Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы

Автор: Суханова Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ  «Центр развития ребенка - детский сад «Ивушка», Республика Хакасия, город Абакан.

Тема: пересказ хакасской народной сказки «Ленивый мальчик и синичка».

Задачи:

Образовательные: учить детей передавать содержание сказки последовательно, выразительно, с использованием слов и выражений из текста, совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие: совершенствовать навык пересказа, развивать монологическую и диалогическую речь, речевой слух, память, мышление, художественное восприятие и эстетический вкус, мелкую моторику руки.

Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, чувство взаимопомощи.

Оборудование: книги-сказки, карточки с буквами, листы бумаги для оригами, пооперационные карты изготовления поделки синички в технике оригами.

Предварительная работа: чтение народных сказок, изготовление птиц в технике оригами.

Словарь: наперсток, осока.

Содержание непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент

Дети делятся на две команды, у каждой набор букв (с к а з к а). Предлагается детям составить слово из них.

- Сколько букв в вашем слове? (5)

- Сколько слогов?  (2)

- Сколько гласных букв?  (2)

- Сколько согласных?   (3)

- А какие вы знаете сказки? 

- А кто может быть автором сказки?   (писатель, поэт, народ)

- Очень много вы знаете сказок. Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой – хакасской народной сказкой «Ленивый мальчик и синичка».

2. Чтение хакасской народной  сказки

Ленивый мальчик и синичка

Ленивый мальчик сидел на берегу реки.

Мальчику было жарко. Его тянуло в воду. Но было лень раздеваться. Больше того, лень было двигаться с места.

— Ох, как жарко!— вздыхал мальчик.— Искупаться бы теперь. В воде, наверно, хорошо-хорошо!..

Услышала это синичка, сидевшая на ветке, склонила голову и посмотрела вниз на мальчика.

— Искупайся, друг мой,— посоветовала она.— Ведь тебе никто и ничто не мешает.

— Да, хорошо тебе говорить «искупайся»,— обиделся мальчик.— А если я утону?

— Держись за осоку, что растет на берегу,— сказала синичка и спрыгнула на ветку пониже.— Вот за эту осоку.

— Да, хорошо тебе говорить «держись за осоку»... А если я руку порежу?

— Надень кожаные рукавицы,— продолжала советовать синичка.

— Да, кожаные рукавицы... А если они промокнут?

— Ты их на солнце высушишь.

— Я высушу, а они порвутся.

— Ну, если порвутся, ты их починишь,— не унималась синичка.

— Ты научишь...— обиделся мальчик.— Начну починять да уколю себе палец...

— А ты надень наперсток...

Мальчик рассердился. Такая маленькая, совсем незаметная птичка, а смеется над ним! Он схватил камень.

— Сейчас я тебя проучу...

Но в это время ноги его поскользнулись, и он упал в реку.

Синичка улетела.

Мальчик вылез из воды и лег на солнечную полянку. Он лежал и долго ругал синичку за то, что ему приходится сушить на себе мокрую одежду.

А синичка летала по кустам и посмеивалась над ним.

3. Беседа по сказке

- На кого  из героев этой сказки вы хотели бы походить? Почему?

- Как вы понимаете слово ленивый? Лень?

- А может быть вам какие-то слова показались незнакомыми?  (осока, наперсток –объяснить)

- А почему мальчик не купался?   (боялся утонуть)

- Что предлагала ему синичка?   (держаться за осоку)

- Какие отговорки находил мальчик на предложения синички?    (руку порежу, рукавицы промокнут, палец уколю)

- А как мальчик все-таки оказался в воде?     (поскользнулся, когда кидал камень в птичку)

- Как еще можно назвать мальчика в этой сказке?  Почему?   (глупый)

- Можно сказать, что мальчик был наказан за свою лень и глупость?

- А какие вы еще знаете сказки, где герои были наказаны за свою лень?

4. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ

* Пересказ сказки по ролям.

* Пересказ сказки одним ребенком.

5. Динамическая пауза

Скачет шустрая синица,          Дети прыгают на двух ногах.

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.          кружатся

Вот присела на минутку,         приседают

Почесала клювом грудку,         наклоняют голову к груди

И с дорожки — на плетень,        присаживаются на стульчики

Тири-тири, тень-тень-тень.      взмахи кистями рук

6. Изготовление поделки «Синичка» в технике оригами

- Кто из двух героев вам понравился больше? (ответы детей)

- Раз многим из вас понравилась синичка – мы ее и сделаем. Но делать вы будете самостоятельно, ориентируясь на пооперационную карту.

- Мы уже делали подобные поделки (воробья, снегиря), так что в прочтении карт и изготовлении поделок, я думаю, затруднений не будет.

Фигурка синички

( Базовая форма «треугольник»)

1.  Согните квадрат двухцветной бумаги так, чтобы черный цвет оказался снаружи. Перегните получившийся треуголь­ник пополам (1).

2.  Согните верхний угол вниз, захватывая один слой бумаги (2).

3.  Согните поделку пополам. Поверните работу (3).

4.  На маленьком треугольнике вогните угол так, что­бы он был виден (4).

5.  С двух сторон поднимите углы-крылья (5).

6.  Сделайте надрез. Уберите части, расположенные ниже надреза, внутрь фигурки (6).

7.  Проверьте результат (7).

Пооперационная карта  изготовления синички в технике оригами

7. Итог занятия

- Вы знаете много пословиц и о труде, и о лене.

- В конце занятия я хочу подарить вам хакасскую пословицу о труде.

«Без труда и шапку не снимешь».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе детей компенсирующей направленности «В гостях у Зимы»

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

План-конспект НОД в подготовительной группе

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы

Конспект НОД с элементами нетрадиционных видов гимнастик в подготовительной группе по образовательной области «Физическая культура»

Клара Дильмухамедовна Маркова # 31 января 2014 в 23:05 0
Грамотный и полезный конспект ,который поможет практикам без особых затрат времени провести полноценное занятие в подготовительной группе. Занятие будет способствовать развитию  связной речи ,мелкой моторики , образного мышления. Спасибо ! Успехов Вам!
Наталья Николаевна Изосимова # 9 ноября 2014 в 17:45 0
Очень хороший конспект занятия.Грамотно составлен.Спасибо вам Наталья Ивановна.
Наталья Викторовна Карло # 1 января 2015 в 17:20 0
Наталья Николаевна! Вы нашли замечательную сказку! И содержание прекрасное, а главное, для логопедических детей - короткие фразы в диалогах, но в то же время - разнообразие ответов и возможных вариантов обыгрывания. И инсценировать можно, и над выразительностью речи поработать. А продолжение занятия - конструирование, практическое воплощение одного из образов - очень ценный приём, особенно в работе с логопатами. Спасибо за хороший конспект.
Елена Юрьевна Лаврова # 18 сентября 2015 в 12:21 0
Большое спасибо за конспект. Понравилась интеграция образовательных областей "Речевое развитие" и "Художественное творчество". Деятельность четко структурирована,соответствует возрасту детей.
Елена Николаевна Бобрай # 23 апреля 2016 в 21:03 0
Спасибо большое за такое увлекательное интегрированное занятие. Весь материал в занятии познавателен, интересен и грамотно подобран. С удовольствием воспользуюсь вашим материалом.