Формирование толерантной культуры у дошкольников посредством ознакомления с культурой разных национальностей малой Родины

Автор: Колесникова Любовь Викторовна - старший воспитатель, Структурное подразделение ГБОУ СОШ  №1 «Общеобразовательный Центр» с. Кинель-Черкассы Самарской области детский сад «Василёк»

Описание материала: Предлагаю вам статью на  педагогическую тематику, в которой описывается деятельность нашего детского сада по формированию толерантной культуры у дошкольников. Статья написана по программе "Мы дети одной планеты", разработанной и апробированной педагогами нашего детского сада, и мы предлагаем её для работы в другие детские сады.

Формирование толерантной культуры у дошкольников посредством ознакомления с культурой разных национальностей малой Родины

Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры. Эта идея легла в основу программы по формированию толерантной культуры у дошкольников посредством ознакомления с культурой разных национальностей малой Родины «Мы  дети одной планеты».

Мы живем в многонациональном селе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей  национальной культурой. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях. Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми. Именно социальная потребность, пробелы в работе по воспитанию толерантности у дошкольников побудили нас начать разработку  программы по воспитанию толерантности у дошкольников. Программа « Мы дети одной планеты» составлена для детей старшего дошкольного возраста. Модель формирования толерантного поведения разработана педагогическим коллективом, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий. Авторская программа нова, к ней подобран диагностический  инструментарий, ресурсный материал и представлено современное психолого-педагогическое сопровождение. С помощью  программы « Мы дети одной планеты» мы стремимся подвести детей к сознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности.

Миссия детского сада – заключается  в распространении идей толерантности  в образовательной среде, вовлечение педагогов, родителей и детей  в  работу по программе.

Цель: Сформировать толерантную культуру у дошкольников через приобщения к культуре разных национальностей малой Родины в условиях  дошкольного учреждения.    

Задачи:

1. Формирование у педагогов умения толерантного взаимодействия и навыков создания  толерантной среды в детском саду.

2. Расширение социальных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста, формируя у них интерес, симпатию и уважительное отношение  к людям других национальностей.

3. Формирование познавательного процесса в обоюдно увлекательной и интересной форме у участников  проекта, в ходе знакомства с культурой и традициями разных народов непосредственного представителя нации, носителя языка.

4. Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.  

В основу содержания легли:

- работа с педагогическим коллективом;

- работа с детьми;

- работа с семьей воспитанников детского сада.

Работа с педагогами проводится в форме педсовета, круглого стола, семинара – практикума, практических занятий с элементами тренинга, анкетирования.

Работа с воспитанниками  детского сада проводится через основные виды активной деятельности: игровая деятельность, чтение художественной литературы, образовательная деятельность, тематические праздники, тренинги.

Сотрудничество детского сада с семьёй является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума. Это включало в себя разные формы: родительские собрания, консультации, анкетирование, стендовая информация,  выпуск буклетов, семейные газеты, совместные праздники.

Для  выявления эффективности воздействия комплексной программы «Мы дети одной планеты» в начале и конце года проводится диагностика. Сравнительный анализ показал следующие результаты. У основной части детей отмечается высокая самооценка по всем параметрам.   После реализации программы у детей снижается уровень тревожности, агрессии. Повысился уровень интеллектуального развития. Вербальный уровень повысился на 40%. Невербальный на 15%. У детей повысился словарный запас, улучшилась связная речь. Дети более уверенны в себе, коммуникабельны, в их словаре появились знания по толерантности, они стали более толерантны, по отношению к окружающим. У ребят повысился уровень знаний о традициях своего народа, его ценностях, а также понимание и уважение к другим народам малой Родины, их культуре и обычаям   В нашей экспериментальной работе,  направленной на формирование толерантности участвовали  педагоги,  дети и их родители. Анализируя  работу по программе « Мы дети одной планеты» педагогами отмечены наиболее интересные   методические мероприятия: практические занятия с элементами тренинга, мастер-классы, моделирование и проигрывание конфликтных ситуаций. Огромная роль в работе по данной программе уделяется совместной деятельности взрослого и детей. С детьми проводятся тематические занятия и беседы, где старшие дошкольники обсуждают семейные традиции, говорят о различных национальностях в своей родословной, рассматривают семейные фотографии, рассказывают о родных и близких.

Интересно  прошло развлечение « Россия – страна многонациональная», которое проводилось с целью закрепления и обобщения знаний детей о национальной символике; традициях русского народа и других национальностей. «Фестиваль народных подвижных игр» был полностью посвящен играм народов России. Дети с удовольствием играли в знакомые национальные игры и разучивали новые, передающие традиции разных национальностей. Родители принимали активное участие в семейных конкурсах, фотовыставках, консультациях, а также совместных праздниках и развлечениях.

Совместный праздник «Сто народов – одна семья» стал итогом нашей работы по реализации программы по воспитанию толерантности у дошкольников « Мы – дети одной планеты». Семьи  подготовили свои стенгазеты, представили их  в форме самопрезентации, рассказали о семейных  национальных традициях, угостили всех своим любимым блюдом. На празднике было много песен, танцев, смеха и веселья.

Формированию более глубоких и полных представлений дошкольников о истории и культуре своей  малой Родины, народах, живущих в ней, способствует специально организованная предметная среда. В фойе учреждения, групповых комнатах оформлены уголки государственной символики; подобран материал по ознакомлению с родным  селом  Кинель-Черкассы  и народами разных национальностей, живущих в нем (информационные альбомы, фотоальбомы, наборы открыток, стенды и пр.)

 Работая по программе « Мы дети одной планеты» мы наблюдаем положительную динамику, которая дает следующие результаты:

· снижение уровня агрессивности детей и родителей

· внедрение в практику работы с детьми и родителями  приемов и методов по формированию  толерантности;

· разработка  педагогической модели  формирования  толерантности в  детском саду;

· повышение уровня знания о культуре  своего народа и народов  малой родины

· повышение профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников

Программа «Мы – дети одной планеты», разработанная и апробированная педагогами нашего детского сада эффективна, и мы предлагаем её для работы в другие детские сады.

Литература

1. Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания: идеи сотрудничества и толерантности: материалы Всероссийской научно-практической конференции [Санкт-Петербург, 22-23 апреля 2004 г.] / [сост. Н.Н. Мазняк, В.К. Кузнецова, И.Б. Белая]. – СПб., 2005.

2. Боголюбова М.И. « Интернациональное воспитание дошкольников М.Просвещение 1988г

3. Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы. – М.: Школьная Пресса, 2010.

4. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 2002. - №7.

5. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М: АРКТИ, 2003.

6. Евдокимова Е.С. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры. – Волгоград, 1999.

7. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. 

Рекомендуем посмотреть:

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Ольга Владимировна Смирнова # 24 июля 2014 в 17:37 0
Я считаю, Формировать толерантную культуру в наше время необходимо не только у дошкольников, но и в школе. Данная статья очень актуальна на сегодняшний день, так как многие педагоги просто не обращают внимания на Формирование толерантной культуры у детей. Отсюда и детская преступность, и жестокое отношение к детям другой национальности.Автор статьи затронула очень важный вопрос. Не случайно статья написана по программе "Мы дети одной планеты". Огромное спасибо. Желаю дальнейших творческих успехов.
Ирина Николаевна Каратаева # 30 октября 2014 в 19:17 0
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Формируется толерантная культура детей посредством знакомства с танцами и песнями различных народов на музыкальных занятиях; чтения книг-сказок, так как в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь; театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира; организации выставок по знакомству с национальными костюмами, особенностями быта и жилищами различных народов; проведения праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира и др. Статья актуальна. Творческих успехов Вам!
Ирина # 30 ноября 2014 в 14:36 0
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Формируется толерантная культура детей посредством знакомства с танцами и песнями различных народов на музыкальных занятиях; чтения книг-сказок, так как в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь; театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира; организации выставок по знакомству с национальными костюмами, особенностями быта и жилищами различных народов; проведения праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира и др. Статья актуальна. Творческих успехов Вам!
Ответить
Губеева Наиля # 22 февраля 2015 в 09:14 0
Нравственное воспитание актуально всегда. И прежде чем воспитывать толерантность у детей, мы должны у себя её воспитать. Ведь мир ребёнка формирует взрослый. Если в семье воспитанника относятся хорошо к различным культурам, то и он будет к этому спокойно относиться. Разрабатывать такие программы необходимо. Хотя бы в саду и в школе они будут знакомиться с данной проблемой. Современные дети не гуляют, не ходят друг к другу в гости, а просиживают у компьютера. Спасибо за программу.
Надежда Ивановна Яковлева # 19 апреля 2015 в 14:11 0
Спасибо за статью. Толерантность - это терпимость, умение спокойно, без враждебности принимать чужой образ жизни, вероисповедание.Считаю, что эта тема будет актуальна только в школьный период.
Елена Юрьевна Егорова # 4 мая 2015 в 19:59 0
Спасибо за статью! Эта проблема всегда была и будет актуальна. И если раньше мы только читали сказки и стихи разных народов, рассматривали национальные костюмы, то сегодня мы говорим о праздниках, о традициях (конечно, не забывая того, что делали несколько лет назад). И с каждым днем границы расширяются и снижается языковой барьер - множество детей разных национальностей можно встретить в детском саду. Мне кажется, у маленьких детей нет проблем, которые придумали взрослые - они дружат, играют несмотря ни на что! Творческих успехов!
Елена Николаевна Дурасова # 10 июля 2015 в 14:13 0
Здравствуйте, Любовь Викторовна! Прежде всего хотелось бы поблагодарить вас за предоставленную статью! Вы абсолютно правы в том, что в современных, крайне сложных геополитических и внутренних условиях, необходимо формировать толерантную культуру у дошкольников с помощью ознакомления их с культурой разных национальностей малой Родины. Понимая всё разнообразие этно-национальных групп России, дети вырастут не только патриотами нашей страны, но и людьми с сформированным уважительным и бережным отношением ко всем народам, национальностям и этническим группам. В этой связи ваша деятельность представляется чрезвычайно важной и необходимой не только для малой Родины, но и для всей страны. Желаю дальнейших успехов!
Нина Викторовна Трутнева # 22 марта 2016 в 19:10 0
Здравствуйте, Любовь Викторовна! Хочу поблагодарить Вас за замечательный материал. Статья очень актуальна. Толерантность нам необходима , как воздух! Исторически сложилось так, что мой родной город многонационален. На сегодняшний день мою группу посещают дети 7 национальностей! Мой Саратов и их родной город. И мы стараемся очень бережно относиться к представителям разной культуры, воспитывая у них уважение друг к другу. Еще раз большое Вам спасибо.
Наталья Геннадьевна Маленко # 11 ноября 2016 в 20:43 0
В свете последних лет, когда тема толерантности ширится и увеличивается, данный материал является нужным и актуальным. думаю Ваш интересный, оригинальный и полезный опыт работы поданному направлению будет полезен и востребован не только мною, но и многими другими педагогами, работающими с детьми разных национальностей. спасибо!
Светлана Шумилова # 17 февраля 2017 в 15:08 0
Толерантность - терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Кому как ни нам, жителям Северного Кавказа, это очень актуально! С раннего возраста нужно воспитывать в детях это качество. Очень большая работа должна проводиться со взрослыми, которые позволяют себе нелицеприятные высказывания в адрес других наций. Очень серьезная тема, которая требует ненавязчивого постоянного внимания и своевременной коррекции.
Шумилова Светлана # 17 февраля 2017 в 15:25 0
Толерантность - терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Кому как ни нам, жителям Северного Кавказа, это очень актуально! С раннего возраста нужно воспитывать в детях это качество. Очень большая работа должна проводиться со взрослыми, которые позволяют себе нелицеприятные высказывания в адрес других наций. Очень серьезная тема, которая требует ненавязчивого постоянного внимания и своевременной коррекции.