Конспект для детей с ОВЗ урока по предмету «Домоводство»

Тема урока «Приготовление салата «Винегрет»

Автор: Игнатьева Светлана Валерьевна, ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат «Вера» г. Рязани», учитель.

Описание материала: Конспект урока разработан в рамках образовательного предмета «Домоводство», образовательная область «Технологии» и рассчитан на обучающихся 9 класса (16 – 20 лет) с особыми возможностями здоровья (умеренная умственная отсталость). Данный  материал может быть полезен учителям технологии, родителям детей, имеющих выраженные нарушения интеллекта.

Тема: «Салат «Винегрет»»

Цель: формировать представление о салатах и формах их приготовления.

Задачи:

образовательные:

1. Закрепить знания о первых, вторых блюдах и закусках;

2. Закрепить знания  о видах салатов;

3. Закрепить знания о правилах приготовления и хранения салатов. 

4. Закрепить знания о термической обработке овощей.

5. Закрепить знание состава продуктов салата «Винегрет»

6. Познакомить с чисткой вареных овощей.

коррекционные:

1. Корригировать мышление ч/з Д/и «Да/нет», «Продукты для винегрета»

2. Корригировать речь через оречевление действий, проговаривание полных ответов на вопросы;

3. Корригировать мелкую и общую моторику через физкультминутки, предметно-практическую деятельность.

воспитательные:

1. Воспитывать интерес к предмету «Домоводство»;

2. Воспитывать волевые качества личности;

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Оборудование: отварные овощи, ножи, разделочные доски, тарелки, влажные салфетки.

Демонстрационный материал: волшебный цветок (на лепестках написаны правила работы на уроке), сигнальные карты (первое, второе блюдо, закуски), сигнальные карты (да-нет), технологические карты: варка овощей, техника безопасной работы с ножом.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сейчас у вас урок «Домоводство».

- Какие правила существуют на уроке?

1. Внимательно слушать учителя.

2. Не разговаривать на уроке.

3. При ответе поднимать руку.

4. Соблюдать порядок на рабочем месте.

5. Использовать предметы с учетом правил безопасной работы.

6. Хорошее настроение.

- Мы составили рецепт удачного урока.  Выполняя все эти правила наш урок пройдет очень хорошо.

2. Д/и «Первое, второе блюдо и закуска»

Давайте поиграем в игру - я показываю карточку с символами, а вы называете разновидности этих блюд, после чего садитесь.

первое блюдо

второе блюдо

закуска

3. Просмотр клипа «Салаты»

- Тему сегодняшнего урока «Домоводство» вы узнаете,  посмотрев клип.

- Да, сегодня темой урока являются салаты.

4. Д/и «Да и нет»

- Что такое  «салат» - холодное блюдо, приготовленное из смеси различных продуктов.

- Когда готовят салаты? (ежедневно и на праздники).

- Все ли помнят, как правильно приготовить и хранить салаты, сейчас я проверю.

- Если вы соглашаетесь с предложением, то хлопаете, если нет, то топаете.

1. При приготовлении салатов используются только свежие продукты. (ДА)

2. Готовые салаты хранятся без холодильника. (НЕТ)

3. Салаты смешивают перед подачей на стол. (ДА)

4. Салаты подаются в кастрюле. (НЕТ)

5. Салаты едят руками. (НЕТ)

6. В салат можно класть и горячие и  холодные продукты. (НЕТ)

7. Салата можно съесть 2-3 ложки в день. (ДА)

5. Беседа о видах салатов.

- Какие виды салатов вы знаете?

- Мясные салаты (в состав которых входят мясные продукты);

- Рыбные салаты;

- Овощные салаты;

- Фруктовые салаты.

6. Сообщение темы урока.

- О каком салате сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:

Витаминов целый воз

Нам салат с собой привез,

И морковку, и картошку,

И огурчиков немножко.

Свекла, масло и горошек,

Лук, конечно же, немножко

То-то будет вкусно,

Угадайте – ка скорей, что это за закуска?

- Да сегодня будем говорить о салате «Винегрет».

7. Д/и «Выбери нужные продукты»

- Все ли помнят, какие продукты входят в состав винегрета.

- Перед вами листы с продуктами, выберите только те продукты, которые входят в состав салата «Винегрет».

- Давайте вспомним рецепт салата. Откройте свои книги рецептов.

1. Свекла – 2 штуки

2. Картофель – 2 штуки

3. Морковь – 2 штуки

4. Лук – 1 штука

5. Соленый огурец – 2 штуки

6. Зеленый горошек – 1 банка

7. Подсолнечное масло – 3 столовых ложки.

8. Физминутка общая.

- Все ли эти продукты нужно отваривать перед использованием для винегрета. Сейчас поиграем в игру – если этот продукт нужно отваривать – вы приседаете, если – нет- вы поднимаете руки вверх, а если этого продукта вообще нет в рецепте винегрета – вы показываете знак – нет.

Свекла - ПРИСЕСТЬ

Лук  - РУКИ ВВЕРХ

Картофель - ПРИСЕСТЬ

Помидор - НЕТ

Соленый огурец - РУКИ ВВЕРХ

Капуста - НЕТ

Зеленый горошек - РУКИ ВВЕРХ

Морковь - ПРИСЕСТЬ

Чеснок – НЕТ

9. Установление последовательности варки.

- Отлично, теперь я вижу, что вы запомнили не только продукты, которые входят в состав винегрета, но еще и продукты, которые требуют варки.

- Как можно определить, сварился овощ или нет (проткнуть ножом – если нож тлегко входит  в овощ – значит он сварен)

- Все ли помнят, как нужно отваривать овощи?

- Перед вами листы, внимательно прочитайте и рассмотрите картинки. Установите последовательность варки овощей.

1. Помыть овощи.

2. Залить овощи холодной водой.

3. Варить овощи до готовности.

4. Слить воду.

10. Объяснение нового материала.

- Сегодня продолжаем знакомиться с салатом «Винегрет», я расскажу, как чистить вареные овощи.

11. Предметы для чистки овощей.

Для работы вам потребуются:

нож - чистим овощи;

разделочная доска – над ней чистим овощи;

тарелка – в нее кладем очищенные овощи.

Этапы работы:

1. Беру овощ.

2. Беру нож.

3. Ставлю нож к месту чистки.

4. Веду ножом сверху вниз  под кожурой.

5. Срезаю тонкую полоску кожуры.

- Давайте все вместе назовем этапы чистки овощей.

12. Техника безопасной работы с ножом.

- Прежде чем работать с ножом – я попрошу назвать правила безопасной работы с ним.

13. Физминутка для рук.

- Готовить нужно обязательно с чистыми руками. В этом нам помогут влажные салфетки.

14. Практическая работа.

- Сейчас я вам предлагаю стать поварами. На столах расположены ваши фотографии.

Я попрошу вас встать около них. Назовите овощи, которые будете чистить.

достаточный уровень:

чистка моркови при помощи ножа (2 шт.)

средний уровень:

чистка свеклы при помощи ножа (с обозначенным местом чистки) (1 шт).

низкий уровень:

чистка картофеля (1 шт.)

15. Подведение итогов

- Что  вы сегодня делали на уроке?

- Какие продукты нужны для приготовления винегрета?

- Расскажите последовательность чистки овощей.

- Для чего готовим этот салат

Самоанализ урока

Тема данного урока «салат «Винегрет». Урок комбинированный. Он связан с предыдущим уроком и опирается на представление детей о продуктах питания, видах салатов, На изучение данного раздела отведено 8 уроков – это 4-й урок. При планировании мной  были учтены реальные возможности данного класса, а именно диагноз обучающихся, моторные возможности.

Выбранная структура урока была рациональна для поставленных мною  задач. Рационально выделено время для изучения нового материала (ознакомление с чисткой вареных овощей), практической работы, закрепление знаний о термической обработке овощей, состава салата «Винегрет».

Между различными этапами урока существовала логическая связь. Каждый этап урока опирался на предыдущий. Главный акцент делался на ознакомлении с чисткой вареных овощей. Для этого был выбран объяснительно-иллюстративный метод.

Контроль за усвоением ЗУН осуществлялся через вопросно-ответную форму, практическую работу, пооперационные карты. Учебный кабинет был использован в полном объеме. На уроке использовалось ИКТ.

В течение всего урока оптимальная работоспособность обучающихся поддерживалась за счет рационального распределения времени, физпауз, смены видов учебной деятельности и динамических поз. На уроке старался поддерживать благоприятную психологическую атмосферу.

Рекомендуем посмотреть:

Аппликация из цветной бумаги по теме: Весенняя навигация

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида

Сценарий внеклассного мероприятия в 3-4 классах. Дорогою добра

Конспект урока математики в 6 классе С(К)ОУ VIII вида

Тесты по чтению для 3 класса коррекционной школы с ответами

Ольга Борисовна Демидова # 25 марта 2014 в 15:33 +1
Данная разработка позволит успешно провести урок.Обучающиеся смогут усвоить теоритический материал,но я считаю,что в практической части должны были приготовить винегрет.
Марденская Людмила Валерьевна # 31 мая 2014 в 02:46 +1
Светлана Валерьевна, спасибо за урок! Цель Вашего урока: формировать представление о салатах и формах их приготовления.Но, дети 16-20 лет вполне могли приготовить винегрет, хотя этот урок 4-й из 8-ми запланированных... возможно учителю виднее. Удачи.
Зинаида Николаевна Миронюк # 30 июня 2014 в 18:51 +1
Светлана Валерьевна, Ваш конспект урока удачен, а главное отвечает современным требованиям. Он разноуровневый, реализованы цели образовательные:Вы закрепили знания о первых, вторых блюдах и закусках, о видах салатов,о правилах приготовления и хранения салатов, о термической обработке овощей,познакомили с чисткой вареных овощей. Для наших детей это важные моменты для их дальнейшей адаптации.
А коррекционные цели реализованы мышление ч/з Д/и «Да/нет», «Продукты для винегрета», коррекция речь через оречевление действий, проговаривание полных ответов на вопросы; развивали мелкую и общую моторику через физкультминутки, предметно-практическую деятельность.
Важны и актуальны воспитательные цели: воспитание интереса к предмету «Домоводство»; воспитание волевых качества личности; воспитание доброжелательного отношения друг к другу. Урок методически выдержан. Голосую 5+++++
Юлия Тимофеевна Псарёва # 9 января 2015 в 10:08 0
Спасибо за урок! Очень хорошо продумано закрепление теоретического материала, приёмы развивающие мелкую моторику. Думаю возможен вариант приготовления блюда, на этом уроке. Хотя, учитель определяет объем практической работы, руководствуясь возможностями своих учеников.
Александра Константиновна Мадонова # 22 марта 2015 в 15:32 0
Огромное спасибо за урок! Эти уроки больше всего нравятся девочкам. Данные блюда готовятся быстро, а главное они наши, русские. Удачи!
Марина Михайловна Акулова # 6 сентября 2015 в 22:52 0
Благодарю за возможность познакомиться с Вашей разработкой,коллега! Я работаю в коррекционной школе-интернате для слабослышащих детей.Поэтому сразу отмечаю коррекционную направленность Вашего занятия и дидактические игры, как неотъемлемую составляющую в работе с детьми с ОВЗ.. Спасибо!
Иванова Татьяна Викторовна # 30 октября 2015 в 13:09 0
Спасибо за урок! Урок коррекционно-развивающий, все этапы четко продуманы и взаимосвязаны между собой. Приготовление самого блюда можно было бы, конечно, включить. Но вы возможности своих учеников знаете больше.
Я преподаю в коррекционной школе 8 вида предмет СБО, в котором есть раздел "Питание", в 9 классе ребята готовят уже и более сложные блюда. Но, повторюсь, возможности у всех детей разные.
Рива Ильинична Романова # 10 мая 2016 в 16:29 0
Светлана Валерьевна, Ваш конспект урока полностью соответствует требованиям по организации занятий с детей с ОВЗ. Грамотно осуществлен подход к реализации поставленных целей: закреплены знания о первых, вторых блюдах и закусках, о видах салатов,о правилах приготовления и хранения салатов, о термической обработке овощей,познакомили с чисткой вареных овощей.
Хочется отметить ваши игровые приемы, которые Вы используете в процессе урока «Да/нет», «Продукты для винегрета». Спасибо, Вам за урок, творческих успехов!
Майя Борисовна Дурина # 25 июня 2016 в 13:40 0
Все этапы урока соблюдены. Учитель использовал наглядный материал, карточки,клип, ИКТ. При проведении практической работы дети повторили правила Т Б.
Анна Павловна Комарова # 2 октября 2018 в 12:05 0
Игровые технологии очень актуальны в настоящее время. Сегодня невозможно представить без них урок как 5, так и в 8 классе. Ваш материал очень полезен в работе.