Внеклассное мероприятие в школе «Трагедия Беслана»

Тематический вечер, посвященный трагическим событиям в г. Беслан «Россия против террора»

Цели: воспитывать у учащихся патриотизм, мужество, любовь к Родине; расширять знания об истории России, о текущих политических событиях; воспитывать неприятие насилия и жестокости.

Оборудование:

- герб, флаг, гимн России;

- книжная выставка;

- карта Кавказа (нарисована учениками с выделенной крупной точкой - «Беслан»);

- магнитофон, аудиокассеты;

- метроном, секундомер;

- реквизит: бумажные голуби на палочках по количеству участников, церковные свечи каждому участнику мероприятия.

...Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной...

Из речи митрополита Филарета к воинам 2 октября 1843 г.

...не Русь Ермолова нас покорила, Кавказ пленила пушкинская Русь.

Расул Гамзатов

Ход мероприятия

Звучит гимн России.

1-й ведущий. «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе...».

«...Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры, как стражи ночей, отвечают!..».

«...Воздух там чист, как молитва ребёнка; и люди, как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит...».

Кавказ! Далёкая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной!..

М. Ю. Лермонтов

Узнали? Так писал Михаил Юрьевич Лермонтов, безумно любивший Кавказ с детских лет. Любил Кавказ и Александр Сергеевич Пушкин, и Лев Николаевич Толстой (книги их перед вами). Да кто только не объяснялся в любви Кавказу! А Владимир Семёнович Высоцкий любил повторять: «Лучше гор могут быть только горы».

И вот на фоне этой любви произошла страшная трагедия, которую мы с вами сегодня, сейчас, здесь, переживаем заново.

Показать указкой г. Беслан на карте Кавказа.

2-й ведущий. Торжественная линейка по поводу Дня знаний и открытия учебного года в школе №1 северо-осетинского города Беслан должна была только начаться.

На площади перед школой собралась огромная толпа - школьники в нарядных костюмчиках, их родители, некоторые с грудными детьми, и учителя. Звучала музыка.

Звучит песня «Санта Лючия» в исполнении Робертино Лоретти.

1-й ведущий. То, что произошло около 9 часов утра, некоторые восприняли как дурной розыгрыш, настолько это казалось невозможным: в школьный двор въехал крытый грузовик ГАЗ-66, откуда выскочили вооружённые людей в масках. Они начали стрелять в воздух и загонять толпу в школу. Тогда же появились первые жертвы: в перестрелку вступил милицейский наряд, дежуривший возле школы.

Всё случилось в течение двух-трёх минут. Боевики, возникшие неожиданно, погнали заложников в закрытый спортзал, разбили окна, взломали двери. Там заложникам приказали сесть на пол.

32 террориста в школе № 1 захватили заложниками 1300 человек, в основном учащихся школы. Со слов взрывотехников, школа была заминирована ещё до её захвата. Для приведения в действие системы были завезены автомобильные аккумуляторы. В окрестностях школы находился боевик, который впоследствии с помощью сотового телефона взорвал спортзал. Мощность взрыва была около 60 кг в тротиловом эквиваленте. Но примерно четвёртая часть самодельных бомб не взорвалась.

Далее террористы за 10 минут заминировали зал взрывчаткой.

Так начался почти 3-дневный кошмар. И вся страна не отрывалась от экранов телевизоров.

1-й чтец.

Старший сын

Ученикам школы №1 города Беслан

Время. Подрастают сыновья.

Лето кончилось, и в тридцать пятый раз

Снова осень. Вот уже и я

Провожаю сына в первый класс.

 

Дома ждут машинки без колёс

И набор пластмассовых солдат,

Мишки, кубики, разбитый паровоз

И любимая игрушка - автомат.

 

Насмотревшись телевизионной шелухи,

Сын вопросами «достал» отца и мать,

Он усвоил, кто его враги,

А ещё понятие «убивать».

 

Он всегда вести со мной готов

Откровенный и серьёзный разговор,

Только путает ещё значенья слов

«Терроризм», «теракт», «антитеррор».

 

Разве грудью можно всех детей

Заслонить? О Боже, помоги!

Нелюдей искать среди людей,

Волю сжав в железные тиски!

 

Только, видно, Бог за что-то проклял нас,

Нас и нашу грешную страну.

...Провожаю сына в первый класс.

Провожаю. Словно на войну.

Д. Стрельцов

Звучит песня «Пацаны» в исполнении А. Маршала.

2-й ведущий. Террористы вели себя странно: не выдвигали требований, в переговоры не вступали, запретили передавать детям еду. Они хотели взорвать школу в начале её штурма спецназом, чтобы поднять горцев на войну. Но... всё случилось иначе.

Отсутствие штурма на второй день деморализовало боевиков. Более чем двухдневный кошмар заложников закончился штурмом. Заложники были освобождены с большими потерями.

Погибло 335 человек, из них 156 детей. Тяжёлые потери. Жесточайший террор против детей должен был бы поднять всю власть России и прибыть туда, в Беслан, в Осетию, где решалась судьба страны: быть сильной защитницей своих граждан или встать на колени перед «международным терроризмом». Но власть оставалась в рабочих кабинетах. А в это время более тысячи заложников подверглись издевательствам бандитов.

1-й ведущий. Северный Кавказ - уникальный регион по своей этнической и культурной пестроте. Таким он был в составе Российской империи и СССР, таким он остаётся и по сей день.

Террор не имеет оправдания, но имеет свои причины. Спецслужбы владеют тысячами способов борьбы с террором, но есть лишь один способ покончить с ним - искоренить его причину.

На территории Кавказа в настоящее время действуют арабские наёмники. Их численность, несмотря на потери, не уменьшается, так как из-за границы нелегально проникают всё новые группы по 5-10 человек.

Международный терроризм не собирается складывать оружие. Кавказ он выбрал своим плацдармом.

2-й чтец.

Детям Беслана

Дети Беслана, куда вы ушли?

Нет, вы не в землю, вы в сердце попали,

Всем матерям и отцам навсегда

На небесах ангелочками стали.

 

Места не будет на нашей земле

Нелюдям, кто посягнул на святое.

В муках им корчиться в грязной петле,

Смерть принимать лишены они стоя.

 

Милые дети, живите в миру.

Пусть никогда не коснётся вас горе.

Верьте в счастливую жизни игру.

Родина вас защитит от террора.

 

Ваши глазёнки пред нами всегда.

Мы не забудем невинные лица

И не позволим, чтоб в дом приходила беда,

Будем за вас и Россию молиться.

Н. Федотов

3-й чтец.

Когда о гибели ребёнка

Вдруг дикторский поведал глас,

Казалось, будто «похоронка»

С полей войны догнала нас.

 

По небосводу в чёрных тучах,

Под взглядом злых и добрых глаз,

Осетия, звездой падучей

Ты над планетой пронеслась.

 

От взрывов террористов вздрагивали звёзды,

Карающий бандитов метался меч.

И вся Россия верила - не поздно

Детей Беслана уберечь.

 

Всё выше ненависти башня,

Непонимания стена...

И мы скорбим обо всех погибших

И ваши не забудем имена!

Звучит песня «Кавказский пленник» в исполнении А. Маршала.

4-й чтец.

Если б сердце плавилось от слёз,

У меня б расплавилось оно.

Будь слезам дано смывать жилища,

Стала бы бездомною давно.

 

Всех на свете жить мне тяжелей:

Отдала террору я своих детей.

Как моё некаменное сердце

Оказалось каменных сильней?

 

Господи, клянусь, нет больше сил

Падать на колени у могил,

Видеть пепелища и сирот, -

Я хочу, чтоб мир спокойно жил.

«Нет террору!» - говорит сегодня весь мир.

5-й чтец.

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон, -

Это раздаётся в городе Беслане

Колокольный звон, колокольный звон.

Это возродилась и окрепла

В медном гуле праведная кровь.

Это жертвы ожили из пепла

И восстали вновь, и восстали вновь!

6-й чтец.

Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон, -

Это раздаётся в городе Беслане

Колокольный звон, колокольный звон.

Звон плывёт, плывёт над всей землёю,

И гудит взволнованно эфир:

«Люди мира, будьте зорче втрое,

Берегите мир, берегите мир!»

1-й ведущий.

Терроризм - оружие трусов!

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет,

Но с благодарностию: были.

7-й чтец.

В память жертв трагедии в Беслане

Нежданное горе

Покрыло волною безмерной,

Слова онемели,

И вздрогнули наши сердца.

Мы стали единым

Живым оголённым нервом

При встрече с безумьем,

Давно позабывшем Творца...

 

Не люди, не звери,

Но чёрные вороны в масках.

Глумились над душами

Малых невинных детей.

Земля содрогнулась, -

А небо в кровавых красках

Застыло в безмолвье

От стона и слёз матерей.

 

При встрече с безумьем

Мы общею стали молитвой,

Единой свечою во храме,

Единою волей к борьбе,

Единым сознаньем,

Что нам не избегнуть битвы.

И к свету прокладывать

Вместе дорогу себе.

М. Озолиня

2-й ведущий.

«Чёрная» хроника

• 9 мая 2002 г. - теракт в Каспийске во время парада в честь Дня Победы. Погибли 43 человек.

• 19 августа 2002 г. - вертолёт МИ-26 сбит над Ханкалой. Погибли 115 человек.

• 26 октября 2002 г. - захвачен театральный центр на Дубровке в Москве. Погибли 129 человек.

• 27 декабря 2002 г. - теракт в Доме правительства в Грозном. Погибли 70 человек.

• 12 мая 2003 г. - теракт в селе Знаменское (Чечня). Погибли 60 человек.

• 1 августа 2003 г. - теракт в военном госпитале в Моздоке. Погибли 50 человек.

• 5 декабря 2003 г. - теракт в электричке в Ставропольском крае. Погибли 44 человека.

• 6 февраля 2004 г. - теракт в Московском метро. Погибло не менее 40 человек.

• 21 июня 2004 г. - рейд боевиков по Грозному. Погибли около 100 человек.

• 24 августа 2004 г. - в Москве на автобусной остановке на Каширском шоссе прогремел взрыв. Пострадали 4 человека.

• 24 августа 2004 г. - в Тульской и Ростовской областях потерпели крушение два пассажирских самолёта. Погибли 90 человек.

• 31 августа 2004 г. - у станции метро «Рижская» в Москве при взрыве погибли 11 человек, в том числе террористка-смертница, около 50 человек получили ранения.

• 6 сентября 2004 г. - г. Беслан. Средняя школа № 1. Погибло 156 детей. Более 200 человек пропало без вести.

1-й ведущий. Этот скорбный список продолжается до сих пор. Мы должны просить прощения у тех, кто потерял родных и близких, выразить сочувствие и соболезнование тем, кто пережил эту страшную беду.

Объявляется минута молчания. Включить метроном и секундомер.

Затем предлагается всем присутствующим зажечь поминальные свечи; детям - взяться за руки, поднять бумажных голубей и помолчать. Звучит мелодия Ф. Шуберта «Лее Мария».

Литература

1. Красная звезда [Текст]: газ. - 2004. - Сентябрь.

2. Лермонтов, М. Ю. Стихотворения [Текст] / М. Ю. Лермонтов. -М.: Просвещение, 1982.

3. Пушкин, А. С. Кавказский пленник [Текст] / А. С. Пушкин. - Просвещение, 1987.

4. Северная Осетия [Текст]: газ. - 2004. - Сентябрь.

5. Соболев, А. Бухенвальдский набат// Венок славы: Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: в 12 т.; т. 12. Ради жизни на земле [Текст] / А. Соболев. - М.: Современник, 1990. - С. 565.

6. Толстой, Л. Н. Хаджи-Мурат [Текст] / Л. Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1986.

7. Учительская газета [Текст]. - 2004. - № 36, 37.

Автор: Наталья Герасимовна Растегаева

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие «Великие люди России»

Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию в старших классах

Классный час, 6 класс. Аргунский подвиг

Агитбригада по патриотическому воспитанию. Памяти участникам войны

Классный час для 6-7 класса. Афганистан

Наталья Геннадьевна Маленко # 11 ноября 2016 в 20:55 0
Какой информативный и замечательный материал творческого мероприятия! Я живу и работаю на Северном Кавказе, недалеко от Беслана. Мы каждый год с учащимися вспоминаем эту трагическую дату, не только вспоминая о трагедии, но и воспитывая патриотизм, чувства эмпатии и гражданственность. Воспользовалась данным материалом при подготовке классного часа в восьмом классе. Молодцы - авторы данного материала! Пока читаешь материал, уже слёзы наворачиваются на глаза...
Светлана Николаевна Семенова # 4 декабря 2016 в 22:27 0
Материал,на самом деле,замечательный.Но эта трагедия унесла очень много человеческих жизней.Это очень страшно. Проводя такие мероприятия,мы,педагоги,должны донести до детей цену жизни и, естественно,воспитать в них чувство патриотизма.
Инна Алексеевна Юдина # 17 мая 2017 в 20:16 0
Спасибо за данный материал!Обучающиеся не останутся равнодушными к таким страшным событиям.
Ольга Владимировна Рогова # 1 ноября 2017 в 18:55 0
Материал очень интересный, трогающий до глубины души. Очень тяжело проводить такие мероприятия, но нужно. Спасибо.
Елена # 2 сентября 2020 в 19:04 0
Спасибо за материал, трагедия не передать словами, ежегодно говорим об этом страшном событии с детьми.Помним...