, связанные с компьютерной техникой,

сайт – «местоположение»; файл -  подача какого-л. документа»

3) названия некоторых бытовых предметов.

миксер —  «смешивающий аппарат или прибор»; тостер —  «приспособление для поджаривания тостов»

4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:

боулинг — «шар; игра в шары»; дайвинг - «подводное плавание»,

5)  названия некоторых явлений музыкальной культуры

хит – „популярная песня“, сингл — „песня, записанная отдельно“, ремейк (римейк) — „переделка“,

6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например: секьюрити — «охрана», провайдер — «поставщик», риэлтор - «агент по продаже недвижимости

7) термины, употребляемые в косметологии:  лифтинг — „подтяжка“, пилинг — „чистка лица“, скраб – „крем для отшелушивания,

3) распределительное письмо:

- Сейчас я буде диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:

профессионализмы

диалектизмы

неологизмы

жаргонизмы

Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал

Бурак, печурка, драчёны, замолаживает, гутарить, летятина (дичь) , залавье  (комод)

Провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер

Зарубежка, срезался, шпора,

пара, хвост, общага, стипуха, дубак

4) поддиктовка:

Прошёл дождь, и по низким луговым местам поднялся плотный туман. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. Дул сильный пронизывающий ветер, и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.

5) подготовимся к ГИА:

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же безударная гласная корня, которую можно проверить ударением?

А) изб…рательный, выгл…деть, апп…тит

Б) воспом…нание, св..щенный, т..оретик

В) ед..ница, обв…вать ( плющом) , св..стеть

Г) п..лезный, в..ронка, р..сточек

2. Укажите ошибочное суждение:

А) в слове СЪЕМ четыре звука.

Б) в слове ХОЛОДНЫЙ все согласные звуки твёрдые

В) в слове ОТДАЁТ второй согласный звук звонкий

Г) в слове ШЕВЕЛЬНУТЬСЯ буквы ТЬС обозначают звук [ ц ]

3. В каком слове присутствует чередующая гласная в корне:

А) сумерки

Б) предложит

В) перебрасываюсь

Г) признаёт

6. Подведение итога урока:

- Что такое неологизмы?

- Приведите примеры неологизмов.

- Что удалось на уроке?

- Какие трудности испытали?

7. Домашнее задание:

П. 26, правило, упр.132

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе

Конспект урока русского языка 8 класс

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Мила Кузьмина # 28 сентября 2013 в 23:15 +1
Спасибо за урок! Заслуживает внимания терминологический диктант при проверке домашнего задания. С  легкостью  учащиеся выявили  причины появления новых слов в русском языке. Демонстрационный материал, методические приемы (такие как,работа в парах, беседа), направлены на усвоение новой темы "Неологизмы"
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 7 января 2014 в 20:13 0
Замечательный урок. Мне особенно понравился момент урока, когда учитель даёт задания в формате ГИА. Именно так, понемногу, начиная уже в 5-6 классах и нужно начинать подготовку к экзамену! Спасибо автору!
Непрокина София # 10 января 2014 в 14:47 0
Анна Валентиновна, скажите, пожалуйста, как на практике осуществляется этап урока "Это интересно"? Вы просто рассказываете детям о делении неологизмов на группы? Или, может быть, у вас этот материал есть в презентации?
А вообще, урок актуален. Выдержан в духе ФГОС: и взаимопроверка присутствует, и к теме урока учитель подводит грамотно.
Гессель Татьяна # 16 мая 2014 в 19:52 0
Подготовку к ГИА тоже начинаю с 5 класса, поэтому ваш урок мне очень понравился. Современный, в духе воспитания наших учащихся. Понравились приемы и методы на каждом этапе урока.
Надежда Ивановна Лукьяненко # 3 июня 2014 в 23:04 0
Спасибо автору за урок! Актуально,интересно и доступно!Распределительное письмо, поддиктовка, мини- тесты.Последовательные переходы от одного этапа к другому.
Елена Алексеевна Малышева # 26 июня 2014 в 00:25 0
Очень понравилось распределительное письмо: хороший отбор материала. А то что вы с детьми к ГИА готовитесь так порционально - очень хорошо, даже если такой экзамен отменят, навык - он останется!
Александра Александровна Лебедева # 29 августа 2014 в 02:08 0
Урок целенаправленный, построен в одном ключе, что даёт возможность учителю проводить различные виды работы. Коллективная, групповая и индивидуальная работа продумана очень хорошо. Естествено, как и многие, отмечу задания в формате ГИА.
Анна Анатольевна Копорова # 13 октября 2014 в 22:43 0
Спасибо за урок! Этапы продуманы, задания построены с учетом пройденного материала. Очень интересны определяемые слова, лексические значения. Теория доступна учащимся, методические приемы оптимальны.
Анна Александровна Карева # 16 октября 2014 в 18:07 0
Прекрасный урок. Побывав на таком уроке, дети, безусловно, узнают много новых слов. Урок построен таким образом, что усвоение и работа с новыми словами, идет с использование не только объяснений учителя, а дети сами пытаются найти ответы на вопросы.
Елена Александровна Борисова # 27 октября 2014 в 23:04 0
Прекрасный урок. Очень хорошо продумана коллективная, индивидуальная работа. Дети сами пытаются найти ответы на вопросы и сделать выводы. Задания даны в форме ГИА. Большое спасибо!!!
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 30 октября 2014 в 19:57 0
Интересный и познавательный урок. Учитель подводит ребят к названию темы, к проблеме,которая будет рассматриваться. Хорошо представлена работа учащихся со значениями слов. Различные формы работы помогают детям хорошо усвоить данную тему. спасибо
Вера Сампиловна Гарматарова # 13 марта 2015 в 09:41 0
Замечательный урок. Спасибо автору!
Ольга Валентиновна Полежаева # 4 июля 2015 в 12:21 0
Уважаемая Анна Валентиновна, спасибо за урок! На занятии прослеживается связь с ранее пройденным материалом, разнообразные формы работы учащихся помогают лучше понять новую тему, попутно с усвоением новых знаний по лексике идёт повторение тем по орфографии и фонетике. Очень насыщенный, интересный урок!
Татьяна Алексеевна Евсикова # 8 сентября 2015 в 23:12 0
Конспект по своему уникален огромное спасибо автору.
Алена Витальевна Гайсина # 7 октября 2015 в 15:08 0
Интересный материал, да и еще полезный при подготовке детей к ОГЭ. Поэтому берем на заметку. Тем более, что состав неологизмов постоянно меняется. В качестве дополнительного материала этот конспект будет просто находкой для каждого педагога.
Светлана Ринчиновна Дамдинова # 15 ноября 2015 в 17:36 0
Добрый день, Анна Валентиновна, спасибо за интересную разработку. Главное урок нацелен на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ. Современный, актуальный урок с разными видами заданий.
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:36 0
Спасибо за интересный и продуманный материал. Ребята будут заинтересованы на протяжении всего урока. Урок можно использовать в работе.
Анна Павловна Богдан # 5 января 2016 в 20:24 0
Интересный урок. Хорошо сочетается новый материал, повторение изученного и подготовка к экзамену, расширяется словарный запас учащихся, замечательно подобран языковой материал. Спасибо за разработку!
Елена Борисовна Жданова # 22 января 2016 в 17:44 0
Жданова Елена Борисовна
Уважаемая коллега! Хочу дать вам несколько советов по техническому оформлению конспекта урока. Цель лучше формулировать одну, исходя из темы урока, а задач должно быть три: обучающие, развивающие и воспитательные. У вас очень насыщенный урок, используются разные виды заданий, большая зрительная нагрузка, поэтому позволю себе посоветовать включать в урок динамические паузы, гимнастики для глаз. В целом разработка достойная, спасибо.
Забира Кумшукбаевна Нысанбаева # 29 апреля 2016 в 20:52 0
Спасибо за интересный и продуманный материал.
Светлана Викторовна Гутарина # 19 июля 2016 в 01:52 0
Спасибо за урок. Он построен методически правильно. Урок отличает разнообразие форм работы. Примечателен и момент подготовки к итоговой аттестации.
Вера Евгеньевна Рахматуллина # 8 августа 2016 в 10:28 0
Урок интересный, насышенный разнообразными видами заданий. Считаю,что подойдёт при подготовке к ОГЭ. Допущены небольшие ошибки в целеполагании, но на результате это не должно отразиться. Спасибо за такой замечательный урок.
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 14:24 0
С большим интересом познакомилась с Вашей разработкой урока. Это хороший методический материал, который можно использовать не только на уроках русского языка, но и на внеклассных мероприятиях. Благодарю Вас за Ваш опыт.