Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий

Ребята выполняют задание, сдают свои работы членам жюри.

2-й этап. Психолог, зачитывая пары слов, предлагает ребятам соединить их по смыслу.

Ученики:

- Малышу неудобно сидеть за высоким столом.

- Землю вокруг цветка можно взрыхлить и вилкой.

- Построить дом - это великое дело.

- Увидала кошка дым, закричала: «Ой, горим!»

- В кино можно часто увидеть красивые горы.

- Танец только выиграл, когда его осветили цветными лучами света.

- Краска в книге была еще совсем свежей и пахла.

- Не склоняй лицо низко над тарелкой, сиди прямо.

- Люди на пароходе увидели в воде настоящего бегемота.

(Затем психолог зачитывает первое слово каждой пары и предлагает ребятам записать второе уже после осмысленного соединения этих, казалось бы, не связанных между собой слов.

Ребята сдают выполненное задание. Благодаря осмыслению слов результаты обычно бывают гораздо лучше.)

Ученики:

- Иногда создается впечатление, что в наше время феноменальная память и даже просто какой-то ее повышенный уровень не нужны. Ведь в распоряжении человека и калькуляторы, и компьютеры, и множество других, облегчающих жизнь приборов и приспособлений.

- Думаю, что здесь можно возразить. Потому что, для того чтобы работать со всеми этими механизмами и приборами, необходимы знания и память, которая удерживала бы все инструкции и правила обращения с данными приборами. Это во-первых. А во-вторых, если пустить все на самотек и идти по линии наименьшего сопротивления, пользуясь трудами и достижениями других, то можно упроститься до непозволительного уровня. Да и жизнь не стоит на месте, и она, и все мы стремимся вперед. Значит, необходимы и ум, и использование резервов нашей памяти. Это, конечно, в том случае, когда вы стремитесь соответствовать современному уровню жизни.

- Совершенно не оспаривая право выбора каждого человека, нисколько не умаляя достоинства других людей (каждый может достичь высот даже в, казалось бы, очень простом, но так необходимом людям деле; чего только стоят, например, мастера сферы обслуживания!), я все-таки хочу задать следующий вопрос: «Что же делать тем людям, которые, что называется, замахнулись уже с юного возраста на дела более великие и значимые?» Усложняются жизненные и профессиональные задачи - увеличивается и потребность иметь более высокий уровень памяти. Хоть и ходят анекдоты о забывчивости великих людей, но в своем деле, профессиональном, научном, они были поистине великими и непревзойденными. И все это благодаря их уму и памяти.

Ведущая. Нестандартное творческое мышление и сообразительность хорошо развиваются в процессе познавательной деятельности: в исследовании и познании жизни, в учении и самообразовании. Развитию объективности, любознательности, эрудиции способствуют все виды деятельности. Точность знаний, новые впечатления и информация помогут вашему уму и дальше развивать познавательные способности. То есть ум должен постоянно трудиться.

Психолог. Развитие памяти и внимания требует специальной подготовки.

1. Если хотите что-то запомнить, необходимо развивать наблюдательность.

2. Один из простейших способов запоминания - повторение или механическое запоминание.

3. При повторении чередуйте чтение с припоминанием про себя и пересказом прочитанного.

4. Заучивать и повторять лучше не частями, а целиком, нагружая при этом смысловую, логическую память.

5. При повторении не спешите заглядывать в книгу. Лучше загляните в свою память.

6. Повторяя, не переутомляйтесь. Делайте перерыв (10-15 минут) через каждые 40-50 минут работы.

7. Но помните, что продуктивность смысловой памяти в 20 раз выше механической.

8. С целью лучшего запоминания разбейте изучаемый материал на смысловые куски.

9. Выделите главное и второстепенное, сложное и простое, требующее и не требующее доказательств. Все это поможет сделать материал более понятным и легче запоминающимся.

10. Заучивание неизбежно (стихи, правила и т. д.).

11. Заучивание - хорошая тренировка памяти.

12. Заучивание помогает быстро считывать необходимую информацию (например, из стихов).

13. Один из специальных приемов запоминания - разгрузка памяти за счет применения средств внешней памяти (записные книжки, магнитофонные записи, таблицы, компьютер и т. д.).

14. Один из приемов запоминания - организация своего рабочего места и среды обитания. Это помогает освободить физическую память от ненужных усилий, чтобы вспоминать, где что лежит и т. д.

15. Одним из приемов является метод контраста (создать контрастный фон для запоминания).

16. Метод прогнозирования предусматривает постановку вопроса о том, что может произойти, если не запомнить данный материал или информацию. Чем больше предвидится отрицательных последствий, тем больше вероятность запоминания.

17. Метод сжатия информации, сокращения используется при составлении конспектов и тезисов.

18. Мнемотехника, или мнемоника, предусматривает создание всевозможных искусственных ассоциаций. Общеизвестный пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Или, например, техника запоминания написания английских слов: people - пеопле. Мнемоника дает возможность запоминать в полтора-два раза больше, чем обычные способы.

19. Помните, что наблюдательность и умение внимательно слушать тоже способствуют процессу запоминания.

Что нам мешает внимательно слушать?

1. Наши мысли бегут до 10 раз быстрее, чем речь. Мы часто выключаем наше внимание, теряем смысл сказанного и вследствие этого запоминаем далеко не все необходимое.

2. Часто, только услышав первые слова, мы уже начинаем думать, что знаем, о чем пойдет речь. Поэтому и слушаем невнимательно.

3. Отвлекаясь на внешний вид и манеру говорить, мы заняты больше созерцанием, чем слушанием.

4. Иногда часть своего внимания мы отдаем телевизору, радио, газете и т. д. Мы не слушаем, а только пытаемся это делать.

5. Есть очень хорошее правило слушания: внимайте мыслям, а не журчанью слов.

6. Если вам не нравится то, о чем говорит собеседник, то вы его уже и мало слушаете. Вы во всеоружии, готовите опровержение, контратаку. Вот чем занят ваш ум.

Что же следует делать?

Во-первых, учиться сосредоточиваться. Делать это можно с помощью тренировочных упражнений. Например: два плюс три, минус пять, плюс четыре, умножить на два и минус шесть. Сколько, кстати, будет?

(Члены команд могут выполнить это и подобные упражнения. Результаты учтет жюри.)

Во-вторых, можно вместе с друзьями прослушать передачу и затем проверить, сколько высказанных в ней положений (главных мыслей, вопросов) вам удалось запомнить.

(При возможности и желании психолог может зачитать членам команд небольшой рассказ и проверить запоминание в нем, например, отдельных фактов.)

В-третьих, зная, что большинству из нас не удается одновременно делать дела и внимательно слушать, старайтесь отключаться от того, что отвлекает ваше внимание.

В-четвертых, вместо подготовки контратаки вникайте в суть разговора и готовьте вопрос, который прояснил бы для вас точку зрения собеседника.

В-пятых, просьбы и требования, которые к вам обращены, необходимо повторять время от времени про себя. Это приучит вас точно их запоминать и правильно выполнять.

И наконец, в-шестых, помните, что, повторяя несколько раз в разговоре с другими уже сказанное, вы не заостряете внимание

собеседника, а, наоборот, притупляете его. Помогайте людям слушать себя.

Тест «Как проверить возможности своей памяти»

Психолог предлагает ребятам выполнить тест, целью которого является исследование процессов восприятия и узнавания.

Инструкция. Я покажу вам таблицу с изображением 9 фигур (произвольная таблица). У вас будет 10 секунд для того, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур. (Психолог показывает таблицу.)

А теперь я покажу другую таблицу. Как видите, на ней изображено гораздо больше фигур. Укажите среди фигур второй таблицы те фигуры, которые вы видели на первой таблице.

Обработка результатов

Жюри отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания  Е подсчитывается по следующей формуле: Е = М/9 + N, где М - число правильно узнанных фигур, N - число неправильно узнанных фигур.

Оптимальный уровень узнавания равен единице. Поэтому чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала.

Ученики:

- Сейчас повсюду тесты. Не слишком ли увлеклись ими психологи и представители других сфер деятельности? Так ли уж все можно проверить тестами? В том числе ум, память, интеллект?

- Я читала о том, что некоторые очень умные и талантливые люди не умеют быстро и правильно работать с различного рода тестами.

Психолог. Надо признать, что это так, и это лишний раз доказывает, что наша психика все еще полна тайн и загадок. Хотя даже та быстрота, с которой вы работаете над заданиями тестов, уже дает определенное представление о вашей реакции, сообразительности и т. д. А с методикой тестов у психологов связаны большие надежды. Хотя не обходится и без разочарований (вы об этом только что сказали). Тесты впервые были созданы французскими психологами А. Вине и Т. Симоном. Слово «тест» с английского переводится как «проба, короткое испытание». Именно быстрое, короткое испытание необходимо, например, при определении качеств человека, которого принимают на работу. Мы, конечно, знаем, что для того, чтобы хорошо узнать человека, необходимо съесть с ним пуд соли. Но время не позволяет нам этого сделать. Жизнь продиктовала свои условия, и люди разработали тесты. Так изучаются характеры, способности, реакция и т. д. Психологам нелегко приходится в таком ответственном виде работы: А есть ли у вас способность реально оценивать других? Какой вы психолог? Хотите себя проверить и сравнить результаты с реальным положением дел? Постарайтесь отвечать быстро и искренне. Выберите один из вариантов ответа, запишите очки и суммируйте их.

1. По-вашему, те, кто всегда придерживается правил хорошего тона:

• вежливы, приятны в общении (2 очка);

• строго воспитаны (4 очка);

• просто скрывают свой истинный характер (1 очко).

2. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорится. По-вашему, они:

• счастливы (2 очка);

• равнодушны друг к другу (1 очко);

• у них нет доверия друг к другу (4 очка).

3. Вы впервые видите человека, и он сразу начинает рассказывать вам анекдоты и острить. Вы решите, что он:

• остряк (1 очко);

• чувствует себя неуверенно и таким образом пытается выйти из этого неприятного состояния (2 очка);

• хочет произвести на вас приятное впечатление (4 очка).

4. Вы говорите с кем-то на интересную тему, ваш собеседник сопровождает разговор жестикуляцией. Вы считаете, что он:

• волнуется (4 очка);

• неискренен (1 очко).

5. Вы решили лучше узнать кого-либо из своих знакомых. Поэтому вы считаете, что надо:

• пригласить его в какую-либо компанию (1 очко);

• понаблюдать его в деле (2 очка).

6. Вы знаете человека, который дает большие чаевые. Вы убеждены, что он:

• хочет произвести впечатление (4 очка);

• рассчитывает на расположение официантки (2 очка);

• делает это от щедрости души (1 очко).

7. Если человек никогда не начинает разговор первым, вы считаете, что он:

• скрытничает или не хочет разговаривать (2 очка);

• слишком робок (4 очка);

• боится быть непонятым (1 очко).

8. По вашему мнению, низкий лоб:

• означает глуповатость (1 очко);

• означает упрямство (2 очка);

• не может сказать о человеке что-либо конкретное (4 очка).

9. Что вы думаете о человеке, который не смотрит другим в глаза?

• у него комплекс неполноценности (1 очко);

• он неискренен (4 очка);

• он слишком рассеян (2 очка).

10. Человек с высоким достатком всегда покупает дешевые вещи. Вы думаете, что он:

• бережлив (4 очка);

• скромен (2 очка);

• скряга (1 очко).

Если вы набрали 35 и более очков, то вам очень легко составить мнение о человеке. Вам достаточно посмотреть на кого-либо, и вы уже знаете, что это за птица. Кроме того, вы можете сразу же сообщить ему свое мнение, так как убеждены, что не ошиблись. Но даже если это и так, поразмышляйте: разумно ли говорить каждому, что вы о нем думаете? Этим вы вряд ли что-то измените, скорее, вызовете раздражение. Или вы хотите показать, что вас никто не сможет водить за нос? Помните, что это не самый разумный поступок и выход из создавшегося положения.

Если у вас от 26 до 34 очков, значит, вы умеете объективно оценивать ситуации и окружающих. У вас действительно есть нюх на людей, и для вас несложно угадать характер человека. Из вас может получиться отличный психолог. Вы не позволяете принимать на веру чужое мнение. Предпочитаете сами убедиться, каков человек, которого вы оцениваете. Это очень хорошее качество для педагогов и руководителей. И если вы поймете, что ошиблись, то не побоитесь признать это.

Если вы набрали 15 очков и менее, то это означает, что вы нередко готовы поверить кому бы то ни было. Вы чрезвычайно доверчивы и судите о людях лишь по внешним признакам. Когда же впоследствии оказывается, что ваша оценка была совершенно ошибочной, вы изумляетесь и расстраиваетесь. Вы можете совершать ошибки по одной и той же причине - из-за неверной оценки людей...

Ученики (делают выводы):

- Внутренний мир человека, его психика полны тайн. У людей в этой области большое поле деятельности.

- Память можно и нужно тренировать.

- Результаты деятельности зависят от богатства внутреннего мира человека, гармонии души и мыслей.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Экономический КВН

Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников

Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Город родной

КВН для старшеклассников

Страницы: 1 2 3 4
Я # 17 февраля 2013 в 19:42 +1
Спасибо огромное за Ваш труд!