Внеклассное мероприятие по профориентации 9 класс

Внеклассное мероприятие 9 класс. Сценарий

Сценарий для 9 класса «В мире профессий»

Цели: дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения; познакомить с современными профессиями.

Подготовка к мероприятию: класс делится на три группы, каждая из которых выполняет домашнее задание - готовит материал о профессии и представляет ее. Первая группа представляет профессию - социолог, вторая группа - маркетолог, третья - логист. В мероприятии принимают участие психолог, астролог (или ученики, играющие их роль), ведущие. Можно пригласить родителей - представителей современных профессий.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Ведущий 1. Помогите! Не знаю, куда поступить. На экономику или режиссуру? Папа говорит, что в начале жизненного пути надо получить профессию или образование. Легко сказать! А как выбрать профессию?

Ведущий 2. Да, это задача не из легких! Но паниковать не будем! Надо спокойно во всем разобраться. Для этого мы и собрались сегодня. Для того чтобы правильно выбрать профессию, во-первых, надо разобраться в самих себе, в своих склонностях и способностях. Во-вторых, в настоящее время в мире насчитывается всего свыше 40 тыс. профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий - 8-10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему знакомство с современными профессиями необходимо.

Ведущий 1. Hy что ж, начнем с познания самих себя! Но здесь без помощи специалистов не обойтись. Давайте посоветуемся с психологом и астрологом.

II. Выступление психолога

Психолог. Для начала выбрать себе два возможных профессиональных пути вполне естественно. Колебаться впоследствии - это уже незрело. Как избежать сомнений в выборе профессии? Попробуйте ответить для себя на такие вопросы:

- В каком городе России лучше всего обстоит дело с выбранными вами профессиями? Есть ли в городе, районе соответствующие предприятия, учреждения, учебные заведения?

- Каковы материальные условия вашей семьи? Смогут ли родители дать вам необходимое образование?

- Кто 10 ведущих известных профессионалов в России, работающих по вашей будущей специальности? А в мире?

- Чему нас учит их биография?

- Какие требования предъявляет к индивидуально-психологическим качествам человека выбранная профессия?

- Как можно максимально задействовать все ваши таланты в будущей профессии?

- Каковы особенности подготовки по выбранной специальности в разных вузах?

- Востребована ли будет ваша профессия через 5-10 лет? Ситуация на рынке труда такова, что спрос работодателей на специальности меняется очень быстро.

- Соответствуют ли ваши способности будущей профессии?

У каждого из нас есть ведущий, преобладающий интерес; способности одного человека лучше выражены в 1-2 сферах. Так что классификация типов профессий психолога Е.А. Климова не могла однажды не появиться. «Человек-природа», «человек - знак», «человек-человек», «человек-техника», «человек - художественный образ» - вот эти 5 типов.

Ваш тип «человек-природа»? Обычно ему сопутствуют следующие психологические качества: наблюдательность, выносливость, способность работать в непростых природных условиях; все, что связано с природой, с живыми существами, вам интересно. Представителей этой профессии объединяет одно очень важное качество - любовь к природе. Но любовь не созерцательная, а деятельная, связанная с познанием ее законов и применением их. Поэтому, выбирая профессию данного типа, очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к мастерской, где вы будете работать, или как к месту отдыха, где хорошо погулять, подышать свежим воздухом. Особенность биологических объектов труда в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы развиваются без всяких выходных и праздников, так что специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям, очень много сведений приходится держать в уме. Необходимо также обладать дальновидностью, чтобы предвидеть возможные изменения в объектах труда. Важны инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Изменчивые условия труда требуют от работника творческого мышления.

Если ваш тип «человек-техника», то сопровождающие его характеристики - образно-практическое мышление, склонность к физическому труду, смекалка. От работника требуются точность, определенность действий. Нужна и высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Последние качества важны, конечно, везде, но в технике с ее точностью, дробным делением труда им уделяется особое внимание. Техника как предмет труда предоставляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества. Поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия успеха в данной области, причем изобретать можно необязательно новые продукты труда, но и способы работы.

Тип «человек-человек» говорит сам за себя - это способность многообразно общаться с другими. Существенное значение имеет умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Вот краткий перечень личных качеств, которые очень важны при работе по профессии этого типа: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми; терпение. Кроме этого, конечно, необходима хорошая специальная подготовка для работы в конкретной области производства, науки, техники, искусства. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми или коллективами. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. К этому типу профессий относятся, например, экскурсовод, учитель, продавец и др.

Тип «человек-знак» предполагает способность концентрировать внимание в условных знаках, цифрах, формулах. Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это и цифры, и коды, и условные знаки, естественные или искусственные языки, и чертежи. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками, а с другой - представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Другими словами, нужно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением и воссоздающим воображением. Кроме того, необходимы также сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.

И наконец, тип «человек - художественный образ» предполагает любовь к искусству, способность к творчеству. Важнейшие требования, которые предъявляют такие профессии, - наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление и, конечно, трудолюбие. Надо помнить, что за эффектным результатом труда таких профессий стоит многочасовая ежедневная работа. Работник искусства должен иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получать удовлетворение от своего труда, быть целеустремленным.

III. Выступление астролога

Ведущий 1. Большую помощь в профессиональном самоопределении могут оказать и астрологи. Так, астролог Лидия Тарви уверена, что подходящая профессия определена для каждого человека с рождения.

Астролог. Для Овнов - натур страстных и импульсивных - не подходит рутинная или сидячая работа. Из них получаются отличные продавцы, лекторы, дантисты, ветеринары, замечательные механики, мясники, хирурги, скульпторы. Овен всегда стремится быть первым.

Тельцы уже в юности мечтают разбогатеть, поэтому не возражают против рутинности, если она принесет много денег. Люди этого знака хорошо проявляют себя в архитектуре, дизайне, строительстве, живописи, музыке. А вот политика - не для них.

Близнецы предпочитают постоянную смену впечатлений и деятельности. Они могут убедить кого угодно и в чем угодно, поэтому из них выходят успешные рекламные агенты, менеджеры, артисты, журналисты, издатели.

Раки при выборе профессии чаще всего оказываются продолжателями семейных династий. Они любят работать с детьми, с животными. Это неплохие психологи, старательные акушеры, добросовестные няни.

Львы предпочитают управлять и при этом рассчитывают только на себя. Их сильная сторона - интеллект. Импозантные и уверенные в себе, они хорошие предприниматели, успешные политики и выдающиеся деятели шоу-бизнеса.

Девы - это «рабочие пчелы» общества. Они отлично справляются с работой, требующей скрупулезности. Девы - хорошие фармацевты, массажисты, травники, диетврачи, а также прачки, телефонные операторы.

Страницы: 1 2 3 4

Татьяна Дмитриевна Меркулова # 12 октября 2013 в 09:05 +2
Человеческая жизнь постоянно связана с принятием решений, выбор приходится делать на каждом шагу. На определенном этапе жизни придется принять совсем не простое решение – выбор области применения своих способностей и навыков, выбор подходящей профессии. В большинстве случаев  это решение принимается еще в школьные годы, одновременно с выбором учебного заведения,  самим подростком или с опорой на мнение родителей, которое не всегда объективно.
А вот проведение подобного мероприятия особенно с участием психолога может оказаться очень полезным и актуальным и поможет молодым людям ближе подойти правильному выбору своего дальнейшего профессионального жизненного пути в соответствии со своими стремлениями, задатками и способностями. Спасибо за интересную и полезную разработку!
Зинаида Валентиновна Марчук # 30 октября 2013 в 22:42 +2
Такие мероприятия очень нужны для проверки   наклонностей ребенка и правильного профессионального выбора им. Работа проведена большая. Автор старался охватить тему в разных аспектах. Коснулся даже популярных в настоящее время астрологических прогнозов. Хочу высказаться по этому поводу. Школа и гадание на кофейной гуще - не совместимы. Если мы в учебных заведениях   при выборе профессий будем рекомендовать детям опираться на астрологические опусы, это будет похоже на телешоу плохого качества.
С уважением З.В. Марчук
Ольга Николаевна Гордеева # 7 января 2015 в 20:08 +1
Содержательная разработка.Очень полезна и актуальна!