Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»

Русский язык, 6 класс

Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5, г. Саров Нижегородской области

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока русского языка для учащихся 6 класса по теме «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях». Данный материал будет полезен учителям русского языка. Это конспект урока, направленного на совершенствование знаний, умений, навыков написания отрицательных местоимений.

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»

Исходный уровень состояния знаний, умений, навыков учащихся, необходимый для усвоения темы «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»:

· знают, что изучает фонетика, знают о различении гласных и согласных звуков;

· знают о сильной и слабой позиции гласных;

· знают о морфемном составе слова;

· знают, что такое приставка;

· знают о способе действия при выборе написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;

· знают о способе действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;

· знают, что такое орфограмма;

· знакомы с признаками текста;

· знают, что представляет собой пословица как малый жанр УНТ;

· умеют различать буквы и звуки, гласные и согласные звуки;

· умеют определять сильную и слабую позицию гласных;

· умеют владеть способом действия при выборе на письме НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;

· владеют способом действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;

· умеют разбирать слова по составу;

· умеют выделять приставки в словах; определять (в простых случаях ) их значение;

· умеют находить орфограммы в приставках и обозначать их;

· умеют выполнять фонетический, морфемный, морфологический разборы, а также синтаксический разбор предложения.

Тема урока: «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях»

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Место в системе уроков: второй урок по теме «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях».

Цели урока:

образовательные

1. Обобщить и дополнить знания о написании НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

2. Продолжать формировать умения и навыки владения способом действия при выборе данных орфограмм.

3. Совершенствовать умения и навыки распознавания и выделения приставок НЕ и НИ в словах.

4. Продолжать учить правильно писать НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

развивающие

1.     Формирование познавательного интереса к русскому языку на основе:

- соединения теоретического материала с пониманием его практического применения;

- соединение грамматического материала по русскому языку с игровым сюжетом;

- использования фольклора, установления межпредметных связей.

2.     Формирование умственных, учебных действий:

а) анализа и синтеза:

- при анализе содержания (толковании) пословиц;

- при анализе опорной схемы устного ответа (алгоритма);

- при анализе правописания слов.

б) сравнения:

- через сравнение условий выбора написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

в) обобщения и систематизации:

- при составлении устных ответов (работа с алгоритмом);

- через запоминание правил правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;

- через постановку вопросов по изучаемой теме;

- через формулирование выводов по данной теме.

3.     Развитие действий контроля и самоконтроля:

а) пошаговый контроль при

- отработке правила с помощью памятки-алгоритма;

- организация действий взаимоконтроля (работа в парах);

- выполнении упражнений на закрепление;

- формирование навыка правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

4.     Развитие сенсорной сферы:

а) восприятия: слухового и зрительного;

б) памяти: словесно-логической, эмоциональной, наглядно-образной, моторной, долговременной, оперативной;

в) внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправленного, организованного;

г) воображения: воссоздающего, творческого.

5.     Развития речи:

- обогащение и осложнение смысловых функций речи как основного инструмента обучения;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса учащихся;

- развитие монологической речи учащихся;

- расширение кругозора учащихся;

- овладение изобразительно-выразительными средствами языка..

воспитательные

1.  Воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, добросовестности, ответственности.

2. Воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке.

3. Воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успехам других, максимальной работоспособности.

4.  Воспитание бережного отношения к родному языку, к национальной культуре, нравственности, патриотизма через толкование пословиц.

Оборудование:

1. Наглядные пособия:

·  таблица схемы устного ответа (алгоритм);

·  плакат с поэтапно прописанной пословицами последовательностью выполнения действий на уроке.

2. Раздаточный материал:

·  карточки для индивидуальной работы;

·  карточки с разноуровневым заданием «Проверь себя!»;

· ключи к заданию «Проверь себя!».

3. Учебник: «Русский язык 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»/ под ред. Баранова М.Т. – М.: Просвещение, 2008

Межпредметные связи:

· литература;

·  ИЗО (при составлении образа алгоритма).

Структура урока:

1.  Оргмомент.

2.  Сообщение темы, постановка целей и задач.

3. Проверка домашнего задания. Сопутствующее повторение.

4.  Пауза отдыха.

5. Тренировочные упражнения. Работа с учебником.

6. Организация речевой практики.

7. Подведение итогов урока. Разноуровневая проверочная работа.

8. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж о его выполнении.

Диагностика ЗУНов.

·  Знать правила правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

·   Уметь правильно писать отрицательные местоимения с изучаемыми орфограммами.

·  Уметь самостоятельно находить отрицательные местоимения с НЕ и НИ.

·  Уметь выделять орфограммы, объяснять правописание, применять правила на практике.

Ход урока

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка в 5 классе

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Конспект урока русского языка 8 класс

Татьяна Анатольевна Шепеленко # 7 января 2014 в 19:36 0
Очень интересный урок. Так здорово подобраны пословицы. Всё в тему, всё по теме. Спасибо Вам огромное, Елена Борисовна!
Марина Александровна Белова # 30 января 2014 в 20:21 0
Во многом успешность урока зависит от того, насколько грамотно определены цели. В данном случае учителем сформулированы конкретные цели, которые были реализованы на учебном занятии.Самоанализ урока показал, что содержание, формы, методические приемы обусловлены особенностями класса, учитель владеет психологическими знаниями, позволяющими сценировать урок в соответствии с современными требованиями.
Эльвира Александровна Ямолдинова # 26 сентября 2014 в 11:36 0
Урок построен грамотно! Учитель разными способами добивается усвоения учащимися сложного материала. Многое взяла в свою копилку с вашего урока. Спасибо Вам, уважаемая коллега.
Елена Арсентьевна Кудрина # 4 ноября 2015 в 12:31 0
Взяла в свою копилку.Используются разные виды деятельности, разные формы работы.
Ирина Александровна Пономарева # 18 мая 2014 в 15:24 0
Удачно подобраны формы и методы урока, хочется отметить высокую плотность урока.
Надежда Ивановна Лукьяненко # 24 мая 2014 в 21:56 0
Спасибо за подробный материал. Различные приемы и формы работы.Здесь и разноуровневые задания и работа по рядам и подбор пословиц.Молодец!
Климешина Галина # 15 июня 2014 в 21:30 0
Урок целенаправленный, построен в одном ключе, что даёт возможность учителю проводить различные виды работы. Коллективная, групповая и индивидуальная работа продумана очень хорошо. Самоанализ урока подробный, понятно, что учитель серьёзно относится к своей деятельности.
Алена Геннадьевна Варфоломеева # 22 июля 2014 в 06:49 0
Я считаю, что орфограмма не очень сложная, но как показывает практика, в этом правиле дети часто допускают ошибки. Поэтому для подготовки к такому уроку необходимо внимательно подбирать материал. В данном уроке материал подобран качественно, видна и групповая, и коллективная, и индивидуальная работа. Оттачиваются навыки самоконтроля. Урок выстроен логично, учитывая возрастные особенности учеников. Спасибо!
Подольская Ирина Александровна # 23 июля 2014 в 17:01 0
Конспект урока подробный, интересный. Материал построен на УНТ, что позволяет провести и связь с литературой. Самоанализ еще раз показывает, что Вы очень серьезно подходите к подготовке урока, его проведению, анализу. Я прошу прощение, но было бы идеально, если Вы говорили: "МЫ на уроке". Спасибо.
Надежда Михайловна Светлова # 27 июля 2014 в 12:15 0
Очень подробный и обстоятельный конспект, видна большая работа учителя. Используются разные актуальные формы и методы работы, подобран интересный материал. Хорошо проведена работа в группах, видна межпредметная связь. Однако согласна с Ириной Александровной, имеет место авторитарный стиль работы учителя. Сама этим грешу, как учитель старой школы, борюсь с этим. Не должны мы говорить "вы должны усвоить...", "вы должны выполнить..." И ещё мне любопытна постановка задачи:"А теперь сформулируйте воспитательную цель урока!"
Благодарю вас за интересную работу!
Ольга Олеговна Кудина # 15 августа 2014 в 23:23 0
Хочется отметить подбор учителем дидактического материала, который позволяет говорить не просто о реализации межпредметных связей, а скорее об уровне урока словесности. И, конечно же, редко встретишь такой подробный и обстоятельный самоанализ. Можно взять за образец.
Елена Павловна Явдошенко # 10 сентября 2014 в 02:34 0
Отличный подробный конспект, по сложной для 6-классников теме «НЕ и НИ в отрицательных местоимениях». Видна большая работа учителя. Используются разные приемы работы, подобран интересный материал. Самоанализ лишь подтверждает высокую компетентность учителя.
Валентина Васильевна Хромова # 5 октября 2014 в 00:29 0
Конспект урока очень подробный, прослеживается межпредметная связь,интересен подбор дидактического материала. Самоанализ подробный. обстоятельный, вы очень хорошо знаете особенности учащихся класса. Работа интересная. Спасибо!
Татьяна Алексеевна Страупе # 8 октября 2014 в 08:32 0
Спасибо, впервые вижу такой самоанализ, это говорит о компетентности учителя, любви к своему делу, детям, старании учителя найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. А что касается авторитарности, то в 5, 6 классах этот подход оправдан,по-моему, чтобы в 7-ом начать диалог!
Анна Александровна Карева # 16 октября 2014 в 17:50 0
Тема,которую дает учитель непростая. Но очень грамотно в уроке подобран материал, разные формы работы не дают ученику устать, учитель постоянно активизирует ученика. Спасибо за разработку.
Елена Александровна Борисова # 23 октября 2014 в 21:53 0
Конспект урока очень подробный. Тема сложная, но материал так грамотно подобран, что всё кажется понятным и лёгким. Очень хорошая и разнообразная работа в группах. спасибо за разработку.
Марина Николаевна Салтыкова # 29 октября 2014 в 17:25 0
Конспект урока хороший. Использование пословиц на каждом этапе урока - вещь универсальная. Спасибо за подсказку. Предложенный материал можно легко использовать в работе.
Лариса Викторовна Яковлева # 30 октября 2014 в 11:15 0
Понравилась разработка урока. Работа в группах для закрепления темы - очень хорошо проводится на уроках. Пословицы подобраны в тему.
Татьяна Викторовна Фадеева # 16 ноября 2014 в 11:38 0
Урок составлен методически грамотно. Ещё больший интерес у меня вызвал самоанализ урока. Это очень важный аспект деятельности педагога. Спасибо!
Евгения Вячеславовна Лелекова # 10 февраля 2015 в 15:34 0
Спасибо за урок. Очень интересно, что весь урок построен на работе с пословицами. Пословицы легки для понимания. Произносятся легко. В итоге, учащиеся даже не замечают того, что работают со сложным материалом.
Ирина # 22 февраля 2015 в 15:37 0
Очень продуманный материал.
Вера Сампиловна Гарматарова # 27 февраля 2015 в 08:47 0
Вы, молодцы! Очень хорошая разработка урока. Спасибо большое.
Алла Викторовна Третьякова # 17 апреля 2015 в 23:50 0
Спасибо за урок. Материал подобран разнообразный, способствует интеллектуальному развитию учащихся.Помогает не только использовать в устной речи данные частицы, но и и в письменной, создавать разные творческие мини-проекты.
Анна Петровна Шудракова # 20 мая 2015 в 06:09 0
Частицы и их правописание - постоянная проблема для учащихся. Ваш материал - прекрасная находка для отработки этой темы. Особенно радует, что использованы пословицы.
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 18:58 0
Прекрасная разработка в соответствии с требованиями ФГОС. Только перехожу на работу по новым стандартам, так что материал для меня, безусловно, бесценен. Учитель - молодец! Грамотно, точно определены цели урока, выбор приемов и методов обусловлен возрастными и психологическими особенностями - все это необходимо, чтобы обеспечить усвоение труднейшей темы. Спасибо большое!
Мусаэлян Ирина # 9 июля 2015 в 15:40 0
Думаю, урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель постоянно побуждает учащихся к активной работе на уроке. Воспитательная сторона урока (через пословицы) не вызывает сомнения.
Татьяна Анатольевна Васильева # 17 июля 2015 в 21:11 0
Спасибо за подробный материал. Различные приемы и формы работы.
Татьяна Александровна Степанова # 19 августа 2015 в 01:30 0
Мне понравилось, что вы используете пословицы на уроке, ведь некоторые дети их почти не знают, а ведь именно пословицы - неоценимое богатство русского языка. Они развивают мышление, повышают культуру речи, прививают любовь к прекрасному.
Татьяна Алексеевна Евсикова # 8 сентября 2015 в 23:05 0
Конспект урока очень содержательный. Спасибо помог организовать работу в классе.
Валерия Григорьевна Дульман # 12 сентября 2015 в 15:09 0
Хорошо оформленный урок,приятно читать. И хочется воспользоваться Вашим опытом. Особенно следует отметить наличие межпредметных связей.Воспитательные задачи четко и правильно сформулированы. Благодарю автора!
Елена Анатольевна Шехурдина # 1 октября 2015 в 16:54 0
Спасибо за хороший конспект! Часто эта орфограмма вызывает затруднения у школьников. Урок хорошо продуман, много заданий разного вида. Думаю, что некоторые задания возьму в свою педкопилку!
Ольга Николаевна Трищенкова # 9 ноября 2015 в 21:06 0
Материал серьезный, подобран профессионально, различные формы работы помогают делать урок полезным. Очень нравится тематика материала. Спасибо за пропаганду УНТ!
Калина Виктория Геннадьевна # 11 ноября 2015 в 03:35 0
Конспект урока достойный. Качественно подобран материал. В ходе урока работа ведётся и коллективно, и индивидуально. Грамотно поставлены цели урока и последовательно выполнены. Урок довольно плотный, но использование различных форм ведения урока делают его более интересным.
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:08 0
Очень интересный материал, спасибо. Буду использовать.
Анна Павловна Богдан # 7 января 2016 в 16:48 0
Очень хороший урок по сложной для учащихся теме. Подобран замечательный материал для усвоения и закрепления новой темы. Учитель заботится и о грамотной письменной речи учеников, и о богатстве устной.Спасибо за интересную разработку!
Елена # 2 февраля 2016 в 19:41 0
Спасибо за прекрасный материал. Эту тему мне ещё только предстоит объяснять детям. Многое пригодится. Поражает, какой объём вы вмещаете в традиционные 45 минут. К сожалению, не всегда мы успеваем выполнить задуманное. А здесь всё так компактно и продуманно, что мне кажется, не успеть невозможно. Особенно хочется отметить подбор материала. В комментариях отмечена некая авторитарность в стиле преподавания. Ничего в этом страшного нет. Традиционный авторитет учителя должен оставаться. К тому же, воспользоваться материалом каждый может по-своему: добавить креативности, поиска. Это зависит и от коллектива класса, от способностей детей. Большое спасибо за серьёзную работу.
Елена Константиновна Сапрыкина # 3 февраля 2016 в 19:17 0
Спасибо за прекрасный материал. Эту тему мне ещё только предстоит объяснять детям. Многое пригодится. Поражает, какой объём вы вмещаете в традиционные 45 минут. К сожалению, не всегда мы успеваем выполнить задуманное. А здесь всё так компактно и продуманно, что мне кажется, не успеть невозможно. Особенно хочется отметить подбор материала. В комментариях отмечена некая авторитарность в стиле преподавания. Ничего в этом страшного нет. Традиционный авторитет учителя должен оставаться. К тому же, воспользоваться материалом каждый может по-своему: добавить креативности, поиска. Это зависит и от коллектива класса, от способностей детей. Большое спасибо за серьёзную работу.
Ирина Владимировна Олейник # 15 февраля 2016 в 09:20 0
Очень понравился грамотно подобранный материал к уроку. Считаю тематические уроки особенно ценными и стараюсь, по возможности, их проводить. Урок о пословицах позволяет решить очень многие задачи. Очень полезный урок. Спасибо.
Анжелика Александровна Гориславская # 18 марта 2016 в 21:25 0
Добрый вечер, Елена Борисовна. Спасибо за прекрасную разработку . Каждый этап урока продуман. Вы выбираете актуальные формы и методы работы. Хочется отметить межпредметную связь. Видна большая подготовка учителя к уроку. Получила удовольствие, благодарю Вас за интересный урок!
Анна Бякова # 16 апреля 2016 в 00:40 0
Спасибо за возможность провести замечательный урок. Тема эта постоянно вызывает затруднений у ребят, сейчас как раз к ней обращаемся, а здесь продуманные этапы, интересные задания.
Наталья Петровна Авдеева # 17 апреля 2016 в 16:39 0
Прекрасный урок! Задания в увлекательной форме тренируют навык различать местоимения. Недавно с ужасом обнаружила, что ученики приходят из начальной школы и не умеют различать разные части реч. Сухие однообразные упражнения в учебнике не увлекают их, следовательно, нет понимания и запоминания. А предложенные здесь задания, думаю, навсегда отложат в их сознании. материалы этого урока можно использовать и на внеклассных мероприятиях по русскому языку. Впоследствии на ГИА по русскоу языку испытывают затруднения в задании А4.
Поэтому рекомендую всем: взять конспект на вооружение и использовать его материалы во всех классах
Динара Маркайдаровна Исимбаева # 27 апреля 2016 в 17:28 0
Увлекательно. Повторение курса в интересной форме. Хороший урок.. Подробно изложены этапы урока. Методы и приемы разнообразны.Спасибо учителю за конспект
Забира Кумшукбаевна Нысанбаева # 29 апреля 2016 в 20:45 0
Хочется отметить межпредметную связь.Подобран замечательный материал для усвоения и закрепления новой темы. Спасибо за урок!
Дина Хуснуллина # 16 мая 2016 в 21:30 0
Очень понравился ваш урок, Елена Борисовна. Тема сложная, но вы так мастерски построили урок, что все становится просто и понятно. Используются разные формы работы, удачно подобран занимательный материал. Вы знаете особенности своего класса, подготовили нестандартный урок. Особое спасибо за самоанализ. Обязательно воспользуюсь вашим опытом.
Светлана Александровна Самойлова # 11 июня 2016 в 11:58 0
Подобран замечательный материал для усвоения и закрепления новой темы. Спасибо за урок! Задания в увлекательной форме тренируют навык различать местоимения.В ходе урока работа ведётся и коллективно, и индивидуально. Грамотно поставлены цели урока и последовательно выполнены. Урок довольно плотный, но использование различных форм ведения урока делают его более интересным.
Марина Николаевна Прикуле # 18 июля 2016 в 18:10 0
Учитель тщательно продумала все этапы урока, предусмотрела возможные затруднения учащихся. Понравилась рефлексия - урок как ступенька между имеющимися и будущими знаниями.
Вера Евгеньевна Рахматуллина # 8 августа 2016 в 10:00 0
Очень продуманный и грамотно оформленный конспект урока.Много новых форм и приёмов, что соответствует современному обучению.Формирование интереса у детей к русскому языку наглядно заложено на примере данного урока.
Манар Аманконысовна Нуриева # 5 октября 2016 в 10:54 0
Очень понравилась разработка урока! Прежде чем проводить урок, учитель должен четко знать чего хочет добиться от учеников. В данной разработке четко поставлены цели урока и показан ожидаемый результат!
Манар Аманконысовна Нуриева # 13 октября 2016 в 19:35 0
Понравилась разработка. В ней четко поставленные цели. Использование разнообразных приемов на уроке помогут ученикам применить теоретические знания применить на практике. Спасибо огромное !
Елена Олеговна Монетова # 29 октября 2016 в 09:20 0
Разработка учебного материала по данной теме отличается продуманностью, целевой направленностью,разнообразием формы деятельности.
Нина Сергеевна Тарасова # 14 ноября 2016 в 20:53 0
На мой взгляд, успешность урока зависит от того, насколько грамотно определены цели.Но,мне кажется, в формировании умственных учебных действий учитель перегрузил конспект.Очень надеюсь, что учителем сформулированные конкретные цели, будут реализованы на учебном занятии.
Надежда Григорьевна Новик # 24 апреля 2017 в 21:35 0
Урок построен грамотно! Учитель разными способами добивается усвоения учащимися сложного материала. Многое взяла в свою копилку с вашего урока.
Инна Александровна Дмитренко # 10 января 2018 в 23:08 0
Очень содержательная и методически грамотная разработка урока. Представлены интересные подходы к организации практической работы учащихся на уроке. Учтены возрастные особенности детей, сложный материал изложен в доступной форме. Прослеживается межпредметная взаимосвязь. Спасибо за урок! Творческих успехов учителю!
Светлана Александровна Суханова # 26 июня 2018 в 06:36 0
Спасибо за подробный и качественный конспект урока. У меня был в прошлом году 6 класс и будет в следующем. Обязательно отправлю ваш материал в свою копилку. Тема "Правописание НЕ и НИ" в 6 классе не кажется детям сложной, но когда она повторяется в 7 обнаруживаешь много ошибок. В вашем конспекте очень удачно подобран дидактический материал. Успехов.
Галина Александровна Богданова # 24 июля 2018 в 22:58 0
Хороший, качественный план урока. Разные форчы и приемы урока делают его привлекательным для обучающихся. Понравиламь работа с пословицами.