Конспект НОД для детского сада по теме: «Наши руки»

Автор: Пикалова Надежда Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201», г. Оренбург

Образовательная область «Здоровье»

Возраст: 3 – 5 лет.

Конспект НОД по теме: «Наши руки»

Цель:

- формировать познавательный интерес к  человеку, дать детям элементарные представления о том, что руки – это важная часть  человеческого тела

Задачи:

Образовательная:

- расширять представления детей о значении рук в жизни человека

- закреплять названия частей руки: ладошка, кулак, локоть

- закреплять знания детей о действиях, выполняемых руками – трогает, берет, дает и т.д.

- продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования – рисование ладошкой

Воспитательная:

- воспитывать в процессе общения доброжелательность друг к другу, умение сотрудничать и сопереживать

- продолжать учить детей вежливому обращению к взрослым и  друг к другу

- учить детей выслушивать друг друга, не перебивать при разговоре

- воспитывать  интерес к изучению своего тела, бережное и заботливое отношение к своему телу 

- закрепить с детьми гигиенические навыки – правила при мытье рук

- учить детей быть аккуратными при работе с красками

Развивающая:

- развивать способность устанавливать взаимосвязи между предметами

- развивать двигательные навыки, мелкую моторику

- развивать внимание, логическое мышление

Оборудование:

мешочек из ткани, небольшие предметы различной формы, выполненные из разного материала, предметы детской одежды – две юбки, две футболки, две ленты или два эластичных бинта, две тонкие дощечки 30-35см диной, 5-7см шириной, эластичный бинт или лента с липучкой (для фиксации локтевого сустава), карточки «Берегите ваши руки», два силуэта ладони («грустная» и «веселая»),  магнитная доска, магниты, кукла  «Незнайка, краски, ватман.

Содержание:

Воспитатель предлагает детям сыграть в игру «Пузырь».

Раздается стук в дверь, в группу заходит Незнайка.

Воспитатель: «Ребята, подойдите скорее сюда, смотрите, кто к нам пришел?»

Дети: «Это Незнайка».

Воспитатель: «Давайте поздороваемся с Незнайкой. Как это можно сделать?»

Дети: «Сказать «Здравствуйте», «Доброе утро», можно подать и пожать друг другу руки»

Воспитатель: «Давайте сегодня мы поздороваемся так – встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем «Здравствуйте». (Дети здороваются с Незнайкой)

Воспитатель: «Незнайка, а что у тебя в руках?»

Незнайка:  «Это -  «Чудесный мешочек». Он волшебный.  В нем лежат игрушки. Мне так хочется узнать, какие игрушки в нем?  А вам интересно?  Тогда помогите мне»

Дети подходят к мешочку, «угадывают» предметы на ощупь, вытаскивают их.

Воспитатель: «Ребята,  в мешочке было много игрушек, они такие разные. Скажите,  как вы узнали какие игрушки лежали в мешочке, с помощью чего? Ведь их не было видно» (Ответы детей).

Воспитатель подводит итог – «Вы потрогали предметы, спрятанные в мешочке,  руками. С помощью руки вы определили форму предмета, его поверхность. Это руки помогли определить, что лежит в мешочке»

Незнайка:  «Значит,  руки – это наши помощники»

Воспитатель: «Давайте поближе познакомимся с нашими помощниками.

Покажите ваши руки» (Выполняются практические упражнения):

- хлопните в ладоши

- погладьте свой животик

- спрячьте руки за спину

- дотроньтесь до своей спины

- дотроньтесь до спины своего соседа

- погрозите пальчиком

- поднимите руки перед собой

- достаньте ладошками до пола

- сожмите ладошку в кулачок

- пошевелите пальчиками

Незнайка: «А зачем  всем людям руки?»

Дети читают стихи:

1. Ручки могут все достать,

Можно в ручках подержать

И игрушку, и травинку,

И тяжелый стул за спинку.

 

2. Можно ручками махать

Можно в кубики играть,

Рисовать, копать песочек,

Хлеба отломить кусочек.

 

3. Даже капельки из тучки

Поймать сумеют наши ручки.

И мягкую вскопают грядку,

Чтоб посадить горошек сладкий.

Воспитатель: «Молодцы, ребята. Незнайка, теперь тебе понятно, зачем нужны руки?  Ребята, посмотрите на ваши руки. Дима, сколько у тебя рук? А у тебя, Лера, сколько рук? Полина, скажи, а сколько рук у Оли? (ответы детей).  Правильно у каждого из вас и у тебя, Незнайка, по две руки»

Незнайка: «Подумаешь, две, только мешаются. Мне бы и одной хватило – смотрите, шляпу снять и надеть могу, кушать тоже и дверь открыть и с вами поиграть… (щекочет детей)»

Воспитатель: «Ребята, а может Незнайка прав, может, действительно, нам хватило бы и одной руки, а другая рука – лишняя, как вы думаете? (ответы детей).  Давайте, проверим»

Проводится опыт «Значение рук» -  вызвать двух девочек и двух мальчиков, один ребенок из пары надевает вещь (девочки – юбку, мальчики – футболку) при помощи обеих рук, а другой – при помощи одной руки (вторая рука фиксируется при помощи ленты к телу).

Воспитатель и дети сравнивают результаты: «Посмотрите, кто быстрее оделся, а кому было легче это сделать? А кому было трудно, почему? Значит, обе руки важны для нас одинаково. Поэтому относиться к ним надо бережно»

Незнайка: «Как это, бережно?»

Воспитатель: «Сейчас все поймешь, Незнайка. Давайте, ребята, объясним Незнайке, что для наших рук хорошо, а что плохо?»

Проводится игра «Хорошо – плохо».

На магнитную доску с одной стороны прикрепляется силуэт с «веселой» ладошкой, с другой стороны – силуэт с «грустной» ладошкой. Взрослый показывает детям карточки (из набора «Берегите ваши ручки») -  Кто нарисован на картинке? Правильно или нет делают дети на картинке? Почему? Хорошо или плохо это для рук? – затем карточка при помощи магнита прикрепляется  рядом с соответствующей ладошкой на доске.      

Воспитатель подводит итог: «Беречь руки – значит не трогать острые и горячие предметы, чтобы не пораниться и не обжечься, держать руки в чистоте, когда холодно – обязательно надевать варежки. А чтобы руки были сильными, их надо тренировать»

Незнайка: «Вот это да! А как тренировать руки? Что надо делать?» (ответы детей)

Воспитатель: «Ну конечно, нужно делать зарядку. Ребята, давайте покажем Незнайке несколько упражнений»

Дети  вместе с Незнайкой выполняют упражнения по показу взрослого:

На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз!

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками.

(одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки)     

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать!

(руки к плечам, вращение вперед и назад)

Руки ставим перед грудью,

Поворачиваться будем.

Там стена, а там окно,

Это знаем мы давно.

(руки перед грудью, повороты корпуса вправо и влево)

Ручки потянули вверх,

Словно там висит орех.

(потягивания – руки вверх)

Тянем в стороны потом,

Словно обнимаем дом.

(потягивания – руки в стороны)

Наклоняемся пониже.

Ну-ка, руки к полу ближе!

(наклоны вперед)

Руки в боки. Улыбнись.

В стороны ты наклонись.

(наклоны в стороны)

Вот и все. Конец зарядки.

Молодцы вы все, ребятки.

Незнайка: «Ух, натренировал руки. Хорошо еще, что руки могут сгибаться! Вот согнешь руки, и идешь вперед, а если кто мешает на дороге – того локтями  распихиваешь»

Воспитатель: «Незнайка, опять ты все путаешь. Локтями толкаться невежливо, правда, ребята? Если хочешь пройти, что нужно сделать?  (вежливо попросить, чтобы тебя пропустили). Локти – это очень важная часть наших рук. С их помощью руки могут сгибаться и разгибаться. А вот почему это важно, мы тебе сейчас покажем»

Проводится опыт: «Значение локтевого сустава» -  вызывается два ребенка, у одного из них фиксируется локтевой сустав. Детям дается задание - поднести ложку ко рту, почесать ухо или погладить животик, надеть шапку, застегнуть пуговицу на рубашке и т.д.

Затем воспитатель вместе с детьми сравнивает результаты: «Кто справился с заданиями, а кто не смог их выполнить? Как вы думаете, почему? Можно выполнить задания, если рука не сгибается, или  нельзя?»

Незнайка: «Вот это да!»

Воспитатель: «Не удивляйся, Незнайка, наши руки могут очень много. Мы можем даже стихи рассказывать с помощью рук!»

Двигательная пауза – дети и Незнайка выполняют движения по тексту стихотворения по показу воспитателя:

Наши руки – это волны

Ветер гонит их вперед.

Наши руки – крылья чаек,

Небо их к себе зовет.

Наши руки – рыбки в море,

Плавают туда - сюда.

Наши руки – это крабы,

Разбежались кто куда.

Незнайка: «Здорово у нас получилось, а что еще удивительного могут сделать руки?»

Воспитатель: «Руки могут сделать подарок. Ребята, сделаем для Незнайки подарок? Наш Незнайка живет в Цветочном городе и очень любит цветы, давайте подарим ему красивый букет цветов»

Незнайка: «Но сейчас уже не найдешь на улице ни одного цветочка!  Не понятно, почему?»

Воспитатель: « Ребята, а как вы думаете, почему сейчас цветы не растут? (потому что наступила осень, и цветы завяли) Правильно, но ты, Незнайка,  не расстраивайся, нам опять помогут наши ручки – мы нарисуем тебе букет ладошками»

На доску вывешивается заготовка для коллективной работы «Букет для Незнайки», на столы ставятся тарелочки с краской.

Воспитатель приглашает детей к столу, предлагает опустить ладошку в краску и оставить отпечаток.

Незнайка (кричит): «Стойте, стойте, не делайте этого! Вы же запачкаете руки красками!»

Воспитатель: «Ребята, вы боитесь испачкать руки красками? Почему?» (руки можно вымыть) Конечно, Незнайка, мы просто вымоем потом руки, вот и все. Хочешь, давай рисовать вместе с нами»

Незнайка (грустно):

Мне очень хочется порисовать ладошками, но

Я не знаю, как мне быть,

Не умею руки мыть!

Воспитатель: «Ребята, расскажем Незнайке, как надо мыть руки.  Посмотрите, на карточки – Лера, что надо сделать сначала? Какую карточку мы поставим первой? (Лера выбирает нужную карточку) Эллина, а что надо делать  потом? Какую карточку мы поставим второй? (дети перечисляют порядок действий при мытье рук, выстраивая при этом в ряд соответствующие карточки)»

Воспитатель: «Вот видишь, Незнайка, мыть руки совсем несложно»

Незнайка: «Тогда, давайте рисовать»

Дети выполняют работу – ладошками «печатают» цветы, Незнайка тоже «печатает» вместе с детьми.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, такой красивый букет получился. А тебе, Незнайка, нравится?»

Незнайка: «Мне очень нравится, спасибо, ребята»

Воспитатель: «А теперь пойдемте мыть руки. Сейчас, Незнайка, ты посмотришь, как моют руки наши ребята»

Дети вместе с воспитателем и Незнайкой моют руки, воспитатель еще раз проговаривает действия, которые выполняются при мытье рук.

Незнайка (разглядывает свои ладошки): «И, правда, мои руки совсем чистые. А ваши? Покажите мне ваши руки»

Дети показывают Незнайке свои руки, Незнайка благодарит детей, говорит, что еще придет к ним.

В конце занятия воспитатель подзывает детей к себе и предлагает поиграть в игру «Руки в стороны»: дети вместе с воспитателем выполняют задания в соответствии со словами стихотворения:

Руки в стороны, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Дополнительный материал по теме:

➣ игра «Чудесный мешочек» - определить, что находится в мешочке, не заглядывая в него, на ощупь.

➣ пальчиковые игры

➣ игровое упражнение «Кто быстрее наденет…» - упражнение выполняется в парах. Один ребенок надевает вещь при помощи обеих рук, а другой – при помощи одной руки. Результаты сравниваются

➣ чтение: стихотворения  «Руки» Н. Кнушевицкой, «Мои руки» Э. Мошковской, «Руки могут все достать…» С.Волкова, потешки «Ручки спляшите разок…»,  «Вымоем ручонки…», «рукавички новые…», К.Женэ «Руки человека», В. Лунин «Сами и само», загадки

➣ рассматривание иллюстраций – карточек «Берегите ваши руки»

➣ гигиенические процедуры (мытье рук)

➣ игра «На что похоже» - показать детям силуэт ладони, спросить: на что это похоже?  (варианты: рыбка, осьминог, птица и др.) – способствовать развитию воображения

➣ игра «Почини варежку» - детям предлагаются варежки (из цветного картона), которые прохудились (дырки в виде разных геометрических фигур) – их надо починить, подобрав подходящую по цвету, размеру и форме заплатку.

➣ Эксперимент: Представьте, что у нас нет рук, как можно есть конфету без рук – руки за спину, конфета на столе. Попробовать съесть конфету (вызвать 2-х детей). Вывод: Руки важны в нашей жизни. Поэтому относиться к ним надо бережно и тренировать их силу.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

Конспект НОД по лепке в 1 младшей группе детского сада

Конспект НОД по познавательному развитию для средней группы

Конспект НОД для старших дошкольников на тему «У кошки новоселье»

Конспект НОД во второй младшей группе по валеологии

Нет комментариев. Ваш будет первым!