Конспект урока русского языка в 6 классе

Урок по русскому языку в 6 классе на тему: «Употребление имен прилагательных в речи»

Автор: Сопова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №47 города Владимир

Описание материала: урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе М.М.Разумовской. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы. Учитель на данном уроке учит учащихся точно подбирать прилагательные к существительным, развивает память и воображение, а также формирует интерес к предмету.

Цели:

· дать представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи;

· учить наблюдать за использованием прилагательных в создании эпитетов;

· учить тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учетом лексического значения многозначного прилагательного;

· учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор.

Ход урока.

1. Организационный момент.

 – Отгадайте, о какой части речи говорится в загадке:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь. ( О прилагательных.)

 – Определите тему урока.

 – Откройте тетради, запишите число, тему урока.

2. Новый материал.

 – Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну.

Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой, как радует глаз вторая картина. Каких только нет форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, пурпурные, золотые.

 – С помощью чего передается все это разнообразие?

– Да, именно прилагательные делают нашу речь разнообразной, живописной?

 – Спросите кого-нибудь: «Какая елка? Луна? Снег?» - и вам ответят: «Ель зеленая. Луна желтая. Снег белый».

 – А всегда ли снег белый?

 – Прочитайте из домашней работы подобранные вами прилагательные к слову «снег».

Учащиеся зачитывают.

 – Какое огромное количество прилагательных только для описания снега.

 – Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы всегда хотим не только назвать предметы, но и оценить его, определяя качественную сторону предмета.

 – Как вы думаете, какое место среди частей речи занимает имя прилагательное по части употребления в речи?

 – Для чего нам нужны имена прилагательные?

3. Закрепление.

1) Работа по карточкам (по вариантам).

 – На партах у вас лежат карточки, прочитайте задание, текст. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Чтение текстов.

 – К какому типу речи относятся эти тексты?

 – Определите стиль текста.

 – Какая главная мысль текста?(1в. – описание осеннего дня; 2 в. – описание осеннего леса).

 – Какова роль прилагательных в раскрытии основной мысли текста?

– Озаглавьте тексты.

(1 в. – «Красота осеннего дня». 2 в. – «Краски осеннего леса».)

 – Определите, какими членами предложения являются прилагательные в тексте? (Определениями.)

 – А еще какими членами предложения могут быть прилагательные?

 – Какие выразительные средства использует автор, чтобы создать яркую картину этого времени года? Выпишите в тетрадь свои примеры из текста.

- Как вы понимаете выражение «березы, осыпанные сусальной позолотой»?

- Объясните правописание слов с пропущенными буквами.

- Разберите по составу слова: 1в. – осиновая, 2в. – багряные.

- В каких прилагательных пишется одна н?

2) Работа с синонимами и антонимами.

- В какие краски раскрашивает лес волшебница-осень?

- Подберите синонимы (письменно) к словам «желтый», «красный».

- Подберите синонимы и антонимы к слову «ласковый».

- Составьте словосочетание со словом «ласковый» так, чтобы сначала прилагательное употреблялось в прямом значении, а затем – в переносном.(ласковый человек, ласковый ветер)

- Назовите прилагательные, которые являются эпитетами.

Ветер – резкий, порывистый, унылый, злой, холодный, северный, колючий.

Осень – холодная, славная, застенчивая, золотая, дивная, дождливая, хмурая, затяжная, теплая.

3) Подбор существительных к прилагательным.

Прилагательные, которые сообщают определенные сведения

Прилагательные, которые могут употребляться в качестве эпитетов

высокий, широкий

могучий, крепкий

белая, зеленая, высокая, тонкая

золотая, стройная

холодный, осенний

прозрачный, свежий

сырой, холодный

косматый, седой

Ответ: дуб, береза, воздух, туман.

4) Подбор прилагательных.

Д. Родари в книге «Какие бывают ошибки» написал: «Учитель Грамматикус решил однажды провести реформу грамматики.

- Надо кончать, - сказал он, со всеми этими трудностями. Зачем, например, нужно различать прилагательные по всяким там категориям?

  Пусть категорий будет всего две – прилагательные симпатичные и прилагательные несимпатичные. Прилагательные симпатичные: хороший, веселый, великодушный, искренний, мужественный.

Прилагательные несимпатичные: жадный, лживый, бесчестный».

_ Запишите по 7 примеров симпатичных и несимпатичных прилагательных, добавив к ним существительные.

симпатичные

несимпатичные

 

 

4. Рефлексия.

- Что нового вы узнали о роли прилагательных в речи?

- Для чего используются прилагательные?

- О чем вы хотели еще узнать?

5. Итог урока.

- Надеюсь, что наш урок вам понравился. Я поняла, что среди вас много художников, чувствующих красоту слова.

- Интересно ли вам будет оказаться в художественной лаборатории писателя?

- Напишите домашнее сочинение-миниатюру на тему «Осенний день», используя прилагательные.

Приложение

Карточка №1

Сначала прочитайте текст без выделенных слов, затем – авторский вариант. Какой из вариантов вам больше нравится? Ответ подчеркните: первый или второй. Озаглавьте текст.

Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, серую, почти белую. Краски к…зались особенно мя…кими из-за осенней мглы, неподвижно в…севшей в воздухе. А когда шли дожди, мя…кость красок см…нялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли заг…рать вд…ли, как багряные пожары. В сосновых чащах др…жали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.

(К.Паустовский)

Карточка №2

В рассказе «Лес и степь», который входит в «Записки охотника», И.С.Тургенев говорит о красоте русского пейзажа. Подчеркните прилагательные как члены предложения, которые помогают читателю «увидеть» красоту осеннего дня. Озаглавьте текст.

А осе…ий, ясный, немно…ко х…лодный, утром м…розный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся з…лотая, красиво рисуется на (бледно) голубом небе, когда ни…кое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая …синовая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и ле…ко стоять голой…

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Татьяна Анатольевна Шепеленко # 7 января 2014 в 20:02 0
Мне очень понравился конспект урока. Особенно ценно 3 задание на этапе закрепления. Нужно учеников с самого начала учить подбирать не просто прилагательные, но и эпитеты. Автор конспекта умело сделал эту работу. Огромное спасибо за содержательный конспект урока.
Непрокина София # 10 января 2014 в 16:14 0
Удачное начало урока- загадка. Дети сами формулируют тему - это плюс. Задания, предлагаемые детям, продуманы. Единственное, что еще больше "украсило" бы этот урок, так это вариативное домашнее задание.
Людмила Юрьевна Цей # 2 марта 2014 в 20:10 0
Этапы урока продуманы и структурированы,  взаимосвязаны. Учащиеся мотивированы на выполнение заданий.  Все этапы урока продуманы, используются разнообразные виды работы: прием мозгового штурма, групповая работа, индивидуальная. С помощью подборки ЭОР учащиеся изучают новый материал.
Гессель Татьяна # 16 мая 2014 в 19:49 0
Урок методически продуман, четко прослеживаются этапы урока. Особенно понравилось начало урока. Отлично, что есть работа с выразительными средствами.
Ирина Александровна Подольская # 1 августа 2014 в 17:19 0
Урок интересный. Понравилось 4-е задание. Урок продуман, все этапы соблюдены. Спасибо за подробный, содержательный конспект.
Ольга Олеговна Кудина # 15 августа 2014 в 23:56 0
Спасибо за подбор такого интересного дидактического материала. Покорило задание 4 (подбор симпатичных и несимпатичных прилагательных). Мне кажется, что использование сказок на лингвистические темы является своеобразным украшением урока.
Александра Александровна Лебедева # 29 августа 2014 в 01:59 0
С удовольствием познакомилась с этим конспектом. Всё очень грамотно, продуманно. Формируются все виды УУД, что так необходимо в связи с введением ФГОС ООО. В течение этого урока выполнено много заданий, дети и исследовали, и пробовали свои силы, и оценивали свою работу. Спасибо автору за разработку.
С уважением,
Лебедева А.А.
Анна Александровна Карева # 16 октября 2014 в 17:58 0
Очень понравился урок, особенно использование заданий по вариантам, нужно заставлять детей самостоятельно думать! Думается детям выполнить д.з. будет не так уж и сложно, столько прилагательных было проговорено и записано, только успевай писать текст.
Елена Александровна Борисова # 24 октября 2014 в 21:32 0
Урок очень понравился. Интересный дидактический материал. Лингвистическая сказка - это украшение урока. Большое спасибо за содержательный урок.
Лариса Викторовна Яковлева # 30 октября 2014 в 12:18 0
Понравились 3 и 4 задания. Обязательно применю в своей практике.Спасибо.
Татьяна Геннадьевна Недодаева # 7 ноября 2014 в 20:20 0
Очень интересный урок. Понравилось всё. И начало урока. И лингвистическая сказка. И дидактический материал. Урок насыщенный, продуманный. Работаю в 6 классе. Обязательно попробую со своими детьми понравившиеся задания. Спасибо за урок.
Ирина Александровна Дингес # 23 ноября 2014 в 10:34 0
Интересный урок. Разнообразные и продуманные задания позволяют учащимся легко усвоить материал. Ребята развивают логическое мышление и наблюдательность.Использую при изучении прилагательных. Спасибо.
Наталья Алексеевна Старкова # 26 ноября 2014 в 22:02 0
Урок имеет оригинальное начало, которое дает эмоциональный настрой на работу. Для поддержания познавательного интереса детей используются различные приемы и методы. Большое внимание уделяется развитию активного словаря. Плотность урока высока. В работу включаются все ребята. Очень понравилось то, что учитель дает задания по вариантам. В восторге от Ваших симпатичных и несимпатичных прилагательных!Здорово!
Людмила Александровна Ерёмина # 30 декабря 2014 в 11:02 0
Галина Васильевна, просто огромное спасибо за данную разработку урока, которую вы разместили на сайте. Сама работаю в 6 классе и данную тему уже прошла. Жалею, что не заглянула чуточку раньше. С удовольствием взяла бы это на открытый урок. Охватили и повторили за урок такое большое количество важных и нужных в дальнейшей работе сведений: синонимы и антонимы,эпитеты, типы речи, стили текстов, замечательная таблица на сочетаемость прилагательных и существительных. Про симпатичные и несимпатичные никогда сама не догадывалась. Это же те изюминки и учительские находки, которые помогают нам в нашей работе на уроках РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ и которые способны поддерживать интерес детей к родному языку, культуре речи, её меткости и выразительности. Спасибо!
Марина Александровна Лашева # 3 января 2015 в 11:17 0
Галина Васильевна, добрый день! Мне очень симпатична Ваша работа, особенно понравилась лексическая работа, так легко и непринуждённо! Буду использовать в своей работе!Спасибо!
Ольга Владимировна Храпкова # 5 февраля 2015 в 17:10 0
Урок учить наблюдать за использованием прилагательных,тренироваться в подборе синонимов и антонимов, учит овладевать элементарными навыками анализа художественного текста (это сейчас важно). Понравилось, что учитель дает задания по вариантам. В течение урока выполнено много интересных заданий. Согласна: вариативное домашнее задание нужно детям (ФГОС). Спасибо.
Алла Алексеевна Казакова # 16 мая 2015 в 23:30 0
Таким и должен быть современный урок русского языка. Тема ,конечно,удачная, но именно работа с текстом должна проводиться на каждом уроке. Учитель подводит учащихся к осознанию роли прилагательных в речи,они проводят собственные наблюдения, одновременно повторяя орфографию и лексику.
Мусаэлян Ирина # 9 июля 2015 в 13:08 0
Действительно, урок не только методически правильно выстроен, но и оригинален. Обращение к прилагательным-эпитетам удачно."Симпатичные" и "несимпатичные" прилагательные-это здорово!Спасибо, возьму на заметку.
Татьяна Алексеевна Евсикова # 8 сентября 2015 в 23:07 0
Урок очень понравился, так как собран хороший дидактический материал.
Ирина Васильевна Рыбаченок # 2 ноября 2015 в 04:14 0
Здравствуйте, Галина Васильевна. Работа с прилагательными - благодатный материал для учителя: можно показать красоту и выразительность языка наших художников слова, что вы и сделали. Замечательные тексты предложены детям. Хорошие задания со словом: и подбор синонимов и антонимов, и сравнение эпитетов с простыми прилагательными (зачастую учащиеся не различают их), и употребление их в собственной речи. Хорошо и то, что д/з подготавливает к восприятию нового материала. Каждое задание "бьёт" в цель. Маленькая поправка: главная мысль текстов сформулирована неудачно, точнее будет та, что предложена для заголовка. Спасибо и за "симпатичные" и "несимпатичные" прилагательные: прекрасный приём для мотивации к изучению русского языка. Ещё раз спасибо за конспект урока!
Ирина Михайловна Куликова # 26 января 2016 в 15:53 0
Добрый вечер! Обязательно использую данный материал. Живенько! Интересно. особенно понравились названия для прилагательных "симпатичные и несимпатичные" возьму на заметку.Благодарю.
Ирина Владимировна Олейник # 15 февраля 2016 в 09:47 0
Материал очень интересный и полезный. Работа над эпитетом и другими образными средствами пригодится ребятам при анализе текстов на ЕГЭ. И начинать подготовку нужно уже в 5-6 классах. (Определение "симпатичные" и "несимпатичные" не является оригинальным - это находка Д.Родари)
Наталья Петровна Авдеева # 17 апреля 2016 в 16:40 0
Прекрасный урок! Задания в увлекательной форме тренируют навык различать. Недавно с ужасом обнаружила, что ученики приходят из начальной школы и не умеют различать разные части речи. Сухие однообразные упражнения в учебнике не увлекают их, следовательно, нет понимания и запоминания. А предложенные здесь задания, думаю, навсегда отложат в их сознании. материалы этого урока можно использовать и на внеклассных мероприятиях по русскому языку. Впоследствии на ГИА по русскоу языку испытывают затруднения в задании А4.
Поэтому рекомендую всем: взять конспект на вооружение и использовать его материалы во всех классах
Ольга Владимировна Афанасьева # 8 мая 2016 в 14:40 0
Урок очень понравился. Цели понятны и достигнуты в течение урока. Ученики имеют возможность выбора и форм работы.Были созданы условия для актуализации знаний. В уроке дается установка на творчество, креативность и способность к самоанализу учащихся.Все понятно. Присутствуют раздаточные материалы. Настрой урока благоприятный. Замечательно!
Светлана Викторовна Гутарина # 19 июля 2016 в 01:23 0
Урок интересен. Соответствует ФГОС нового поколения. Осуществлено формирование личностных УУД: обучающиеся мотивированы на формирование положительного отношения к учению, способны к самооценке;познавательных УУД: умеют высказываться в устной и письменной форме. Спасибо!
Марина Николаевна Прикуле # 19 июля 2016 в 15:46 0
Учитель старается сделать урок и насыщенным, и интересным, и полезным. Для этого использованы загадки, карточки, интересные задания. Сразу видно, что педагог - человек неравнодушный, любящий детей и свою профессию.