Внеклассное мероприятие «Лес - наше богатство», 6-7 класс

Мероприятие на экологическую тему для учащихся 6-7 класса «Лес - живой. Береги его!»

(на примере Камышинского лесопитомника)

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Оформление: фотовыставка; аудиозапись песни «Уголок России»; аудиозапись с голосами птиц; таблица времени разложения различных материалов; призы победителям викторины.

Звучит аудиозапись песни «Уголок России».

I. Беседа.

1-й ученик. На Волге есть маленький городок – Камышин

Над широкой и быстрой рекой,

Пояском-мостом перетянутый,

Городок стоит небольшой,

В стихах не раз упомянутый.

Две подружки-реки обнялись,

В них Камышин огнями купается.

Поднимаются здания ввысь,

Окна радугой переливаются.

На речушке есть островок –

Живописно-зеленое кружево.

И питомник - лесной уголок,

Знаю, городу очень нужен он.

2-й ученик. Конечно же, нужен этот волшебный уголок природы человеку. Наверное, нет такого горожанина, который бы не хотел, чтобы рядом с его домом был зеленый уголок, где было бы все: чистый лесной воздух, красота высоких сосен, скромность березок, грибная охота. Для горожан этот зеленый оазис - просто роскошь, памятник природы.

Местные жители хорошо помнят то время, когда свирепствовали «камышинские дожди». Речь идет не о тех дождях, которые приносят живительную влагу, а о «песчаных дождях». Дело в том, что Камышин находится в «котловине выдувания». Это явление природы отравило существование многих поколений камышан.

Во второй половине XIX века началось массовое распахивание земель, и пылевые бури усилились, площадь подвижных песков увеличилась. Это приносило большой вред здоровью людей. Поэтому совсем не случайно местный врач-энтузиаст Ломоносов сделал первые посадки лесов в окрестностях Камышина. Ему, как медику, вполне очевиден был вред, который приносил постоянно запыленный воздух его пациентам. Особенно тем, кто болел туберкулезом или другими заболеваниями органов дыхания.

С 1903 года начались организованные лесопосадочные работы. Так появился Камышинский питомник, который привлекает к себе людей во все времена года. Гуляя по лесопитомнику осенью, невольно вспоминаешь строки стихотворения А. С. Пушкина:

...Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса...

3-й ученик. В середине XX века вокруг Камышина разросся мощный молодой лес. И все это благодаря труду и стараниям известных лесоводов и ученых. Среди них имена Альбенского, Суса, Красильникова, Иозуса и многих других.

С 1931 года началась активная научно-исследовательская работа, результатом которой стал рукотворный чудо-дендросад. В лучшие годы там произрастало 600 видов древесных, кустарниковых и плодово-ягодных пород. Здесь заготавливали около 200 видов семян. Опыт камышан широко использовался в 30-е- 60-е годы при создании «зеленого кольца» вокруг Волгограда, при озеленении Волжского, при посадке защитных лесополос в целом по Юго-Восточному региону Европейской части России.

Зарубежные ученые приезжали знакомиться с тем, как можно в условиях полупустыни вырастить бесполивной лес. Они не верили этому, но, приехав, убедились, как красив этот уголок природы. Как хорошо было бы, если бы по всей России люди так заботились о своей малой родине!

4-й ученик.

Красота родная, русская,

Как ты сердцу дорога!

Вот иду тропинкой узкою

Через рощи и луга.

Птичий гам да тень кленовая,

Тишина в лесном краю...

Что ни день, то силы новые

В грудь вливаются мою.

5-й ученик. Малая родина - это наш островок жизни. И куда бы в будущем нас ни завела судьба, будем помнить:

...Клочок земли, пропавший в трех березах,

Далекую дорогу за леском,

И речку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей Земли.

6-й ученик. Наши города растут, и возникают новые проблемы. Например, Камышин, спасенный «зеленым другом» от пыльных бурь, за последние десятилетия сильно вырос и часто платит своему спасителю неблагодарностью. Питомник вплотную примыкает к жилому массиву и школам и только теоретически считается заповедной зоной. На самом же деле в него беспрепятственно может попасть каждый, хотя далеко не всегда люди умеют вести себя в заповедной зоне.

Эта ситуация волнует настоящих ценителей природы, она должна волновать и нас. Камышинскому питомнику грозит гибель, и причин здесь много.

Кандидат биологических наук М. М. Бескаравайный, который много занимался этим вопросом, указывает на такой факт. В начале XX века лес занимал 100 гектаров. С того времени население города увеличилось в 10 раз. Следовательно, и площадь посадок нужно расширять. Между тем пошел обратный процесс. Из 600 видов пород осталось лишь 330, т. е. почти в два раза меньше. И хотя границы леса остались прежними, но лес гибнет. Он вроде бы живой, но бездыханный. Уникальный памятник природы гибнет на наших глазах.

7-й ученик. Особенно быстро пропадает сосна. Если в Карелии она живет 180 лет, то в степной зоне - только 80. Ей трудно приспособиться к этому климату. Одной из основных причин гибели леса являются лесные пожары, которые часто полыхают летом. Это нерадивые отдыхающие разжигают, а потом не гасят или плохо гасят костры. Причиной пожара служит и незатушенная сигарета или спичка. При пожарах огонь не только жестоко уничтожает деревья, но и наземную подушку из хвои, травы и опавших листьев, которая защищает почву от иссушения. Гибнут молодые деревца. Это мешает нормальному воспроизводству леса.

8-й ученик. Конечно, есть проблемы и экономического характера. У государства не хватает средств на содержание лесников, на тушение пожаров, на финансирование молодых посадок. Поэтому мы с вами должны помочь нашему питомнику выжить. Все вы, ребята, ходите в питомник и видите следы «отдыха» камышан. Ваше внимание привлекают то сломанная ветка, то обгоревшие стволы деревьев, то просто бытовой мусор, который отдыхающие оставляют после себя. Это и бумага, и пластиковые бутылки, и металлические банки, разбитые бутылки. А знаете ли вы, сколько лет понадобится природе, чтобы переработать этот хлам?

Автобусный билет

1 месяц

Банановая кожура

6 месяцев

Носок шерстяной

1 год

Бумажный стакан

5 лет

Окрашенная рейка

13 лет

Консервная банка

100 лет

Алюминиевая банка, пластиковая бутылка

500 лет

Стекло

никогда

9-й ученик.

У дороги куст калины

Пыльным панцирем оброс –

От шибающих бензином

Мимо мчащихся колес.

Так, быть может, и недолго

Здесь его б тянулся век,

Да случилось, той дорогой

Ехал добрый человек.

Тихо вышел из кабины,

Приложил немного сил,

И тот чахлый куст калины

Чуть в сторонку отсадил.

И теперь - жара ли, вьюга –

Куст калины не узнать...

Ах, как важно в жизни другу

Руку вовремя подать.

Учитель. Ребята, в нашей экологической школе сложилась многолетняя добрая традиция - помогать не словом, а делом природе. «Союз друзей природы» нашей школы призывает вас принять активное участие в экологическом десанте по уборке зеленой зоны.

II. Викторина.

1. Назовите виды деревьев, произрастающие в нашей области.

2. Назовите кустарники, произрастающие в нашей области.

3. Какие ягоды и цветы растут в нашем крае?

4. Какие птицы живут в нашем крае?

5. Какие животные водятся в нашем регионе?

6. Отгадайте голоса птиц (слушается запись).

7. Назовите пословицы, где бы упоминались животные.

8. Назовите пословицы, где бы упоминались птицы.

9. Назовите пословицы, где бы упоминались растения.

Автор: Евгения Михайловна Вавилина

Рекомендуем посмотреть:

Игровая программа по экологии для подростков

Экологическая игра-путешествие для школьников 7-8 класса

Экологическая сказка для 7 класса. Сценарий

КВН на экологическую тему для школьников

Театрализованное представление по экологии для школьников, 7-9 классы

Нет комментариев. Ваш будет первым!