Работа с родителями в период подготовки и адаптации ребёнка к ДОУ

Психологическая подготовка родителей к поступлению ребёнка в ДОУ и в период адаптации ребёнка

Автор: Дорогина  Лариса Михайловна, социальный педагог Детский сад №198 ОАО «РЖД» г. Красноярск

Адаптация – привыкание, «вживание» человека в какую либо среду.

Поступление в детский сад - это переломный момент не только для ребенка но и для родителей. Многие родители часто опасаются, что их ребёнок будет страдать,  в следствии резкого перехода из домашней неорганизованной среды в среду детского сада, где необходимо соблюдать режим, где ему не смогут уделять столько внимания, как дома.

Учитывая возникающие у родителей трудности в нашем детском саду родителям предлагается посещение тренингов, групповых бесед в «Клубе молодых родителей».  На таких мероприятиях родители могут оценить и взвесить свои умения, знания и возможность задать интересующие их вопросы о режиме, навыках самообслуживания и т.д. Повысить свою компетентность в вопросах психологии и педагогики.

Повышается взаимопонимание между родителями и работниками ДОУ  с целью создания единого пространства  «семья - детский сад», обеспечивается преемственность в требованиях, предъявляемых к ребёнку в детском саду, понимания задач воспитания и обучения.

Чтобы такие тренинги и беседы принесли реальный результат, педагогу необходимо знать социально - демографические данные семьи и психолого- педагогическую характеристику.

Для этого проводится анкетирование семьи (приложение №1)

Исходя из этих данных, педагог выстраивает свою работу с родителями индивидуально, соблюдая конфедициальность, такт и профессиональное мастерство.

Ещё один вариант взаимодействия с родителями в период адаптации детей к ДОУ – это пригласить их на родительские собрания в другие группы , где можно окунуться в проблему и найти ответы на интересующие вопросы.

Так же можно организовывать « круглые столы» с новенькими привлекая родителей старших воспитанников для обмена опытом.

Можно подарить памятки «Рекомендации родителям или как ходить в детский сад без нервотрёпки» (приложение №2)

Провести анкетирование «Детский сад глазами родителей» (приложение №3), целью которого выяснить, насколько интересно в детском саду, узнать пожелания и замечания. Определить уровень взаимодействия работников ДОУ с родителями в период адаптации ребёнка.

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса.

Формы взаимодействия с родителями постоянно меняются. Традиционная форма работы, где главное место отводилось сообщениям и докладам утратили своё значение из-за малой эффективности. Всё шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в жизнь детского сада.

Использование интерактивных методов повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, логопедом, мед.работниками и др.специалистами детского сада.

Ещё один интересный метод взаимодействия - это «Портфолио ребёнка». На первом этапе оформления родители вместе с детьми могут обсудить как оно может выглядеть, какие фотографии поместят туда и что напишут на страничке «Давайте познакомимся» (интересные факты из жизни ребёнка, его привычки и т.д.)

Также практикуются «Игротеки», где активное участие принимают сами родители, играя со всеми детьми группы.

Раз в квартал проводятся «Ток-шоу» с родителями на злободневную тему. На таких мероприятиях решается много вопросов, которые волнуют родителей и педагогов.

В ДОУ организована творческая группа из родителей «новичков». Силами группы издаются газеты о жизни в датском саду, театральные вечера и концерты.

Создан сайт с рубрикой «Спрашивали- отвечаем».

Вся проводимая работа по адаптации родителей и детей к детскому саду приносит положительные результаты и весь процесс проходит максимально безболезненно для всех сторон.

Приложение №1 Анкета для родителей

Степень

родства

Ф.И.О.

Год рождения

Образование

Место

работы

Должность

Раб .

Тел-н

Отец

 

 

 

 

 

 

Мать

 

 

 

 

 

 

Брат

 

 

 

 

 

 

Сестра

 

 

 

 

 

 

С кем проживает ребенок?___________________________________________

Домашний адрес ___________________________________________________

Дом. Телефон _____________________________________________________

Бытовые условия жизни ребенка ( общие условия, условия для игры, отдыха и занятий)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Круг интересов семьи _______________________________________________

__________________________________________________________________

Особенности семейного воспитания ( строгое отношение, толерантное отношение, ребенку можно все и др.) _________________________________

__________________________________________________________________

Какие трудности в воспитании Вы испытываете?______________________

Приложение №2

«Рекомендации родителям или как ходить в детский сад без нервотрепки»

1. Будить ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопить - умение рассчитать время - ваша задача, если вам это плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

3.. Не прощаться, предупреждая и направляя: «Смотри не балуйся, веди себя хорошо, и т. д.». Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.

4 Нелишне будет предупредить персонал детского сада о вкусах малыша. Но делать это следует в его отсутствие, когда он ушел в игровую комнату или занялся с другими детьми, так как подобные разговоры как бы программируют ребенка на совершение соответствующих действий: он станет лишь сильнее капризничать и настаивать на отказе от пищи, объясняя это словами матери или бабушки.

5. Не говорить гадостей.

«Если ты будешь плакать, я за тобой вообще не приду», «Если ты будешь плакать, я сейчас развернусь и уйду», «Что ты стоишь, как столб», «Все дети, как дети, а вот наша...».

6. Сцены, которые дети устраивают родителям, говорят о том, что малыши достаточно хорошо знают "слабые" места взрослых.

7. Победить "сцены" помогут "ритуалы".

8. Не перекладывать ответственность.

Приложение №3

Анкета для родителей «Детский сад глазами родителей»

Цель анкеты – адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребенка. Она анонимна, поэтому просим Вас искренне ответить на предложенные вопросы.

1. Кто,  по – Вашему, более ответственен за воспитание ребенка- семья или дошкольное образовательное учреждение? ________________________________________________________

2. Что бы Вы хотели получить от детского сада?

- Максимально полную информацию о ребенке

- Педагогические советы по общению с ним

- Психологические консультации

- Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка вашего возраста лучше прочитать

 - Возможность большего общения с родителями других детей

 - Участвовать в  мероприятиях детского сада

 - Другое…

3. Какие родительские собрания, встречи, экскурсии Вы предлагаете  провести в этом учебном году? ________________________________

4. Хотели бы Вы посещать занятия вместе с ребенком? Какие занятия? С какой целью?____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что вы ожидаете от таких посещений?_____________________________

__________________________________________________________________

6. Вы  испытываете затруднения в общении с сотрудниками детского сада? Если да, то почему? _______________________________________________________________

7. Ваши пожелания и замечания в работе детского сада_____________

Рекомендуем посмотреть:

Адаптация детей раннего возраста в ДОУ

Экологическое воспитание в детском саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Консультация для родителей. Подготовка ребенка к детскому саду

Роль изобразительной деятельности в установлении эмоционального контакта педагога с ребенком 2-х лет в период адаптации к условиям детского сада

Лариса Дорогина # 30 августа 2013 в 05:00 +1
Уважаемые коллеги! Приглашаю вас обсудить материал. Спасибо!
Мила Кузьмина # 30 августа 2013 в 20:36 +3
Полезная статья для родителей. Рекомендации помогут безболезненно пережить адаптационный период. Вспоминаю себя, когда старшую дочь впервые привела в детский сад: Сашенька быстрее меня привыкла к новым условиям, а я тогда была не готова.
Мила Кузьмина # 30 августа 2013 в 23:27 +3
Показатели окончания адаптационного периода

Лариса Дорогина # 31 августа 2013 в 04:00 +1
Мила, большое спасибо за дополнительную информацию.
Оксана Владимировна Столь # 31 августа 2013 в 06:04 0
Спасибо,это нужный материал для работы!
НАТАЛЬЯ ЩУКИНА # 19 октября 2013 в 22:10 +1
Лариса, спасибо за содержательную информацию! Похвально, что используете много различных методов работы с родителями! С родителями порой бывает труднее, чем с детьми))) Очень интересный метод взаимодействия - это "Портфолио ребёнка", согласна с вами полностью.
Галина Дмитриевна Эргеева # 18 февраля 2014 в 23:42 0
В этом году набираю малышей. Буду освежать в памяти методику работы с возрастной категорией 2-4. Ваш материал несомненно пригодиться. Спасибо.
Татьяна Сергеевна Вагина # 27 мая 2014 в 07:43 0
Проблема адаптации стоит в наше время очень остро. Почти все дети очень "домашние". Ваш материал окажет неоценимую помощь педагогам. Спасибо!!!
Валентина Ивановна Мельникова # 17 июня 2014 в 15:36 +2
Ваш метод подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей и будущих воспитанников. Это, несомненно, большой плюс. Очень порадовало Приложение № 2-полезные советы в неофициальной форме. Спасибо большое за актуальный материал!
Ольга Борисовна Кабаненко # 15 ноября 2014 в 23:13 +1
Тема вечная. И чем дальше, тем сложнее, так как раньше авторитет педагога был полным и родители прислушивались ко всем рекомендациям воспитателя. В настоящий момент педагогу необходимо быть профессионалом, умеющим выстраивать отношения как с родителями, так и с детьми. И адаптационная работа, выстроенная в вашем детском саду поможет решить эту проблему наиболее эффективно. Спасибо.
Наталья Владимировна Табунщикова # 18 марта 2015 в 08:11 0
Добрый день!Лариса Михайловна, информация по работе с родителями,во время адаптации очень полезна,возьму себе на заметку.Но скажите пожалуйста, всегда ли получается,провести анкетирование с родителями,чтоб хотя бы 90% РОДИТЕЛЕЙ,ОТВЕТИЛИ НА ВОПРОСЫ? А то пока в моей практике,с этим напряженка.
Ирина Алексадровна Кинеева # 27 марта 2015 в 16:51 0
Очень полезный материал для педагогов. Я тоже работаю с детьми младшего возраста и возьму себе в копилку.
Ольга Геннадьевна Пяткова # 21 июня 2015 в 15:22 0
Спасибо за статью. Анкету для родителей можно использовать в любой группе дс, обязательно использую её перед следующим собранием.
Ирина Агафонова Агафонова # 17 ноября 2015 в 22:43 0
Интересный материал. Спасибо.
Галина Геннадьевна Шинкарева # 15 февраля 2016 в 19:41 0
действительно тема вечная....сколько родителей - столько и вариантов решения. Все проблемы идут из семьи. И это относится скорее всего к тем семьям, где не родители воспитывают детей, а дети воспитывают родителей.
Наталья Владимировна Мезенцева # 8 августа 2016 в 13:53 0
Работа с родителями детей любого возраста важна, но особенно малышей конечно!
Людмила Николаевна Тонконог # 29 января 2018 в 20:04 0
Работа с родителями требует мастерства и очень индивидуальна.Вы проделали огромную работу, желаю вам, чтобы она принесла положительные результаты.Спасибо за материал.
Диана Владимировна Гурьянова # 12 апреля 2018 в 07:36 0
Работа с родителями детей любого возраста важна. Ваш материал окажет неоценимую помощь педагогам. Спасибо!!!