Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок.

В. Сухомлинский

Музыкальное воспитание в детском саду — это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача — воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.

Творческие возможности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них театрализованной деятельности. Она воздействует на воображение ребенка словом, действием, изобразительным искусством. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической зрелости. Дети немножко волшебники, они умеют менять мир по своему «хотению» и потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить ее в творческое русло.

Решая задачу последовательного и постепенного развития творческих способностей в театрализованной деятельности, педагогу рекомендуется:

1. Во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (в частности — умение имитировать характерные движения животных).

2. В средней группе обучать элементам художественно- образных средств (интонации, мимике, пантомиме).

3. В старшей группе совершенствовать художественно- образные исполнительские умения.

4. В подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.

Н. А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского творчества:

— на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети активно подражают способам действий;

— задача второго этапа — сформировать у детей способы действий, которые стимулируются уже лишь косвенным образом; создание простейших примеров творчества, внесение изменений, вариаций в знакомый материал;

— на третьем этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных действий без применения образцов.

Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены специально для детей. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него еще не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Кабалевский, Э. Григ...), расширять представления детей о музыке разных времен и народов.

Изучая проблему развития творческих способностей, П. Б. Ермолаева предлагает следующие рекомендации:

-— внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;

— изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребенку (видеть потенциальные творческие способности в каждом);

— формирование достаточно высокой самооценки;

— воспитание педагогом своей креативности.

Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе творчества. Важно не то, что создает дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

Рекомендуем посмотреть:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Татьяна Анатольевна Блажнюк # 8 марта 2015 в 21:15 +1
Интересный, доступный материал! Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.Театральная деятельность развивает речь, помогает раскрепоститься, развивает память, воображение.
Татьяна Анатольевна Блажнюк # 9 марта 2015 в 17:34 +1
Интересный, доступный материал! Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.Театральная деятельность развивает речь, помогает раскрепоститься, развивает память, воображение.
Надежда Ивановна Яковлева # 19 апреля 2015 в 12:07 +1
Спасибо за статью. Театральное творчество - это коллективное творчество. Оно стимулирует развитие памяти, речи, коммуникативных навыков,восприятия. В результате происходит расцвет творческого воображения. А это путь к открытиям.
Татьяна Валентиновна Ширдина # 8 июня 2015 в 23:45 +1
Большое спасибо за материал. Творчество - это свобода, индивидуальность, развитие. Вы даете детям ключ в самостоятельную, яркую, счастливую жизнь.
Светлана Александровна Каракутова # 28 июня 2015 в 18:52 +1
Спасибо, интересный материал, который поможет воспитателям в формировании коммуникативных навыков.Театральное искусство близко и понятно детям, в его основе лежит игра, которая является ведущей деятельностью данного возраста.
Наталья Петровна Юровская # 4 октября 2015 в 11:26 +1
Интересный материал для самостоятельного изучения, которое пригодиться в работе и учебе. Спасибо.
Наталья Васильевна Кравчук # 11 ноября 2015 в 20:42 0
Познавательный и доступный материа.Спасибо, начинаю работу театрального кружка, материал позволил сформировать основные предствления. Занятия театрализацией интересны детям, дарят много положительных эмоций!
Александра Викторовна Ахметзянова # 15 ноября 2015 в 16:57 0
спасибо за интресный и полезный материал!
Диляра Галяитдиновна Сафиулина # 12 января 2016 в 20:27 0
Большое спасибо за материал!!!успехов вам!
Екатерина Николаевна Мартынова # 3 февраля 2016 в 17:33 0
Полностью согласна с данным материалом, действительно, я тоже на своем опыте оценила все абсолютно положительные стороны театрализованной деятельности. Если ребенок в младшем возрасте не проходит указанные этапы - он закомплексован и ему очень сложно выражать свои эмоции. Спасибо, вы молодцы!
Надежда Николаевна Цыганова # 9 февраля 2016 в 10:28 0
Познавательный и актуальный материал. Театрализованная игра способствует расширению игрового опыта детей, раскрытию ребенка в целом.
Ольга Валерьевна Строкова # 16 февраля 2016 в 23:25 0
В будущем не каждый ребёнок станет актёром, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а «вызревают» в процессе театрализованной деятельности. "Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты". К.С.Станиславский Спасибо за прекрасный материал.
Ирина Вениаминовна Казакова # 28 февраля 2016 в 21:40 0
Очень интересная разработка! Добавлю в закладки! Спасибо!
Марина Викторовна Равкова # 3 июля 2016 в 20:21 0
Театрализованная деятельность действительно позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Театральное искусство сближает педагога и родителей и самое главное в центре - то ребенок . И если все сделать правильно , мы вырастим замечательных детей .Материал интересный .Успехов вам.
Татьяна Сергеевна Нестерова # 13 августа 2016 в 07:27 0
В методических рекомендациях описана методика проведения Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности, согласно системе ФГОС, основанная на передовом опыте развития творческих способностей, П. Б. Ермолаевой, Ветлугиной Н.А. Результатом проведенной работы является формирование творческих способностей дошкольников в системе ФГОС.
Элеонора Валерьевна Анфилова # 24 сентября 2016 в 18:11 0
полезный материал! очень помог при составлении консультации для педагогов ДОУ
Зоя Михайловна Рогова # 3 декабря 2016 в 21:06 0
В представленных методических рекомендациях описана методика проведения Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности, согласно системе ФГОС, отрадно что она основанна на передовом опыте развития творческих способностей, П. Б. Ермолаевой, Ветлугиной Н.А. Ведь театральное искусство сближает педагога и родителей (законных представителей) и самое главное в центре внимания - стоит ребенок. И если все сделать правильно, то мы вырастим замечательных детей. Материал очень интересный. Желаю успехов Вам.