Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса

Устный журнал в 9 классе «В мире пунктуации»

Автор: Евдокимова Евгения Владимировна, учитель  русского языка и чтения КОУ Омской области «Южная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Описание материала: Данное внеклассное мероприятие целесообразно проводить в рамках недели русского языка и литературы в школе.

Интеграция познавательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание».

Цель:

- расширение знаний обучающихся в области пунктуации;

- углубление и развитие интереса к изучению русского языка:

- формирование творческой активности обучающихся.

Демонстрационный материал: страницы журнала, красочно оформленные.

Раздаточный материал: карточки с текстами стихотворений С. Есенина.

Ход мероприятия.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы узнать много нового, интересного о казалось бы, простых, на первый взгляд вещах. Кто из вас когда-нибудь задумывался, откуда в русском языке взялись знаки препинания и для чего они нужны? Никто.

Сегодня наш  «Устный журнал»  посвящён вопросам синтаксиса и пунктуации. Вы не только узнаете  интересные сведения о  происхождении знаков препинания, но и порешаете  логические задачи, поразмышляете над интересными вопросами.

«Это я знаю и помню прекрасно».

- Перед вами – листы с отрывками из стихотворений известного поэта.

Задание: За определённый период времени (4-5мин.) расставить знаки препинания.

1. Не жалею не зову  не плачу

Все пройдёт как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный

Я не буду больше молодым.

 

2. Мне осталась одна забава

Пальцы в рот  да весёлый свист.

 

3. Сыпь тальянка звонко

Сыпь тальянка смело

Вспомнить что ли юность ту что пролетела?

Не шуми осина не пыли дорога

Пусть несётся песня к милой до порога.

 

4. Оглядись спокойным взором

Посмотри во мгле сырой

Месяц словно жёлтый ворон

Кружит вьётся над землёй.

- Вы узнали автора всех этих замечательных стихотворений? (С.Есенин).

- Кто затруднялся в выборе того или иного знака препинания?

- Прочитайте отрывки из стихотворений со знаками препинания.

- Вот мы и убедились, что постановка знаков препинания -  дело не простое.  Когда же появились они в русском языке? Чтобы узнать это, мы открываем вторую страницу нашего журнала «Из истории русской пунктуации».

(рассказ учителя):

- Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 века  текст писали или вообще без промежутков, или делили на нерасчленённые отрезки.

Из рукописи 15 века: «пошёлкнязьсемёнъдмитриевичсуздальский  пришёлсвойскомкновгородунижнему  аснимцаревич   ентякстысячьютатар  людижезатворилисьвгороде»

- Прочитайте эти предложения. Согласитесь, очень трудно понять смысл.

Затем первые знаки препинания показывали паузы. Раньше всех знаков была введена точка (с 80-х годов 15 столетия), затем запятая (к концу 16 века). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

Появление и упорядочение знаков препинания связано с развитием книгопечатания. Так, в книгах первой половины 16 века использовались такие знаки, как  запятая, точка, точка с запятой, вопросительный знак.

Несколько позже появляется  восклицательный знак. Позднее был использован новый знак – скобки, который назывался в ту пору «вместным» знаком. К концу 18 века  появляются тире, кавычки,  многоточие. Знак тире  первым  стал  применять Карамзин, русский писатель и историк. В грамматических трудах тире впервые упоминается у языковеда А.А.Барсова, ученика Ломоносова. Этот учёный называл тире «молчанкой».

И другие знаки препинания раньше имели  иные наименования: точку с запятой  в 16 веке называли «подсталия», а в 17 веке -  «полуточие». Восклицательный знак  именовали «удивным», а кавычки – знак «пресекательный», «отменительный».

Знак переноса вначале относили к  пунктуационным знакам, и называли «единитным».

- Интересно, не правда ли? Давайте подумаем, почему же  знакам препинания  были даны  такие  названия? Мы открываем третью  страницу журнала «Надо подумать!»

1. Почему восклицательный знак  сначала был назван «удивным»?

2. Почему скобки называли раньше «вместным» знаком?

3. Почему тире было названо «молчанкой»?

4. Почему знак переноса называли «единитным»?

- Какой из знаков мы употребляем чаще всего на письме? (запятую)

- Хотите узнать, как от одной  маленькой запятой зависела жизнь человека? Слушайте историю «Кровавая запятая».

- Один богач в Древней Руси оставил большое наследство, но, как указано было в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: «Поставить статую золотую пику держащую». Как понять это требование, допускающее двоякое толкование?

1. Поставить статую, золотую  пику держащую.

Или 2. Поставить статую золотую, пику держащую?

Первое толкование вполне устраивало наследников, так как золотая пика  хоть и недёшево обошлась бы им, но этот расход был в пределах их возможностей. Но недруги наследников настаивали на втором толковании, а это разорило бы наследников (золотая статуя была им не по карману). Вопрос так и остался открытым.

- Второй случай  тоже связан с  предложением, написанным без знаков препинания. «Помиловать нельзя казнить». От постановки  запятой зависела жизнь человека:

1. Помиловать нельзя, казнить.

2. Помиловать, нельзя казнить.

Этот пример восходит к историческому факту,  когда Английский король Эдуард восстановил против себя  претензиями иналогами большинство подданных. Против него составился заговор, во главе  которого стояла его жена Изабелла. Король был низложен по решению парламента и заключен в замок, в котором провёл 8 месяцев, ожидая решения своёй участи. Тюремщики, сторожившие короля, получили такое предписание, сформулированное без запятых: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».

Всё зависело от того, как прочитать текст:

1.Эдуарда убить не смейте, бояться полезно.

2. Эдуарда убить, не смейте бояться (полезно).

Тюремщики поняли уловку королевы и прочли  письмо так,  как ей хотелось.

Получилась «КРОВАВАЯ» запятая.

- Для того, чтобы точно передать смысл предложения, вы должны уметь правильно расставлять знаки препинания в предложениях. Открываем пятую страницу нашего журнала  «А я бы поступил так».

Задание А: какие ошибки, допущенные при расстановке знаков препинания, привели к искажению смысла в предложениях? Исправьте их.

1. Рогатый скот?

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Ответ: В нашем колхозе много рогатого скота, лошадей, свиней.

 

2.  Рябчики говорят?

Рябчики говорят, охотники любят спать на деревьях.

Ответ: Рябчики, говорят охотники, любят спать на деревьях.

 

3. Солнце блеяло?

Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.

Ответ: Когда солнце село, с блеянием и рёвом прошло стадо.

 

4. Ждала скамейка?

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Ответ: Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу.

 

5. Кто же пришёл?

- Все ли здесь?

- Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Дима, Настя, Олег ещё не пришли.

Ответ: Здесь только Ваня. Миша, Маша, Коля, Дима, Настя, Олег ещё не пришли.

Задание Б: в предложении расставить запятые шестью способами:

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

Ответы:

Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

- Шестая  страница нашего журнала «Викторина».

1. Слово, выражающее предположение. (очевидно)

2. Слово, показывающее, что действие происходило прежде. (бывало)

3. Слово, выражающее, что  сообщает не автор, а кто-то другой. (говорят)

4. Просторечное слово, выражающее предположение. (видать)

5. Слово, обозначающее, что сказанное   относится к воспоминаниям, и поэтому может быть неточным. (помнится)

6. Просторечное слово, показывающее, что сведения почерпнуты из слухов (слыхать)

7. Слово, выражающее неуверенность. (кажется)

8. Слово, выражающее полную уверенность. (безусловно)

9. Слово, выражающее  нетвёрдую уверенность, сомнение. (пожалуй)

10. Слово, выражающее предположение. (вероятно)

11. Разговорное слово, передающее стремление кратко подытожить сказанное, выраженное покороче.(словом)

12. Слово, передающее чувство радости.(счастье).

Итоги занятия. Аукцион мнений.

- Сделайте вывод о роли знаков препинания в речи человека и его  жизни.

Занятие окончено.

Рекомендуем посмотреть:

КВН по русскому языку для 5-6-7 классов

Конкурс знатоков русского языка, 5-6 класс

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Викторина по русскому языку в начальной школе

Гессель Татьяна # 14 мая 2014 в 07:37 0
Урок методически выдержан, используются нетрадиционные формы и методы работы. Чувствуется, что урок ориентирован на повышение учебной мотивации. Мне понравился урок. Спасибо!
Ирина Александровна Пономарева # 18 мая 2014 в 15:32 0
Данное внеклассное мероприятие прививает любовь к русскому языку. Грамотно учителем вводится дополнительный сложный материал, который развивает старшеклассников, расширяются рамки изучения языка. Мероприятие интересное.
Надежда Ивановна Лукьяненко # 3 июня 2014 в 22:46 0
Урок методически продуман.Учет возрастных особенностей.Понравился элемент «Из истории русской пунктуации». Мероприятие интересное
Елена Викторовна Сапунова # 17 июня 2014 в 20:02 0
Мероприятие можно использовать на Неделе. Воспитывает интерес к истории русского языка. Спасибо за помощь!
Надежда Григорьевна Кириличева # 23 июня 2014 в 23:18 0
Я думаю, детям на таком уроке не пришлось скучать. Разнообразные формы способствовали активизации непроизвольного внимания. Простые, вместе с тем интересные задания, дополнительный лингвистический материал. Хороший урок! Полезный опыт!
Светлана Николаевна Коллерова # 27 августа 2014 в 19:33 0
Отличное мероприятие для недели или праздника русского языка. Формы и приемы интересны и разнообразны, занимательна связь с историческими фактами. Хороший урок!
Александра Александровна Лебедева # 29 августа 2014 в 02:42 0
Мероприятие интересное. Его действительно можно провести в рамках недели русского языка. Задания из разных познавательных областей. У детей подобные конкурсы вызывают живейший интерес. Разнообразные задания не дают угаснуть интересу детей, темп быстрый, что важно для обучающихся этой возрастной группы.
Эвелина Владимировна Горбанёва # 5 октября 2014 в 22:46 0
Интересное мероприятие,материал можно использовать для подготовки к ОГЭ.Спасибо
Анна Анатольевна Копорова # 15 октября 2014 в 21:14 0
Всегда стоит вопрос, что интересного придумать для проведения Недели или просто нетрадиционных уроков. Увлечь учащихся, подобрать занимательные задания, организовать само мероприятие и предварительную работу. Данная разработка необычна, современна, увлекательна, оригинальны задания. Охвачены разные познавательные области.
Татьяна Алексеевна Страупе # 15 октября 2014 в 22:43 0
Мне кажется, что на предметной неделе можно эту игру провести и на уроке. К тому же детей из моей школы, например, на внеклассные мероприятия только до 8 класса можно "затащить". Материал очень интересный, буду его использовать. Особенно мне понравились исторические экскурсы - полезненько и увлекательно. Спасибо, Евгения Владимировна.
Елена Александровна Борисова # 25 октября 2014 в 18:37 0
Интересное мероприятие. Особенно понравилась страничка "Из истории русской пунктуации". Я думаю, ребятам это будет полезно и увлекательно. Большое спасибо за урок!
Марина Николаевна Салтыкова # 29 октября 2014 в 18:47 0
Предложенный материал можно использовать не только в 9 классе. Прекрасный получится урок и в 8 классе. Все очень полезно и увлекательно.
Лариса Викторовна Яковлева # 30 октября 2014 в 12:33 0
Материал будет полезен для старшеклассников: и для 9, и для 10, и для 11. Тема сложная на восприятие.
Карина Кимовна Толачева # 1 ноября 2014 в 16:30 0
Язык- наши истоки, наши национальные корни, поэтому необходимо воспитывать бережное отношение и уважение к русскому языку в наших детях. Формирование интереса к русскому языку через внеклассное мероприятие - это важный момент в работе учителя-словесника.Спасибо за данную разработку, она действительно направлена на развитие интереса к изучению русского языка.
Карина Кимовна Толкачева # 1 ноября 2014 в 16:32 0
Язык- наши истоки, наши национальные корни, поэтому необходимо воспитывать бережное отношение и уважение к русскому языку в наших детях. Формирование интереса к русскому языку через внеклассное мероприятие - это важный момент в работе учителя-словесника.Спасибо за данную разработку, она действительно направлена на развитие интереса к изучению русского языка.
Наталья Владимировна Безъязыкова # 26 ноября 2014 в 18:34 0
Материал насыщенный, увлекательный. Я думаю, дети с интересом выполняли задания устного журнала, не скучали. Мероприятие прививает любовь к русскому языку, формирует интерес к истории языка. Спасибо. Очень полезный материал.
Марина Александровна Лашева # 3 января 2015 в 11:07 0
Евгения Владимировна, добрый день! Мне очень понравилась Ваша разработка. Интересный материал для элективных курсов по подготовке к ОГЭ. Здесь и история пунктуации и её значение, всё, что необходимо для сочинения на лингвистическую тему. Подбор заданий интересный, ребятам очень нравятся подобные занятия, мигом откликаются, живо участвуют. Спасибо.
Светлана Яковлевна Воробьева # 30 января 2015 в 21:36 0
Спасибо учителю за разработку очень полезную и информативную. Обязательно возьму себе в закладки. Только не очень поняла: это для детей , обучающихся по программе 8 вида или нет? если "да", то как дети восприняли материал, ведь он практически весь развивающий, если можно так сказать, а не коррекционный... Хотя, в чем-то Вы и правы, детей надо поднимать до своего уровня, а не опускаться до их. Спасибо.
Ирина Константиновна Яшина # 17 февраля 2015 в 16:57 0
Впереди предметная неделя, обязательно воспользуюсь материалом!Спасибо!
Ксения Владимировна Цветкова # 6 марта 2015 в 23:00 0
Добрый вечер! Очень хорошая разработка. Интересная и познавательная. Удачно подобраны стихотворные тексты. Всегда тяжело формулировать вопросы (лично для меня). В этом плане ваша разработка мне также очень пригодится. Спасибо!
Вера Сампиловна Гарматарова # 13 марта 2015 в 11:03 0
Евгения Владимировна, спасибо Вам большое! Обязательно возьму себе в закладку. Очень полезный материал!
Анна Петровна Шудракова # 20 мая 2015 в 06:13 0
Прекрасный материал, интересные задания, живой урок. Прививает интерес и любовь русскому языку. Можно использовать как урочную и внеурочную форму.
Ольга Валентиновна Полежаева # 17 июня 2015 в 15:57 0
Спасибо, Евгения Владимировна, за урок! Очень интересный материал, много исторических справок, что помогает лучше усвоить тему урока учащимися.
Татьяна Алексеевна Евсикова # 8 сентября 2015 в 23:08 0
Интересный материал. Использование на уроке определенно принесет пользу.
Валерия Григорьевна Дульман # 12 сентября 2015 в 14:13 0
Актуальный материал. Обычно пунктуация скучна для обучающихся и возникают сложности с подачей материала. Взяла для себя некоторые идеи. Спасибо автору!
Алена Витальевна Гайсина # 6 октября 2015 в 11:33 0
Очень познавательная форма проведения внеклассной работы. Форма работы, которая позволит создать на уроке среду, способствующую творческому развитию. Обязательно будет использовано лично.
Ирина Васильевна Рыбаченок # 3 ноября 2015 в 17:07 0
Евгения Владимировна, спасибо за интересный материал. Думаю, такой урок, действительно, вызывает интерес к изучению русского языка и желание работать со знаками препинания на смысловом уровне. Ваш материал (названия знаков препинания в прошлом: восклицательный знак - «удивный», скобки - «вместный», тире - «молчанка» и др.) можно использовать и на уроках подготовки к ОГЭ: написание сочинения на лингвистическую тему (часть 3. Зад. 15.1), когда нужны лингвистические знания и понимание процессов, происходящих в языке.
Татьяна Петровна Хомутова # 7 ноября 2015 в 20:19 0
Здравствуйте, уважаемая Евгения Владимировна! Спасибо Вам за интересный урок. Очень понравился информационный материал о происхождении разных знаков препинания, истории возникновения их названия. Его можно использовать как на рабочих уроках, так и при проведении внеклассных мероприятий. Интересных и полезных разработок по синтаксису вообще мало, поэтому обязательно буду использовать Ваш опыт. Еще раз благодарю, успехов Вам!
Ирина Владимировна Олейник # 15 февраля 2016 в 09:51 0
Очень хороший материал для предметной недели. Расширяет познания учащихся об истории грамматики, учит уважительно относиться к знакам препинания. Добавила бы притчу о Человеке, который терял знаки препинания, считая их ненужными (С.Я.Маршака). Спасибо большое!
Вера Владимировна Тюрина # 27 июня 2016 в 16:32 0
Добрый день! Каждый год в школе проходит Неделя русского языка и литературы, хочется сделать ее интересной и запоминающейся для учащихся. К сожалению, к 9 классу интерес к изучению русского языка падает, опубликованный материал,несомненно, полезен для учителя, интересен ученикам.
Вера Евгеньевна Рахматуллина # 8 августа 2016 в 10:16 0
Трудная для наших ребят, но очень интересная тема.Много творческой направленности, большой простор для применения приёмов и методов как в урочной. так и внеурочной деятельности.привитие любви к русскому языку в данном конспекте проходит красной линией. Спасибо за содержательный и практико-орентированный урок.