Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Автор: Пикалова Надежда Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201», г. Оренбург.

Активная консультация для воспитателей ДОУ – одна из эффективных форм сотрудничества членов педагогического коллектива, позволяющая не только вспомнить теоретический аспект изучаемого вопроса, но и поделиться друг с другом опытом работы по данному вопросу, а также принять участие в практической деятельности.

Кратко смысл проведения такого рода консультаций, семинаров можно сформулировать так: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю».

Активная консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации  сенсорного воспитания дошкольников.

Оборудование: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца-«киндерсюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.

Ход мероприятия:

1 часть (теоретическая) -  Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?»

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может ­войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п.

Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.

Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны

Что такое сенсорные эталоны?

Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать  его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия.  Ребенок  должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств  предметов.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь.  Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.  

Сенсорные эталоны:

- Эталоны цвета -   семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-  упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

развивает наблюдательность;

готовит к реальной жизни;

позитивно влияет на эстетическое чувство;

является основой для развития воображения;

развивает внимание;

дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

влияет на расширение словарного запаса ребенка;

влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Перед сенсорным воспитанием стоят разные  задачи:

В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).      

В среднем дошкольном возрасте:

формирование сенсорных эталонов;  

обучение детей способам обследование предметов;

обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;

развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв  (при усвоении грамоты).

Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.

Как знакомить ребенка с признаками предметов?

Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори):

1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета).

2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия (игра «Покажи такого же цвета»).

3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»).

Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное, можно и в игровой форме.

Почему еще важно сенсорное развитие?

Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.

Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.

2 часть (практическая):  «Сенсорные игрушки своими руками».

Коллектив педагогов делится на подгруппы. Каждая подгруппа получает по несколько вопросов (вопросы пишутся на отдельных карточках). Педагоги внутри каждой группы обсуждают вопросы, затем идет обмен мнениями. На подготовку ответов дается 5 минут.

Вопросы первого уровня:

· какие игры и игрушки для развития тактильной чувствительности есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе?

· какие игры и игрушки для развития зрительного восприятия есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе?

· какие игры и игрушки для развития слухового восприятия есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе?

· укажите «минусы» и «плюсы» игр на развитие вкусового восприятия?

· укажите «минусы» и «плюсы» игр на развитие  восприятия запаха (обоняния)?

Вопросы второго уровня:

· в  какие игры, развивающие восприятие ребенка, можно играть на улице?

· в какие игры и игрушки, развивающие восприятие, предпочитают играть дети в вашей группе?

· в своей работе вы предпочитаете использовать игрушки из магазина или «самоделки», почему?

· как, по вашему мнению, сенсорные игрушки и игры влияют на развитие речи детей?

· укажите игрушку, которая на ваш взгляд, обладает максимально развивающим восприятие ребенка потенциалом?

На стол перед педагогами выкладываются следующие предметы: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца-«киндерсюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.

Каждой группе предлагается сделать две развивающие игрушки своими руками – на это отводится 10-15 минут, далее педагоги делают своим игрушкам презентацию (рекламу), объясняют,  как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей.

Затем все педагоги высказывают мнение, какую игрушку они считают самой лучшей. Группа педагогов, выполнившая ее, забирает все остальные игрушки в качестве приза для пополнения своего уголка сенсорного развития в группах.

Рекомендуем посмотреть:

Сенсорное воспитание дошкольников в процессе игр

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Лариса Владимировна Зубарева # 22 мая 2013 в 02:18 +3
Надежда Викторовна спасибо Вам за такой интересный и полезный материал!
Ауэр Анастасия Юрьевна # 15 января 2014 в 12:48 0
Спасибо много интересного по сенсорному развитию. Возьму на заметку.
Юлия Павловна Белова # 19 января 2014 в 18:36 0
Отличная статья, замечательно написана, самое главное — с душой!!! Большое спасибо! Уверена, что она поможет как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Эти принципы сенсорного воспитания, на которых, я считаю, обязательно должны основываться занятия по сенсорике (для родителей  это узнать тоже будет, безусловно, полезно), применимы не только к самым-самым маленьким деткам, а к деткам любого возраста.
Анастасия Алексеевна Косинцева # 20 января 2014 в 21:07 0
Спасибо за статью. было очень интересно узнать о сенсорном воспитании именно в среднем дошкольном возрасте, ведь очень много написано о раннем и младшем возрасте. Будем ждать новых статей.
Александра Геннадьевна Фунтова # 24 января 2014 в 22:56 0
Интересная форма организации методической работы. Это что-то вроде мини- семинара -практикума? Надо попробовать..Содержание материала консультации краткое,однако все самое главное изложено. спасибо за разработку и идею.
Ольга Анатольевна Щавелева # 23 апреля 2014 в 13:58 0
Спасибо большое за такую работу! Очень интересная и важная информация. Обязательно воспользуюсь.
Марина Владимировна Кожурина # 15 мая 2014 в 11:06 0
Очень интересная форма работы. Спасибо!
ТАСМИЛЯ НАИЛОВНА БИКМУХАМБЕТОВА # 7 августа 2014 в 15:41 0
хочу по возможности использовать в своей работе,если смогу проработать тему по сенсорике.
Ольга Михайловна Кочура # 10 сентября 2014 в 18:04 0
Здравствуйте, Надежда Викторовна! С большим интересом прочитала представленный Вами материал. Сенсорика играет большую роль в развитии ребёнка, но даже мамочки не всегда знают, как помочь крохе ознакомиться с окружающим миром. Я работаю логопедом в доу, как-то сделала замечание родительнице, что она мало разговаривает с сыном, не называет происходящее вокруг него. На что мама удивилась:" Это что - даю я ему молоко в кружке и говорю: смотри, кружка синяя, а молоко в ней белое? Он что, сам не видит, что оно белое?" Поэтому ваш семинар конечно же полезен для воспитателей, но я бы провела его и для родителей тоже. С уважением, О.М.
Людмила Владимировна Туманова # 26 ноября 2014 в 12:03 0
Здравствуйте! С интересом прочитала Ваш материал. Хорошая консультация. Особенно понравилась вторая-активная -часть. Всегда интереснее там, где идет обмен мнениями. так и здесь , небольшая деловая игра + задания для самовыражения. Это здорово! Успехов!
Наталья Петровна Михайлова # 17 декабря 2014 в 21:23 0
Консультация замечательная! Тема действительно насущная и значимая. Обязательно возьму себе на вооружение. Спасибо!
Ирина Ивановна Гончарова # 22 июня 2015 в 12:56 0
С интересом ознакомилась с вашей статьей. Все понятно описано. Вроде бы все доступно, а если вдуматься не сразу ответишь на поставленные вопросы. Мало уделяешь внимания вопросу необходимости той или иной игрушки. Вторая часть очень полезна в плане общения педагогов между собой, обменом мнений. Спасибо. Голос.
Ольга # 24 января 2016 в 17:14 0
Уважаемая Надежда ! Очень понравилась ваша статья.Сенсорное воспитание - одна из главных задач умственного развития маленького ребенка!Очень важно учить детей обследованию предметов. хорошо , что вы ссылаетесь на технологию Марии Монтессори. И понравилось, что вы четко дали определения - сенсорное развитие и сенсорные єталоны. Это готовый материал для начинаюшего методиста в детском саду.Не могу понять как сделать заклаку, поэтому копирую и беру на вооружение! Спасибо!
Марина Алексеевна Назарова # 31 октября 2016 в 11:03 0
Отличная статья, очень хорошо написана,и все понятно! Большое спасибо! Уверена, что она поможет как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Эти принципы сенсорного воспитания, на которых, я считаю, обязательно должны основываться занятия по сенсорике (для родителей это узнать тоже будет, безусловно, полезно), применимы не только к самым-самым маленьким деткам, а к деткам любого возраста.
Наталья Владимировна Долгова # 11 ноября 2016 в 11:39 0
Да, действительно эффективная форма сотрудничества членов педагогического коллектива. Доступно изложена теоретическая часть изучаемого вопроса, и интересно предложена практическая часть, где можно поделиться друг с другом опытом работы по данному вопросу, а также принять непосредственное участие в практической деятельности. Данная форма работы "Активная консультация" с педагогами подтверждает в полной мере смысл мысли «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю».
Просто отличная статья.