Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий

Ведущая. Память у людей разная: у одних лучше, у других хуже. А что же это такое - хорошая и плохая память? Запомнил - забыл? Или это что-то гораздо более сложное? Оказывается, что все гораздо сложнее. Наша память состоит из ряда процессов. С чего же она начинается?

Ученики:

- Наши органы чувств получают определенную информацию из окружающего мира. Наш мозг фиксирует ее. Происходит что-то напоминающее процесс записи. Только этому процессу способствуют не магнитофонная лента или диски, а биохимические изменения в головном мозге.

- Наша память начинается с запоминания слов, впечатлений и образов. Они удерживаются, остаются, то есть сохраняются. Затем в нужный момент происходит их воспроизведение. Это воспроизведение, как можно более точное, необходимо для нас в нужный момент. Иначе может получиться как у незадачливого студента, который уверяет преподавателя, что он учил.

Ведущая.

О хорошей памяти я бы сказала так:

Так что же такое хорошая память?

Это как склад и хороший архив.

Быстро и много собрав и запомнив,

Нужное выдать, в уме сохранив.

Значит, запоминаем, храним, воспроизводим. Но тут же возникает еще один вопрос: «Что?»

Ученики:

- Я сегодня заполнял бланки тестов и должен сказать, что у меня лучше память на числа. Я воспроизвел их почти все. Чего нельзя сказать о словах.

- Я всегда поражался памяти гимнастов и танцоров. Ведь на фоне большого эмоционального напряжения они умудряются безошибочно воспроизводить такое большое количество движений. А ведь это совсем непросто. Выходит, что они обладают двигательной памятью.

- А я восхищаюсь оперными певцами. Это ведь не просто песни, которые тоже не всякому под силу. Это такое хитросплетение нот! И без музыкальной памяти здесь не обойтись.

- Я знаю еще один вид памяти. Это так называемая память сердца. И я уверена, что независимо от качества памяти каждого из нас такой вид памяти знаком каждому. Поэты о ней говорят так: «О память сердца, ты сильнее рассудка памяти печальной!»

Ведущая. Да, есть и такой вид памяти. Такая память называется эмоциональной. И этим видом памяти пользуются в своей работе актеры, когда им надо засмеяться, заплакать и т. д. Мы уже перечислили многие виды памяти. И выходит, что на разные явления окружающего нас мира существует своя, особая память. Что же из этого следует?

Ученик. Можно сделать вывод, что сочетание всех видов и типов памяти и есть не что иное, как хорошая память. Я бы даже сказал, что это не просто хорошая память, а абсолютная. Но я думаю, что людей с такой памятью на свете не очень много. И что же дает им их абсолютная память? Так ли это хорошо? Все ли в порядке с мозгом, если он только фиксирует, записывает, запоминает?

Ведущая. Надо заметить, что забывание мозгу тоже известно. Этот процесс обычно называют разрушительным или очистительным. Что же касается людей с абсолютной памятью, то они, конечно, были, есть и будут. Но их действительно мало. Потому что их абсолютная память является скорее аномалией, чем нормой. Правда, известный математик и кибернетик Джон фон Нейман рассчитал, что человеческий мозг может вмещать информацию, которая содержится в миллионе томов (например, одной из крупнейших библиотек мира).

Ученики:

- Если верить историкам, то Юлий Цезарь и Александр Македонский знали всех своих солдат, а это около 30 тысяч человек, не только в лицо, но и по имени.

- Среди таких выдающихся людей великий математик Л. Эйлер, который помнил шесть первых степеней всех чисел до ста.

- Академик А.Ф. Иоффе пользовался таблицей логарифмов по памяти.

- Я интересуюсь историей шахмат и прочитал о том, что великий шахматист Алехин играл, что называется, «вслепую» с 30-40 партнерами. Он мог не только держать в уме все ходы партий, но и просчитывать их вперед.

- Великий русский актер Остужев потерял слух. Но он настолько хорошо знал все роли: и свои, и партнеров, что это дало ему возможность остаться на сцене.

- Скульптор Лина По потеряла зрение. Но и после этой трагедии она создавала свои скульптуры по памяти. Ее память настолько хорошо сохранила человеческие черты, что ей удалось создать еще более сотни скульптур.

- Это все люди великие. Но жил на свете и обычный журналист с абсолютной памятью. И когда на его способности обратили внимание и отправили к психологу, то даже известный ученый (А. Лурия) удивился. Ведь его пациент ничего не забывал. Он просто не умел этого делать. Вот и пришлось разрабатывать специальную технику забывания, потому что человек не мог забыть даже то, что ему было совершенно не нужно. Далее он пришел к следующему заключению. Люди что-то записывают, чтобы не держать это в своей памяти, не запоминать. Попробовал так поступать и журналист. Но ни выбрасывание записей, ни даже их сжигание не помогало. Человек мысленно видел свои записи. Ему помогло только самовнушение. Он внушал себе постоянно мысль о том, что не хочет видеть свои записи ни в каком виде.

- Что же произошло с этим человеком? Как сложилась его жизнь? Смог ли он распорядиться своим даром так, чтобы он послужил и людям, и ему самому?

- Журналист стал профессиональным мнемонистом. Он выступал в цирке, демонстрируя свою абсолютную память, свои потрясающие возможности. Но, к сожалению, возможности феноменальной памяти не принесли ему счастья. Человек все время был в ожидании чего-то большего от жизни. Он был уверен, что ожидаемое произойдет само. Поэтому находился больше в состоянии мечтаний, чем действий. Меняя профессии, ожидая лучшего, он так и остался неустроенным в жизни человеком.

- Значит, можно сделать заключение, что абсолютная память - это еще не все. Важно учитывать, какой человек, какая личность обладает феноменальными способностями. Феномен из приведенного рассказа не смог разумно, правильно распорядиться своим даром. Ведь если к таким способностям да подключить еще трудоспособность и инициативность, то можно достигнуть колоссальных успехов в любой области человеческой деятельности. Чего только стоит владение, например, двадцатью и более иностранными языками! Есть же и такие примеры.

- Все это хорошо, красиво, полезно и т. д. Но что делать тем, у кого память обычная? Разве такие люди не могут достигнуть больших успехов, имея память, что называется, как у всех?

Ведущая. Конечно, могут. Мы в этом мире познаем многое. А вот как мы это делаем - уже зависит во многом от нас самих. В организме человека происходит сложная и многообразная психическая деятельность под названием «внутренняя жизнь личности». Наши чувства, побуждения, желания, намерения, поставленные жизненные цели, решаемые задачи - все влияет на процесс познания. Но согласитесь, что одно мы запоминаем преднамеренно, а другое можем запомнить непроизвольно, как мы говорим, случайно. Однако и в этом случае человек запоминает не все подряд, а в основном то, что связано с его деятельностью, с ним самим, с его личностью. И лучше запоминается не то, о чем думается, а то, что непосредственно связано с целью человеческой деятельности.

Вам знакомо выражение «Повторение - мать учения»? Учителя на уроках предлагают вам всевозможные задания, среди которых и такие, как: выделить, подчеркнуть, придумать, вставить и т. д. В ходе именно таких упражнений правила и теоремы не заучиваются специально. А ведь запоминаются!

Ученик. Но в этом случае, как мне кажется, стоит перефразировать изречение о повторении. Лучше уж сказать, что именно деятельность - мать учения.

Ведущая. Жизнь устроена так, что нам необходимо не только то, что запомнилось непроизвольно, но и то, что мы просто обязаны запомнить в силу, например, определенного рода нашей деятельности или для достижения определенной цели и т. д. Как часто мы зубрим что-то, понимая, что это нам не очень-то пригодится. Ведь такая зубрежка часто бывает бесплодной, сколько ни повторяй. И совсем другое дело, если мы ставим перед собой определенную цель, если знаем, что нам это необходимо.

Опыт на запоминание

1-й этап. Психолог читает 10 пар слов:

Стол -малыш.                             Гора - кино.

Вилка - цветок.                            Танец - свет.

Дело - дом.                                   Краска - книга.

Дрова - вода.                               Лицо - тарелка.

Кошка - дым.                                Пароход - бегемот.

Инструкция. Послушайте, постарайтесь запомнить пары слов. Затем я буду читать первое слово каждой пары, а вы должны будете вспомнить и записать второе.

Страницы: 1 2 3 4

Я # 17 февраля 2013 в 19:42 +1
Спасибо огромное за Ваш труд!