Обучение младших школьников безопасному поведению на дорогах и в транспорте

Обучение младших школьников безопасному поведению на дорогах и в транспорте

Изучение ПДД в начальной школе

Из опыта работы педагога дополнительного образования по обучению младших школьников групп продлённого дня безопасному поведению  на дорогах и в транспорте.

Материал адресован педагогам дополнительного образования, работающим на базах школ, для воспитателей групп продлённого дня школ, для учителей начальной школы.

Автор: Крылова Ирина Анатольевна, педагог дополнительного образования ГБОУ дополнительного образования детей  Центр эстетического воспитания «Центр на Брянцева» Калининского района Санкт-Петербурга

Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания младших школьников, где они могут и должны получить необходимые знания, умения и навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Работа педагогов ЦЭВ  в группах продленного дня в школах Калининского района  является отличным примером сотрудничества со школами во благо безопасности детей.

Много лет педагоги Центра эстетического воспитания проводят занятия по ПДД в группах продлённого дня на базах школ Калининского района. Я занимаюсь этим видом деятельности  5  лет.

Работа педагога дополнительного образования на базах школ имеет свои плюсы и минусы, попытаемся проанализировать её преимущества и недостатки в  следующей таблице.

Деятельность педагога дополнительного образования по ПДД на базах школ (группы продлённого дня)

« +  »

«  -  »

·        Высокая востребованность школ в педагогах по ПДД.

·        Большой контингент учащихся групп продлённого дня.

·        Интерес младших школьников к изучению ПДД.

·        Наличие в каждой школе учебного модуля «Альма»

·        Желание педагогов передавать детей для занятий ПДД.

·        Отсутствие стационарной материальной базы.

·        Необходимость передвижений педагога из школы в школу.

·        Необходимость носить реквизит и раздаточный материал с собой.

·        Охват знаниями о ПДД части учащихся, только детей групп продлённого дня.

Чтобы материал прочно усваивался, необходимо использовать в образовательном процессе  эмоции, разум и действие. Если ребёнок равнодушен, пассивен, не переживает того, что хочет привить ему педагог, то и результатов не будет. Структура моих  занятий основана на  афоризме  «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму»

При обучении детей начальных классов правилам дорожного движения целесообразно использовать устные методы изложения знаний: рассказ, рассказ – объяснение, беседа.  К рассказу я обращаюсь, когда нужно изложить новые знания, факты, т.е. тот материал, который дети не могут наблюдать непосредственно.

Рассказ педагога сопровождается показом  слайдов компьютерной презентации.

Чаще всего востребован  рассказ – объяснение, когда нужно раскрыть логическую последовательность, показать зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде. Здесь даётся установка на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательным и осторожным.

Беседа опирается на уже имеющиеся знания детей и их личный опыт. Основа беседы – диалог между педагогом и учащимися, он активизирует мышление детей и включает их в проблемную ситуацию.

В каждом занятия  присутствует большой устный материал, для  интересного и живого восприятия которого я использую  активную практическую деятельность.

Школьники обсуждают, наблюдают, сравнивают, делают выводы, играют и рисуют.

1.  Учащиеся  обсуждают и раскрашивают иллюстрированные дорожные ситуации. Процесс этот как увлекательный, так и полезный. Дети с удовольствием рисуют и это им позволяет лучше запомнить материал.

Применение разнообразных методов и форм работы с детьми для привлечения их внимания и улучшения запоминания сложного материала помогает мне в проведении занятия. Это тот случай, когда количество перерастает в качество. А это значит что если ребёнку интересно,  не скучно, если у него горят глаза, он активен и проявляет познавательный интерес, занятие прошло не зря. Нужная информация усвоена.

Повторение пройденного материала в начале каждого занятия показывает, что дети помнят  предыдущую тему, что приятно радует меня, как педагога.

2.  Команды учащихся собирают стихотворение по правилам дорожного движения из   раздаточного материала (образец – стихотворение, разрезанное на части - строчки). Увлекательное занятие для  учащихся групп продлённого дня.

Образец стихотворения: (каждая строчка разрезается)

Есть сигналы светофора.

Подчиняйся им без спора.

Красный свет им говорит:

«Стой! Опасно! Путь закрыт!»

Жёлтый свет – предупрежденье,

Жди сигнала для движения!

Зелёный свет открыл дорогу –

Переходить ребята могут!

Но ты и здесь не торопись-

Сначала зорко осмотрись!

Сочетание устных методов и практических заданий позволяет детям лучше запомнить материал.

Игровая форма проведения занятий целессобразна, так как для  учащихся начальных классов  игровая стреда  - основной вид деятельности.

3.  Учащиеся активно принимают участие в брейн-ринге. После того как один из детей называет верный ответ,  происходит коллективный разговор по теме этого  термина.

1. Крупный населенный пункт - город

2. Аллея, проходящая посередине улицы - бульвар

3. Замерзшая вода, опасная для движения транспорта и пешеходов -лёд

4. Он спасает от дождя, но мешает видеть дорогу -  зонт

5. Одно из немногих мест на дороге, где разрешается появиться пешеходу - переход

7. Подземный общественный транспорт - метрополитен

8. Звуковой сигнал велосипеда - звонок

10. Перекладина, закрывающая ж/д переезд - шлагбаум

11. Гроза безбилетников - контролёр

12. Устройство для накачки шин - насос

13. Какую часть велосипеда изобрели так давно, когда велосипеда еще и в помине не было – колесо

14. Лестница-чудесница в метро - эскалатор

15. Загородный «тротуар» для пешеходов – обочина 

16. Сиденье велосипедиста - седло

18. Край тротуара, прилегающий к проезжей части -  поребрик

19. Участник движения, не соблюдающий ПДД - нарушитель

4. Составляют слова-ответы на вопросы по ПДД из вырезанных букв.  

Одной из наиболее  часто применяемых современных образовательных технологий  является коллективное творческое дело.  Совместная деятельность сближает, сопутствует  опыту межличностного общения и   навыкам  коммуникации.

5  Складывают «пазлы» (складывают разрезанные на части нарисованные  дорожные знаки, затем называют название знака, к какой группе  знаков  этот знак относится и его его значение)

6   Рисуют по памяти дорожные знаки (проверочное задание)

7  Дети  решают кроссворды.

Я использую два варианта работы с кроссвордами:

1. Раздаю каждому учащимися  кроссворд для индивидуальной работы.

2.  Рисую на доске кроссворд и провожу коллективное разгадывании.

Коллективное разгадывание тематического кроссворда по ПДД на доске позволяет в ненавязчивой, развлекательной форме подвести итог занятию и проверить успешное усвоение детьми сложного материала.

8. Учащиеся  любят слушать  и иллюстрировать литературные произведения по правилам дорожного движения.

9. Проведение подвижной игры «Светофор» является традиционным завершением занятия.

Важным моментом является поддержание высокого эмоционального тонуса в процессе всего занятия. Это не  самоцель, а необходимое условие для передачи сложной информации для детей данного возраста, находящихся в группе продлённого дня. После  уроков дети нуждаются в смене видов деятельности  и эмоциональном раскрепощении.

Завершая рассказ об опыте работы с группами продлённого дня по правилам дорожного движения, надеюсь, что информация была полезной и  интересной.

Современные педагогические реалии требуют постоянного обновления  и методики и форм работы с детьми, поэтому данная публикация начало серии заметок об опыте работы педагога дополнительного образования.

Рекомендуем посмотреть:

Изучение ПДД в начальной школе

Конспект классного часа по ПДД, 1 класс

Игра по ПДД для 1 класса

Внеклассное мероприятие по ПДД, 2 класс. Сценарий

Викторина по ПДД в начальной школе

Ирина Никитина # 4 июля 2013 в 18:22 +1
Хорошее занятие!
Ольга Денисова # 11 сентября 2013 в 19:27 +1
Очень нужный материал, а сейчас, в сентябре, когда начался учебный год, особенно! Наших детей обязательно нужно учить безопасному поведению на дорогах. Спасибо автору!
Юлия Полушина # 14 сентября 2013 в 17:32 +1
Материал полезный, как раз нам в дополнительном образовании сказали провести беседу или мероприятие по данной тематике. Долго искать не пришлось. Спасибо.
Имамбаева Галина Васильевна # 30 декабря 2013 в 17:37 0
Мне понравился материал, спасибо!
Екатерина # 9 января 2014 в 16:08 0
Материал полезный и даже нужный! Понравилась организация работы в группе. Дети вместе выполняют задания, вместе учатся и достигают высоких результатов. Но самое главное это практическое использование знаний на дорогах нашего города.
Светлана Владимировна Власова # 10 января 2014 в 13:12 +1
Спасибо за интересный материал. Он способтвует расширению у детей интереса к знаниям правил дорожного движения через эрудицию, смекалку. Дает возможность детям развивать свои творческие способности при вполнении разичных заданий.
   Мы с учениками второго касса составили "СИНКВЕЙН" к слову "Светофор"
         безопасность
       важный, главный
светит, регулирует,указывает
         защищенность
Галина Сергеевна Крестникова # 4 февраля 2014 в 18:42 0
Уважаемая, Ирина Анатольевна, мне очень понравилось ваше занятие.
Татьяна Сергеевна Потерюха # 19 февраля 2014 в 09:27 0
Ваше занятие - просто находка!Я сама работаю педагогом дополнительного образования и понимаю актуальность данной темы - все мы выезжаем с детьми на выставки, экскурсии и проводим инструктаж по правилам поведения на дороге, но ваши методики позволят детям в лёгкой форме усвоить все правила и научиться быть грамотным участником дорожного движения!Спасибо огромное!!!!
Галина Петровна Безрук # 25 марта 2014 в 05:31 0
Спасибо за интересный и очень полезный материал. Занятие очень понравилось.
Евгения # 24 апреля 2014 в 06:59 0
Классное занятие!!!!!!! Вы большая молодец! возьму в свою копилку и другим посоветую
Гульнара Радиковна Юсупова # 2 июня 2014 в 13:48 0
Акктуально на сегодняшний день. я с ребятами деско - юношеской общественной организации "Юность Якутии" провели агитбригады по правилам дорожного движения для все возрастных категорий перед каникулами и сделали памятки для детей и родителей.
Мне занятие понравилоси и воспользуемся материалом.
Татьяна Фёдоровна # 7 августа 2014 в 08:48 -1
Очень быстро нашла необходимый материал. Работаю в социальном центре, где разновозрастные группы. Поэтому доступность материала очень важна. Благодарю за сотрудничество.
Светлана Юрьевна Хиценко # 21 января 2015 в 11:49 -1
Использованные в работе наблюдения, сравнения делают занятие познавательным и интересным. Спасибо.
Людмила Михайловна Бурикова # 29 января 2015 в 07:43 0
Классное занятие!!!!!!! Вы большая молодец! возьму в свою копилку!
Светлана Петровна Юрьян # 17 мая 2015 в 08:07 0
ОЧЕНЬ НУЖНОЕ ЗАНЯТИЕ!. Эти правила постоянно нужно повторять с детьми любого возраста. Мероприятие позволяет в лёгкой игровой форме вспомнить полученные знания или приобрести их. Спасибо!
Светлана Валерьевна Фомина # 24 июля 2015 в 17:54 0
Отличный материал, иллюстративный и подробный. В нашей школе правило: каждый месяц агитбригада школы по ПДД выступает перед учениками начальной школы. Ваш материал будет нам очень кстати. Спасибо!
Асель Курмангазыкызы Оразалина # 21 декабря 2015 в 12:29 0
Спасибо за интересный и очень полезный материал. Занятие очень понравилось. Ваш материал будет нам очень кстати. Спасибо!
Валентина Дамбаевна Доржиева # 28 февраля 2016 в 08:26 0
Очень интересный и полезный материал. Дети с увлечением решали поставленные перед ними учебные задачи. Спасибо.
Татьяна Юрьевна Сутиева # 9 марта 2016 в 00:33 0
Уважаемые педагоги, не учите детей, что светофор имеет три света, это светофор для водителей. Если вы говорите на зеленый иди, а это светофор для водителя, то произойдет ДТП, страшное событие в жизни ребенка. Используйте современные источники, новые правила ПДД
Ирина Александровна Гордеева # 23 июня 2016 в 09:32 0
Познавательный и интересный материал.Можно сразу использовать на занятии, не надо переделывать или что-то добавлять