Сюжетно-ролевая игра по экологии для старших классов на тему «Цепи питания»

Внеклассное мероприятие по экологии для старшеклассников

Автор: Винокурова Мария Ильинична, учитель биологии и экологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска»

Описание материала: Предлагаю Вам сценарий сюжетно-ролевой игры по экологии с элементами тренинговых упражнений для учащихся старших классов. Данный материал может быть использован учителями биологии и экологии на уроках и внеклассных мероприятиях экологической направленности.

Задачи:

1. В ходе игры сформировать знания учащихся о цепях питания, их составных частях, пирамидах жизни;

2. Расширить представления учащихся о многообразии живого мира;

3. Развивать внимательность, логику, творческий подход к выполнению заданий;

4. Воспитывать коммуникативную культуру, умение слушать друг друга и работать в группе.

Оборудование: таблица «Цепи питания», клубок ниток, карточки с изображениями различных растений и животных с булавками для крепления, налобные маски с изображениями Солнца (1), травы (6), мыши (3) и лисы (1), тарелка с 12 печеньями, листы А4, цветные карандаши.

Подготовительная работа: в кабинете, где проводится мероприятие, необходимо предусмотреть место для проведения тренинговых упражнений и парты для работы 4 групп.

Ход игры

1. Организационный момент:

⇒ Приветствие учащихся

⇒ Сообщение темы и задач игры

2. Упражнение «Я – животное» - проводится в кругу. Учащиеся по очереди называют животное, начинающееся на первую букву своего имени (Маша – медведь, Андрей – альбатрос и т. п.) Затем по второму кругу надо назвать, чем питается это животное. В третьем кругу учащиеся называют характер питания своего животного: растительноядное, хищник, паразит.

3. Упражнение «Паутина жизни» - проводится в кругу. Один из учеников берет в руки клубок ниток и называет одно из растений или животных леса, например, «Осина». Учитель спрашивает: «Кто питается листьями осины?» Тот ученик, который сказал «осина», отдает клубок ниток тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец нитки. Далее учитель спрашивает: «Кто питается древесиной осины?» и клубок переходит тому ученику, который сказал:  «Жук-короед». «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?; «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». Таким образом, можно задействовать всех ребят класса. По окончании упражнения необходимо попросить учеников натянуть верёвку, а потом пусть кто-нибудь отпустит свой конец. Произойдёт нарушение «сети». Это наглядно изображает важность каждого организма в данной пищевой сети.

4. Упражнение «Цепи питания» - учащиеся получают карточки с изображениями различных растений и животных и при помощи булавок крепят их на себе. Задание: по команде учителя составить цепи питания. Можно проводить в форме соревнования: какая цепь построится быстрее. Когда построятся все цепочки, надо обсудить каждую из них, указав продуцентов, консументов разных порядков (если таковые имеются) и редуцентов. После завершения упражнения карточки не снимаются, так как будут задействованы в дальнейших упражнениях.

5. Упражнение «Модель пищевой пирамиды» - перед началом между ребятами распределяются роли: Солнце (1 человек); Трава (6 человек); Мышки (3 человека); Лиса (1 человек). Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» Траве - по 2 печенья каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка съедает - эта часть полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание жизненных процессов растения, а второе - передает Мышкам. Таким образом, каждая Мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) - отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» Лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет съесть Лису.

6. Упражнение «Пирамида жизни» - учащиеся на листочках втайне от других пишут названия какого-нибудь животного или растения. Затем учитель спрашивает: «Откуда Земля получает энергию? - От Солнца! - Правильно. А какие формы жизни первыми используют эту энергию? - Растения! - Правильно. А сейчас мы построим с вами пирамиду. Растения будут располагаться внизу, потому что все животные прямо или косвенно используют их для своего питания. Все «растения» должны встать на четвереньки и выстроиться в линию - близко друг к другу. Теперь я прочитаю вам названия животных, написанные на листочках, а вы скажите мне - кто из них травоядное, а кто - плотоядное. Все «травоядные» становятся в ряд, расположенный позади «растений». А все «плотоядные» - встают на скамейку и образуют ряд позади «травоядных». Обычно растений бывает намного меньше, и это надо использовать для показа неустойчивость получившейся пирамиды и предложить построить более устойчивый вариант. Затем можно продемонстрировать важность растений, убрав одно из них из основания пирамиды.

7. Закрепление знаний – работа в группах (деление на группы происходит по карточкам из упражнения «Цепи питания»: продуценты, консументы 1 порядка, консументы 2 порядка и редуценты):

1 задание. Прослушайте внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания.

Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицей – гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою

Грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца должна,

Кормясь губить ростки и семена.

Охотнице сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает сонный…

(Пищевые цепи: трава – овца - волк; ростки и семена – голубь - орел; цветок – светляк - соловей- сова).

2 задание. Составить и оформить синквейн на тему своей группы: «Продуценты», «Консументы 2 порядка», «Консументы 2 порядка» и «Редуценты». Схема синквейна:

1. Название синквейна

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. Предложение из 4 слов

5. Существительное (синоним, ассоциация)

3 задание. Составить 2 пищевые цепи, используя названия растений и животных Республики Саха (Якутия).

Подведение итогов игры.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по экологии в 5 классе. Игра-путешествие

Внеклассное мероприятие по экологии 3-4 класс

Классный час по экологии, 8 класс

Внеклассное мероприятие по экологии в 4 классе

Сценарий внеклассного мероприятия для 5-8 классов «Нужны все на свете»

Наталья Сергеевна Катаева # 10 ноября 2014 в 20:56 0
Замечательное мероприятие!И игра, и стихи! По-моему, нигде не встречала подобное! Спасибо! Обязательно воспользуюсь!
Валентина Сергеевна Чурилова # 15 марта 2015 в 16:33 0
очень хороший конспект, столько новых идей. Самое главное, что никто не остаётся в стороне, какждый учавствует, а на обычных занятиях так этого не хватает. Особенно понравилось Упражнение «Паутина жизни», задействованы все ребята, отвечают на вопросы. Про цепи питание тоже понравилось упражнение, учащимся так нравиться соревновательный аспект. Хотя вот именно в цепи питания я бы добавила клубок ниток.
Спасибо, обязательно воспользуюсь наработкой.
Галина Владимировна Зайцева # 8 июня 2023 в 16:50 0
Замечательная ролевая игра! Дети совершенно по-иному, на живых примерах понимают материал, который в дальнейшем смогут практически осознать в жизненных ситуациях. в Игре участвуют все дети, каждый задействован, может примерить на себя некое состояние живой природы. в самом занятии участвую все, а создаваемое в процессе близкое нахождение в движении с природой, дает возможность осознать свою близость к природе человека, зависимость человека от природы. Чувство сопричастности с каждым представителем природы, безусловно рождает желание защищать природу планеты, на которой мы живем.