Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Умники и умницы»

Автор: Гордеева Наталья Николаевна

Учитель в филиале МБОУ Инякинская сош, расположенного в селе Тырново

Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.

Цели:

- Стимулировать интерес к изучению русского языка;

- Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;

- Воспитывать уважение к русскому языку.

ХОД ИГРЫ

ВСТУПЛЕНИЕ

Сценка «Загадочный сундук».

Вася (выходит на сцену, держит ящик с посылкой и кричит). Откройся! Откройся!

Маша: Ты чего это, Вася кричишь?

Вася: Я не кричу, я слово подбираю.

Маша: Какое слово?

Вася: Какое, какое… Нужное!

Маша: А зачем оно тебе?

Вася: Зачем, зачем… Чтобы сундук открыть. Он без этого слова не откроется!

Маша: А почему?

Вася: Почему, почему… Потому что сундук – то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я тебе разве не говорил?

Маша: Ничего ты мне не говорил.

Вася: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом – пребольшом фруктовом саду. И вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай!

Достаёт письмо, читает:

«Посылаю тебе, внук, замечательный сундук,

В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины.

Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог,

Нужно знать простое слово, только скажешь – и готово!

В памяти поройся – может быть, припомнится,

Только скажешь ты его, и сундук откроется! »

Маша: Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить?

Вася: Да я ему ж, наверное, тысячу слов говорил.

Маша: И не открывается?

Вася: ни в какую!

Маша: А ты попробуй ещё раз!

Вася: Попробую! (Сундуку) Сундук, сундук откройся быстро! Сундук, сундук, откройся немедленно, сию же минуту! Откройся, а то как дам!

Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку.

Ой, ой, ой!.. Ах ты, деревяшка, негодная!

Маша: А я, кажется, знаю, какое слово нужно сказать, чтобы сундук открылся.

Вася:  Что же ты молчишь! Говори!

Маша: Я тебе на ушко скажу.  (Шепчет)

Вася: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал.

Маша: А этого не говорил. Попробуй!

Вася: Попробовать? Слово – то для меня какое – то непривычное. Я его никому не говорил. Ну что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой, смотри, - яблоки, апельсины, мандарины!

Маша: Вот видишь, как всё просто!

Вася: Спасибо тебе, Маша, угощайся!

Маша: Спасибо.

Ведущий: слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.

(Чтение учащимися стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не  взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Ведущий: Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно их них.

Художественная миниатюра «РУСЬ»

Русь. Короткое – в один слог всего!  - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Русь.  Русские.  Россия.  Россияне.

Не мне одному представляется, что эти слова родственны слову «русло» (ложе реки по которому она течёт).

«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.

Иными словами, Русь – это страна, где много рек, озёр, а русский – это человек, живущий у воды.

Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал их первых уст, от живого человека. На  севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по – старинному, почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо – смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как – то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

- Цветочек – то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.

- На русь? – ахнул я.

- На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

Осторожно спрашиваю:

- Анна Ивановна, а что такое русь?

- Русью светлое место зовём. Где солнышко.  Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь – светлое место! Русь – страна света.

Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!

Автор: С. Романовский

Ведущий:

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,

НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!

Сообщение темы игры. Представление участников. Представление судейской коллегии (по - латински – «ареопаг» ). Объявление условий игры.

Игра состоит из пролога, нескольких номинаций и эпилога. Игра командная. На игровом поле 3 стола: зелёный, жёлтый и красный. В игре представлены следующие номинации:

- ЛЕКСИКА

Фразеология     Пословицы     Словари

- ЭТИМОЛОГИЯ

- МОРФЕМИКА

- МОРФОЛОГИЯ

Часть речи   Имена   Тёмная комната

- ФОНЕТИКА

- ОРФОГРАФИЯ

- ВИКТОРИНА

ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ!!!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИГРЫ

ПРОЛОГ

1 конкурс  «Говорите правильно»

Задание:  исправить ошибки в стихотворении

 Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит цельный день».

В. Масс, М. Червинский

Время – 1 минута.

Жюри оценивает правильность выполнения задания (Макс. – 3 балла)

Ведущий зачитывает правильный ответ.

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хотим»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Сверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

2 конкурс «КОНКУРС КРАСНОРЕЧИЯ»

У участников игры было домашнее задание: подготовить поздравление с Днём защитника Отечества или с Международным женским днём.

Критерии: оригинальность, краткость, лаконичность, выразительность, эмоциональность и не в стихах.   (Макс. – 3 балла).

Подведение итогов.

Далее командам предлагается по очереди открывать номинации и выполнять задания.

ЛЕКСИКА

Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.

1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Скажи одним словом

· Во весь дух.  (Быстро)

· Рукой подать. ( Близко)

· Сломя голову. (Быстро)

· Прикусить язык. (Замолчать)

За каждый правильный ответ – 1 балл (Макс. 4 балла)

Задание зрителям «Доскажи фразеологизм»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

… («Водой не разольёшь»).

 

2. Мы исходили городок

Буквально… (вдоль и поперёк).

 

3. И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги)

 

4.  Фальшивят, путают слова,

Поют … (кто в лес, кто по дрова)

 

5. Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

2.  ПОСЛОВИЦЫ.

Ведущий :

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе -  не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж, приступим, господа?

А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.

Страницы: 1 2 3

Марина Александровна Белова # 30 января 2014 в 20:13 +3
Очень хороший материал, который можно использовать не только во внеклассной работе по предмету, но и на уроках по темам "Фразелогия", "Морфемика" и др. Задания подобраны таким образом, что интерес учащихся сохраняется в течение всей игры-конкурса, способствует развитию познавательного интереса к предмету в целом. Автором разработаны критерии оценки ответов учащихся. Нельзя не отметить воспитательное значение материала ПРОЛОГА. Обязательно использую материал в своей работе. Спасибо.
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 23 марта 2014 в 15:28 +1
Хороший материал. Пригодится каждому учителю-словеснику.Спасибо!
Елена Владимировна Медведева # 11 июня 2014 в 18:46 0
Сценарий очень подробный. Интересная завязка, сразу настраивающая детей на доброжелательный тон игры. Подобран богатый занимательный материал по всем разделам лингвистики. Нельзя не отметить ценность приложения, где предложены критерии оценивания и разные варианты ответов. Хороший, добросовестно разработанный сценарий. Бери и работай!
Наталья Олеговна Тер-Саргсян # 18 июля 2014 в 20:13 0
Очень интересный материал. Обязательно использую на недели русского языка. Большое спасибо!
Алена Геннадьевна Варфоломеева # 22 июля 2014 в 09:02 0
Согласна, начало очень хорошее, творческое. Во время игры ребята повторяют разные разделы русского языка. Видно, что учитель серьезно подошел к разработке мероприятия. Молодец! Спасибо, обязательно буду использовать во время предметной недели.
Надежда Михайловна Светлова # 27 июля 2014 в 14:07 0
Интересная и качественная разработка. Задания даются по всем разделам русского языка, всё построено на соревновательном моменте,поскольку это игра-конкурс, подобран занимательный материал, разработаны критерии оценки. Обязательно использую при проведении Недели словесности. Спасибо!
Людмила Ивановна Васильева # 19 сентября 2014 в 23:20 0
Хорошее театрализованное начало. Материал всегда можно использовать. Спасибо!
Валентина Васильевна Хромова # 4 октября 2014 в 23:24 0
Сценарий интересный, охватывает почти все разделы языка. Конкурсы, викторина занимательны.Обязательно использую при проведении Недели русского языка. Спасибо!
Анна Александровна Карева # 16 октября 2014 в 18:33 0
Великолепный сценарий. Задания вбирают в себя огромное количество знаний! Четко прописаны критерии оценивания работы.
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 31 октября 2014 в 18:56 0
Интересное мероприятие. Различные конкурсы помогают учащимся вспомнить и повторить многие разделы русского языка. Каждый участник может проявить свои творческие способности. Материал большой и полезный. Понравились критерии оценки. При проведении Недели русского языка будет кстати. Спасибо
Ирина Александровна Дингес # 22 ноября 2014 в 17:57 0
Замечательное мероприятие. Полезно, интересно, увлекательно. Возьму для себя.Вы проделали очень большую работу. Спасибо.
Надежда Николаевна Николькина # 26 ноября 2014 в 07:26 0
Очень интересное занятие. Учащиеся в игровой форме ненавязчиво повторяют разделы русского языка. Задания разнообразные. Хорошее начало служит активизации мыслительной деятельности. Воспитывается патриотизм, уважение к слову.
Наталья Владимировна Безъязыкова # 4 декабря 2014 в 18:34 0
Материал интересный,некоторые фрагменты можно использовать и на уроках русского языка, например, "Доскажи фразеологизм", "Говорите правильно", "Отгадай слово". Задания направлены на развитие познавательного интереса, творческих способностей. Обязательно использую во время проведения предметной недели. СПАСИБО!!!
Вера Сампиловна Гарматарова # 13 марта 2015 в 10:19 0
Сценарий интересный. Конкурсы, викторина занимательны.Обязательно использую в своей работе. Спасибо!
Евгения Васильевна Белашова # 5 мая 2015 в 19:54 0
Уважаемая Наталья Николаевна!Спасибо за прекрасный сценарий. В нём подобраны интересные, познавательные задания не только школьникам, но и нам, преподавателям. Я, например, с удовольствием выполнила многие задания. А в поисках имён с удвоенной согласной пришлось даже обратиться к словарю. Русский язык - наука точная. И на уроках (в сравнении с литературой) особо "не разгуляешься", поэтому вот такие внеклассные мероприятия пусть в рамках обобщения, пусть в конце учебного года, пусть на неделе русского языка очень нужны. А материал, преложенный Вами - это готовое, глубоко продуманное мероприятие. Просто - бери и проводи! Что я и планирую в скором будущем сделать. Ещё раз, спасибо Вам!
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 20:31 0
Очень хороший сценарий, который можно использовать и на уроках по темам "Лексика", "Фразеология", "Морфемика". Хочется особенно отметить воспитательное значение всех заданий, разнообразие форм работы с учащимися. Можно использовать на Неделе русского языка, в рамках работы старших школьников с младшими. материал не требует никаких дополнений. Согласна с предыдущими комментариями: бери - и иди на урок. Спасибо огромное!
Ирина Геннадьевна Фефелова # 29 августа 2015 в 21:28 0
Наталья Николаевна, огромное спасибо за материал! Главное, действительно, мероприятие будет интересно и пятиклассникам, и восьмиклассникам! Да, я думаю, и старшеклассники не отказались бы выполнить большую часть этих заданий! Присоединяюсь к коллегам: вы - молодец!В рамках сценария учащиеся вспомнят и фразеологизмы, и синонимы, - что так необходимо на ОГЭ и ЕГЭ.
Алена Витальевна Гайсина # 7 октября 2015 в 15:51 0
Очень выгодный материал для использования в рамках Недели русского языка. Детям думаю будет интересно)))
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:21 0
Урок продуманный, содержательный. Очень грамотно выстроен. Интересный подход, дети будут заинтересованы в течение всего урока. Спасибо за материал.
Татьяна Петровна Чернова # 16 ноября 2015 в 02:30 0
Интересная игра. Любовь и уважение к языку у детей будет. Спасибо.
Анна Павловна Богдан # 26 декабря 2015 в 19:36 0
Спасибо большое за праздник, праздник светлый, добрый, познавательный. Благодаря таким мероприятиям и можно пробудить интерес к нашему предмету. Ребёнок лучше учится играя. Чем больше таких уроков, тем выше результат работы словесника.
Кенжебаева Гульнара Турсуновна # 17 апреля 2016 в 08:43 0
Потрясающий материал. Огромное спасибо !!!
Татьяна Николаевна Колесникова # 8 мая 2016 в 15:17 0
Отличное внеклассное мероприятие! Здесь мастерски соединены поэзия, музыка и живопись.Спасибо за полезный материал с игровыми приёмами!
Дина Хуснуллина # 22 мая 2016 в 20:57 0
Большое спасибо, Наталья Николаевна! Я как раз искала такой материал, который можно использовать при обобщении. Но ваш материал пригодится и на уроках, в во внеклассной работе. Интригующее начало, много стихов, предлагаете задания по всем разделам русского языка, сами задания интересные. Прочитала на одном дыхании, надеюсь, и сам праздник пройдет так же.
Наталья Сергеевна Алексеева # 13 июня 2016 в 17:55 0
вы просто очень хороший учитель. ВЫ Умеете отбирать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связываете изучаемый материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связываете изучаемый материал с жизнью и интересами учащихся, с прочтенными текстами художественных произведений
Вера Владимировна Тюрина # 27 июня 2016 в 17:28 0
Данная работа является актуальной в свете перехода на ФГОС . Автор проявил знание материала, научной литературы, сетевых ресурсов. Необходимо отметить четкость изложения материала, правильность формулирования целей, задач, выдержан научный стиль изложения материала. Учтены возрастные особенности, сложный материал изложен в доступной форме. Практическая направленность работы актуальна. Оформление работы соответствует всем требованиям. Большое спасибо за прекрасный материал!
Вера Евгеньевна Рахматуллина # 8 августа 2016 в 10:43 0
Замечательный материал, помогающий детям разных возрастов проявлять эрудицию и знания по русскому языку. Благодаря такой форме мероприятия и таким интересным заданиям, можно еще больше развить у детей интерес к изучению русского языка.
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 15:16 0
Разработка очень интересная, изложена в занимательной и увлекательной форме. Игра…. Что может быть лучше для детей? Поддержат и примут самое активное участие. Чаще нужно использовать такие приёмы.
Нина Сергеевна Тарасова # 14 ноября 2016 в 21:16 0
Наталья Николаевна, материал развивает у детей интерес к изучению русского языка, изложен в доступной форме.Без сомненья, он увлечет и детей.