Развитие мотивации к обучению на уроках русского языка

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Автор: Гончарова Оксана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ имени Карла Маркса»,  г. Почеп Брянской области.

Описание материала: в статье представлен опыт работы по проблеме развития мотивации к обучению; надеюсь, что данный материал будет полезен учителям, работающим в 5-11 классах.

Развитие мотивации к обучению на уроках русского языка

Каждый проработавший в школе хотя бы несколько лет задаёт себе вопрос: «Почему в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе, дети относятся к учёбе совершенно безразлично?» Постоянно слышатся жалобы и реплики о том, что у школьников нет мотивации к обучению.

Я попыталась глубже разобраться в этом вопросе и в данный момент своей педагогической деятельности работаю над проблемой развития учебной мотивации на уроках русского языка. Изучением этой проблемы я занимаюсь третий год и могу сказать, что в настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин этому множество. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. При изучении мотивации встаёт вопрос, что является её движущей силой, что, в свою очередь, её формирует. Эта проблема актуальна не только для школьного возраста, но и для других периодов жизни человека. Как формируется мотивация у людей? Как она меняется и от чего эти изменения зависят?

Мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все эти психические образования взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Задача педагога – диагностировать мотивацию детей и в случае необходимости направлять её в нужное русло. Это будет способствовать формированию социально успешного жизненного стиля учащегося. Поэтому работу по этой проблеме я начала с диагностических исследований потребностей и мотивов учения. Использовала следующие диагностики: «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам», «Мотивы учебной деятельности», «Мотивация успеха и боязнь неудач», «Диагностирование самооценки школьника в учебной деятельности», «Изучение уровня самооценки ученика». Изучила личностную и ситуативную тревожность учащихся.

Используя данные диагностики, на каждом уроке я пытаюсь влиять на мотивацию ученика. Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения. Эта технология включает в себя не только создание особой учебной программы, но и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке. По сути, всю работу учителя по формированию мотивации достижения можно свести к следующим моментам:

- ориентация на реалистический уровень притязаний;

- развитие чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе);

- поддержка уверенности ученика в своих силах через формирование позитивной самооценки.

Каким образом я это осуществляю? При развитии мотива достижения ориентирую учеников на самооценку деятельности. Провожу индивидуальные беседы для обсуждения достижений и неудач, интересуюсь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

Учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения. Для «сильных» учащихся готовлю дополнительные задания. Ученикам, которые стремятся к избеганию неудач (что выявлено с помощью диагностики), даю задания, ограждающие от публичного осуждения и критики.

В начале изучения темы сообщаю о том, чему дети должны научиться и какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы.  Дети имеют возможность сами выбрать вариант работы.

Предлагаю всем ученикам выбрать приемлемый для них уровень сложности заданий, а одарённым и плохо успевающим – разработать индивидуальные планы обучения. Помогаю ставить перед собой реальные цели. Советую записывать эти цели в тетрадь и отмечать, где и как они будут работать над достижением этих целей, что им для этого понадобится. Веду тетрадь индивидуальных достижений. Каждый учащийся ведёт Портфолио, где фиксируются его успехи и достижения.

Помогаю ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда. После выполнения задания прошу рассказать, что было особенно трудно и как они с этим справились. Обсуждаю причины не только неудач, но и успехов.

Стараюсь создать ситуацию успеха на уроке (атмосфера доверия, обращение по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянно проявление интереса к ученику, сопереживание ему). Помогаю ученику снять чувство страха, не боюсь авансировать ученика, называя его достоинства, так как авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребёнка, и он прилагает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику. Стараюсь сделать ситуацию успеха достижимой, выбирая такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач.

Приведу ряд конкретных упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию.

1. Метафоры – притчи.

Метафоры ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему. Коллективно метафоры не разбираем. Мне кажется, ребята ценят мою веру в их мудрость.

Например. Однажды шёл по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик. «Что ты делаешь?» - спросил мудрец. «Не видишь – я работаю!» - сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее», - посоветовал мудрец. «не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!» - ответил упрямый.

2. Подростки в силу своих возрастных особенностей начинают всерьёз интересоваться своими интеллектуальными возможностями, резервами памяти, внимания. Предлагаю им на уроке поговорить, например, о свойствах памяти и на примерах изучаемой лексики, орфографии и пунктуации мы учимся эффективным приёмам запоминания. Особенно это уместно при подготовке к написанию контрольного словарного диктанта.

3. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. В начале года я прошу ребят ответить на ряд вопросов:

А. На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

 

Б. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

 

В. Записать не менее шести ответов на вопросы:

- Чего не случится, если я буду писать грамотно?

- Чего не случится, если я не буду писать грамотно?

- Что случится, если я буду писать грамотно?

- Что случится, если я не буду писать грамотно?

Эти опросники провожу в начале года и в конце. Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята выставляют карандашом сразу в дневник. Некоторых это стимулирует.

4. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее действие. Заблаговременно сообщаю о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от «тяжкого испытания». Например, от домашнего задания учащийся освобождается, если получил три «пятёрки» подряд по предыдущим домашним работам, а от зачёта, если получил «зачтено» по 90% изученного материала данной темы.

5. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставлю отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

6. Упражнения на развитие визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения.

Упражнения типа «что ты видел, слышал, чувствовал, когда ехал в школу, во время прогулки по осеннему парку, когда выполнял домашнее задание по русскому языку и т.д.

7. В начале урока:

- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

- А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

- Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок.

- Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски.

8. Оратор.

За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

9. Автор.

- Если бы вы были автором учебника, как бы вы изложили ученикам эту тему?

10. Фантазёр.

На доске записана тема урока. Назвать 5 способов применения знаний, умений, навыков по этой теме в жизни.

11. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Делаю это через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете по этой теме?

- Подберите слова на эту тему.

- Вот видите! В вашей памяти это хранится! Значит, это нужно!

12. Профи.

Исходя из особенностей будущей профессии, ответить на вопрос, зачем нужно изучение этой темы.

Я считаю, что стратегия учителя, создающего активную познавательную атмосферу, заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентации сознания учащегося: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная  с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании. «Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон!»- считал С. Л. Соловейчик, и я не могу не согласиться с этим мнением.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Наталья Васильевна Могунова # 28 декабря 2013 в 18:57 +1
Какая нужная и замечательная статья. Много полезной  информации.  Использование подобных приёмов  обязательно поможет  в разработке уроков и при индивидуальной работе с детьми.
Ася Васильевна Кашина # 17 марта 2014 в 15:32 0
Прекрасная статья!!!
Елена Викторовна Горбачева # 30 марта 2014 в 15:49 0
Мы все знаем, что отсутствие учебной мотивации - огромная проблема, которую надо решать, но  как решать и как решить - вот в чем вопрос! Мне кажется, что статья Оксаны Петровны как раз и вооружает целым рядом замечательных конкретных приемов, позволяющих как минимум приблизиться к решению. Спасибо!
Климешина Галина # 15 июня 2014 в 21:40 0
Статья полезная для многих современных учителей, она позволяет педагоги превратить серый скучный урок в праздник, если умело пользоваться советами Оксаны Петровны. Думаю, что многие её рекомендации встречается в работе школьных учителей.
Елена Алексеевна Малышева # 29 июня 2014 в 01:43 +1
Опыт - вот ключевое в вашей работе, а еще наблюдательность, неравнодушность, вечный поиск. Я тоже филолог, и тема вашей статьи мне близка и понятна. Часть предложенных вами методик я использую в своей практике, а вот некоторые приёмы позаимствую у вас. Особенно мне понравилась задача, которую вы ставите перед "оратором": сам сумел доказать необходимость изучения smile - уж точно придется всё понимать!!!
Оксана Анатольевна Токмакова # 19 июля 2014 в 12:44 0
Оксана Петровна вы затронули актуальную тему. Действительно, в настоящее время не просто пробудить мотивацию к обучению у некоторых детей, но с помощью данной статьи, вернее данных рекомендаций,я думаю будет гораздо легче справится с этой проблемой. Единственная трудность в том, что есть такие дети, которые не хотят учится из- за собственной лени, и никакие приемы не помогают их "разбудить."
Анна Бякова # 28 октября 2014 в 18:05 0
Спасибо, Оксана Петровна, за статью. Сейчас, в каникулы, есть время поработать над методикой уроков, обсудить находки с коллегами. Повышение мотивации - одна из самых злободневных задач школы. Обязательно представлю вашу статью для обсуждения на школьном МО. Вы предлагаете необычные и действенные приемы. Удачи!
Лариса Викторовна Яковлева # 30 октября 2014 в 12:52 0
понравилась метафоры-притчи.
Елена Александровна Бурлуцкая # 3 ноября 2014 в 13:48 0
Тема актуальная. Трудно убедить учиться современного ребенка.
Анжела Жоржевна Швецова # 3 ноября 2014 в 22:21 0
Спасибо Вам за статью. Очень важно сформировать у детей мотивацию. Ваши наработки интересны и полезны.
Ирина Васильевна Неговора # 28 ноября 2014 в 19:42 0
Спасибо Оксане Петровне за обращение к актуальной и "наболевшей" теме. Приёмы, действительно, удачные. Обсудили на школьном МО.
Ирина Александровна Кириенко # 19 января 2015 в 10:31 0
Ваша статья не только актуальная, она даёт нам направление в своей деятельности. Все наблюдения и наработки точны, интересны и полезны.
Евгения Вячеславовна Лелекова # 9 февраля 2015 в 15:44 0
Оксана Петровна, спасибо. Действительно - мотивация к учёбе крайне сложна. В вашей работе нашла много ответов на свои вопросы.
Вера Владимировна Визгалова # 30 марта 2015 в 23:14 0
Здравствуйте, Оксана Петровна! Очень интересный и полезный материал. Вопрос мотивации -- больной вопрос нашего образования в современной школе. Хорошо, что Вы затрагиваете эту проблему. Больше всего понравились конкретные упражнения и педагогические приёмы, позволяющих формировать и развивать мотивацию на уроках русского языка. С большим удовольствием использую в своей работе. Спасибо за материал. Успехов Вам!
Евгения Васильевна Белашова # 4 мая 2015 в 19:27 0
Уважаемая Оксана Петровна! Спасибо Вам за интересный познавательный и так необходимый в нашей работе материал. Во все времена остро стояла проблема развития интереса у учащихся к урокам русского языка, вообще к учёбе. Но сейчас эта проблема особо актуальна. В своей статье вы предлагаете реальные пути ее решения. Я обязательно возьму их себе на вооружение!
Абдыхаймова Бейсенкуль # 2 июля 2015 в 09:50 0
Спасибо за полезный материал. У вас много приемов и методов для повышения мотивации учеников к изучению предмета.В школах с нерусским языком обучения, трудно дается такой предмет, как русский язык. Ваш опыт использую в своей практике.
Светлана Викторовна Кураева # 29 июля 2015 в 17:06 0
Здравствуйте коллега! Познакомилась с Вашей замечательной статьёй. Мне она очень понравилась. Сейчас об этом думает каждый учитель. У меня тоже есть некоторый опыт работы над этой проблемой.У Вас всё просто, доступно, понятно. Ваши методы и приёмы можно взять на вооружение. Я тоже учитель русского языка и литературы и буду очень рада с Вами сотрудничать, если Вы этого захотите. Спасибо за материал. Успехов Вам в работе и учеников, которые учатся с увлечением.
Майя Михайловна Копыльцова # 5 августа 2015 в 22:00 0
очень классно! мне очень понравилась статья, сразу же распечатала и вложила в папку "Развитие мотивации", уже давно собираю различные задания для повышения мотивации, но этот материал - новый!
Татьяна Алексеевна Евсикова # 8 сентября 2015 в 23:12 0
Очень полезная статья, отражает насущную проблему современных школьников.
Алена Витальевна Гайсина # 7 октября 2015 в 15:04 0
Спасибо за ценный методический материал, который нужен каждому педагогу, так как современное образование требует постоянного самообразования учителя.
Елена Арсентьевна Кудрина # 4 ноября 2015 в 12:37 0
Интересная статья, ценный материал.Всё просто, доступно, понятно
Ирина Михайловна Куликова # 26 января 2016 в 15:59 0
Спасибо. очень интересны:Упражнения на развитие визуального, аудиального и кинестетического восприятия; оратор, автор, фантазер. Обязательно применю. Благодарю за идеи.
Мира Симеунович # 25 февраля 2016 в 22:53 0
Добрый вечер, уважаемая Оксана Петровна!
Я должна искренне поздравить Вас! За интересную статью, полезный материал, новые идеи. Но прежде всего, за вложенный Вами труд, за время, опыт, внимательное и доброжелательное отношение к каждому ученику! Вы настоящий педагог! Мотивируете не только учеников, но и коллег. Спасибо.
Любовь Владимировна # 6 июня 2016 в 21:24 0
Спасибо огромное за полезную статью! Очень буду вам признательна. Мне как учителю с небольшим опытом, ваши советы необходимы, думаю с такой мотивацией я смогу добиться хороших результатов от своей работы.
Наталия Николаевна Салата # 13 июня 2016 в 14:20 0
Спасибо за полезный материал.Буду использовать в своей практике
Светлана Викторовна Гутарина # 19 июля 2016 в 01:48 0
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. Все это можно почерпнуть в опыте работы коллеги! Огромное спасибо!
Марина Николаевна Прикуле # 21 июля 2016 в 16:47 0
Оксана Петровна, вы смотрите в самую суть нашей профессии: ребенку должно быть интересно учиться, он должен чувствовать удовольствие от процесса учебы, а наша задача - пробудить, поддержать и развить этот интерес. Я для мотивации учащихся еще и подключаю их родителей - это тоже немало важный стимул и двигатель, только нужно правильно выбрать аргументы и методы. Спасибо!
Манар Аманконысовна Нуриева # 5 октября 2016 в 11:36 0
В данной статье педагог поделился опытом работы по проблеме развития мотивации к обучению. В современном мире нелегко правильно мотивировать детей к обучению.Очень полезный материал для учителей.
Ольга Владимировна Волкова # 23 октября 2016 в 23:05 0
Уважаемая Оксана Петровна! Спасибо Вам огромное за такой интересный материал. Действительно проблема мотивации обучающихся к обучению стоит очень остро. Обязательно возьму Ваш материал себе на заметку и поделюсь с коллегами. Спасибо за работу, за любовь к детям. Удачи.