Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Родионова Нина Григорьевна, воспитатель высшей категории детского сада №334 города Самара.

Задачи:

- дать детям понятие о сороке, месте ее обитания, пище, строении ее тела, повадках;

- расширять и активизировать словарь детей по теме «птицы»;

- развивать связную речь, умение составлять предложения по опорным картинкам и без них;

- развивать внимание, память, целостное восприятие,

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- формировать произвольность поведения на занятии.

Оборудование:

Демонстрационный материал

Перышко, предметные картинки (сорока, жук, гусеница, птичьи яйца); плакат с изображением птиц (воробьи, голуби, сорока, ворона, синица); фланелеграф; большой конверт, карточка  с парой предметных картинок; схематичные детали частей тела сороки из бумаги для выкладывания на фланелеграфе.  Силуэты птиц для штриховки, аудиокассета с голосами птиц леса и  спокойной  музыкой, магнитофон; блестящие предметы (ключик, фольга, заколка и т.д.), бумажки, спичечный коробок; сюрприз.

Раздаточный материал

Карточки с предметными картинками, схематичные детали частей тела птиц. Силуэтные картинки птиц для штриховки.

Ход занятия:

Организационный момент. Ребята, посмотрите, какой секрет я вам принесла. Что это? Правильно, перышко. Кто его потерял?  

Сегодня мы будем говорить о птицах. Я расскажу вам об удивительной птице – сороке (показываю картинку)

Сорока живет в лесу. Гнездо вьет высоко на дереве из веток. Летает сорока по лесу – стрекочет, а к гнезду подлетает - замолкает, никому его не хочет показывать.

Сорока находит для себя разную пищу: ест она жуков, личинок, гусениц (показываю картинку), очень любит птичьи яйца, крадет их из гнезд других птиц. За это и прозвали ее сорокой-воровкой. Ловит сорока мышей, лягушек, может утащить и цыпленка.

Сорока находит корм в любое время года, не страшна ей зима. Сорока – зимующая птица. Зимой жуки и личинки не показываются, прячутся от холода под корой деревьев, нет зимой в птичьих гнездах яиц. Вот и летит сорока из леса поближе к людям, к нам в  Самару.

Кто из вас видел сороку? Что она делала? Сорока, где корочку хлеба найдет, где косточку мясную съест – и теплее ей становится, ведь сытой птице мороз не страшен.      Сороки – птицы очень любопытные. Всюду они поспевают, все новости в лесу первыми узнают, и друг другу рассказывают – быстро-быстро трещат, стрекочут: стрр, стрр.

Сороки -  птицы хищные, настоящие разбойники. Однажды  иду я по лесной тропинке и вижу: скачет заяц по полянке, а около него две сороки: то взлетят, то на землю сядут и громко стрекочут. Заяц на них так и наскакивает. Только подлетит  близко какая-нибудь сорока, он – прыг!  Прямо к ней, хочет ее лапами ударить, (показываю иллюстрацию)  А. Келейникова,   к  рассказу  Г. Скребицкого («Длиннохвостые разбойники».) Зашумела я. Заяц в лес поскакал. А за ним маленький зайчонок. Это его, оказывается,  сороки схватить хотели. Вот ведь какие разбойники эти сороки!

Любят сороки всякие яркие вещи собирать: обертки от конфет, бусинки, бумажки, блестящие игрушки и даже спичечные коробки. Все это они несут в гнездо. Как-то раз мне удалось заглянуть в сорочье гнездо. Что же я там увидела? (показываю детям коробочку) в ней лежат разные предметы.  Вместе  с  детьми называем все эти предметы.

Сороки -  птицы запасливые. Все, все что найдут, все, что не съедят, - тщательно прячут, несут в гнездо.

Сороки – птицы, очень нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

Ребята, я принесла для вас письмо (показываю большой конверт). Оно от сороки.

- «Дорогие ребята, придумайте, пожалуйста, про меня   предложения по картинкам», - пишет сорока. Раздаю карточки с  картинками и предлагаю составить предложения про сороку.

- Птицы из леса передают вам привет. Сорока просит их послушать  и  по голосам узнать, кто передает привет. Звучит аудиозапись голосов птиц. Ответы детей.

Выставляю таблицу с изображением птиц.  Каких  здесь узнали птиц? Назовите их. (Дети называют ворону, воробья, синичку, сороку, галку, голубя, дятла).

Все эти птицы зимующие. Они никуда не улетают зимой, находят себе корм в морозы. Что же они едят?

Давайте вспомним. Ответы детей.

Ребята, а вы сразу узнали сороку среди других птиц. Какая она? Чем отличается от других птиц? (показываю на выставленные картинки).  Ответы детей.

Давайте, сравним сороку и синичку. В чем их отличие? (ответы детей).

Сорока приготовила нам еще один сюрприз. В этих пакетиках лежат крылья, хвосты, туловища разных птиц (раздаточный материал). Все они разного цвета и разной формы. Давайте мы с вами  выберем нужные и выложим из них сороку.

Звучит спокойная музыка, дети отбирают нужные детали и выкладывают сороку.

Ребенок, быстрее других справившихся с заданием,  выходит к фланелеграфу и выкладывает на нем сороку из деталей. Контролирую выполнение задания другими детьми. Сравниваем результаты работы с образцом на фланелеграфе. У всех получилась такая  сорока? Молодцы.

Физкультминутка.

Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне.  Вы, сейчас,  будете сороками  и полетите в лес. Встретите там…. Кого сороки могут встретить в лесу?

Дети отвечают.

Любопытные сороки по лесу летали,

белобокие сороки громко стрекотали.

(дети летают, стрекочут)

По лесу летали – громко стрекотали,

к гнезду подлетали – сразу замолкали.

(дети подлетают к гнезду)

Сороки, сороки, где же вы летали?

Кого там повстречали?

дети рассказывают, кого они видели.

Воспитатель: Сорока просит, вас ребята, обвести и заштриховать любую зимующую птицу.

Ребята, давайте подумаем, что имеется у всех птиц?

Дети отвечают (клюв, крылья, перья, лапы и т д.) Мы сейчас будем лепить птиц. (раздаю шарики из теста).

Звучит музыка. Дети лепят из соленого теста птиц.

Дети работают самостоятельно. Воспитатель помогает тем,  кто затрудняется, напоминает (индивидуально), с чего начать лепку.

Итог занятия:

Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, и многое успели сделать, а каких красивых птиц вы слепили. Пусть они у нас постоят на этой подставке и высохнут, а на следующем занятии мы их распишем. Они будут яркие и красивые, и вы  подарите их своим друзьям.

Приложения

Материал, который использовала во время занятия.

Рисунок 1

 

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рекомендуем посмотреть:

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Интеграция образовательной области «Коммуникация» в ДОУ

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Наталия Арсентьевна Дробатун # 18 мая 2013 в 15:13 +2
Замечательное занятие!!Молодец!!Очень интересные приложения!!
Ольга Михайловна Подгорных # 23 января 2014 в 04:10 0
интересное, увлекательное занятие, приложению особое внимание - насыщенное, яркое, разнообразное.
Александра Геннадьевна Фунтова # 24 января 2014 в 22:50 0
Хорошая работа. интересное занятие. обязательно воспользуюсь Вашим материалом с Вашего разрешения.
Лина Владимировна Свирепина # 4 февраля 2014 в 20:05 0
Замечательно, что вместе с теорией дается готовая дидактика.
Галина Константиновна Соснова # 23 февраля 2014 в 19:47 0
Очень интересное занятие, выдержанное по требованиям ФГОС. Прослеживаются все  образовательные области. В интересной и познавательной форме раскрыты все задачи, которые Вы запланировали. Молодец! Мой голос Вам!
Шихалева Светлана Евгеньевна # 12 марта 2014 в 21:32 0
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЕ ЗАНЯТИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Наталья Валентиновна Коваль # 19 марта 2014 в 02:40 0
интересное для детей занятие и для педагогов тоже полезно. Есть и дидактический материал. спасибо!
Ольга Ким # 7 июня 2014 в 19:47 0
Грамотный конспект интересного занятия.На практическом материале у ребенка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи и совершенствуются психические процессы.
Спасибо!
Физалия Сагетдиновна Ахметьянова # 29 октября 2014 в 18:23 0
Занятие хорошо разработанное и продуманное. Спасибо за дидактический материал. Очень красочный, яркий. Выполняя практическое задание, дети лучше усвоят тему.
Ольга Николаевна Нечаева # 10 января 2015 в 16:00 0
Здравствуйте, Нина Григорьевна!Сразу видно, очень интересное занятие, выдержанное по требованиям ФГОС. Прослеживаются все. В интересной и познавательной форме раскрыты все задачи, которые Вы запланировали. Хочется набираться опыта у таких ка ВЫ!
Юлия Борисовна Скулкина # 7 ноября 2015 в 15:39 0
Здравствуйте!
Отличный конспект, очень практичный, что особенно важно!
Понравилось, что Вы особое внимание отвели сороке, так как современные дети мало что знают о птица, даже зимующих, уже не говоря о перелетных. Возможно о синице или галке, как и о сороке, они с удовольствием узнали бы больше, и о месте ее обитания, ее пище, строении тела, повадках;
Особенно отметила для себя задание с выкладыванием сороки из деталей, анализ частей тела конкретной птицы развивает внимание, навыки переработки накопленной информации и отбора требуемой для реализации поставленной задачи.
Большое спасибо за Ваш труд!
Алёна Анатольевна Дозорова # 16 января 2016 в 12:49 0
Здравствуйте, Нина Григорьевна! Замечательный материал.Занятие методически грамотно оформлено. Наглядный материал соответствует возрасту детей.
Элеонора Валерьевна Анфилова # 24 сентября 2016 в 18:42 0
очень интересное занятие! можно немного изменить: вместо лепки взять аппликацию - приклеить изображение сороки из выбранных деталей. большое спасибо!