Беседа по ПДД в подготовительной группе детского сада на тему: Переход

Конспект беседы по правилам дорожного движения в детском саду для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Переход проезжей части в разное время года

• Ребята! Какие четыре времени года вы знаете?

Верно! Зима, весна, лето и осень.

Поговорим об особенностях правил перехода через улицу в каждом сезоне. Начнем с зимы.

Зима — самое холодное и долгое время в году. Дороги зимой покрыты ледяной коркой, а если идет снег, то и снегом, под которым прячется наледь. Это явление называют гололедом.

В это время года на колеса машинам надевают зимнюю резину, благодаря ей машина не скользит по льду.

Представьте себе, что вы подошли к наземному переходу и следите за светофором. Вот загорелся зеленый огонек. Можно переходить через проезжую часть. Идите не спеша, посматривая по сторонам и под ноги. Бежать через проезжую часть нельзя, ведь можно поскользнуться и упасть.

Крепко держите папу или маму за руку. Мамы и папы! Запомните! Если вы везете малыша на санках, то при переходе через дорогу его нужно взять на руки, а санки везти за собой.

Если зимой вы стоите на остановке и ждете общественного транспорта, держитесь подальше от края тротуара, отойдите вглубь остановки. Зима — опасное для пешеходов время года!

• Какое время года приходит за зимой?

Верно! Весна. Дни становятся длиннее, светлее, снег тает. Во время весенних каникул на улицы высыпает множество ребят. Некоторые из них не знают правил дорожного движения и перебегают дорогу, где им вздумается, пускают в ручейках, бегущих по проезжей части, бумажные кораблики.

• Как вы думаете, можно так поступать? Почему?

Правильно! На проезжей части нельзя играть ни в какие игры!

• Какое время года следует за весной?

Верно! Лето. Летом часто идут мощные ливни. По дорогам мчатся не ручейки, а настоящие потоки воды, реки. Они несут обломки веток деревьев, разный сор. Стекло водителя во время сильного дождя становится мокрым, почти непроницаемым, даже специальные дворники плохо справляются с работой по очистке стекол.

Водитель может не заметить пешехода, а быстро затормозить на сыром асфальте очень трудно!

Летом пешехода подстерегает еще одна опасность — растущие вдоль дороги пышные высокие кусты, ведь водитель может не заметить пешехода, неожиданно вышедшего на проезжую часть из-за густого куста.

Представьте, вы переходите через проезжую часть по наземному переходу, в этот момент у вас звонит мобильный телефон. Можно ли разговаривать по телефону, находясь на проезжей части? Конечно, нельзя! Это отвлекает вас от обстановки на дороге (а она меняется мгновенно) и может привести к беде.

Лучше перейти через проезжую часть, а потом уже ответить на звонок мобильного телефона.

• Какое время года наступает после лета?

Правильно, осень.

Осенью город часто затянут густым холодным туманом. Это мельчайшие капельки влаги висят в воздухе. В тумане свет фонарей становится тусклым, огни машин заметны плохо, даже фары не так ярки, как в сухую ясную погоду. В это время нужно быть особенно внимательными на дороге.

Теперь вы знаете, дорогие ребята, как зависит от погоды безопасность на дорогах. Туман, сырость, слякоть, гололед, дождь могут привести к аварии, поэтому никогда не теряйте бдительности при переходе через дорогу.

• Отгадайте загадки.

По этой дорожке идет пешеход,

Машин не боится, идет он вперед.   (Тротуар.)

 

Их, конечно, видел ты:

Стекло очищают они от воды.    (Дворники машин.)

 

Одноногий и трехглазый,

Вы его узнали сразу!   (Светофор.)

 

Почему зимой машины

Поменяют свои шины?

Машинам трудно едется

И трудно пешеходам

Идти спокойным ходом,

Если... (гололедица).

Вопросы

1. Какие опасности подстерегают пешехода зимой?

2. Что такое гололед?

3. Какие опасности подстерегают пешехода весной?

4. Каковы особенности перехода через дорогу летом?

5. Почему нельзя выскакивать на проезжую часть из-за кустов или стоящей на обочине машины?

6. Чем опасны дождь, туман для дорожного движения?

Задания

1. Нарисуйте и раскрасьте светофор.

2. Нарисуйте дождь и дорогу под дождем.

3. Нарисуйте и раскрасьте дорогу, по краям заросшую густыми кустами.

• Послушайте сказку.

Сказка о правилах дорожного движения

Часть 1. Игрушечная дорога

Утром разрумянившаяся, веселая Анна Анатольевна внесла вместе с помощницей тетей Машей в игровую комнату большущую картонную коробку и поставила ее посреди комнаты на ковер.

— Ой! Что это? — вскрикнула от нетерпения Наташа.

— Я знаю, я знаю! — сказал всезнайка Юра. — Это железная дорога! Правильно? Я угадал? — спросил он у воспитательницы.

— Угадал, но не совсем! — улыбнулась Анна Анатольевна, и милая улыбка сделала ее похожей не на взрослую женщину, а на девочку.

— Это дорога. Только не железная, а автомобильная. Давайте раскроем коробку и рассмотрим, что в ней лежит.

Дима тотчас принес ножницы, разрезал ленточки и открыл крышку.

Ребята заглянули в коробку и ахнули от удивления. Чего там только не было!

— Вот это и есть сама дорога, — сказала Анна Анатольевна, разворачивая плотный картонный рулон. — Сейчас мы ее закрепим специальными скрепками.

Дорога была окрашена в серебристо-серый цвет, цвет асфальта, посреди проходила белая разметка.

— Эта разметка указывает, что это дорога с двухсторонним движением, — объяснила Анна Анатольевна.

— А это что за яркие домики со скамейками? —- спросила Оля.

— Это не домики, а остановки. Здесь люди ждут общественный транспорт — автобусы, троллейбусы, трамваи, отдыхают на скамеечках, а крыша защищает их от дождя и снега, — объяснила воспитательница.

— А теперь я хочу вас спросить: что это за белые полосы поперек дороги?

— Это зебра! Так по-другому называют наземный переход для пешеходов, — объяснил Дима.

— Молодец, Дима! — похвалила мальчика Анна Анатольевна. — А теперь давайте разложим вдоль дороги с правой и левой стороны пешеходные дорожки.

— Какие они красивые! — обрадовалась Катя. — Из розовых плиточек.

— Кто ходит по пешеходным дорожкам? — спросила воспитательница.

— Пешеходы! — хором ответили дети.

— Правильно! Давайте расставим на тротуаре пешеходов, — предложила Анна Анатольевна.

Она достала из одного отделения коробки разные смешные игрушки — зайку, белочку, черепашку, козленка, ежика, человечка с рюкзаком. Дети расставили их на пешеходной дорожке.

— Пешеходы у нас есть, а вот машин пока на улице нет. Давайте расставим машинки.

Ребята стали доставать из коробки машинки. Каких здесь только не было! Легковые, грузовые, такси, «скорая помощь» с красным крестом на боку, пожарная машина, а еще автобусы, троллейбусы с проводами и дугами, трамваи и специальные трамвайные рельсы.

Ребята расставили машины на дороге. А Анна Анатольевна спросила:

— Федя, скажи мне, пожалуйста, кто управляет каждой машиной?

— Водитель или шофер! — выпалил мальчик. Он знал о машинах очень много, ведь Федин папа — шофер. Он водит большой грузовик и часто берет сынишку с собой в гараж.

— Что же мы еще забыли поставить на улице? А ведь без него движение невозможно! — спросила воспитательница.

— Я знаю. Светофор! — ответил Андрюша.

Он достал из коробки светофор на длинной металлической ноге и стал его рассматривать.

«Меня узнаете вы сразу, я одноногий и трехглазый» — вот угадайте-ка загадку, что это такое? — сказал мальчик, показывая всей группе светофор.

— Это светофор! Мы знаем! — ответили ребятишки.

А Таня добавила:

— У него три «глаза» разного цвета: красный, желтый и зеленый.

— Правильно! — похвалила девочку Анна Анатольевна. — А что означают эти «глаза»? — спросила она.

— Когда горит красный «глаз», то идти пешеходам через дорогу нельзя.

Красный глаз горит

И всем говорит:

«Я глаз красный —

Очень опасный!» —

ответила умненькая Оля.

— Что означает желтый «глаз»? — продолжала расспрашивать ребят воспитательница.

— Желтый — значит, подожди, стой и терпеливо жди! — ответил Федя.

— Ну, а зеленый «глаз» что говорит пешеходам?

— Если зеленый «глаз» горит, значит, переход открыт! — бойко ответил Андрюша.

— Молодцы, ребята! — похвалила их воспитательница. — Эта дорога — не простая игрушка, с ее помощью мы будем изучать правила дорожного движения, а потом проводить конкурсы и викторины. Кто из вас выиграет, тот получит грамоту и подарок! А сейчас мойте руки и садитесь обедать, — закончила Анна Анатольевна. — Дорогу мы пока разбирать не будем. Она нам еще пригодится!

После обеда, сна и прогулки ребятишки снова занялись дорогой. Учились менять сигналы на светофоре, переводили кукол через переход.

Анна Анатольевна нажала на красную кнопку, и случилось чудо: машины поехали по дороге, а пешеходы стали двигаться по тротуарам. Улица ожила!

— На сегодня хватит! — сказала Анна Анатольевна. — Завтра снова займемся дорогой, будем учить правила дорожного движения, петь песенки, читать стихи, которые помогут получше запомнить все правила! А сейчас собирайтесь по домам. Родители уже заждались вас, — закончила она.

Скоро все ребятишки разошлись по домам, ушли и воспитатели, и музыкальные руководители, и няни, и повара. Словом, в детском саду стало темно и тихо. Только свет фонаря проникал в окна.

-— А давайте и мы поиграем в дорогу! — предложил Зайка. — Чур-чура, я буду менять огни светофора.

— Давайте! — обрадовались игрушки. Мишка тут же нажал на красную кнопку, на которую нажимала Анна Анатольевна, и улица ожила!

По проезжей части поехали машины, по тротуару неспешно пошли пешеходы: белочки, ежик, черепаха, дружная чета лисиц.

Зайка умело переключал светофор. Когда горел красный свет, ехали машины, а пешеходы стояли и терпеливо ждали возле перехода. Когда загорался зеленый свет, пешеходы переходили через улицу. Внимательно смотрели сначала налево, потом направо. Все шло хорошо, пока на пешеходной дорожке не появился Козлик на самокате. Он весело катил, не обращая ни на кого внимания, отталкиваясь одним копытцем и задевая пешеходов.

Те шарахались из стороны в сторону и громко ругали Козлика.

— Ты почему правила не соблюдаешь? — сердито зарычал Медведь. — Вот я тебя сейчас проучу!

Но Козлик ничуть не испугался и поехал еще быстрее, но нечаянно сбил с ног тетушку Черепаху. Та свалилась с тротуара на мостовую и ее задела проезжающая мимо машина.

— Авария! — громко и напуганно закричали все игрушки разом. А Заяц тут же нажал кнопку и остановил движение. По счастью, «скорая помощь» не потребовалась: Черепаху защитил от удара твердый костяной панцирь.

Она, ворча себе под нос, с трудом снова взобралась на тротуар, а мама-Коза догнала озорника Козленка, отняла у него самокат и пребольно толкнула рожками прямо в бок. Козлик громко разревелся.

— Я больше не буду ездить по тротуару на самокате!

— Иди! Сейчас же извинись перед тетушкой Черепахой, — сказала мама.

— Но ведь с ней ничего дурного не случилось! -— возразил сынок.

— Так-то оно так, но Черепаха очень стара и могла заболеть от испуга! — добавил Ежик, оказавшийся рядом.

— А ведь именно сегодня Анна Анатольевна объясняла ребятам, что кататься на самокатах, велосипедах, играть в мяч и другие игры можно только на детских или спортивных площадках, — ехидно заметила Крыса. — Значит, ты, Козленок, ничему не научился!

— Ладно! Перестаньте ссориться и рассаживайтесь по местам. Уже светает. Скоро настанет утро, в детском саду снова соберутся дети и станут играть с дорогой, а заодно учить правила, — примирительно сказал Заяц, и все игрушки мигом притихли.

• Ответьте на вопросы по содержанию сказки.

1. Что принесла в детский сад воспитательница?

2. Чем занимались дети с Анной Анатольевной?

3. Какие правила дорожного движения они учили?

4. Что случилось с дорогой ночью?

5. Кто нарушил правила дорожного движения?

6. Почему упала с тротуара на проезжую часть тетушка Черепаха?

7. Пострадала ли она? Почему?

8. Чем закончилась сказка?

Автор: Шopыгинa Татьяна Андреевна

Рекомендуем посмотреть:

Занятие по ПДД в детском саду для детей подготовительной группы. Дорожная грамота

Игра викторина по ПДД в подготовительной группе детского сада

Задания по ПДД для дошкольников в картинках

Изучение правил дорожного движения в детском саду

Конспект занятия по ПДД для детей подготовительной группы на площадке детского сада

Нет комментариев. Ваш будет первым!