Наблюдение за природой летом в старшей группе в детском саду

Лето в детском саду. Старшая группа

Тема «В мире насекомых»

Задачи

— формировать знания о том, что бабочка, жук, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза — насекомые;

— иметь представление о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев);

— учить сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха, стрекоза летают, кузнечик прыгает), определять насекомых по издаваемым звукам и правильно называть (пчела, муха, жук жужжат, кузнечик стрекочет);

— дать знания о некоторых особенностях сезонной жизни, местах обитания (муравьи, пчелы живут большими группами, сами себе строят жилища), о том, что пчела и муравей — полезные насекомые, их нельзя уничтожать;

— подвести детей к пониманию некоторых защитных свойств насекомых (зеленый кузнечик на зеленой траве незаметен).

Словарная работа: насекомые, бабочка, капустница, крапивница, павлиний глаз, жук, пчела, муха, кузнечик, божья коровка, муравей, стрекоза, оса, шмель, жужелица, майский жук, гусеница, куколка, яйца; муравейник, дупло, улей, соты, норка; голова, туловище, крылья, ноги, на голове — усики, глаза, челюсти, шестиногие; нектар, мед; летают, перелетают, ползают, прыгают, раскрывают крылышки, складывают крылышки, защищаются от врагов, жужжат, стрекочат, зудят, маскируются от врагов, откладывают яйца, питаются; мягкие, прозрачные, плотные, узорчатые крылья; полезные насекомые, вредные насекомые, покровительственная окраска, химическая защита, незаметный, едкие выделения.

Наблюдения за насекомыми в течение лета

Наблюдения проводятся с небольшими подгруппами детей в естественных условиях, на утренней и вечерней прогулках (участок, сад, огород, цветник). В крайних случаях насекомое на небольшое количество времени можно посадить для наблюдения в инсектарий.

Вопросы и задания

♦ Назовите части тела насекомого.

♦ Сколько ножек у насекомого?

♦ Короткие или длинные у него усы?

♦ Как насекомое передвигается? Почему оно может летать?

♦ Какие звуки издает насекомое?

♦ Чем оно питается?

♦ Чем отличаются и чем похожи бабочка и жук по внешнему виду и способу передвижения?

♦ Чем отличаются и чем похожи бабочка и стрекоза?

♦ Чем отличаются и чем похожи майский жук и божья коровка? (Клоп-солдатик и клоп-водомерка, навозник весенний и жужелица, бронзовка золотистая и долгоносик.)

♦ Можно ли назвать божью коровку жуком? Сравните ее с майским жуком — что у них схожего?

♦ Чем похожи и чем отличаются пчела, шмель и оса?

♦ В какой среде обитает это насекомое?

♦ Какой дом строит себе это насекомое?

♦ Каковы особенности групповой жизни пчел, муравьев?

♦ Как способ передвижения данного насекомого зависит от строения его конечностей?

♦ Какую пользу приносит данное насекомое?

♦ Как насекомое маскируется в окружающей среде? Как защищается от врагов?

♦ Что есть у всех бабочек?

♦ Что есть у всех жуков?

♦ Что появится из яичек бабочки? Чем станет гусеница? Что появится из куколки?

♦ Почему насекомые могут приносить вред людям?

♦ Узнайте насекомое по издаваемым им звукам.

♦ Как называется это насекомое?

♦ Опишите особенности внешнего вида насекомого (цвет, форма, величина).

(При наличии условий организуйте наблюдения за водными насекомыми: стрекозами, ручейником, жуком-водолюбом, жуком- плавунцом, личинками: стрекозы, плавунца, ручейника, жука-водо- люба.)

Загадывание загадок о насекомых

Задача: развивать логическое мышление, доказательную речь, умение выделять характерные признаки насекомого.

* * *

Заберется на пенек

И зажжет свой огонек.

Светит нам ночной порой,

Чтоб мы путь нашли домой. (Светлячок.)

* * *

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь.  (Комар.)

* * *

Хоть я мал, да удал,

Очень многих покусал.

Песню звонкую пою,

Ночью спать вам не даю.  (Комар.)

* * *

Он строитель настоящий,

Деловитый, работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.  (Муравей.)

* * *

Любит солнечный денек

Беззаботный... (мотылек).

* * *

В окна, двери залетаем

И назойливо жужжим.

Очень нас не любят люди,

Потому что им вредим.  (Мухи.)

* * *

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют ее... (стрекоза).

* * *

Я — мохнатый червячок,

Полосатый бочок.

Скоро бабочкою стану,

Закружусь я над поляной.  (Гусеница.)

* * *

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик.)

* * *

Он большой, лохматый,

Жилет носит полосатый.

В норке под землей живет

И нектар цветочный пьет.  (Шмель.)

* * *

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок,

Пьет хоботком душистый сок.  (Бабочка.)

* * *

Строим восковые

Себе кладовые,

В них храним мы целый год

Золотистый сладкий мед. (Пчелы, соты.)

* * *

Я всегда без приглашенья

Прилетаю за вареньем.

Кто мне есть мешает,

Того могу ужалить.

Вьюсь я, лезу на глаза,

А зовут меня... (оса).

Заучивание и использование в играх считалок

Задачи:

— развивать чувство ритма, умение сочетать слово и движение память;

— активизировать знания о насекомых.

* * *

Дятел сел на сучок

И стучит: «Тук, тук!

Открывай-ка двери, жук!»

А жучок —

В теремок

И дверь на замок:

«Лучше, дятел, не стучи,

От дверей ищи ключи!

Если ключик не найдешь,

Значит, ты водить пойдешь».

Автор: Т. Шорыгина

* * *

Чок-чок, чок-чок,

Сел жучок на сучок —

Потерял башмачок.

Есть хочет,

Листья точит.

Раз — листок,

Два — листок,

А третий листок —

Выходи за порог.

Автор: Т. Шорыгина

Чтение и заучивание стихотворений о насекомых

Задачи:

— уточнять знания о насекомых;

— развивать внимание, память, выразительность речи;

— формировать интерес к поэтическому слову, поэтическим образам;

— развивать кинестетическую память, чувство ритма.

Т. Шорыгина «Надоедливая гостья»

Вопросы

♦ Почему дети прогнали муху?

♦ Какой вред могут нанести мухи здоровью человека?

Т. Шорыгина «Рыжеусый хулиган»

Вопросы

♦ В какое время суток тараканы становятся активными?

♦ Почему для человека опасно присутствие тараканов в доме?

♦ Какие меры защиты от тараканов можно использовать?

И. Токмакова «Разговор лютика и жучка»

Вопросы

♦ Почему лютик захохотал?

♦ Для чего нужны насекомые цветам, а цветы — насекомым?

Е. Серова «Шмелик»

Вопросы

♦ Чем питаются шмели?

♦ Где они находят нектар?

♦ О какой кашке говорится в стихотворении?

В. Паспалеева «Пчелка»

Вопросы

♦ Почему пчела укусила мальчика?

♦ С какого цветка пчела собирала мед?

♦ Почему нельзя ловит пчел?

♦ Какую пользу они приносят?

В. Пальчинскайте «Муравей»

Вопросы

♦ Куда муравей тащит листик? Для чего?

♦ Как автор описывает поклажу муравья?

♦ Почему нельзя ходить по муравьиной тропе?

♦ Какую пользу приносят муравьи?

Л. Квитко «Жучок»

Вопросы

♦ Что случилось с жучком?

♦ Как он преодолел препятствие?

♦ Как вы думаете, что чувствовал жучок, попав в водный поток?

♦ Кто помог жучку выбраться из бурного потока?

♦ Правильно ли поступил мальчик, что выпустил жучка?

Р. Деснос стихотворение-игра «Муравей» (пер. с фр.)

Воспитатель читает двустишие, а дети произносят строчки: «Не бывает так! Не бывает так!», покачивая отрицательно головой и указательным пальцем.

Муравей восьмиметровый

Обзавелся шапкой новой...

— Не бывает так! Не бывает так!

Муравей в телеге длинной

Возит уток и пингвинов...

— Не бывает так! Не бывает так!

Говорит он по-французски,

По-латыни, по-зулусски...

— Не бывает так! Не бывает так!

Ну а если так?

Чтение рассказов и сказок о насекомых

Задачи:

— формировать знания о внешнем виде насекомых, их образе жизни, способности маскироваться и защищаться от врагов, значении для животных, растений и человека;

— активный интерес к насекомым, желание их защищать, узнать о них больше, к рассказам и сказкам о насекомых;

— развивать внимание, память, воображение, диалогическую речь, умение рассуждать, делать выводы, выразительность речи и пантомимики, умение взаимодействовать с партнером по сценке при разыгрывании сюжетов произведений.

А. Клыков «От кого польза, от кого и вред»

Вопросы

♦ Комар — это насекомое или птица?

♦ Каких еще насекомых вы знаете?

♦ Какой вред приносят комары?

♦ Какую пользу приносят комары?

♦ Как называется личинка комара?

♦ Для чего рыбаки используют мотыля?

♦ Какую пользу приносит божья коровка?

♦ Как можно ее отличить от других жуков по внешнему виду?

♦ Почему нужно уничтожать мохнатую бронзовку и ее личинку?

♦ Кто из животных питается жуками и личинками?

♦ Каких еще вредных насекомых вы знаете?

♦ Какую пользу приносит пчела растениям?

♦ Какую пользу пчела приносит людям?

♦ Какие продукты пчеловодства вы знаете?

♦ Почему человек должен употреблять в пищу продукты пчеловодства?

♦ Чем жизнь диких пчел отличается от жизни домашних пчел?

♦ Кто из животных любит лакомиться медом диких пчел?

♦ Почему жука-навозника нельзя назвать вредителем? Для чего он собирает навоз?

♦ Как по поведению жука-навозника можно узнать о погоде?

♦ Почему бабочку-капустницу можно назвать вредителем огородов?

♦ Как вы думаете, что будет, если исчезнут все вредные насекомые?

А. Дитрих «Почему цветы красивые и душистые»

Вопросы и задание

♦ Какие признаки цветов важны для насекомых?

♦ Для чего насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок? Как они это делают?

♦ Какие цветы любят разные насекомые? Почему?

♦ Каких насекомых привлекают цветы, распускающиеся к ночи?

♦ Чем занимаются насекомые весной?

♦ Покажите, как насекомые собирают нектар и пыльцу.

К. Ушинский «Капустная белянка»

Вопросы и задания

♦ Как называется бабочка, о которой автор написал рассказ?

♦ Почему маленькая, хрупкая бабочка может нанести столько вреда капусте?

♦ Кто съедает капустные листы, делая в них дырки?

♦ Как из бабочки появляется гусеница?

♦ Чем питается гусеница?

♦ В кого превращается гусеница?

♦ Как живет куколка?

♦ Кто появляется из куколки?

♦ Можно ли назвать капустную белянку вредителем?

♦ Нарисуйте последовательность превращения бабочки в гусеницу и куколку.

♦ Покажите через пантомиму этапы превращения бабочки.

Н. Сладков «Крапивница и лимонница»

Вопросы и задания

♦ О каких бабочках говорится в сказке? Чем по внешнему виду отличаются эти бабочки?

♦ Как произошли названия этих бабочек?

♦ Каких еще бабочек вы знаете? Чем они отличаются?

♦ Разыграйте сценку по сказке.

♦ Разукрасьте раскраски с изображением бабочек в соответствии с их названием.

Н. Сладков «Бабочки»

Вопросы и задание

♦ От каких природных условий бабочки впадают в особый сон?

♦ Почему бабочкам хорошо живется?

♦ Как вы понимаете поговорку «Порхает, как бабочка»?

♦ Нарисуйте бабочку с раскрытыми крылышками и с закрытыми, когда она спит.

Н. Сладков «Веселые старушки»

Вопросы и задания

♦ О каком насекомом говорится в рассказе писателя?

♦ Как называются бабочки, о которых говорится в рассказе?

♦ Чем отличается их раскраска от раскраски других бабочек?

♦ Что происходит с перезимовавшими бабочками?

♦ Как ведут себя бабочки после холодной зимы?

♦ Каких еще бабочек вы знаете?

♦ Покажите, как бабочкам сначала было холодно, а потом весело и радостно от солнечного тепла.

Н. Романова «Где ее дом?»

Вопросы

♦ Какие цветы любит бабочка?

♦ Почему, сидя на цветке, она становится вся покрытая пыльцой?

♦ Как бабочка пробирается через тучу мошек?

♦ Что может случиться с бабочкой, если она попадет в паутину?

♦ Как бабочки пьют нектар из цветов?

♦ Почему бабочка прилетела на капустное поле? Как называется эта бабочка?

♦ Какой кочан она выбирала? Для чего?

♦ С чем сравнивает автор мертвую бабочку?

♦ Есть ли постоянный дом у бабочки?

♦ Что может быть ее домом?

♦ Сколько примерно дней живет бабочка?

Н. Сладков «Бабачка и солнце»

Вопросы и задание

♦ Как вела себя бабочка до появления птицы-мухоловки?

♦ Почему бабочка стала закрывать свои прекрасные крылышки?

♦ Как она скрывает даже свою тень?

♦ От чего произошло название птицы-мухоловки?

♦ Как ведут себя бабочки, когда вы к ним подходите?

♦ Почему нельзя брать бабочку в руки?

♦ Покажите, как летает бабочка, как складывает свои крылышки.

В. Песков «Лечебница под сосной»

Вопросы и задание

♦ Почему лесные птицы прилетают к муравейнику?

♦ Как муравьи лечат птиц?

♦ Какую еще пользу приносят муравьи?

♦ Нарисуйте птиц, которые лечатся на муравьиной куче.

Г. Ганейзер «Гнездо из бумаги»

Вопросы и задание

♦ О каких осах говорится в рассказе?

♦ Почему они называются земляными?

♦ Как осы строят свое гнездо?

♦ Делают ли осы запасы на зиму? Почему?

♦ Где, кроме норок в земле, осы строят свои гнезда?

♦ Почему нельзя трогать гнезда ос?

♦ Какие правила безопасности надо соблюдать при общении с осами?

♦ Рассмотрите и нарисуйте осиное гнездо.

Г. Ганейзер «Кузнечик-невидимка»

Вопросы

♦ Какие звуки издают кузнечики?

♦ Почему их трудно разглядеть в траве?

♦ Как можно поймать кузнечиков?

♦ На что похожи ноги и крылышки кузнечиков?

♦ Как передвигаются кузнечики?

B. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Вопросы и задания

♦ Как называется сказка?

♦ Почему Муравьишка так спешил в муравейник?

♦ Как случилось, что он ушиб ножку? Кто первым помог Муравьишке?

♦ Почему Муравьишка чуть не укусил Гусеницу-Землемера?

♦ Как передвигается Гусеница-Землемер?

♦ Кто помог Муравьишке после Гусеницы?

♦ Как передвигался Паук-Сенокосец?

♦ Почему Муравьишка и его чуть не укусил?

♦ Кто помог Муравьишке после Паука?

♦ С кем сравнил автор Жужелицу?

♦ Кто выручил Муравьишку на картофельном поле?

♦ Почему Жучок-Блошачок высоко прыгал?

♦ Кто помог Муравьишке перепрыгнуть через забор?

♦ Почему Жучок не смог перепрыгнуть через забор, а Кузнечик смог?

♦ Кто помог Муравьишке переплыть через речку?

♦ Как передвигается Клоп-Водомерка?

♦ Почему к Майскому Хрущу Муравьишке пришлось забираться на голову?

♦ Как пыхтел и жужжал Жук?

♦ Почему Жук не полетел прямо к муравейнику?

♦ Почему с помощью Гусеницы-Листовертки Муравьишка смог спуститься с большой березы?

♦ Почему Муравьишке пришлось укусить Гусеницу?

♦ Успел ли Муравьишка вернуться в муравейник до закрытия?

♦ Перечислите всех насекомых, которые помогли Муравьишке вернуться домой.

♦ Разыграйте сценки из сказки по ролям.

♦ Нарисуйте героев сказки по эпизодам.

К. Чуковский «Тараканище»

Вопросы и задание

♦ Какое насекомое испугало всех животных?

♦ Почему такие большие животные испугались таракана?

♦ Как вел себя таракан по отношению к животным?

♦ Чем закончилась сказка?

♦ Разыграйте сценки из сказки.

Творческие мастерские по теме «Насекомые» (арт-терапевтическая техника)

Задачи:

— закреплять знания о насекомых;

— расширять знания об иллюстрации, художниках-иллюстраторах;

— развивать умение делать эскиз, работать с восковым материалом, акварелью;

— развивать внимание, умение рассуждать, составлять рассказ, память, умение сравнивать, воображение, творчество, чувство формы и цвета;

— формировать познавательные интересы, эстетические ценности.

* * *

Работа проводится по подгруппам или целой группой. Для детей младшего возраста предлагаются более простые задания.

Тема «Букашки-таракашки»

Оборудование: иллюстрации к сказкам К. Чуковского «Муха- цокотуха» и «Тараканище», цветные фотографии насекомых, бумага, простые карандаши, пастельный и восковые карандаши, акварель, кисти, аудиозаписи (на выбор): звуков природы, голосов птиц, «Малыш у реки», «Малыш в деревне» и др.

* * *

1-й этап: психологическое вхождение. Беседа с чаепитием о насекомых, просмотр цветных фотографий, чтение вслух сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха».

2-й этап: игровой. Инсценировка сказки (распределение и заучивание ролей).

3-й этап: познавательный. Повторение понятий: «иллюстрация», «художник-иллюстратор», рассматривание фотографий насекомых, сравнение их с нарисованными в книжке; рассуждение, чем отличаются сказочные насекомые от настоящих.

4-й этап: практический. Дети делают эскизы к сказке «Муха- цокотуха».

5-й этап: рассматривание работ детей, комплименты друг другу.

 

1-й этап: психологическое вхождение. Пение песни о насекомых («В траве сидел кузнечик»),

2-й этап: познавательно-игровой. Игра «Волшебные картинки» (на столе лежат картинки разных насекомых. Каждый ребенок выбирает себе одну картинку и рассказывает историю или сказку про свою букашку, обязательно дав ей имя и обозначив характер).

Изучение форм насекомых. Игра «Скульптор» (передача внешнего вида насекомых с помощью движений). Повторение сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха».

3-й этап: практический. Начало работы на большом листе: построение композиции простым карандашом.

4-й этап: психофизическая разгрузка — релаксация.

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация под аудиозапись звуков летнего леса.

2-й этап: практический. Начало работы пастельными или восковыми карандашами над композицией.

3-й этап: психофизическая разгрузка. Игра «Ожившие букашки» (маркером на листах формата А4 дети рисуют крупно насекомых и руками вместо ножниц их «вырезают», затем каждый ребенок играет со своей букашкой, подкидывает, беседует).

1-й этап: психологическое вхождение. Слушание и анализ сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха».

2-й этап: познавательно-практический. Сравнение детьми своего рисунка со строками из сказки. Исправление неточностей. Рассказ детей о характере нарисованного персонажа. Работа в цвете акварельными красками.

3-й этап: психофизическая разгрузка. Игра «Веселые букашки» (все «букашки» летают, а водящий ловит их сачком; пойманной «букашке» придумывается смешное задание).

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация под аудиозапись звуков природы.

2-й этап: практический. Завершение работы в цвете акварельными красками, уточнение мелких деталей черным маркером.

3-й этап: познавательный. Анализ работ издалека.

4-й этап: презентация выставки родителям.

Тема «Бабочки»

Красавица-бабочка

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Волшебный клубок» (клубок ниток передается от воспитателя к ребенку и так по кругу, при этом каждый наматывает нить на палец и говорит что-то хорошее; затем воспитатель персонально задает детям вопросы о насекомых летом, подводящие к теме занятия).

2-й этап: познавательный. Рассматривание книг, энциклопедий, тематических словарей с изображением бабочек, анализ формы и расцветки крыльев, ознакомление с термином «симметрия», исполнение танца бабочек.

3-й этап: практический. Работа на листе (рисование бабочки карандашом).

4-й этап: психофизическая разгрузка. Рассказывание случаев из жизни бабочек, историй встречи с бабочками в природе, чтение стихов.

Я — бабочка

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Волшебный клубок» (вопросы и ответы по теме).

2-й этап: познавательно-игровой. Рассказывание истории про себя — бабочку (как зовут, окраска, любимые занятия), изображение движениями тела бабочек, процесс превращения в бабочку (яйцо — гусеница — куколка — бабочка), изображение того, как бабочка садится на цветок, пьет нектар и т.п.

3-й этап: практический. Начало работы в цвете: покрытие фона (цвет неба, травы и др.), работа над бабочкой (покрытие частей тела цветом).

4-й этап: психофизическая разгрузка. Игра «Полет бабочек» (дети рвут бумагу на мелкие части, подбрасывают вверх, смотрят, как летят «бабочки»).

Утро в лесу

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация «Утро в лесу».

2-й этап: познавательный. Рассматривание узоров на крыльях бабочек, их цвета.

3-й этап: практический. Работа в цвете. Исполнение танцев ядовитых бабочек, бабочек-притворщиц, молей, мотыльков.

4-й этап: презентация выставки детских работ родителям.

Чернильные пятна и бабочки

1-й этап: психологическое вхождение. Дети берут чернила и капают ими на бумагу.

2-й этап: практический. Дети сворачивают лист пополам, приглаживают, разворачивают, преобразуют пятна в образ, дорисовывают.

3-й этап: познавательно-игровой. Без ножниц, руками дети «вырезают» из бумаги получившийся образ бабочки, играют с ним, сочиняют историю.

4-й этап: психофизическая разгрузка. Беседа о чувствах и настроении детей.

Бабочки на летнем лугу (коллективная работа)

1-й этап: психологическое вхождение. Воспитатель излагает краткое содержание занятия.

2-й этап: познавательно-игровой. Дети составляют рассказ про бабочек. Воспитатель записывают его на CD-диск, затем они прослушивают, анализируют (понравился ли, какое настроение, ощущения, что можно пожелать). Игра «Найди свою пару» (воспитатель подбрасывает вверх бумажные крылья бабочек, дети ловят и ищут парное, одинаковое крыло от бабочки).

3-й этап: практический. Детям предлагается для работы большой лист зеленого (голубого) цвета, где они должны парами прикрепить (приклеить) крылья и дорисовать к ним все части бабочек, нанести симметричные узоры на крылья. Работая в паре, они создают композицию бабочек на летнем лугу с цветами, насекомыми, солнцем, причем все, что они хотят приклеить к ватману, «вырезается» руками без ножниц.

4-й этап: психофизическая разгрузка. Презентация своей композиции; рассказ о чувствах, возникающих в процессе совместной деятельности.

Тема «Хоровод крылатых» (коллективная работа)

Оборудование: лист ватмана, заколерованный зеленым, голубым или желтым цветом; гуашь, акварельные краски, маркеры, цветные карандаши, пастель, фломастеры, восковые мелки.

Предварительная работа: воспитатель заранее готовит пары крыльев из белой бумаги: птицы, бабочки, жука, стрекозы, самолета.

1-й этап: психологическое вхождение. Каждый ребенок из общей массы крыльев выбирает одно понравившееся.

2-й этап: познавательно-практический. Ребенок ищет своего напарника с таким же крылом; дети начинают прикреплять крылья на лист с учетом туловища и головы; в паре работают любым материалом над созданием образа; воспитатель напоминает детям понятие «симметрия» при раскраске крыльев; разрабатывается общая композиция.

3-й этап: психофизическая разгрузка. Дети рассказывают о своих переживаниях и придумывают коллективную историю.

Мастерские проводятся по теме ежедневно в течение недели, каждое занятие рассчитано на два часа, поэтому может проводиться с перерывом, к нему можно возвращаться после какого-либо непродолжительного режимного момента. Главное — не разрушать целостности восприятия, погруженности в тему.

Рисование сотовых ячеек по шаблонам

Задачи:

— уточнять форму ячеек в сотах улья;

— развивать точность движений, мелкую моторику.

Ручной труд «Насекомые из природного материала»

Задачи:

— закреплять знания об особенностях внешнего вида насекомых;

— навыки пользования шилом, соединения частей поделки;

— развивать мелкую моторику, точность движений;

— формировать умение проговаривать подготовительный этап к работе, последовательность действий.

Оборудование: крылатки клена, засушенные листья, желуди, каштаны, палочки, тонкая проволока, пластилин.

* * *

Готовые поделки располагают на полянке с искусственными цветами. Каждый ребенок рассказывает о своей поделке: кого сделал, из чего, почему выбрал именно этот материал.

Работы выставляются на конкурс поделок из природного материала.

Беседа «Что дети знают о насекомых?

Задачи:

— уточнять знания о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, способе передвижения;

— развивать диалогическую речь, активизировать словарь по теме;

— формировать активный интерес к миру насекомых.

Оборудование: книги и картинки с изображением насекомых.

Вопросы и задание

♦ Насекомые относятся к миру растений или животных?

♦ Чем насекомые отличаются от других животных?

♦ Чем похожи все насекомые?

♦ Почему насекомых так много?

♦ Чем питаются насекомые?

♦ Какие животные питаются насекомыми?

♦ Что случилось бы, если бы все насекомые исчезли?

♦ Что произошло бы, если бы другие животные перестали питаться насекомыми, а человек перестал бы их уничтожать?

♦ Выберите и назовите насекомых на картинках.

Дидактическое упражнение «Последовательность событий»

Задачи:

— учить устанавливать правильную последовательность событий в жизни насекомых в зависимости от времени года, причинно-следственные связи;

— развивать речь.

Оборудование: карточки с изображением весны, поздней осени, зимы, летающих насекомых, насекомых в коре дерева, насекомоядных птиц, улетающих на юг.

* * *

Дети показывают и рассказывают, почему весной насекомые появляются, а поздней осенью исчезают.

Дидактическая игра «Собери цветок»

Задача: развивать логическое мышление, умение обобщать, классифицировать, объяснять принцип обобщения.

Оборудование: кружки и лепестки для составления цветка (по количеству участников), у каждого цветка на лепестках нарисованы объекты, относящиеся к одной обобщающей группе (цветы, птицы, рыбы, звери, насекомые и т.п.)

* * *

Каждый играющий становится садовником, собирающим и «сажающим» цветок, состоящий из лепестков с нарисованными растениями или животными, которых можно объединить в одну группу и назвать ее одним словом.

Дидактическое упражнение «Соедини точки и узнай, во что превратится гусеница»

Задачи:

— закреплять особенности внешнего вида гусеницы и бабочки;

— развивать точность движения руки, воображение.

* * *

На карточке нанесено изображение гусеницы и точечное изображение бабочки. Ребенок должен обвести точечное изображение и рассказать, в кого превращается гусеница.

Дидактическое упражнение «Составь рассказ по этапам развития бабочки»

Задачи:

— закреплять знания о стадиях развития бабочки;

— развивать связную речь.

* * *

Ребенку предлагается последовательно разложить картинки с изображением этапов превращения бабочки и рассказать о них.

Дидактическая игра «Где живет насекомое?»

Задачи:

— закреплять знания о местах обитания разных насекомых;

— развивать память, фразовую речь, пополнять словарный запас.

Оборудование: коллективная аппликация с изображением мест обитания разных насекомых (норка, муравейник, улей, дупло, цветок, осиное гнездо, кора дерева и т.п.) и картинки с их изображением.

* * *

Ребенок должен «поселить» насекомое в его место обитания и рассказать, чем оно питается, какие звуки издает, чем отличается от других насекомых. Если «домика» для какого-то насекомого нет, ребенку предлагается его нарисовать.

Малоподвижная игра «Летает — не летает»

Задачи:

— активизировать знания о насекомых;

— развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

* * *

Воспитатель называет летающих (пчела, шмель, оса, муха, стрекоза, бабочка, майский жук, комар, мотылек) и нелетающих насекомых и животных, а дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда воспитатель назовет летающее насекомое. Тот, кто ошибся, должен назвать любое другое насекомое.

Конкурс знатоков насекомых

Задачи:

— активизировать знания о насекомых;

— развивать быстроту реакции, память, умение точно отвечать на вопрос, строить предложение развернутой фразой.

Вопросы

♦ Кто из насекомых живет большими семьями?

♦ Кто из насекомых доит тлей?

♦ Как различают муравьи «своих» и «чужих»?

♦ Как муравьи находят дорогу к муравейнику?

♦ Какое насекомое можно назвать ночным фонариком?

♦ Какие насекомые помогают лесным птицам избавляться от паразитов?

♦ Стенки гнезда какого насекомого напоминают бумагу серого цвета?

♦ Кто из насекомых танцем рассказывает другим насекомым о том, в какой стороне и на каком расстоянии растут цветы со сладким нектаром?

♦ Какая команда быстрее разделит карточки с насекомыми на группы: летающие и нелетающие; правильно выстроит цепочку превращений бабочки; знает больше стихов, пословиц, поговорок, песенок о насекомых?

Рекомендуем посмотреть:

Лето в ДОУ

Сценарии летних праздников в ДОУ

Летние игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры про цветы для детей дошкольников 5-7 лет в детском саду

Про лето для дошкольников

Виктория Ивановна Климова # 6 июня 2016 в 18:58 +2
Добрый вечер, приятно видеть такой содержательный материал по теме,молодцы, постарались раскрыть ее со всех сторон,задеты все области,мы как раз сейчас с нашими детьми проходим данную тему, многое из ваших разработок уже использовали в своей работе. Интересен метод организации работы в форме творческих мастерских, большое количество дидактических игр.
Татьяна Владимировна Митроченко # 19 июня 2016 в 09:25 0
В данном материале собрано все, что нужно для ознакомления детей с миром насекомых. Полезная копилка игр, загадок, вопросов и заданий. Очень нужный материал! Спасибо!
Ирина Анатольевна Мальцева # 9 сентября 2016 в 21:53 0
Интересный, содержательный материал. Проделана большая работа по подбору материала.Я бы еще добавила информацию про пауков, хоть к насекомым они и не относятся. Но именно их многие дети пытаются уничтожить если увидят.