Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста

Методы выявления познавательных интересов у старших дошкольников

Выделяя методы выявления познавательных интересов, мы исходим из сложившегося на практике понимания интереса как сложного интегрального образования, базирующегося на избирательной направленности человека на объекты и явления окружающего мира и выражающегося в стремлении личности к определенным видам деятельности.

Интерес как динамическая структура не может быть постоянным, стабильным. Он изменяется под воздействием как внешних, так и внутренних причин. Внешние определяются как условия организации деятельности детей, под внутренними причинами понимаются их стремления, желания и склонности. Поэтому методика выявления познавательных интересов направлена на изучение внутренних и внешних предпосылок к возникновению интереса у старших дошкольников, среди которых выделяются имеющиеся знания в определенной области, отношение к занятиям, созданные условия организации деятельности детей. Слова «занятие», «заниматься» употребляются нами не как слова, обозначающие регламентированную деятельность ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а как слова, означающие любые действия ребенка в той или иной области познания.

В контексте изложенного предпринятое нами исследование включает решение следующей задачи: определить методы выявления познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования можно использовать следующие методы: индивидуальная беседа с детьми, наблюдение за дошкольниками в процессе занятий и самостоятельной деятельности, метод парных сравнений, беседа с воспитателями, анкетирование родителей. На наш взгляд, эти методы применимы для выявления познавательных интересов в любой области. Остановимся на обзоре содержания методов исследования, исходя из структуры познавательного интереса. Так, для характеристики эмоционального компонента могут быть применимы методы: индивидуальная беседа с детьми, беседа с воспитателями, анкетирование родителей, метод «парных сравнений». Для характеристики интеллектуального компонента в структуре интереса можно использовать метод диагностирования уровня знаний, умений и навыков дошкольников в определенной области, частично — метод наблюдений за детьми на занятиях и в самостоятельной деятельности. Охарактеризовать волевой компонент можно, применяя метод наблюдений за детьми на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Остановимся на обзоре содержания методов, которые могут быть применены для выявления познавательного интереса дошкольников к тому или иному предмету (предметом в данном случае мы будем называть область знаний, интерес к которой может формироваться).

Первое проявление интереса — эмоционально-окрашенное отношение ребенка к определенному виду деятельности, возникающее как эпизодическое переживание, основанное на содержании материала и способе его преподнесения в конкретной ситуации. Именно поэтому прежде всего следует применять метод индивидуальной беседы для определения любимых занятий в детском саду, места среди них определенного занятия, исходя из области познания. Кроме того, метод беседы дает возможность получить материал для последующего анализа и конкретизации. Применение этого метода в изучении интересов дошкольников обусловлено и их возрастными особенностями. В качестве примера приводим вопросы беседы, направленные на выявление интереса к математике.

• Чем ты любишь заниматься в детском саду? Почему? — полученный ответ позволяет выявить любимые занятия, место среди них занятий по математике.

• Любишь ли заниматься математикой? — поставленный вопрос предполагает определение положительного или отрицательного отношения к занятиям по математике.

• Что мы делаем, когда занимаемся математикой? — задавая этот вопрос, можно выявить представления детей о том, что они вкладывают в понятие «математика», а это, в свою очередь, позволяет определить, насколько адекватными могут быть представления дошкольников об этом понятии.

• Чем именно тебе нравится заниматься на занятиях математикой? — этот вопрос позволяет определить наиболее привлекательное содержание и виды математической деятельности с точки зрения детей дошкольного возраста.

• Чем тебе не нравится заниматься на занятиях математикой? — поставленный вопрос предполагает выявление непривлекательного содержания и видов математической деятельности, осмысление ребенком собственной позиции и отношения к определенным ее видам.

• Какие задания по математике тебе запомнились? Что там было интересного? — ответ на данный вопрос свидетельствует о том, надолго ли остаются в памяти детей занятия по математике и с чем это связано.

• Ты дома занимаешься математикой? Как ты занимаешься? Что делаешь? — заданный вопрос предполагает выявление наличия взаимосвязи между занятиями по математике в дошкольном образовательном учреждении и дома.

Для определения отношения к растениям в индивидуальной беседе с детьми могут быть заданы следующие вопросы.

• Тебе нравятся растения? Какие? Почему?

• А еще какие растения ты знаешь?

• Назови комнатные, лекарственные растения, которые ты знаешь?

• Какие растения живут в лесу? На лугу? В цветнике?

• Назови растения, которые изображены на картинках?

• Можно ли сказать, что растения живые? Почему?

• Как ты считаешь, для чего растениям нужны корни, листья, цветы?

• Как ты считаешь, что нужно растению, чтобы оно могло жить? Что для этого может сделать человек?

• Для чего растения нужны на земле?

• Откуда ты узнаешь о растениях?

• Какие сказки о растениях ты знаешь?

• Что бы ты хотел (а) узнать о растениях?

Для подтверждения объективности ответов детей и для определения познавательных проявлений интереса можно провести анкетирование родителей, в ходе которого они отвечают на вопросы.

• Интересуется ли Ваш ребенок (называется предмет), например, математикой? В чем это проявляется?

• Проводится ли в семье работа по развитию интереса (называется предмет), например, к математике?

• Если да, то каким образом и кем эта работа проводится?

Ответы свидетельствуют об отношении родителей к интересам детей, о проведении специальной работы в семье по формированию интереса детей к математике; выявляется, что или кто побуждает ребенка заниматься дома — родители, старшие братья, сестры — или дошкольники проявляют собственное непосредственное желание заниматься этой деятельностью.

Метод беседы с воспитателем помогает получить данные о каждом ребенке: наличие у него способностей, склонностей к определенной деятельности; проявление интереса к ней на занятиях и вне их. Беседа с воспитателем проводится на основании следующих вопросов.

• Есть ли в группе дети, интересующиеся (называется предмет), например, экологией? Сколько их? Кто?

• В чем это проявляется на занятиях по экологии, вне занятий?

• Какие методы и приемы используете для поддержания интереса детей?

Говоря еще об одной особенности познавательного интереса — его устойчивости — следует понимать относительность этого понятия. Объективными критериями устойчивости интереса к определенному предмету дошкольников будут предпочтение данному виду деятельности, проявление любознательности.

Для определения степени устойчивости интереса рекомендуем использовать метод «парных сравнений». Составляется десять сочетаний по три вида занятий в каждом, например:

• музыкальное, математика, лепка;

• аппликация, лепка, физкультурное;

• математика, рисование, аппликация;

• рисование, физкультурное, лепка;

• рисование, физкультурное, математика;

• музыкальное, аппликация, физкультурное;

• рисование, музыкальное, математика;

• музыкальное, лепка, аппликация;

• математика, лепка, физкультурное;

• музыкальное, рисование, аппликация.

Поскольку нас интересует отношение детей к занятиям в той или иной области (например, к музыкальным занятиям), то любой вид деятельности дается во всех возможных сочетаниях. Чтобы не акцентировать на нем внимание дошкольников, включаем и такие сочетания, в которых не содержится музыкальное занятие. Все виды занятий, в том числе и музыкальные, повторяются пять раз. Работа проводится индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагается назвать одно занятие из предложенных в сочетании, которое ему больше всего нравится. Выбранное занятие экспериментатор подчеркивает. На основании обработки полученных данных можно выделить следующие уровни:

• нулевой — нет ни одного выбора занятия в определенной области (например, музыкального);

• низкий — один раз отдают предпочтение музыкальному занятию;

• средний — осуществляют два-три выбора занятия;

• высокий — четыре-пять предпочтений музыкального занятия. Один из показателей наличия интереса — уровень знаний, умений и навыков в определенном виде деятельности. Это важнейшее обстоятельство, обеспечивающее воспитание познавательного интереса. Только на определенном уровне накопления предварительных знаний, умений и навыков можно осуществлять работу по воспитанию познавательного интереса. С целью выявления уровня знаний, умений и навыков может быть проведено диагностирование в соответствии с разделами программы в какой-либо области знаний. Так, например, для определения уровня математических представлений старших дошкольников могут быть предложены задания, описанные далее.

Цель первого задания: установить, умеют ли дети считать большие и маленькие предметы в разном и одинаковом количестве, сравнивать числа между собой. Экспериментатор раскладывает предметы в форме числовой фигуры, предлагает сосчитать и назвать, где больше, где меньше, каких предметов поровну, какое число больше, меньше и на сколько.

Во втором задании предлагается расположить предметы в ряд: елочки от самой высокой до самой низкой; дорожки — от самой широкой до самой узкой; ступеньки лесенки — от самой короткой до самой длинной (по каждому параметру десять предметов) и назвать их величину. Цель этого задания: выяснить, умеют ли дети составлять сериационный ряд, понимают ли они закономерность, лежащую в основе построения ряда, правильно ли используют в речи понятия величины.

Третье задание дает возможность проверить умение детей сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки, равной одному из предметов. Дошкольники выполняют задание на сравнение длины и ширины крышки стола с помощью условной мерки.

Дети старшего дошкольного возраста могут различать и называть геометрические фигуры. Для выявления этого умения в четвертом задании предъявляются по одной фигуре (прямоугольник, квадрат, треугольник), предлагается назвать все имена геометрической фигуры и определить равенство или неравенство длины сторон фигур с помощью условной меры.

Цель пятого задания: определить умение различать форму предметов. Дошкольникам нужно назвать предметы круглой, треугольной, четырехугольной формы.

Выполнение шестого задания выявляет умение ориентироваться на плоскости листа. Детям предлагается на листе бумаги составить узор из геометрических фигур на основании предложенной инструкции.

Седьмое задание направлено на выявление умения детей определять части суток, дни недели, месяцы года. Для этого им предлагается на основе использования наглядного материала (модели «Части суток», «Дни недели», «Календарный год») определить, назвать (части суток, дни недели, месяцы года) и обосновать свой выбор.

Для характеристики действенности, одной из особенностей познавательного интереса, может быть использован метод наблюдений занятий. Кроме того, это один из методов исследования, помогающий вскрыть некоторые особенности проявлений у детей интереса к той или иной области познания, характеризующих познавательную активность и наличие волевых усилий, изучить методы и приемы, применяемые воспитателем с целью его стимуляции. Наблюдение дает возможность собрать факты в их взаимосвязи, получить объективные данные об особенностях проявления интересов у каждого ребенка и определенной группы детей.

В ходе наблюдения за детьми во время занятий по определенному разделу внимание может быть обращено на следующие моменты.

• Сосредоточенно ли дети занимаются? При каких условиях? — определяется, какие условия необходимо создавать, чтобы дошкольники проявляли внимательность, сосредоточенность.

• Всегда ли выполняют задание воспитателя? При каких условиях? — выявляется, с чем связана исполнительность ребят.

• Задают ли вопросы воспитателю на занятии и после него? Какого характера эти вопросы? — обнаруживается, возникают ли вопросы у детей по собственной инициативе, каковы их содержание, глубина.

• Каковы эмоциональные проявления, связанные с интересом к занятию, и когда проявляются? — определяются позитивные и негативные эмоции, причины их появления.

С целью уточнения предпочтений детей тому или иному виду деятельности в дошкольном образовательном учреждении осуществляется наблюдение за детьми и вне занятий, т.е. в самостоятельной деятельности. В ходе наблюдения выясняется следующее.

• Какой вид деятельности предпочитают?

• Используют ли знания (в определенной области) в играх? Как часто?

• Где хранится материал, и работают ли с ним дети?

Такого рода наблюдения позволяют определить, любят ли дети заниматься (определенным предметом) вне занятий, находят ли практическое применение в повседневной жизнедеятельности знания, полученные в процессе занятий, и какие условия создает воспитатель для самостоятельной деятельности детей (в определенной области). Устойчивость интереса к тому или иному виду деятельности проявляется в постоянном стремлении ребят заниматься этой деятельностью, применять имеющиеся знания и умения в сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических играх, в других видах деятельности.

Данные, полученные с помощью разных методов изучения интереса к тому или иному предмету познания, сравниваются, взаимодополняются, конкретизируются, что дает возможность определить обобщенные показатели и критерии уровней развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста (табл.).

Показатели и критерии уровней развития познавательного интереса

Показатели

Критерии уровней

высокий

средний

Низкий

1

2

3

4

Эмоциональные проявления

Ярко выражает положительное эмоциональнопознавательное отношение к предмету познания

Проявляет эмоционально-познавательное отношение к некоторым видам определенной деятельности

Демонстрирует эпизодическое эмоциональнопознавательное отношение к отдельным заданиям

Проявляет увлеченность, эмоциональный подъем, выразительность речи, мимики

Показывает оживленность, увлеченность

Обнаруживает безразличие к деятельности

Проявления, характеризующие интеллектуальную активность

Выражает любознательность. Задает много вопросов (чаще продуктивного характера), проявляет интерес к наглядному материалу

Проявляет любопытство к некоторым занятиям и видам наглядного материала. Иногда задает вопросы (чаще репродуктивного характера)

Проявляет любопытство к отдельным заданиям, яркому наглядному материалу. Вопросы не задает

Активно и правильно отвечает на вопросы

Если спрашивают его лично, отвечает на вопросы, но не всегда точно

Пассивен, отвечает на некоторые вопросы с помощью воспитателя

Самостоятельно выполняет задания

Выполняет задания с незначительной помощью взрослого

Все задания выполняет только при поддержке взрослого

Окончание табл.

1

2

3

4

 

Проявляет инициативу в решении творческих задач

Творческие задания выполняет с помощью воспитателя

Не способен решать творческие задания

Систематически использует знания, умения и навыки в разнообразных видах деятельности

Эпизодически применяет знания, умения и навыки в других видах деятельности

Не использует знания, умения и навыки в иных видах деятельности

Самостоятельно применяет знания, умения и навыки

Использует знания, умения и навыки при незначительном напоминании воспитателя

Применяет знания, умения и навыки только по подсказке и при помощи воспитателя

Самостоятельно занимается определенным предметом дома

Занимается дома при напоминании и помощи со стороны взрослого

Не занимается дома

Имеет высокий уровень знаний, умений и навыков, стремится узнавать еще больше

Имеет средний уровень знаний, умений и навыков

Имеет низкий уровень знаний, умений и навыков

Проявления волевых усилий в деятельности

Способен к длительному сосредоточению в деятельности, отвлечений нет

Сосредоточен в деятельности, бывают единичные отвлечения

Слабая сосредоточенность в деятельности, частые отвлечения

Уверен в своих силах

Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении новых заданий

Проявляет неуверенность в своих силах

Стремится самостоятельно преодолевать трудности

Затруднения преодолевает при побуждении взрослого

Преодолевает трудности с помощью воспитателя

На основе показателей, разработанных нами, может быть выделено три уровня познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий. Дадим характеристику этих уровней на примере таких областей знаний, как математика, мир растений. Прежде всего охарактеризуем уровни познавательного интереса к математике.

К высокому уровню отнесены дети, у которых проявляется устойчивый интерес к математике, выражающийся в ярких эмоциональных реакциях, большой увлеченности математической деятельностью. Для них характерны высокая познавательная активность, самостоятельность, систематическое использование математических знаний в разнообразных видах деятельности, высокий уровень математических знаний и умений. Дошкольники способны к длительному сосредоточению в деятельности, уверены в своих силах, стремятся самостоятельно преодолевать трудности.

Участники эксперимента, отнесенные к среднему уровню, проявляют чаще всего неустойчивый интерес к математике. Их математическая деятельность, протекающая на фоне эмоциональной оживленности, нуждается в стимулировании со стороны воспитателя. Для них характерно проявление любопытства к некоторым заданиям и отдельному наглядному материалу, эпизодическое использование математических знаний в других видах деятельности, наличие среднего уровня знаний и умений. Они сосредоточены в деятельности, но не всегда уверены в своих силах.

К низкому уровню мы относим тех, кого увлекают только отдельные задания, другие выполняются ими пассивно, без желания и только по указанию взрослого. Они не используют математические знания в других видах деятельности, имеют низкий уровень математических знаний, слабо сосредоточены в деятельности, часто отвлекаются, не уверены в своих силах.

Кроме того, могут быть выявлены дошкольники, у которых вообще отсутствует интерес к математике.

Далее представляем характеристики уровней познавательного интереса детей к миру растений.

К высокому уровню относятся дети, обладающие достаточно высоким уровнем представлений о строении растений, признаках как живых организмов, условиях жизни, о значении растения в жизни на планете; называют и узнают на картинках не менее 15 видов растений, свободно классифицируют их по группам (комнатные, лекарственные, растения луга, леса, цветника); прослеживается многоканальность в источниках знаний о растениях: наблюдение, чтение научно-популярной и художественной литературы (воспитателем), аудио-, видеосредства, устные рассказы; проявляют явный и разносторонний интерес к новой информации о растениях и готовность к ее восприятию; в уходе за растениями проявляют наблюдательность, целеустремленность, инициативность, хорошо сформированные умения.

К среднему уровню относятся дети, представления которых о растениях несколько ограничены, дети называют и узнают не менее девяти растений, называют только основные их признаки как живых организмов (рост, размножение), затрудняются в классификации растений по группам и определении значения растений в жизни на планете; в качестве основных источников информации выступают наблюдения, труд в уголке природы, рассказы воспитателя; проявляют эпизодический интерес к информации о растениях, редко задают вопросы, касающиеся мира растений, не всегда проявляют готовность к усвоению новой информации; обязанности по уходу за растениями в основном выполняют под непосредственным руководством взрослого.

К низкому уровню относятся дети, которые называют не менее девяти растений, но узнают на картинках и называют не более пяти, испытывают затруднения в определении растения как живого организма, затрудняются в классификации растений, не понимают значение растений в жизни планеты; основную информацию о растениях получают из рассказов воспитателя и фронтальных наблюдений, интереса к новой информации о растениях и готовности к ее усвоению не проявляют, могут безответственно относиться к уходу за растениями.

На основании описанных выше методов можно охарактеризовать познавательный интерес дошкольников как ситуативный, эпизодический, неустойчивый, неактивный, неглубокий. Указанные особенности интереса, с нашей точки зрения, формируются спонтанно, а не в процессе содержательной, организованной деятельности, которая может способствовать воспитанию активного, глубокого, достаточно устойчивого познавательного интереса у старших дошкольников. Вопрос о создании условий для формирования такого интереса рассмотрен далее.

Автор: Вахрушева Людмила Николаевна

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников

Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста

Нет комментариев. Ваш будет первым!