Посвящение в лицеисты 10 класс. Сценарий

Вечер-посвящение в лицеисты для учащихся 9-11 классов

Актовый зал: сцена-выгородка «Лицей XIX-XXI вв.». На порталах - стилизованный экран. Столик, 2 стула, подсвечник, 3 микрофона (2 на стойках). В зале - слайдопроектор, вазы с цветами. На шторах (слева) - портреты лицеистов: А. С. Пушкина, Ф. Ф. Матюшкина, А. Горчакова (подсветка). Зрительские места - 3 сектора, радиусы - дорожки от сцены.

С 16.30 - музыка в звукозаписи.

17.00. Музыкальный сигнал. (Затемнение в зале.)

Музыкальным фоном - «Как упоительны в России вечера» - выход лицеистов XIX в.

На сцене - синий свет рампы. Обыгровка свечей, па каждое включение - новый цвет, пока не осветится сцена. (Песня, бальная пара.)

1-й ведущий.

Минувший век притягивает нас –

Сегодняшнего давнее начало!

Его огонь далекий не погас,

Мелодия его не отзвучала.

Далекий век, где синий воздух чист,

Где стук колес и дребезжанье дрожек,

И кружится неторопливый лист

Над гравием ухоженных дорожек!

В руках ведущего - букет из листьев.

2-й ведущий.

Когда октябрь на дворе,

Приди сюда, куда б ни шел ты,

Из желтых листьев - самый желтый

Здесь Александровский дворец.

1-й ведущий.

Мы к детству движемся назад

И листьев золотое бремя

Припоминаем вновь, лишь время

Склоняет стрелки на закат.

2-й ведущий.

Нам снятся старые игрушки,

И мы меняемся в лице.

И возвращаемся, как Пушкин,

В лицей, уже пройдя лицей.

1-й ведущий.

Опять листва горит, как свечи,

И парка темного собор.

Приходишь ты на вечер встречи

С самим собой!

Музыкальный сигнал «Как упоительны в России вечера».

2-й ведущий. Какая странная, необъяснимая вещь - человеческая память! Сколько важного и второстепенного хранит она, память... События, лица, даты...

1-й ведущий. И среди них одна - 19 октября! Ставшее для нас нашим вечным лицеем, лицеем навсегда! У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть, свое 19 октября, хоть час от него, хоть минута.

Музыкальный сигнал «Гаудеамус». Выход группы лицеистов XIX века.

1-й лицеист. Вы помните, когда возник лицей?

2-й лицеист. Как царь открыл для нас чертог Царицын?

3-й лицеист. И мы пришли, и встретил нас Куницын

4-й лицеист. Приветствием меж царственных гостей...

Все. Вы помните, когда возник лицей?

Лицеисты отходят к заднику сцены и замирают в мизансцене. Звучит мелодия менуэта. На ее фоне ведущие продолжают.

1-й ведущий. Помним ли мы? Да, помним! Памятью российской истории, памятью сердца...

2-й ведущий. Осенью 1811 года указом Его Императорского Величества Александра III по проекту всесильного в ту пору Михаила Сперанского был создан лицей в Царском Селе, близ Петербурга.

На экране появляются кадры, рассказывающие об истории Лицея, созданного в Царском Селе.

1-й ведущий. Это было закрытое учебное заведение, где небольшое число дворянских детей должно было получить наилучшее образование, чтобы потом участвовать в управлении и просвещении России.

2-й ведущий. 19 октября 1811 года в Царском Селе 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через 6 без малого лет 29 юношей получат аттестаты. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, сельские домоседы и неугомонные путешественники, офицеры и «государственные преступники»...

1-й ведущий. Пушкинский класс Пушкинского лицея. Люди 19 октября. Их дела, их дружба, их мысли стали историей. Великой историей великого государства. Нашей историей.

2-й ведущий. Ну, а пока вернемся в 1811 год, когда все бросились искать влиятельных заступников, чтобы устроить своих отпрысков в невиданное заведение.

Звучит II часть «Гаудеамуса». Музыкальный сигнал - ожила стоп-мизансцена.

1-й лицеист. Мне, Горчакову, поможет звучный титул - князь Рюрикович.

2-й лицеист. Мой отец, Малиновский, назначен директором лицея, и он хочет испытать новое заведение на собственном сыне.

3-й лицеист. А за меня, Ивана Пущина, ходатайствует престарелый дед - адмирал.

4-й лицеист. Мне, Кюхельбекеру, покровительствует сама императрица.

5-й лицеист. А за меня хлопотал Василий Львович Пушкин...

6-й лицеист. Наша семья была интернациональной. Кюхля - немец по отцу и матери, отцы Данзаса, Корфа, Дельвига - немцы, Броглио - итальянец. У Горчакова и Матюшкина матери - немки. У Пушкина прадед - арап.

7-й лицеист. Но лицей воспитал нас в духе любви к Отечеству, к России!

Музыкальный сигнал «Славься».

1-й лицеист. Друзья мои, прекрасен наш союз!

2-й лицеист. Он как душа неразделим и вечен -

3-й лицеист.

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

4-й лицеист. Куда бы нас ни бросила судьбина,

5-й лицеист. И счастие куда б ни повело,

6-й лицеист. Все те же мы: нам целый мир чужбина;

7-й лицеист. Отечество нам

Все. Царское Село!

Музыкальный сигнал. Смена света, стоп-мизансцена в конце сцены.

1-й ведущий. Открытие лицея состоялось в четверг. А с понедельника начались занятия, потекла обычная лицейская жизнь.

Музыка фоном.

2-й ведущий. Распорядок дня. (Достал свиток, читает.) Подъем по звонку - в 6 часов.

1-й лицеист (вклинивается). Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.

2-й ведущий. От 7 до 9 - класс, то есть учебные занятия.

2-й лицеист. В 9 -чай с белой булкой.

2-й ведущий. Сразу после чая - первая прогулка до 10 часов.

3-й лицеист.

Вы помните ль то розовое поле,

Друзья мои, где красною весной,

Оставя класс, резвились мы на воле

И тешились отважною борьбой?!

Общий вздох.

2-й ведущий. От 10 до 12 - класс. С 12 до часу - вторая прогулка.

4-й лицеист. Гуляли обязательно, в любую погоду... (Постепенно оттесняя ведущего и беря инициативу в свои руки.)

5-й лицеист. Потом повторение уроков или вспомогательный класс для отстающих.

6-й лицеист. В половине девятого - звонок к ужину.

7-й лицеист.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно –

Так было мне, мои друзья,

И Кюхельбекерно и тошно!.. (Смех.)

1-й лицеист. После ужина до 10 часов - отдых, развлечения.

2-й лицеист. По средам и субботам бывало вечернее танцеванье или фехтование.

3-й лицеист. Каждую субботу - баня.

4-й лицеист. В 10 часов - вечерняя молитва, сон.

5-й лицеист.

В начале жизни школу помню я:

Там нас, детей беспечных, было много:

Неровная и резвая семья.

Все - в одну линию. Музыка замолкает.

2-й ведущий. Скоро все лицеисты, как водится, наделили друг друга прозвищами.

На экране появляются портреты лицеистов, имена которых вспоминают ведущие. Их слова комментируют лицеисты. Они называют прозвища, придуманные царскосельскими подростками. 1-й ведущий. Антон Дельвиг!

Лицеист. Тося, можно Султан!

1-й ведущий. Николай Корсаков!

Лицеист. Трубадур.

1-й ведущий. Иван Пущин!

Лицеист. Большой Жанно, он же Иван Великий.

1-й ведущий. Модест Корф!

Лицеист. Модинька, он же Дьячок!

1-й ведущий. Александр Пушкин!

Лицеист.

Егоза, Француз!

Златые дни! Уроки и забавы,

И черный стол, и бунты вечеров...

Господа! А помните, как однажды...

Ведущие постепенно оттесняются, и внимание присутствующих вновь приковано к лицеистам.

3-й лицеист. Я, Иван Пущин.

2-й лицеист. Сын директора лицея Иван Малиновский,

5-й лицеист. И, конечно, я - Пушкин! Затеяли выпить го- гелю-могелю.

Пущин. Я достал рому, добыл и яиц...

Малиновский. Натолкли сахару... И началась работа у кипящего самовара!

Пушкин.

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

Пущин.

Закипев, о сколь прекрасно

Токи дымные текли!..

Пушкин.

Вдруг педанта глас ужасный

Нам послышался вдали...

Музыкальный сигнал «Судьба».

Пущин. Тут же начались опросы, розыски. Мы трое явились и объявили, что это наше дело и что мы одни виноваты.

Пушкин. Постановление следующее: две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы. (Опускаются на колени.)

Малиновский. Сместить нас на последние места за столом, где мы сидели, по поведению.

Все (речетатив).

Этот список - сущи бредни,

Кто тут первый, кто последний,

Все нули, все нули,

Ай-люли, люли, люли!

Музыкальный повтор последних двух фраз - отбивка.

2-й ведущий. Рядом, за царскосельскими дворцами, в столице, в России, в Европе, в мире движется своими историческими путями XIX век.

1-й ведущий. Время Гете, Стендаля, Бетховена, Байрона, время Паганини, Гегеля...

1-й лицеист.

Промчались годы заточенья;

Недолго, милые друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

2-й лицеист.

Разлука ждет нас у порога,

Зовет нас света дальний шум,

И всякий смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

Отход к заднику, разворот спинами на зал, готовят свечи. Сигнал «Гаудеамус».

1-й ведущий. Май 1817 года. «Санкт-Петербургские Ведомости» приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского лицея.

2-й ведущий. 17 дней. 15 экзаменов. Последние лицейские дни... Всерьез и в шутку обсуждаются служебные назначения.

1-й ведущий. 30 лицеистов на пороге жизни. Что день грядущий им готовит?

2-й ведущий. Дельвиг умрет от горячки в возрасте 32 лет.

Актер выходит вперед -резко задувает свечу.

1-й ведущий. Редактор лицейских журналов, музыкант, веселый и милый друг Корсаков угас от чахотки в прекрасной Флоренции. (Выход - задул свечу.)

2-й ведущий. Матюшкин дослужится до адмирала флота, а на географической карте появится мыс Матюшкина. (Повтор актерского выхода.)

1-й ведущий. Кюхельбекер 10 лет проведет в тюрьмах и крепостях. Уже полуслепой, больной Кюхля и в сибирской дали будет отмечать лицейские дни.

2-й ведущий. Из осужденных декабристов лишь 43 доживут до амнистии. Среди них и Пущин. Пушкин будет убит на дуэли 37-летним. (Выход - свеча.)

Постепенно свет убирается. На финал - синий фон. Музыка фоном - «Серенада» Шуберта.

Лицеист.

Кому ж из нас под старость День лицея

Торжествовать придется одному?

Несчастный друг!..

Министр иностранных дел, канцлер России, князь Горчаков был последним лицеистом того, первого выпуска Царскосельского лицея...

Уходит со сцены, загасив свечу. Затемнение. Музыка громче. Свет на портреты, которые изображены на экране.

2-й ведущий. Лицей не закончился.

1-й ведущий. Кончились лекции, юность, наивная и безоглядная; кончилось все, а лицей не кончался. Не мог кончиться... Не кончался. Вот и все...

2-й ведущий. Мы в школе нового, XXI века. Класс как класс... (Выход на ритуал клятвы лицеистов.) Мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты, питомцы муз, выдающиеся государственные мужи.

1-й ведущий.

Здравствуй, племя младое, незнакомое,

Не я увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь...

2-й ведущий.

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчатся годы - с вами снова я!

1-й ведущий. Исполнилось предсказание поэта - прошли годы, десятилетия. А мы вновь вместе, «мы празднуем лицея День заветный!»

2-й ведущий. И поэтому - здравствуй, День лицейского братства!

1-й ведущий. Здравствуй, лицей XXI века!

10 класс (из зала в ответ). Здравствуй!

Музыкальный сигнал «Гаудеамус» - 3 раза. Построение 10 классов с незажженными свечами у сцены.

1-й ведущий.

Сменяя друг друга, несутся мгновенья.

Все в мире покроется пылью забвенья.

Лишь дело героя да речь мудреца

Века проживают, не зная конца.

И солнце, и бури - все выдержит смело

Высокое слово и доброе дело!

2-й ведущий.

Вы клятву должны нам сейчас принести,

Что вы не свернете с прямого пути,

Что вас не сломают науки преграды,

Что годы учебы вам будут наградой.

Музыкальный акцент. Ведущие передают огонь свечей по почке, от свечи к свече.

1-й ведущий.

Клянемся добро в себе растить,

На все кругом смотреть пытливым взглядом.

И, действуя наперекор преградам,

Не уходить с заветного пути.

Все. Клянемся!

Музыкальный акцент.

4-й ведущий.

Пойми живой язык родной природы,

И станет сразу ярче этот свет.

Люби свой край в любое время года –

Его милей и краше в мире нет!

Все. Клянемся!

Музыкальный акцент.

5-й ведущий.

Везде наследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Что свет еще не повидал,

Чего и сам не испытал!

Все. Клянемся!

Музыкальный акцент.

6-й ведущий.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Все. Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Музыкальный сигнал «Гаудеамус». Перестроение - 10 классы у сцены.

1-й ведущий. Свершилось! Наша лицейская семья пополнилась новым поколением лицеистов – 20___ года рождения!

С днем рождения, господа лицеисты!

Аплодисменты, зрители встали, звучит музыка «Нарру birthday...»

2-й ведущий. А теперь пора вспомнить, что лицеистам- первопроходцам особенно по сердцу были лицейские шум и невинные шалости молодости.

1-й ведущий. Ну, как,

Вместе. Пошалим?

11 классы. Да!

Визитка 11 классов.

Визитка 10 классов.

1-й ведущий. У каждого человека, может быть... должно быть свое 19 октября... Мы с вами - счастливые люди. У нас оно есть!

2-й ведущий. А это значит, что пушкинский лицей продолжается. Пусть он никогда не кончается, оставаясь для нас другом и учителем.

1-й ведущий.

На дорогах наших дней,

В перепутье общежитий

Ты, наш друг и наш учитель,

Славный пушкинский лицей.

Под твоей бессмертной сенью

Научиться бы вполне

Безоглядному веселью,

Бескорыстному доверию,

Вольнодумной глубине!

Музыка громче. Свет в зале.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников

Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Экономический КВН

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий

Посвящение в старшеклассники. Сценарий праздника

Светлана Белова # 4 февраля 2016 в 23:40 0
Очень интересно!
Марина Станиславовна Ефимова # 6 января 2017 в 04:52 0
Очень яркое и красивое мероприятие! Несомненной заслугой автора является то, что тема Пушкинского Лицея и жизни великий лицеистов решена форме спектакля. Перед зрителями, как живые, возникают юные питомцы лицея.Красиво и проникновенно подан рассказ о дальнейших судьбах лицеистов. Очень трогательно и актуально в конце мероприятия звучат слова о том, что в жизни каждого из нас "должно быть свое 19 октября". Отдельное спасибо стоит сказать за п подбор прекрасных стихотворений к этому спектаклю-мероприятию