Конкурсы по праву для школьников 9 класс

1. Когда и в связи с чем в мире отмечают День прав человека? (10 декабря-Международный день защиты прав человека. В этот день в 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека.)

2. В каких международных правовых документах закреплены права ребенка? (Права ребенка закреплены в двух основных международных документах, принятых ООН: в Декларации прав ребенка (1959 г.) и Конвенции о правах ребенка (1989 г.).)

3. Кто такой ребенок? Что говорится об этом в Конвенции о правах ребенка? (Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам совершеннолетие не наступает раньше 18 лет.)

4. В каком законодательном акте предусмотрен порядок приема и перевода на другое рабочее место, порядок увольнения, вопросы оплаты труда, продолжительности трудового дня? (В Трудовом кодексе.)

5. Что такое вандализм? (Примерный ответ. Бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. В уголовном праве - вид преступления, выражающийся в осквернении общественных сооружений надписями, грубо оскорбляющими общественную нравственность, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.)

6. Юридическая ответственность - что это такое? (Государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством и обществом.)

7. С какого возраста несовершеннолетние подростки имеют право заниматься предпринимательской деятельностью? (С 15 лет.)

8. Назовите виды юридической ответственности. (Дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная, материальная.)

9. Можно ли привлечь к юридической ответственности жену, отказавшуюся давать показания против своего мужа во время следствия или суда по уголовному делу? (Нет. Статья 51 Конституции РФ гласит: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом».)

10. Что такое кассационная жалоба? Кто ее вправе подать? (Жалоба на приговор, решение суда, не вступившее в законную силу. Ее вправе подать осужденный, его защитник, потерпевший, его представитель.)

III. Дискуссионный клуб знатоков права

Ведущий. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих собственных правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления получать, ничего не отдавая взамен. Мы приглашаем вас в Дискуссионный клуб знатоков права, где вы можете высказать свое мнение на затронутую тему. Перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Вам нужно составить грамотный ответ взрослого на капризы зарвавшегося ребенка.

Ситуация 1

Мать. Сколько раз тебе говорить - после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

Сын. Но, мама! Ты же все равно в 11 еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Ведущий. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном? (Примерный ответ. Статья 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном

случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире (да и в этом доме!), и является нарушением общественного порядка.)

Ситуация 2

Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя по истории найдут, поумнее.

Учитель. Как ты смеешь со мной так разговаривать?

Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший - меня за вашу двойку, знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что на уроки ваши я ходить больше не буду!

Ведущий. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Но тем не менее закон здесь на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей. Статья 13.)

Ситуация 3

Ведущий. Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классной руководительнице.

Учитель. Сидоров, ах ты негодяй! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!

Сидоров. А что, Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами-то видели?

Учитель. А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка, голубчик, к директору!

Сидоров. А вы сначала докажите, потом и к директору пойдем. Но вы же еще и виноватой окажетесь, потому что нарушили Уважение моей личности и презумпцию невиновности - основные гарантии Международного права!

Ведущий. Разъясните, пожалуйста, ситуацию. (Примерный ответ. В статье 28 сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (статья 40), что к данному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую еще как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины в том случае, если окно было разбито преднамеренно.)

Ситуация 4

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой за собой посуду, сходи в магазин.

Сын. Мама, у меня завтра контрольная.

Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме беспорядок.

Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Ведущий. Как вы разрешите подобную ситуацию? (Примерный ответ. Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на образование.)

IV. Подведение итогов игры

Дополнительный материал

ООН - защитник прав человека

Организация Объединенных Наций - международная организация, основанная в 1945 г., со штаб-квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй мировой войны. Ее задачи определены Уставом ООН: «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру... Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов ... для обеспечения сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и всемерно способствовать развитию уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Генеральная Ассамблея ООН - один из главных органов ООН. Каждое государство - член ООН имеет не более пяти представителей в Генеральной Ассамблее, которая полномочна рассматривать любые вопросы в пределах Устава ООН, а также давать по ним рекомендации государствам и Совету Безопасности ООН.

ООН - инициатор миротворческих миссий и операций.

ООН несет ответственность за дела беженцев.

ООН заботится о правах женщин, детей и каждого конкретного человека.

Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г.

Иногда следует принимать в отношении соблюдения прав ребенка чрезвычайные меры. Для этого создан Детский фонд ООН - ЮНИСЕФ. Первоначально Фонд предназначался для помощи обездоленным малолетним жертвам Второй мировой войны. В 1953 г. Ассамблея расширила его мандат. Главным объектом заботы Фонда стали миллионы детей развивающихся стран, страдающие от недоедания, болезней. В 1965 г. ЮНИСЕФ была присуждена Нобелевская премия мира. ЮНИСЕФ прилагает активные усилия для организации детских служб, доставки продуктов и оборудования, подготовки персонала для работы с детьми. Организация также оказывает помощь матерям и детям в чрезвычайных ситуациях, возникающих в связи со стихийными бедствиями, гражданскими войнами и эпидемиями. 15 сентября 1989 г. принята Конвенция о правах ребенка - главный документ, охраняющий детство во всем мире.

Рекомендуем посмотреть:

Зимняя игра – эстафета для школьников «Веселые старты»

Сценарий игровой программы для детей 9 – 12 лет

Страницы: 1 2
Ольга # 7 декабря 2014 в 23:30 0
Огромное спасибо. Ваш сценарий - хорошая опора для недели правовых знаний в школе.
Эсма # 20 декабря 2014 в 10:34 0
Ваша игра очень интересная и познавательная! Спасибо)))
Валентина Николаевна Чеснокова # 23 января 2016 в 21:05 0
Тема занятия актуальна. Конкурсы интересные, познавательные, заставляют учащихся думать, рассуждать. Спасибо за игру-занятие!