Программа психологического сопровождения педагога

Автор: Шерстобитова Ирина Владимировна, воспитатель I категории МБДОУ №113 г. Архангельск

Авторская программа психологического сопровождения педагога «Путь к успеху»

Аннотация: Авторская программа по сопровождению педагогов - стажеров в ОУ послужит помощником специалистам ОУ для сплочения педагогического коллектива в современных условиях модернизации образования, программа рассчитана на 2 года.

Тема: «Психологическое сопровождение деятельности педагога – стажиста в сфере внедрения ИКТ в ДОУ»

Участники программы: педагоги со стажем работы от 15 лет

Срок реализации программы: 2 года

Актуальность и социальная значимость психологического сопровождения инновационной деятельности педагога в ДОУ.

Сегодня одним из актуальных вопросов в сфере образования остается информационные технологии (далее ИТ), которые так активно внедряются и развиваются в жизнедеятельности современного человека.  Для обозначения понятия «информационные технологии» в педагогической литературе используются разные подходы. Мы будем ориентироваться на общепринятое определение ИТ как процессы, методы поиска, сбора, формирования, хранения, обработки, представления, предоставления, передачи, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.  В нашей стране существует ряд государственных документов, в которых говорится о том, что внедрение и развитие ИТ в образовании – одно из приоритетных направлений государственной политики.

Современная практика образования характеризуется активным включением большинства педагогов в инновационную деятельность. Под инновационной педагогической деятельностью понимается освоение педагогами новых, инновационных способов организации образовательного процесса, использование в воспитании детей современных методик и технологий. Но не все педагоги ДОУ в силу отсутствия умений пользоваться  ИТ, готовы к серьезной поисковой работе, разработке авторских программ, проектов, современных педагогических технологий, позволяющих совершенствовать образовательный и воспитательный процессы с помощью ИКТ. Таким педагогам необходима психологическая подготовка к осуществлению грамотной деятельности по использованию ИТ в своей работе.

Овладение ИКТ и применение этих знаний, умений и навыков в педагогической деятельности у большинства педагогов - стажистов (педагогический стаж 15 и более лет) может быть связана со значительными психологическими проблемами: эмоциональные  переживания педагога, негативное  состояние, вызванное инноватикой, тревога, страх и другое.  Если одни педагоги, включаясь в инновационную деятельность, постоянно стремятся к самосовершенствованию, самообразованию, повышению уровня своей профессиональной компетентности в вопросах реализации или разработки инноваций, то другие педагоги  могут воспринимать это как дополнительную нагрузку, которая требует затрат личного времени и усилий и не приносит удовлетворения собственным педагогическим трудом. На наш взгляд, в первую очередь, у таких педагогов необходимо формировать мотивацию для участия в овладении современными  ИТ и их применении в дошкольном учреждении. В связи с этим, было решено разработать для таких педагогов программу психологического сопровождения.

Цель программы:  Способствовать активному участию педагогов - стажистов в внедрении и применении ИТ в дошкольном учреждении.

Задачи программы:

1. изучить уровень готовности педагогов - стажистов к инновационной деятельности;

2. формировать мотивацию педагогов - стажистов к активному применению ИТ в педагогической деятельности;

3. развивать способности педагогов к инновационным преобразованиям, к преодолению инновационных барьеров;

4. формировать у педагогов потребность в непрерывном саморазвитии, самообразовании;

5. создать условия для сплочения педагогического коллектива, укрепления эмоционально благоприятных взаимоотношений среди педагогов ОУ.

Формы работы: семинар – практикум, круглый стол, консультация, мозговой штурм, групповая дискуссия, деловая игра, тренинги, педагогический фестиваль, мастер – класс.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Готовность педагога применять свой высокий уровень ЗУН в области ИКТ

2. Готовность педагога продуктивно взаимодействовать с инновационным опытом коллег, обобщать  и распространять свой опыт в области инноваций

3. Готовность педагога воспринимать критику, гибко реагировать на различные ситуации и контролировать свои действия

4. Формирование адекватной самооценки личности педагога

5. Овладение педагогом социально – коммуникативными компетенциями, навыками налаживания эффективного взаимодействия в коллективе

6. Педагог будет иметь высокий уровень навыков работы с различными информационными технологиями.

Критерии эффективности реализации программы:

1. Осознание необходимости педагогами в овладении и применении ИТ в педагогической деятельности;

2. Готовность педагогов к участию в творческой деятельности по нововведениям в ДОУ;

3. Уверенность педагогов в том, что нововведения оказывают эффективный результат в личностном и профессиональном росте;

4. Высокий уровень технической готовности педагогов к выполнению работы, связанной с ИТ;

5. Позитивная оценка педагогов своего предыдущего опыта работы в инновационной деятельности;

6. Готовность педагогов к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.

Содержание программы:

I. Диагностический этап

Цель: выявить уровень готовности педагогов к инновационной деятельности в ДОУ и изучить способность педагогов к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

Диагностический пакет представлен следующими методиками:

1.  Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В. Морозовой)

Цель: выявить спектр условий, которые оказывают влияние на развитие инновационной деятельности педагогов.

2.  Карта педагогической оценки способностей педагога к инновационной деятельности

Цель: показать уровень готовности педагогов к инновационной деятельности.

3.  Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина)

Цель: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

4. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко)

5. Анкетирование педагогов, анкета «Выявления уровня владения ИТ»

Цель: выявить уровень владения и представления педагогов о информационных технологиях.

Дополнительные: методика измерения ригидности (гибкости) личности (Н.В. Киршеев, Н.В. Рябчиков); методика контроля / самоконтроля педагогических воздействий (Л.М. Митина).

II. Основной этап: Реализация программы «Путь к успеху» 

Рекомендуем посмотреть:

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Перспективный план воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания детей 4-5 лет

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Надежда Ивановна Яковлева # 19 апреля 2015 в 16:19 0
Тема насущная и соответствующая моменту.Уровень технической готовности педагогов к выполнению работы, связанной с ИТ весьма низок. И тому есть много причин. Программа по психологическому сопровождению педагогов, которые видят необходимость применения ИТ в своей деятельности, разработана полно и подробно. Спасибо, Ирина Владимировна.
Инна Георгиевна Волик # 11 мая 2015 в 14:27 0
Очень содержательно, научно-грамотно. Мало сказать, что программа мне понравилась. Сама много времени посвящаю работе с педагогами (тренинги профессионального самосознания, сплочения, оптимизации взаимодействия, профилактики конфликтов и т.д.). Ваша программа настолько насыщена: - и профилактика эмоционального выгорания; - и сплочение коллектива; - и сопровождение педагогов- стажистов в овладении ИКТ - что особенно сейчас важно. Много профессионалов вокруг. Но сейчас требования в образовании изменились и как некоторым стало сложно презентовать себя - а это теперь обязательное условие профессиональной деятельности. Успехов в вашей работе!
Елена Аркадьевна Вересова # 7 марта 2016 в 16:43 0
Я работаю в маленьком детском саду: и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Понятно, что когда над темой работает целая команда грамотных специалистов, результат не заставит себя ждать. Программа понравилась, правильно сделали, что выложили на сайт. Именно так надо строить работу - системно- деятельностный подход в образовании как детей, так и взрослых отлично себя зарекомендовал.
Татьяна Сергеевна Фролова # 2 января 2017 в 15:53 0
Очень хотелось увидеть условия и результаты внедрения ИКТ в данной программе. Из минусов данной программы считаю затраы времени и отсутствие достаточного количества компьютеров в дошкольных учреждениях для свободного доступа к ним желающих педагогов. Плюсом считаю наличие консультанта в учреждении по ИКТ, что в случае появления тревожности, неудач в работе на компьютере, окажет помощь, скоординирует взаимодействие с другими педагогами.