Семинар по экологии в школе, 11 класс

Разработка внеклассного мероприятия по экологии для школьников 11 класса

Семинар «Природа как универсальная ценность», 11 класс

Цели: определить, в чём состоит истинная ценность природы и каковы её составляющие; развивать способность видеть прекрасное в природе; воспитывать личную ответственность за сохранение окружающей среды.

1. Организационный момент.

«Все земли прекрасны». Каждая область земного шара прекрасна по-своему: это особый мир форм и ландшафтов.

2. Групповая работа. Выполнение заданий на карточках.

Задание. Даны описания природных зон, различных форм ландшафтов. Назвать зоны и формы. Придумать несколько эпитетов, характеризующих их.

Карточка 1

«Здесь бесконечно долгой зимой пурга и метель без устали штопают чёрное платье ночи, мороз и ветер усердно обновляют бело-голубую краску застывших равнин, пустынные пространства которых посещают лишь белые медведи да песцы. Скоротечное лето, едва освободив эту землю от белоснежных одежд, облачает её в пёстрый, яркий наряд». (Тундра)

Карточка 2

«На рассвете всё окутывает плотная пелена тумана. Но первые же лучи солнца рвут её на мелкие клочья, и тогда взгляду открывается одно из самых неприветливых мест на планете. Бесконечные, злые, колючие ветра. Вряд ли можно найти на Земле более мрачное и неподходящее для жизни место. Днём тишина и только вой ветра слышен, а ночью «пушечные» выстрелы оглашают окрестности». (Пустыня Намиб)

Карточка 3

«Здесь ветер постоянно обновляет ландшафт, добавляет какие-то детали, штрихи, без устали стирает и заново создаёт пейзажи на старом холсте. После каждой бури волны застывают новыми гребнями и ложбинами. У таких волн, как правило, очень крутые гребни, могут достигать 60-метровой высоты. Там,

где прошла такая волна, остаётся бесплодная полоса». (Пустыня, дюны)

Карточка 4

«Природа этого уголка необычайно своеобразна. Постоянные перепады температур, осадки и ветер делают свою разрушительную работу. Здесь нет пышного травостоя и лесов, лишь кое-где возвышаются одиночные деревья. Это царство снегов, чистого воздуха и каменных осыпей. В лучах заходящего солнца силуэты гигантов становятся зыбкими и воздушными, они словно плавятся и истекают золотом и пурпуром. Здесь небо кажется необычайно близким, и в то же время ощущаешь всю мощь и объём этого огромного воздушного океана над собой. Вероятно, только здесь можно испытать подобное чувство». (Горы. Заилийский Алатау)

Карточка 5

«Их нет только в Европе, на севере Америки и в Антарктиде. Всего на Земле их около 30. И занимают они добрую треть суши». (Пустыни)

Карточка 6

«...Его называют голубой жемчужиной, имея в виду невиданную красоту. Что ж, так оно и есть. Заключённое в оправу из кольца снежных хребтов, отличается оно индиговым цветом воды и её кристальной прозрачностью. Мне доводилось бывать на некоторых берегах Тихого и Атлантического океанов. Там зачастую мутный вал грозного прибоя, перемешанный с илом, песком, грязью, нефтяными пятнами, буквально выбрасывает человека, рискнувшего войти в воду. В такие минуты мне всегда вспоминалось наше высокогорное озеро, тоже, кстати, обладающее «морскими» качествами. Насколько же умиротворённее и благожелательнее к человеку его воды, настолько полноценен и богат здесь отдых». (Иссык-Куль) (Ч. Айтматов)

3. Изучение материала.

Из словаря Ожегова: Ценность.

1. Цена, стоимость (например, картина большой ценности);

2. Важность, значение (например, ценное предложение);

3. Ценный предмет, явление (например, культурные ценности).

В переносном значении: с большими достоинствами, важный, нужный.

Природа - важная, нужная для человека составляющая его жизни. Настолько ценная, что деньгами это измерить очень трудно.

Но современный человек мыслит не абстрактными вещами: красота, доброта, чуткость и т. д., а реальными терминами, мы живём в реальном мире, где многое оценивается деньгами. Даже стоимость услуг биосферы человек попробовал оценить: 1994 г. Калифорнийский университет. Семинар. Цель: оценить рыночную стоимость используемых человеком возможностей природных экосистем - и как источников пищи или сырья, и как естественных очистных сооружений, утилизаторов отходов, регулировщиков состава атмосферы.

Результаты.

Средняя стоимость услуг всей биосферы - 33,268 трлн (1012) долларов в год.

Морские экосистемы - 21 трлн долларов.

Сухопутные экосистемы - 12,3 трлн долларов.

Леса тропические - 3,8 трлн долларов.

Озёра и реки - 1,7 трлн долларов.

Услуги биосферы:

Регулирование газового состава - 1,3 трлн долларов.

Круговорот питательных веществ - 17 трлн долларов.

Регулирование качества воды - 1,1 трлн долларов.

Выравнивание последствий природных катаклизмов - 1,7 трлн долларов.

Культурная ценность экосистем - 3,0 трлн долларов.

Итак, фактом является высокая эффективность работы экосистем и то, что их услуги составляют огромный вклад в благосостояние человека на нашей планете. Авторы исследования отмечают, что некоторые рассмотренные услуги незаменимы и если человечество и впредь будет расточительно относиться к природе, то их стоимость будет расти до бесконечности. Во многих случаях мы и не задумываемся над тем, что возможность дышать чистым воздухом или пить чистую воду, пользоваться плодородием формировавшейся тысячелетиями почвы, любоваться красотами природы тоже чего-то стоит... А ведь в конечном итоге благоприятная экологическая обстановка прямо связана со здоровьем человека и, следовательно, непосредственно сказывается на уровне его материального благосостояния.

Нами на предыдущих уроках рассмотрены, с точки зрения эстетической, все основные царства природы. Каждое из них: земля, горы, вода, небо, растения, животные - по-своему привлекательно-прекрасно и возвышенно.

«Тот, кто изучил все элементы прекрасного ландшафта - полнее воспринимает красоту его в целом». (Ч. Дарвин)

Но как бы мы ни старались, влияние человека на природу в любом случае будет осуществляться и степень его зависит от конкретного человека.

От чего?

- От знаний;

- от уровня экологической культуры;

- от черт характера человека.

4. Контроль.

- Насколько важно изучение темы урока?

- Что дают нам возникшие чувства и мысли?

- Насколько каждый из вас достиг своих целей?

- Достигнуты ли цели урока?

- Что бы вы ещё хотели узнать по теме урока?

Домашнее задание. Найти в отечественной литературе описания природы. (И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, К. Паустовский и т. д)

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников

Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Профессиональная ориентация

Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Экономический КВН

Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!