Воспитание ответственности в организации трудовой деятельности дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников

Автор: Силуянова Алла Валентиновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 75 «Гвоздичка» город Набережные Челны Республики Татарстан

Описание материала: Данный материал интересен методистам, воспитателям старших дошкольных групп. Опыт работы можно использовать в любом дошкольном образовательном учреждении.

В настоящее время актуальной проблемой становится воспитание ответственности в организации трудовой деятельности дошкольников (4-6 лет).

Цель: создать условия  для  повышения  профессиональной  компетентности  педагогов  ДОУ в организации трудовой деятельности дошкольников.

Статья для педагогов «Воспитание ответственности в организации трудовой деятельности дошкольников»

Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью: чтобы начать то или иное занятие, надо приготовить рабочее место; закончив игру, убрать за собой игрушки; каждый день надо готовиться ко сну и убирать после сна постель, аккуратно складывать одежду, приводить в порядок свой внешний вид.

Все это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют все эти дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам.

Если в группе установлен постоянный порядок, то в таких условиях легче заметить любое его нарушение и детям не приходится напоминать, подсказывать, требовать, ибо у них легко формируется правильный навык, уважение к правилу: «Каждой вещи - свое место».

В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга.

Воспитание ответственности - важное дело, требующее терпения, педагогического мастерства. И необходимо, начиная со средней группы, воспитывать ответственность за выполнение порученного дела, желание сделать работу, чтобы было приятно всем.

У детей средней группы формируются элементарные формы сотрудничества: не мешать друг другу, уступать дорогу, спокойно ждать своей очереди у раздаточного стола. Необходимо постоянно напоминать детям, что они несут ответственность за выполнение своих обязанностей, которые они должны хорошо знать.

Дети средней группы еще не очень охотно трудятся, поэтому нужно терпеливо относиться к их желанию, используя разнообразные приемы: пояснения, указания, поощрение, объяснение, чаще проводить дидактические игры.

Воспитание ответственности в ходе трудовой деятельности детей невозможно без систематического контроля со стороны педагога.

Немаловажную роль в воспитании ответственности играет умение педагога научить детей договариваться, согласовывать свои действия с действиями товарищей, свои умения с умениями других.

Детей старшей группы следует учить выполнять свою работу и наблюдать за работой своего товарища, в нужную минуту приходить ему на помощь; напоминать, что результат труда важен в работе.

Важно и в этом виде труда воспитывать у детей ответственное отношение к порученному делу, стремление сделать его качественно, довести до конца. Необходимо вызывать интерес у детей к живым объектам, научить ребенка ухаживать за каждым из этих объектов, чаще рассказывать об особенностях поведения и внешних признаках животных.

Таким образом, труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

Рекомендуем посмотреть:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Надежда Ивановна Яковлева # 19 апреля 2015 в 16:53 0
Трудовое воспитание и трудовая деятельность являются важнейшим и необходимым условием развития самостоятельности детей. Дети, которые воспитывались с ранних лет в труде, отличаются организованностью, опрятностью и умением себя обслуживать. Тема, поднятая в статье, важная и значимая в воспитании детей.
Инна Георгиевна Волик # 11 мая 2015 в 14:40 0
Я тоже считаю, что тема очень актуальна сейчас. Настолько все перевернулось в воспитании детей, что вплоть до окончания школы у ребенка порой нет элементарных обязанностей и ни малейшей области ответственности. А потом откуда эти проблемы нереализованности, неприспособленности, безответственности, несамостоятельности, ведомости, отсутствия собственного мнения и способности принимать свои собственные решения. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок способен убирать на место свои вещи и следить за этим, способен "помогать" выполнять элементарные задания по уходу за домом и за собой, а возможно еще и за младшими членами семьи. Наша главная задача, задача взрослых, научить ребенка всему, что сами выполняем - это будет лучшим подспорьем в его жизни. А попытки облегчить его жизнь, додумывая и доделывая за него - это "медвежья услуга". Вы двигаетесь в верном направлении. Я бы могла порекомендовать дополнить вашу тему еще работой с родителями в данном направлении, но я думаю, что такие идеи у вас уже есть. Успехов вам!