Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Автор: Фиденко Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №10 с. Каменная Балка Арзгирского района  Ставропольского края

Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способности учащихся.

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться, меня зовут Наталья Александровна Фиденко, я учитель русского языка и литературы  МОУ СОШ №10.

Работая над развитием творческих способностей учащихся, на помощь приходят развивающие,  ассоциативные игры, творческие задания. До начала нашего занятия проведём небольшую интеллектуальную разминку. Воспользовавшись наименьшим числом моих подсказок «вычислите», загаданный предмет или явление.

1

5.   ЭТО – древнейший прибор.

4.   ЭТО достоинство карты.

3.   ЭТО – заменители балла.

2.   С ЭТИМ не справилась мартышка.

1.   Это нарисовано на капюшоне королевской кобры.

(Очки)

2

2.  ТАК называют самую лёгкую байдарку.

1.  ЭТО листы огородного растения.

2.  ЭТО основной инструмент учёного любой специальности.

1.   Раньше без НЕГО не писали ручки.

1.   У птиц ОНИ заменяют шерсть.

(Перо)

Определите известные пословицы, если все слова фразы «Перевёрнуты», то есть замените антонимами.

 

Перевёрнутые фразеологизмы

Ответ

1.

Мокнуть от ненависти

Сохнуть от любви

2.

Этак вон там кошка вырыта

Так вот где собака зарыта

3.

Распорото чёрными ножницами

Шито белыми нитками

4.

Взять красный переулочек

Дать зелёную улицу

5.

Три ботинка – не комплект

Два сапога – пара

6.

Двумя войнами отмытые

Одним миром мазаны

7.

Мочало развязывает

Лыка не вяжет

По пяти подсказкам вспомните название басни И.А.Крылова.

1

5. Усилия героев этой басни приложены к неодушевлённому предмету.

4. Этот предмет находился рядом с рекой.

3. Герои принадлежали к совершенно разным классам.

2. По правилу параллелограмма усилия их равнялись нулю.

1. Один из них рвался, другой тянул, а третий пятился.

«Лебедь, Рак и щука»

2

5. Сюжет басни подтверждает переместительный закон сложения.

4. В названии басни используется итальянское числительное.

3. герои басни хотели приобщиться к одному из видов искусства.

2. А вот о том, что на инструментах нужно учиться играть, никто не подумал.

1. И пытались добиться хорошего звучания, меняя взаимное расположение.

«Квартет»

Детство

(Творческая мастерская письма)

Цель: вернуть человека через ощущения в разные состояния детства, хорошие и плохие; вспомнить радости и обиды (трагедии) детства и выплеснуть в творческих работах; «повернуть» взгляд взрослого на своего ребёнка, ученика.

1.  Саморегуляция. Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Погрузитесь в состояние внутреннего самосозерцания. Проследите внутренним лучом все части своего тела. Успокойте все внутренние органы вашего тела. Скажите: «Мне легко и спокойно».

2.  Индуктор. Глаз закрыты. Вспомните своё детство. (Включается запись с детскими голосами (лепет, плач, смех). Какого цвета ваше детство? (Каждый ассоциирует своё детство с цветом). Каждый произносит вслух, какого цвета детство. И сейчас мы окажемся в творческой мастерской письма.

3. Запишите тему «Детство». Мастер записывает на доске, остальные – на листочках.

4. Нарисуйте дом своего детства. Попробуйте разделить его на две половинки. В одной половинке напишите тёплые слова о вашем доме детства, в другой – холодные, горькие.

5. Социализация. Прочитаем слова о вашем доме. Называем тёплые слова. Дописываем, если забыли что-то написать. Эти слова согревали нас, от них веяло теплом и добром. А сразу ли вы вспомнили горькие слова? Давайте вспоминать их пореже.

6. Вспомните свой детский альбом с фотографиями. Перелистайте его мысленно. Найдите свою любимую фотографию. Где она снята? Кто стоит или сидит рядом? Какими мы были в детстве? Запишите.

7. Социализация. Прочитайте слов, которые описывают вас. Дополните описание.

8. Самая горькая обида детства. Вглядитесь в маленькую детскую ручку (каждому выдаётся шаблон детской ладошки). Вспомните самую горькую обиду детства, запишите на этой ладошке. Что связано у вас с этой обидой? Положите свою ладонь на детскую, обведите её и вспомните, не обижала ли когда-нибудь ваша большая рука маленького ребёнка?

9. Загляните вглубь себя, почувствуйте самые тонкие струны своей души. «Воспоминания» (ответы) запишите кратко:

- О чём вы переживали в детстве?

- Какие шалости и проделки совершали?

- Ваши детские радости.

- Ваши детские успехи.

- Любимая в детстве игрушка.

- Любимый герой.

- Самый любимый в детстве человек.

10. Звучит музыка. Мастер читает стихи. «Картины и образы детства». Запишите те образы детства, которые особенно близки.

Колокольчик детства

Колокольчик детства моего

Я опять услышала его.

Он забытым голосом

Мне опять напомнил всё,

Колокольчик детства моего.

Там остался мой далёкий дом,

Нежный дым сирени за окном.

Где с утра до вечера

Пели птицы певчие,

Там остался мой далёкий дом.

Жаль,

Уносятся вдаль

От взрослой поры

Детства милые дворы.

Жаль,

Но эта печаль

Нежна и легка,

Словно детская рука.

Колокольчик, тайну знаешь ты,

Знаешь, где сбываются мечты.

Где прощают шалости,

Колокольчик, тайну знаешь ты.

Л. Рубальская

- Целительные силы детства, целительные родники. Они есть у каждого. Главное, найти их в себе!

13. Составьте слова из букв слова «детство». Например: совет, тесто, вето, свет, тест, дот, сто и др. Запишите их в первый столбик. Во второй столбик напишите слова-ассоциации.

14. Социализация. Чтение слов и дополнение списка.

15. Выберите единственное слово или словосочетание – самое тёплое, подчеркните его. Это – тема сочинения (каждый определяет свою собственную тему).

16. Напишите сочинение или стихотворение (четверостишье).

17. Чтение сочинений, стихотворений.

18. Рефлексия. Подводя итог нашему занятию, прошу вас ответить на вопросы:

– Как я чувствовал себя на разных этапах работы?

- Моё настроение до начала занятия и сейчас.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Зачёт-практикум по русскому языку в 9 классе

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Светлана Козлова # 6 июля 2013 в 21:04 +2
Очень  понравилась творческая  мастерская  письма "Детство". Даже  самой  захотелось  снова  окунуться в  детские  годы. Стало  тепло, уютно  и светло.
Ольга Александровна Рафейчик # 4 января 2014 в 23:56 +2
Наталья Александровна, очень интересные упражнения. Самое главное простые и доступные пониманию детей. "Перевернутые" пословицы и поговорки обязательно использую на своем уроке. Желаю дальнейших творческих успехов.
Валентина Политова # 17 января 2014 в 22:49 +3
Тема актуальна. Наша жизнь требует от человека творческого подхода к решению различных задач, непривычных действий, быстрой ориентировки в ситуациях.  В мастер-классе используются разнообразные приемы и формы работы, способствующие развитию творческого потенциала, креативных способностей учащихся и воспитывающие уверенность в своих способностях.
Марина Александровна Белова # 30 января 2014 в 20:07 +3
Безусловно, положительным моментом творческой мастерской является личностное восприятие предложенной темы, эмоциональный отклик, который вызывает учитель в детской душе. Наверное, педагог очень хорошо знает учащихся, владеет информацией о семьях, потому что далеко не во всех классах  прием, предполагающий изображение теплой и холодной половинок дома, сработает так, как нужно (работаю в классах, где около 20% семей - семьи СОП)
Надежда Григорьевна Кириличева # 31 января 2014 в 17:11 +2
Наталья Александровна, вы очень подробно и последовательно выстроили методику написания сочинения о детстве. Музыка и поэзия оказывали дополнительное эмоциональное воздействие на детей. "Ассоциации" и "Перевертыши" - довольно необычные приемы. Но детям всегда нравится все новое и необычное. Я бы посоветовала дать творческое задание детям: самим составить такие ряды и загадать их своим одноклассникам.
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 8 марта 2014 в 20:17 +1
Наталья Александровна, вы представили очень интересный мастер-класс. Одно задание логично вытекает из другого. Здорово. Мне очень понравилась Ваша идея. Спасибо!
Любовь Сергеевна Резанова # 1 мая 2014 в 19:07 +1
Очень интересный мастер-класс. Построение методически грамотное. Чувствуется благоприятная атмосфера, взаимопонимание даже через строчки. Большое спасибо!
Юлия Михайловна Шныпко # 24 мая 2014 в 23:54 0
Спасибо за опыт. Высший класс. Все элементарно просто. Самое главное доходчиво объяснено. Дети от таких заданий в восторге. smile Это самый главный результат в работе. Творческих вам успехов, новых идей и благодарных учеников!
Алена Геннадьевна Варфоломеева # 22 июля 2014 в 09:17 0
Очень интересный, качественно подготовленный мастер-класс. Благодарю! Так держать!
Надежда Михайловна Светлова # 27 июля 2014 в 13:45 0
Интересные и познавательные интеллектуальные задания! Несомненно, развивающего характера. Можно использовать как в начале урока, так и в процессе - для смены вида деятельности, чтобы дети отдохнули от одного вида работы перед переходом к другому. Очень грамотно, со знанием детской психологии построена подготовка к творческой работе. Такая работа будет именно творческой и личной! Спасибо!
Валентина Васильевна Хромова # 27 августа 2014 в 13:28 0
Наталья Александровна! Очень интересный мастер-класс, вы использовали необычные приёмы:"Ассоциации", "Перевёртыши", которые, безусловно, заинтересуют детей,помогут в развитии их творческих способностей.Большое спасибо за идею! Творческих успехов!
Людмила Ивановна Васильева # 19 сентября 2014 в 23:16 0
Добрый вечер! Зачиталась, задумалась, заинтересовалась. Урок скорее можно отнести к интегрированному: и литература, и музыка, а главное - творчество детей. Мне кажется, что у Вас целая система выстроена. Да?
Надежда Ивановна Сластенина # 6 октября 2014 в 14:20 0
Здравствуйте! Интересный познавательный материал. Все хорошо спланировано, интеллектуальные задания различной сложности подобраны грамотно. особо хочется отметить "Перевертыши" Мастер-класс получился на самом деле интегрированным. Я совсем недавно показывала у себя в школе мастер-класс с использованием технологии критического мышления. Надеюсь, когда-нибудь здесь его опубликую! Спасибо Вам и творческих успехов в работе!
Анна Анатольевна Копорова # 13 октября 2014 в 22:53 0
Современный урок, отвечает всем требованиям. Использование элементов интегрированного урока я считаю наиболее оптимальными как для решения конкретных задач, так и для общего развития. Подбор материала интересен, доступен. Понравился психологический аспект урока. Уверена, урок удался, спасибо!!!
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 31 октября 2014 в 18:35 0
Интересное занятие. Очень важно на уроках использовать различные формы и методы работы. Это способствует развитию творческих способностей учащихся. Понравились перевертыши и творческая мастерская. Ребята учатся мыслить и выражать свои мысли окружающим. Думаю использовать материал в своей работе. Спасибо.
Елена Александровна Бурлуцкая # 3 ноября 2014 в 13:51 0
Очень своевременный материал. Спасибо.
Татьяна Геннадьевна Недодаева # 7 ноября 2014 в 20:27 0
Очень интересное занятие. Материал разнообразный, интересный. Детям обязательно понравится.
Людмила Михайловна Колмакова # 8 ноября 2014 в 19:43 0
Это просто здорово! Вы используете здоровьесберегающие технологии, добиваясь блестящего результата. В каждом взрослом человеке горит приятная частичка из прошедшего детства. На этом занятии можно развивать у детей память, творческое мышление, воспитывать чувство патриотизма, семейные ценности.
Ирина Александровна Дингес # 22 ноября 2014 в 18:06 0
Такой интересный мастер-класс. Вы такая умница. Собрали хороший материал. Спасибо.
Надежда Николаевна Николькина # 26 ноября 2014 в 07:20 0
Замечательное занятие! Идея хорошая. Дети учатся анализировать свои ощущения, прививаются нравственные качества. Занятие построено на позитиве, очень важно каждому ребёнку найти что-то хорошее в своей жизни, задуматься о близких, даже если семья не совсем благополучная.
Тамара Викторовна Сергеева # 27 ноября 2014 в 22:32 0
Мастер-классы всегда так много дают! Читаешь, что-то берешь за основу, рождаются свои идеи, добавляю и урок готов! Спасибо за ваш урок, мастер!
Зарема Кадыровна Мамутова # 30 ноября 2014 в 11:46 0
Очень интересный мастер-класс. Мне тоже нравятся такие виды работы. Особенный эффект они имеют в среднем звене. Старшеклассников трудно чем-нибудь расшевелить. Спасибо за Ваше творчество!
Наталья Владимировна Безъязыкова # 7 декабря 2014 в 16:05 0
Спасибо автору за интересный и увлекательный мастер-класс!Думаю, что детям будет интересно. Творческих успехов, Наталья Александровна!
Ольга Геннадьевна Пуляева # 23 января 2015 в 23:13 0
Спасибо за материал, собранный Вами. Особенно интересным мне показался мастер-класс. Творческая мастерская позволяет раскрывать и в дальнейшем развивать творческие способности детей. На таких занятиях ребята ощущают себя успешными, талантливыми, особенными...
Вера Сампиловна Гарматарова # 13 марта 2015 в 09:30 0
Очень интересный, увлекательный мастер-класс. Большое спасибо! Учащимся повезло с преподавателем. Желаю Вам больших творческих успехов!
Вера Владимировна Визгалова # 31 марта 2015 в 22:26 0
Здравствуйте, Наталья Александровна! Очень интересное и необычное занятие. Замечательная интеллектуальная разминка; обязательно возьму себе на заметку. А основная часть занятия не только множество упражнений и заданий, развивающих творческие способности учащихся, но и что-то похожее на психологический тренинг. Очень интересно! Мне кажется, психология даже ввыступает на передний план, и поэтому задания перестают быть заданиями, а происходит погружение в детство.
Абдыхаймова Бейсенкуль # 2 июля 2015 в 10:43 0
Наталья Александровна, здравствуйте ! Вы помогаете не только развивать творческие способности детей,но создаете комфорт на занятиях. Видно , что и вы сами творческий человек. Успехов, здоровья и удачи! Мне кажется у вас огромный потенциал и опыт. Спасибо!
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 20:41 0
Прекрасно разработанная мастерская. Музыкальные и поэтические включения делают занятие интересным, развивают творческие способности детей. Начало урока сразу интригует, захотелось самой поучаствовать в этом мастер-классе. Думаю, можно связать и с уроками литературы при изучении "Детства" Толстого, Горького, "Уроков французского" Распутина или др. произведений.
Ольга Ивановна Данильцева # 9 августа 2015 в 16:00 0
Интересная и необычная разработка.
Валентина Борисовна Мозолина # 8 октября 2015 в 17:51 0
Спасибо автору статьи за интересную разработку занятия! Интересно, познавательно, креативно!
Ольга Николаевна Трищенкова # 9 ноября 2015 в 21:47 0
Творчество -это прекрасно. Очень интересна технология творческих мастерских.Я тоже люблю творчество. люблю соединять слово с музыкой, живописью, люблю уходить от стандартов. Очень интересно. Обязательно воспользуюсь вашими наработками.
Татьяна петровна Чернова # 16 ноября 2015 в 02:19 0
отличная разработка.Спасибо. Творческих успехов ВАм.
Елена Анатольевна Камаева # 26 февраля 2016 в 19:57 0
Порой за обучением мы забываем о творчестве. А в этом занятии оно есть! Дети, без сомнения, раскроют себя, свои возможности.
Наталья Ивановна Куприй # 24 апреля 2016 в 16:20 0
Уважаемая Наталья Александровна!
Мы знаем о многих приёмах развития творческих способностей: игры «Экзамен», «Лингвистические угадайки»; творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды...
Вы предложили интересные педагогические находки для развития творческих способностей учащихся.
У Вас «Картины и образы детства», у меня «Фантазия-картинка» (описать словами картинку, которую видишь в воображении).
У Вас «Запишите тему «Детство», у меня «Мой дневник» (пиши о том, что сейчас вспомнил).
Мы, учителя, используем различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.
Когда учебный материал подаётся не в "сухой" форме, а с помощью занимательности, творческого начала, как у Вас, будет и грамотность, и качество знаний. А человеку с творческим складом ума можно найти творческую "изюминку" в любом деле.
Замечательный мастер-класс!
Наталия Николаевна Салата # 13 июня 2016 в 12:40 0
Отличная разработка.Очень понравилась,взяла для своей работы.Успехов в работе
Вера Владимировна Тюрина # 27 июня 2016 в 17:36 0
Данная работа является актуальной в свете перехода на ФГОС . Автор проявил знание материала, научной литературы, сетевых ресурсов. Необходимо отметить четкость изложения материала, правильность формулирования целей, задач, выдержан научный стиль изложения материала. Учтены возрастные особенности, сложный материал изложен в доступной форме. Практическая направленность работы актуальна. Оформление работы соответствует всем требованиям. Большое спасибо за прекрасный материал!
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 15:21 0
Очень интересный мастер-класс! Я возьму себе на заметку. Разнообразные упражнения и формы, построение методически грамотное. Материал доступен, увлекателен. Чувствуется благоприятная атмосфера, взаимопонимание даже через строчки. Большое спасибо!
Манар Аманконысовна Нуриева # 5 октября 2016 в 11:48 0
Познавательный мастер- класс. Очень многое взяла себе на заметку.Данные задание развивают не только логическое, но творческое мышление учащихся! спасибо огромное за труд
Марина Николаевна Прикуле # 22 октября 2016 в 16:31 0
Возьму на заметку перевертыши - фразеологизмы. Есть над чем детям подумать, могут быть варианты ответов. Воспитательный аспект занятия окрашивает все в теплые тона, оставит добрые воспоминания у ребенка.
Ольга Владимировна Волкова # 23 октября 2016 в 21:39 0
Уважаемая Наталья Александровна!Спасибо большое за мастер-класс.Очень интересный и нужный материал. Обязательно возьму на заметку. Спасибо. Новых творческих успехов.
Лариса Сергеевна Чернышова # 13 ноября 2016 в 00:19 0
Спасибо автору за мастер-класс! Материал подобран интересный, необычные задания стимулируют творческую деятельность учащихся. Необычно задание с "перевертышами". Буду использовать подобные задания на своих уроках! Еще раз спасибо!