Паспорт информационно - творческого проекта для старших дошкольников «Как хлеб на стол пришел»

Автор: Соловьева Елена Юрьевна педагог дополнительного образования МАДОУ ЦРР – детский сад "Сибирячок" Ресурсный центр Монтессори-педагогики, г. Лянтор

Описание материала: Предлагаю вам паспорт информационно - творческого проекта "Как хлеб на стол пришел" для детей 5-7 лет. Этот материал будет полезен педагогам старших, подготовительных групп. Данный проект направлен на развитие познавательных интересов старших дошкольников.

Информационно - творческий проект "Как хлеб на стол пришел"

Проблема проекта: Что мы знаем о хлебе? Кто его выращивает?

Актуальность проекта:

Необходимость получения знаний об этапах появления хлеба, о взаимосвязи человека и природы. Знакомство дошкольников с русскими народными традициями.

Цель проекта:

Формирование реалистических знаний, доступных пониманию ребенка.

Развитие стремления узнать больше об основном продукте питания.

Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе поиска ответа на вопрос "Как хлеб на стол пришел?"

Задачи проекта:

Обучающие задачи: Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Расширять знания о злаковых растениях (рожь, пшеница, овес) и продуктах, которые из них получают, о свойствах муки и теста.

Познакомить детей с трудом крестьян и орудиями землепашцев.

Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом.

Базисный компонент: Проектная деятельность включает интеграцию образовательных областей:

Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

• сенсорное развитие;

• развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

 • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области "Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

• формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

• практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

• развитие литературной речи;

• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

• развитие продуктивной деятельности детей (рисование,лепка,конструирование);

развитие детского творчества.

Развивающие задачи: Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развивать выразительную литературную речь.

Воспитательные задачи: Воспитывать у дошкольников любовь к земле, уважение к хлебу и чувство признательности к людям, его производящим.

Состав проектной группы:

Воспитанники старшей, подготовительной к школе групп, педагоги ресурсного центра Монтессори-педагогики.

Тип проекта: Информационный творческий, межгрупповой, среднесрочный.

Продукты проекта: выставка работ по тестопластике "Натюрморт с самоваром", самодельная книга "Путешествие зернышка", иллюстрированная рисунками воспитанников, брошюра "Древние орудия труда", дидактическая игра "Сельскохозяйственные машины", слайдовая презентация «Народные праздники на Руси»

Предварительная работа:

1) Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях;

2) Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта;

3) Подбор литературного материала: пословицы, рассказы, сказки, притчи, стихи.

Работа над проектом

Первый этап. Возникновение проблемы.

В ходе дидактической игры "Что где растет?", у детей возникли вопросы: "Что такое злаковые растения? Как из них получается хлеб?"

Так была сформулирована проблема проекта: "Что мы знаем о хлебе? Кто его выращивает?"

Сбор информационного материала: дети, совместно с педагогами и родителями собрали большое количество иллюстративного, художественного и информационного материала.

 По итогам этой работы была составлена брошюра "Древние орудия труда", рукотворная книга "Путешествие зернышка".

Второй этап проекта. Реализация основной части проекта

а) цикл бесед по экологическому воспитанию на темы: "Злаковые растения", "Как хлеб рождается", "Машины – помощники", "Как выращивали хлеб на Руси", "Хлеб наше богатство - его береги"

б) просмотр слайдовой презентации "Путешествие Колобка", "Народные традиции на Руси" (праздник первой борозды, сев зерна, праздник первого снопа, праздник урожая, встреча дорогих гостей хлебом-солью,

б) практические работы: "Сравнение колосьев ржи, пшеницы, овса", "Как муку из зерна делают" (работа с ручной мельницей), "Замешивание теста" (работа с мукой).

в) Дидактические игры: "Что где растет", "Хлебное поле", "Машины – помощники", "Узнай по вкусу", "От зернышко до булочки".

г) Чтение художественных произведений: белорусская народная сказка "Легкий хлеб", Константин Филатов "Притча о мельнике и добром крестьянине", Нина Самкова баллада "О хлебе", обсуждение и беседа по прочитанному; разучивание стихотворений Я.Аким "Пшеница", С.Погореловский "Вот он, хлебушко душистый",

д) Художественная деятельность: рисование цветными карандашами иллюстраций к самодельной книге "Путешествие зернышка", лепка из соленого теста "Натюрморта с самоваром"

е) Театрализованная деятельность: драматизация белорусской народной сказки "Колосок"

ж) Коммуникативная игра "Торт"

Третий этап: презентация проекта "Как хлеб на стол пришел".

Сценарий:

Игровой сюрпризный момент - в группу вносится корзинка, накрытая салфеткой, в ней находятся хлебобулоч­ные изделия). Для того чтобы узнать, что находится в корзинке, не­обходимо отгадать загадку:

Ребенок 1:

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят.

Педагог: Как хлеб к нам на стол попал?

- Может, он на дереве вырос?

- Может на грядке? (Варианты ответов детей.)

Ребенок 2:

Рос сперва на воле, в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и в тесто.

В магазине занял место.

Педагог: А какой бывает хлеб? Из каких колосьев его делают?

Ребенок 3:

Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый

А бывает подгорелый.

Ребенок 4:

В поле дружно колосится

Золотистая пшеница.

Черный хлебушек хорош,

Нам его подарит рожь.

Подвижная игра "Пшеница и хлебороб".

Цель: вызвать у детей положительные эмоции, развивать внимание, быстроту реакции. Упражнять в беге и приседании. Воспитывать выдержку.

Дидактическая игра "Хлебное поле".

Цель: закрепить умение различать и называть колосья злаковых растений, развивать умение соотносить реальные предметы с их изображением на картинках.

Поисковая игра "Кто поможет хлеборобам".

Цель: распознать машины – помощники, найти предметы, которые заменили сегодня старинные орудия труда землепашцев.

Коммуникативная игра "Строим печку".

Цель: развивать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Инсценировка белорусской народной сказки "Колосок".

Цель: формировать умение эмоционально передавать характер сказочных героев, развивать творческую инициативу.

Продуктивная деятельность "Изделиям из теста на столе всегда найдется место" (второй этап)

Цель: продолжить работу над вылепленными ранее фигурками из соленого теста. Воспитывать аккуратность при росписи гуашевыми красками. Формировать самостоятельность.

Презентация готовых изделий.

Цель: Умение демонстрировать продукты проектной деятельности. Побуждать к публичным выступлениям.

Ребенок 5:

Склонила тяжёлую голову рожь:

Спасибо вам, солнце

И ласковый дождь!

Спасибо Земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного

А если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду

И колосом стану,

И к людям приду.

Ребенок 6:

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе-

Нет вкусней на земле!

Будет плакать мой хлеб,

Каравай мой румяный,

Если я разленюсь,

Если лодырем стану.

Но ведь я не лентяй,

Я в работе проворный,

Улыбнись, каравай,

Улыбнись, хлеб мой черный!

Педагог:  

Хлеб нужен каждому человеку каждый день.

Есть пословица в народе:

"Хлеб – на стол, и стол расцвел". 

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

Рекомендуем посмотреть:

Педагогический проект в средней группе «Правила дорожные знай и соблюдай!»

Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении

Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»

Педагогический проект во второй младшей группе детского сада

Творческий проект в подготовительной группе по ПДД: «Знаки, предупреждающие пешеходов и водителей об опасности»

Галина Дмитриевна Эргеева # 18 февраля 2014 в 23:33 +1
Отличная идея для проекта. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод.  Тип проекта: информационно-творческий. Метод проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Анна Иванова # 29 июля 2014 в 15:51 +1
Обожаю проектную деятельность!Она позволяет развернуться в разных направлениях, творить, узнавать новое, подключать родителей к получению информации, заинтересовывать детей искать и находить ответы на свои вопросы. Ведь лучше всего запоминается именно ответ, найденый самостоятельно.
Спасибо огромное за ваш проект. Обязательно с моими детками его осуществим.
Наталья Петровна Михайлова # 15 декабря 2014 в 22:23 +1
Интересный проект. Проектная деятельность рекомендована как одна из основных в познавательном развитии.
С её помощью можно глубоко погрузить детей в проблему. Здесь же включаются и поисково-познавательные методы. Воспитание уважения у детей к хлебу, понятие его значимости очень важно на современном этапе, т.к. именно в дошкольном возрасте закладываются основные человеческие ценности. Спасибо за вашу работу. Так держать!
Елена Николаевна Фатеева # 5 февраля 2015 в 20:56 0
Замечательный проект!!! С удовольствием займусь его реализацией со своими любознательными подготовишками! Спасибо за вашу работу!!!
Анна Николаевна Грачева # 15 февраля 2015 в 10:19 0
Спасибо, Елена Юрьевна, за прекрасный образец реализации проекта по такой важной для всех дошкольников теме. Проект очень грамотно оформлен. Виден творческий подход в презентации проекта - использованы разнообразные виды игр (дидактические, подвижные, поисковые), драматизация сказки. Работала по данной теме - оформляла Музей Хлеба в своей группе. Имею много интересных игр и пособий.
Оксана Сергеевна Падалко # 7 апреля 2015 в 18:08 0
Хорошая и подзабытая тема раскрыта в современном видении. Проект доступный, четкий, объемный, способствует развитию познавательной и творческой активности детей.
Надежда Ивановна Яковлева # 19 апреля 2015 в 15:06 0
Проект замечательный! Тема нужная и полезная. Спасибо большое. Мы должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольников, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку самостоятельно овладеть нормами культуры.
Наталья Александровна Полякова # 20 апреля 2015 в 11:10 0
Проект очень поучительный, думаю детям интересно заниматься исследовательской работой.
Елена Владиславовна Плешкова # 12 ноября 2015 в 21:48 0
Проект очень познавательный и полезный для детей и родителей которые привлечены в работу над проектом. Учитываются все требования ФГОС при работе над проектом. Елена Вы молодец, спасибо за интересную и так нужную в наше время для детей тему.
Алла Алексеевна Бырова # 13 декабря 2015 в 22:47 0
Отличная идея проекта,спасибо за идею.Найти конспект по теме хлеба не так -то легко,а вот тут целый проект!Очень важно рассказать ребятам о важности хлеба на столе,чтоб они не играли им.Низкий поклон Вам за это!
Ольга Викторовна Щепеткова # 14 декабря 2015 в 20:11 0
Проект понравился. Метод проблемного диалога при выборе темы проекта сейчас актуален.Очень важно привлекать родителей к поиску и получению информации совместно с детьми. А создание самодельной книги "Путешествие зернышка" вообще отличный вариант подведения итога проекта.
Наталья Леонидовна Лелюк # 28 января 2016 в 11:56 0
очень хороший, подробный проект.Материал ценен именно поэтапной работой (что,как,через что делали,собирали ,изготовили).Добавлю в закладки, предложу своим воспитателям.
Надежда Николаевна Цыганова # 9 февраля 2016 в 08:38 0
Интересный и насыщенный проект. В нем раскрыты все этапы работы, и родители не остались в стороне. Данный материал полезен для всех участников педагогического процесса.
Светлана Игоревна Коваленко # 30 апреля 2016 в 23:00 0
Интересно. Сохраню себе в копилку.
Татьяна Алексеевна Болбас # 4 мая 2016 в 19:21 0
Проект познавательный и интересный. Знакомит детей с несколькими профессиями, народными традициями. Учит дорожить хлебом, уважительно относится к людям производящим его.
Ирина Петровна Копналина # 17 января 2017 в 14:15 0
Проект замечательный! Тема нужная и полезная. Воспитание уважения у детей к хлебу, понятие его значимости очень важно на современном этапе.
Юлия Павловна Попова # 24 февраля 2017 в 11:29 0
Грамотный проект, очень подробно и доступно описаны этапы проектной деятельности. Соответствует требованиям ФГОС. Замечательный продукт проекта. Спасибо за хорошую работу
Людмила Николаевна Тонконог # 29 января 2018 в 19:49 0
Хороший проект, и тема понятна для детей.Спасибо.
Ирина Петровна Молодцова # 9 июня 2018 в 12:06 0
Я провожу работу по приобщению детей к русской народной культуре. Планировала провести с детьми подобное мероприятие. Удачный конспект, с удовольствием воспользуюсь Вашей разработкой. Спасибо.